О предопределении и свободе выбора

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Прочее
Ерунда, если бы вы наблюдали когда-нибудь за собой и своими реакциями, то вы бы заметили, что каждый раз когда вы стоите перед выбором(любым серьёзным) у вас нет никаких мыслей и решение вы делаете исходя из своего нутра, а только потом вы подводите базу под свой выбор... И человек не арифмометр и не набор химических реакций, нет определяющих факторов для решения...
Вы же не в курсе что нас будут судить святые? И не тем что будут принимать какое-то решение, а тем, что имея такой же набор исходных факторов и в такой же ситуации сделали другой, отличный от вашего выбор и стали или остались святыми, в отличии...
Нет никаких исходно одинаковых факторов, они у всех разные, даже не от рождения, а от зачатия, в дальнейшем нарастая как снежный ком. И со святыми в том числе. Как и нет ничего беспричинного в этом мире. И я как раз не раз замечал, что всегда решение принимается исходя из чего-то, даже если кажется, что оно из ничего, или даже по какой-то причине. Нутро - оно уже должно сложиться, а почему оно так сложилось, а не иначе - у этого тоже есть некие причины. В том числе и биохимические причины, кстати (хотя и не только). Притом как оно может меняться под воздействием различных причин, особенно мощных - думаю, каждый сможет наскрести несколько примеров из жизни, если хорошо повспоминать. В обе стороны, причем. А почему оно у Вас лучше Вашего соседа, Ваше нутро? Ну вот наш текст св.Августина из шапки уверяет, что потому что Бог такое даровал. А кому-то не даровал.
"Сказал же он здесь прежде: «Ибо кто отличает тебя?», – а затем добавил: «Что имеешь, чего бы не получил?». Человек, превозносящийся над другим, мог бы сказать: меня отличает вера моя, праведность моя или еще что другое. Опережая подобные мысли, благой учитель говорит: «Что имеешь, чего бы не получил?». От кого ты имеешь это? Разве не от Того, Кто отличил тебя от другого, не даровав ему того, что даровал тебе? «Если же получил, что хвалишься, как будто не получил?». Неужели, спрашиваю я, хочет он чего-нибудь другого, кроме как того, чтобы всякий хвалящийся хвалился Господом? Ничто так не противоположно этому смыслу, как то, чтобы каждый так хвалился своими заслугами, словно он сам их для себя соделал, а не благодать Божия, – но та благодать, которая отличает добрых от злых, а не та, которая обща для добрых и злых. Итак, существует благодать, приданная природе, согласно коей мы являемся разумными животными и отличаемся от скотов; и есть также приданная природе благодать, коей среди самих людей красивые отличаются от безобразных, а талантливые от тупоумных, и все другое, к этому относящееся." (ссылка - глава 5, п.10)
"Если доискиваться причины того, почему тот или иной оказывается достойным, то не переведутся утверждающие, будто таковой причиной является человеческая воля. Мы же говорим, что это совершается по благодати или предопределению Божьему. Ведь между благодатью и предопределением единственное различие состоит в том, что предопределение приготовляет благодать, а благодать уже есть само дарование. Итак, когда апостол говорит: «Не от дел, чтобы никто не хвалился: ибо мы Его творение, созданы во Иисусе Христе на добрые дела» – это благодать; а то, что следует: «Которые прежде уготовал Бог, чтобы мы в них ходили» (Еф. 2:9–10), – это предопределение, которое не может быть без предузнания, хотя предузнание без предопределения существовать может. Ведь Бог по предопределению предузнает то, что Сам собирается сделать. Поэтому сказано: «Сотворивший будущее» (Ис. 45, по Септ.). Однако предузнать Он может также то, что Сам не делает, как, например, любые грехи. Ибо если и существуют некоторые грехи, которые являются одновременно и наказанием за грех, как сказано: «Предал их Бог превратному уму – делать непотребное» (Рим. 1, 28), – то здесь не грех принадлежит Богу, а суд. Поэтому предопределение Божие, относящееся ко благу, является, как я сказал, приготовлением благодати: благодать же есть следствие самого предопределения." (ссылка - там же, глава 10)

Собственно об этом речь. Вы пытаетесь сказать, что все зависит от воли человека, как будто она сама по себе первопричина (как сам господь Бог), а не является следствием других более ранних причин, которые в свою очередь имеют свои причины и так по причинно-следственной цепочке до истинной причины всего и вся, Которая и запустила всю эту цепочку (к слову, вот эта причинно-следственная цепочка - это одно из доказательств существования Бога, притом самое убедительное, о том, что ничего не бывает без причины, посему должна быть и первопричина, потому что невозможно ее тянуть вечно), однако это не очень логично, что и подтверждает Отец Церкви, подведя под это внушительную библейскую базу.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Собственно об этом речь. Вы пытаетесь сказать, что все зависит от воли человека, как будто она сама по себе первопричина (как сам господь Бог), а не является следствием других более ранних причин, которые в свою очередь имеют свои причины и так по причинно-следственной цепочке до истинной причины всего и вся, Которая и запустила всю эту цепочку (к слову, вот эта причинно-следственная цепочка - это одно из доказательств существования Бога, притом самое убедительное, о том, что ничего не бывает без причины, посему должна быть и первопричина, потому что невозможно ее тянуть вечно), однако это не очень логично, что и подтверждает Отец Церкви, подведя под это внушительную библейскую базу.
Что значит все зависит от воли человека? Что нужно понимать под термином «все»? Как Вы определяете термин «воля» и термин «свободная воля»?
 
Крещён в Православии
... все зависит от воли человека, как будто она ... не является следствием других более ранних причин, которые в свою очередь имеют свои причины и так по причинно-следственной цепочке до истинной причины всего и вся,
Вы на этом форуме ни до чего не договоритесь, по той причине, что с христианской точки зрения человек обладает свободой воли и выбора, за что и ответит перед Богом. А Вы пытаетесь подкопаться под этот краеугольный камень.
Которая и запустила всю эту цепочку (к слову, вот эта причинно-следственная цепочка - это одно из доказательств существования Бога, притом самое убедительное, о том, что ничего не бывает без причины, посему должна быть и первопричина, потому что невозможно ее тянуть вечно)
так себе доказательство.
 
Православный христианин
то вы бы заметили, что каждый раз когда вы стоите перед выбором(любым серьёзным) у вас нет никаких мыслей и решение вы делаете исходя из своего нутра
Как только это замечаем, появляется и выбор. Нутро действует исходя из предыдущего опыта.
 
Прочее
Вы на этом форуме ни до чего не договоритесь, по той причине, что с христианской точки зрения человек обладает свободой воли и выбора, за что и ответит перед Богом. А Вы пытаетесь подкопаться под этот краеугольный камень.

так себе доказательство.
Может быть, только это не краеугольный камень. Это краеугольный камень разве что современного православия, в то время, как Отцы Церкви учили об обратном, как видите, и тут подкапываюсь вовсе не я. Вернее далеко не только я. Но пусть будет, может кому когда по теме будет чего дельного сказать или обстоятельного.
Доказательство кому как. По мне очевиднейшее. В любом случае, оно тоже не мое, во всяком случае не смотря на то, что мне это примерно очевидно было всегда, но сформулировал его в итоге другой Отец Церкви (хоть и католической), св. Фома Аквинский. У православия и этого нет. Во всяком случае максимум, что я слышал от православных источников - это "ну посмотрите как красиво и сложно все устроено в мире, неужели это все могло само появиться?" Так вот да, могло, теоретически, этот аргумент разбил давно Ричард Докинз (за бесчисленное количество лет могут появиться сколь угодно сложные системы путем случайных комбинаций, все неудачные попросту отомрут). А вот против "ангельского доктора" особо не попрешь, у него идеально логичная аргументация и идеальные объяснения буквально всех вопросов христианства, даже там, где в иных деноминациях есть явные пробелы, латаемые аргументом "не нашего ума дело" (как, например, о Троице). Но вот вопрос соотношения свободы воли и предопределения он благополучно обтекаемо обошел стороной, потому что сей вопрос просто неизбежно вытекает из всей этой стройной системы и ведет к двойному предопределению неизбежно. Кстати о нем:

" Каким образом говорят, что все люди принимали бы ее, если бы те, кому она не дается, не отвергали бы ее по своей воле, поскольку Бог хочет, чтобы все люди спаслись58, если она не дается многим младенцам, и многие умирают без нее, хотя не имеют никакой противящейся воли? [Разве не бывает так], что иногда, хотя родители желают и торопятся [крестить младенца], хотя [церковные] служители также желают и готовы [совершить это], благодать не дается, поскольку нет на это Божия изволения, так что внезапно, прежде чем она будет дана, умирает тот, о ком заботились, чтобы он получил ее? И отсюда очевидно, что те, кто столь сильно противятся этой столь прозрачной истине, вовсе не понимают, в каком смысле (qua locutione) сказано, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись, если столь многие не спасаются, причем не потому, что они не хотят, но потому, что Бог не хочет (Deus non vult), как это без всякой туманности выясняется в случае младенцев. Но как в другом месте, где сказано: Во Христе все оживут59, хотя весьма многие будут наказаны вечной смертью, это сказано так потому, что все, кто получат вечную жизнь, получат ее во Христе, так и когда говорится: Бог хочет, чтобы все люди спаслись, хотя в отношении столь многих Он не хочет, чтобы они спаслись, это сказано так потому, что все, кто спасутся, спасутся лишь по Его воле. И даже если эти апостольские слова могут быть поняты каким-то другим образом, они все же никак не могут и не должны противоречить очевиднейшей истине: мы видим, как весьма многие не спасаются, когда этого не желает Бог (Deo nolente), несмотря на то, что люди этого желают." (отсюда, п.19)
А также
"из-за одного человека все, рожденные от Адама, подпадают под осуждение, если только они не родятся свыше
во Христе, как Он назначил им родиться, прежде чем умрет их тело, которое Он
предопределил к вечной жизни, как самый милостивый даритель благодати; тогда как для тех, кого Он
предопределил к вечной смерти
, Он также является самым праведным назначителем наказания не только
из-за грехов, которые они добавляют по собственной воле, но и за их
первородный грех, даже если, как в случае с младенцами, они ничего к нему не добавляют" (Августин, "De Anima Et Ejus Origine", гл.16, на англ
pdf)
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
ТИПВ

«Глава 30 (44). О предведении и предопределении

Должно знать, что Бог все наперед знает, но не все предопределяет. Ибо Он наперед знает то, что в нашей власти, но не предопределяет этого. Ибо Он не желает, чтобы происходил порок, но не принуждает к добродетели силою. Поэтому предопределение есть дело Божественного повеления, соединенного с предведением. Но, по причине предведения Своего, Бог предопределяет и то, что не находится в нашей власти. Ибо по предведению Своему Бог уже предрешил все, сообразно со Своею благостью и правосудием.

Следует же знать, что добродетель передана нашей природе от Бога, и что Сам Он – Начало и Причина всякого блага, и что помимо Его содействия и помощи нам невозможно пожелать или совершить что-либо доброе. Но в нашей власти находится или пребыть в добродетели и последовать за Богом, Который призывает к этому, или оставить добродетель, что именно и есть – очутиться во грехе и последовать за диаволом, который без принуждения призывает к этому. Ибо порок не есть что-либо другое, кроме удаления от добра, подобно тому как и тьма есть удаление от света. Итак, оставаясь в том, что согласно с природой, мы пребываем в добродетели; уклоняясь же от того, что согласно с природой, то есть от добродетели, мы идем к тому, что противно природе, и появляемся во грехе.»
Далее по ссылке https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/2_30
 
Прочее
ТИПВ

«Глава 30 (44). О предведении и предопределении

Должно знать, что Бог все наперед знает, но не все предопределяет. Ибо Он наперед знает то, что в нашей власти, но не предопределяет этого. Ибо Он не желает, чтобы происходил порок, но не принуждает к добродетели силою. Поэтому предопределение есть дело Божественного повеления, соединенного с предведением. Но, по причине предведения Своего, Бог предопределяет и то, что не находится в нашей власти. Ибо по предведению Своему Бог уже предрешил все, сообразно со Своею благостью и правосудием.

Следует же знать, что добродетель передана нашей природе от Бога, и что Сам Он – Начало и Причина всякого блага, и что помимо Его содействия и помощи нам невозможно пожелать или совершить что-либо доброе. Но в нашей власти находится или пребыть в добродетели и последовать за Богом, Который призывает к этому, или оставить добродетель, что именно и есть – очутиться во грехе и последовать за диаволом, который без принуждения призывает к этому. Ибо порок не есть что-либо другое, кроме удаления от добра, подобно тому как и тьма есть удаление от света. Итак, оставаясь в том, что согласно с природой, мы пребываем в добродетели; уклоняясь же от того, что согласно с природой, то есть от добродетели, мы идем к тому, что противно природе, и появляемся во грехе.»
Далее по ссылке https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/2_30
“Ибо Он не желает, чтобы происходил порок, но не принуждает к добродетели силою” - да, но вот то, склонен ли человек будет к этой добродетели… Это как я компьютер сделал и не принуждаю его работать исправно, условную самообучаемую нейросеть, и даже не могу спрогнозировать четко, как она себя поведет. Но тем не менее мы ж не решимся сказать, что она сделала свободный выбор в пользу заражения вирусом (условный аналог греха). Дальше все зависит от особенностей и силы вируса и моих усилий по очистке его от этого вируса. Даже вот человек выше говорит - «нутро разное». Бывает «гнилое нутро». Но ведь и гниль не бывает без причины, это естественный процесс. Яблоко гниет не само по себе, а из-за его поврежденности и попадания туда бактерий. Как оно будет бороться с гнилью зависит от силы внешнего повреждения, условий в которых оно растет и его иммунитета к гнили (зависящего в том числе от почвы и атмосферы) и… консерванта, так сказать противоядия, которое я в него закачал. Можно ли в таких условиях говорить о том что «ну просто яблоко плохо боролось с гнилью, хотя могло и лучше, ведь я дал ему такой же консервант, как и соседней яблоне, само виновато?». У человека это зависит и от своего разумения (интеллекта), и от генетического темперамента, и от воспитания, и от образования, и от полученного позитивного или негативного опыта (в том числе связанного с церковью), и от болезненных эпизодов прошлого, вообще не рациональных, но связанных с болью в связке со случайными факторами, и от условий жизни, и от психических проблем (например, антисоциального расстройства личности) и еще от кучищи факторов. Все это определяет его нутро.
 
Прочее
Даже на этапе Адама и Евы (я как раз из-за этого в ту тему попал сначала) - Бог сотворил их совершенными (якобы, это иногда отрицается). Они моментально выбрали зло. Ну что это за совершенство, при котором ты знаешь, что ты погибнешь, притом как безгрешный легко можешь этого избежать, тяги еще мощной нет, притом выбираешь гибель? Или думали, что дьявол прав? Так это с интеллектом проблемы у совершенных, что они поверили легко не тому, кому надо? Или им недостаточно объяснили, кто это такой? По какой вообще причине они сделали именно такой выбор? Как сказал один СИ - «сердце у них было твердое». Ну нормальное такое совершенство с твердым сердцем. Притом Бог заранее знал, что выберет его творение с такими характеристиками, какими он их создал. Это можно объяснить более или менее только тем, что Бог изначально хотел, чтоб все скатилось туда, куда оно скатилось, чтоб дальше со дна поднималось к совершенству и собственно в этом и видел совершенство. А зла для него вообще нет, потому что Бог - бесконечное добро, а там где речь о бесконечности, там нет места чему-либо еще в мире. По логике Фомы Аквинского - Бог не допускает зла, если не может из него вытащить еще большего добра (что согласуется с известным православным «и волос с головы не упадет»). Но вопрос, связанный с фактическим предопределением абсолютного большинства к аду, или по крайней мере к отсутствию спасения это не решает. Не будете же Вы спорить с Евангелием, что некрещенные - не спасаются, не причащающиеся - не спасаются. Мало Вы можете привести примеров, когда человек не причащается или не крещен без фактической своей вины, потому что в другой стране вырос, где нет христианства. Или младенец (как в примере выше). Обычно либеральные богословы это любят решать все тем же «не наше дело» и «ну скорее всего Бог сделает исключение», только это высосано из пальца, чтоб оправдать учение, потому что Евангелие не говорит про исключения.
 
Крещён в Православии
“Ибо Он не желает, чтобы происходил порок, но не принуждает к добродетели силою” - да, но вот то, склонен ли человек будет к этой добродетели… Это как я компьютер сделал и не принуждаю его работать исправно, условную самообучаемую нейросеть, и даже не могу спрогнозировать четко, как она себя поведет. Но тем не менее мы ж не решимся сказать, что она сделала свободный выбор в пользу заражения вирусом (условный аналог греха). Дальше все зависит от особенностей и силы вируса и моих усилий по очистке его от этого вируса. Даже вот человек выше говорит - «нутро разное». Бывает «гнилое нутро». Но ведь и гниль не бывает без причины, это естественный процесс. Яблоко гниет не само по себе, а из-за его поврежденности и попадания туда бактерий. Как оно будет бороться с гнилью зависит от силы внешнего повреждения, условий в которых оно растет и его иммунитета к гнили (зависящего в том числе от почвы и атмосферы) и… консерванта, так сказать противоядия, которое я в него закачал. Можно ли в таких условиях говорить о том что «ну просто яблоко плохо боролось с гнилью, хотя могло и лучше, ведь я дал ему такой же консервант, как и соседней яблоне, само виновато?». У человека это зависит и от своего разумения (интеллекта), и от генетического темперамента, и от воспитания, и от образования, и от полученного позитивного или негативного опыта (в том числе связанного с церковью), и от болезненных эпизодов прошлого, вообще не рациональных, но связанных с болью в связке со случайными факторами, и от условий жизни, и от психических проблем (например, антисоциального расстройства личности) и еще от кучищи факторов. Все это определяет его нутро.
Сергей, прошу Вас обратить внимание на следующую мысль, озвученную прп. Иоанном Дамскиным в главе, которую я цитировал: "Следует же знать, что добродетель передана нашей природе от Бога ...".
Это мысль и есть ответ на Ваш вопрос, о склонности человека к добродетели. Добродетель природное свойство, поэтому каждый человек по природе добродетелен. Другое дело, что люди могут свободно уклоняться от добродетели или направлять свою добродетельность на себя любимого.
Также необходимо обратить внимание, что Бог все знает, но не все предопределяет. Он не предопределяет свободную волю человека следовать злу, но может Своей волей поставить свободной воле человека предел - это называет Божественный Промысел.
 
Прочее
Сергей, прошу Вас обратить внимание на следующую мысль, озвученную прп. Иоанном Дамскиным в главе, которую я цитировал: "Следует же знать, что добродетель передана нашей природе от Бога ...".
Это мысль и есть ответ на Ваш вопрос, о склонности человека к добродетели. Добродетель природное свойство, поэтому каждый человек по природе добродетелен. Другое дело, что люди могут свободно уклоняться от добродетели или направлять свою добродетельность на себя любимого.
Также необходимо обратить внимание, что Бог все знает, но не все предопределяет. Он не предопределяет свободную волю человека следовать злу, но может Своей волей поставить свободной воле человека предел - это называет Божественный Промысел.
Изначально - да. Но после грехопадения то человек отпал от благодати, значит отпал и от добра. И нуждается в действительной благодати для какого бы то ни было движения к добру. Но вообще - если допустить, что св. Августин в огромной части трудов исходил из ереси (а я думаю, он мыслил примерно как я, как он правда при этом в христианстве удержался - загадка), а на самом деле Бог не предопределяет выбор человека, то выходит, что его предопределяет вообще набор случайностей без какого-либо смысла, что еще хуже. Если этот мир движется случайностями - то и результат будет случаен (что вряд ли, Бог наверняка придумал вполне определенный конец). К слову… уверен, что если всем показать ад - количество спасенных было бы намного больше, из этого разреза тоже сложно назвать это свободным выбором, когда большинство вообще не представляет, что выбирает, оно выбирает вслепую. «На тебе, 2-летний ребенок, выбор - можешь ходить, можешь нет на дорогу, свобода выбора перед тобой полная, вперед. Впрочем - я бы не советовал. Но вот еще 100 человек утверждает, что я передал, будто вполне советую, там идти быстрее, дорога ровнее. Но кстати, если таки пойдешь и выживешь - выпорю до полусмерти, но у тебя все равно свободный выбор. Конец. Письмо адресовано голубиной почтой на деревню дедушке (авось найдешь по дороге)».
 
Крещён в Православии
Изначально - да. Но после грехопадения то человек отпал от благодати, значит отпал и от добра. И нуждается в действительной благодати для какого бы то ни было движения к добру.
Благодать не является свойством человеческой природы. Отпадение от благодати сделало людей смертными, то есть изменило их способ существования, но не изменило природу. Люди, даже, в падшем состоянии остаются добродетельными по своей природе.
Но вообще - если допустить, что св. Августин в огромной части трудов исходил из ереси (а я думаю, он мыслил примерно как я, как он правда при этом в христианстве удержался - загадка), а на самом деле Бог не предопределяет выбор человека, то выходит, что его предопределяет вообще набор случайностей без какого-либо смысла, что еще хуже.
Человек разумен, а значит, свободен не следовать внешним обстоятельствам.
Если этот мир движется случайностями - то и результат будет случаен (что вряд ли, Бог наверняка придумал вполне определенный конец).
Это неверное понимание. Миром промышляет Бог в соответствии с логосами - Своими волениями.
К слову… уверен, что если всем показать ад - количество спасенных было бы намного больше, из этого разреза тоже сложно назвать это свободным выбором, когда большинство вообще не представляет, что выбирает, оно выбирает вслепую. «На тебе, 2-летний ребенок, выбор - можешь ходить, можешь нет на дорогу, свобода выбора перед тобой полная, вперед. Впрочем - я бы не советовал. Но вот еще 100 человек утверждает, что я передал, будто вполне советую, там идти быстрее, дорога ровнее. Но кстати, если таки пойдешь и выживешь - выпорю до полусмерти, но у тебя все равно свободный выбор. Конец. Письмо адресовано голубиной почтой на деревню дедушке (авось найдешь по дороге)».
Ваши рассуждения абстрактные.
 
Прочее
Благодать не является свойством человеческой природы. Отпадение от благодати сделало людей смертными, то есть изменило их способ существования, но не изменило природу. Люди, даже, в падшем состоянии остаются добродетельными по своей природе.

Человек разумен, а значит, свободен не следовать внешним обстоятельствам.

Это неверное понимание. Миром промышляет Бог в соответствии с логосами - Своими волениями.

Ваши рассуждения абстрактные.
1)Разум может работать неправильно. Разум - это как процессор компьютерный, его задача - вычислить лучшее решение на основе тех данных, что у него имеются (из воспитания, образования, опыта ит.д.). Он и вычисляет - и всегда правильно. Но итог может быть не всегда приемлемым, потому что а) у него недостаточно данных или б) у него неверные данные. Но итог общем предрешен. Как калькулятор - при заклинивший кнопке он вам ее всегда прибавит к вычислению. Итог неверный, но вычисление в общем безошибочное. А данные… в него ввели извне. Возможен и вариант в) механическая поломка железа (не рассматриваем, так как думаю оба согласны, что тут вся ответственность снимается).
2) Вот на счет логосов не понял. В моем понимании Логос у Бога один - это Его идея («слово») о самом себе, которая является Им же, потому что разум Бога не может рождать несовершенные копии его объектов (наподобие картинок человеческого разума). Это в общем и есть Бог-Сын. Это сильно упрощенное изложение Фомы Аквинского. Но если миром все же управляет Бог, но человеческими руками (и разумами), то эти разумы выходит делают выбор, какой Ему надо, чтоб случились те или иные события.
3) Да, абстрактные, но почему бы и нет. Ведь некоторых православных святых он так и спасал) Можно проще переформулировать, правда грубее - Бог же всемогущ, а значит вполне себе может всех спасти. Нет ни одного, кто б отказался (это на случай ответа «может, но не против воли»). PS. Для католиков бы добавил - «Для Богородицы то нашел же выход», но… это не по адресу чуть, понимаю))
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
1)Разум может работать неправильно. Разум - это как процессор компьютерный, его задача - вычислить лучшее решение на основе тех данных, что у него имеются (из воспитания, образования, опыта ит.д.). Он и вычисляет - и всегда правильно. Но итог может быть не всегда приемлемым, потому что а) у него недостаточно данных или б) у него неверные данные. Но итог общем предрешен. Как калькулятор - при заклинивший кнопке он вам ее всегда прибавит к вычислению. Итог неверный, но вычисление в общем безошибочное. А данные… в него ввели извне. Возможен и вариант в) механическая поломка железа (не рассматриваем, так как думаю оба согласны, что тут вся ответственность снимается).
Разум - это самовластная и деятельная сила души человека. Разум не работает как процессор. Вы отождествляете нетождественные вещи и нарушаете закон логики - тождественность.
2) Вот на счет логосов не понял. В моем понимании Логос у Бога один - это Его идея («слово») о самом себе, которая является Им же, потому что разум Бога не может рождать несовершенные копии его объектов (наподобие картинок человеческого разума). Это в общем и есть Бог-Сын. Это сильно упрощенное изложение Фомы Аквинского. Но если миром все же управляет Бог, но человеческими руками (и разумами), то эти разумы выходит делают выбор, какой Ему надо, чтоб случились те или иные события.
Термин логос - омоним. 1. Логос - это имя Божественной ипостаси. 2. ЛогосЫ - это Божественные веления. 3. Логосы - это принципы и цели бытия каждой вещи.
3) Да, абстрактные, но почему бы и нет. Ведь некоторых православных святых он так и спасал) Можно проще переформулировать, правда грубее - Бог же всемогущ, а значит вполне себе может всех спасти. Нет ни одного, кто б отказался (это на случай ответа «может, но не против воли»). PS. Для католиков бы добавил - «Для Богородицы то нашел же выход», но… это не по адресу чуть, понимаю))
Бог спасает всех, но не все добровольно принимаю это спасения.
 
Крещён в Православии
если допустить,
а на самом деле Бог не предопределяет выбор человека, то выходит, что его предопределяет вообще набор случайностей без какого-либо смысла, что еще хуже. Если этот мир движется случайностями - то и результат будет случаен (что вряд ли, Бог наверняка придумал вполне определенный конец).
А Вы не допускаете, Сергей, что случай властвует в материальном мире, но не в духовном. В Царстве Бога случайностей нет. А на земле "всему своё время".
"Еккл.9:11 И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их."
 
Православный христианин
А Вы не допускаете, Сергей, что случай властвует в материальном мире, но не в духовном. В Царстве Бога случайностей нет. А на земле "всему своё время".
"Еккл.9:11 И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их."
Причём, случай не как случайность, а как стечение, которым можно воспользоваться.
 
Прочее
А Вы не допускаете, Сергей, что случай властвует в материальном мире, но не в духовном. В Царстве Бога случайностей нет. А на земле "всему своё время".
"Еккл.9:11 И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их."
Вот обратное я мог бы допустить (с огромным противлением разума), потому что мы все же духовный мир знаем хуже материального, а в материальном мире - согласен с комментом выше, что случай возможен, понимаемый как стечение обстоятельств (которые сами по себе не случайны). Вот вышли Вы на трамвай под дождь и надо же, трамвай пришел вовремя, отвез вас на службу без опозданий. Это как раз и есть то время и случай, но в самом этом событии нет ничего случайного, это случайность для Вас. На самом деле трамвай пришел сразу, потому что у него такое неслучайное расписание, которое Вы не знали, поэтому для вас это случайность, хотя могли бы узнать, либо он неслучайно задержался из-за неслучайной, а закономерной поломки, которая неизвестна была водителю трамвая, а Вы вышли именно в это время, потому что неслучайно вовремя встали (со здоровьем хорошо, мозг будильник услышал), неслучайно все вовремя нашли (из-за склонности оставлять вещи на своих местах) или наоборот затянули, потому что что-то потеряли (из-за неслучайных проблем с памятью, там условных стрессов или атеросклероза, или неслучайного неверного рассчета времени без учета погоды, или неслучайной потери какой-то вещи, потому что вы ее неслучайно положили куда-то в укромное место (потому что не случайно оказались в этом месте, а пошли за чем-то)) ит.д. Вполне допустимо, что этот набор неслучайного стечения обстоятельств, которые Вами воспринимаются как случайность, потому что оно слишком сложно для рассчета человеческого ума, подстроены Богом под Вас еще до сотворения мира, для того, чтоб Вы попали на службу вовремя/невовремя для какой-то цели (назидательной, например). Тем не менее места для случайности тут нет.
Вот аккурат сегодня выбирал, кофе пить или зеленый чай. Свобода выбора - полнейшая. Выбрал зеленый чай (хотя обычно пью кофе, так как хорошо разбираюсь в медицине и сильно его уважаю, с т.з. медицины - безусловно полезное питье, продлевающее жизнь на 12-20%, профилактируя огромную кучу болезней, особенно неврологических и онкологических). Потом подумал хорошенько почему так - а потому что когда-то при такой же погоде за окном при кое-каких хороших событиях я уже пил зеленый чай. Разум как-то бессознательно это увязал. Вполне себе трезвый и математический, хоть и бессознательный рассчет - "для получения того же результата делай то же, что раньше в такой же обстановке". И сделать другой выбор можно было, ТОЛЬКО если бы вовремя об этом вспомнить и сделать наперекор сознательно (и в этом случае причина была бы в том, что мне важнее было бы сделать наперекор и доказать свободу выбора, потому что мне это почему-то важно, а важно потому что..., потому что...., потому что...) Вот и суть всех свободных выборов.
 
Последнее редактирование:
Прочее
Разум - это самовластная и деятельная сила души человека. Разум не работает как процессор. Вы отождествляете нетождественные вещи и нарушаете закон логики - тождественность.

Термин логос - омоним. 1. Логос - это имя Божественной ипостаси. 2. ЛогосЫ - это Божественные веления. 3. Логосы - это принципы и цели бытия каждой вещи.

Бог спасает всех, но не все добровольно принимаю это спасения.
Понял мысль на счет логоса. Вот... если Вы управляете своими велениями компанией и точно на 100% знаете, какой результат вам нужен, а главное, какие конкретно действия приведут к нему (все остальное приведет к отклонению), много свободы выбора останется у Ваших сотрудников?)) Его будет ровный ноль. И наоборот, если я сам не знаю точно, и экспериментирую, или допускаю разные результаты, я сотрудникам говорю - "делайте как считаете нужным в пределах своей компетенции (а то и без нее)". Чем больше свободного выбора (который для меня - случаен, я ж не знаю, чего там они выберут), тем более случайный результат в итоге.
Даже глобальные катастрофы... Сталин, Гитлер... Ковид в конце концов, нынешняя война. В них много случайности? По Гитлеру врачи говорят, что тот болен и невменяем, а часть священников говорит "это все ради исправления зла отступления совка", который "случился, потому что кто-то там зажрался в Российской империи и отступил от веры" (не факт, что это так, но сам факт, что в этом не видно случайности даже у части Церкви). Ковид в Церкви умудрился аккурат перед войной выкосить в РПЦ лучших (но настроенных политически определенно, что в данных обстоятельствах духовно губительно). А сама война - она прямо ОЧЕНЬ кажется сованием небесного зеркала сильно загордившимся обеим сторонам конфликта, а заодно "международным арбитрам" (которые давно отличаются от представлений о них в сторону колосса на глиняных ногах). Все это сильно смахивает на правление миром железной рукой руками "фараонов", которым Бог "ожесточил сердце" для достижения определенных целей. PS. К этому абзацу просьба не относиться как к абсолютной позиции, скорее это рассуждения, пополняющие общую копилку.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Понял мысль на счет логоса. Вот... если Вы управляете своими велениями компанией и точно на 100% знаете, какой результат вам нужен, а главное, какие конкретно действия приведут к нему (все остальное приведет к отклонению), много свободы выбора останется у Ваших сотрудников?)) Его будет ровный ноль. И наоборот, если я сам не знаю точно, и экспериментирую, или допускаю разные результаты, я сотрудникам говорю - "делайте как считаете нужным в пределах своей компетенции (а то и без нее)". Чем больше свободного выбора (который для меня - случаен, я ж не знаю, чего там они выберут), тем более случайный результат в итоге.
Вы неверно понимаете свободу человека. Каждый из нас свободен в силу того, что мы сами по себе являемся началом своих действий (внутри себя самого), а не в силу неких внешних и случайных обстоятельств, как неразумные животные.
Так любой работник компании свободен следовать политике компании или уволиться из компании из-за несогласия с ее политикой. Если работник добровольно согласился остаться в компании, то он уже свободен от выбора иной политики и иной компании, и реализует свою способность свободно следовать политике выбранной им компании.
Даже глобальные катастрофы... Сталин, Гитлер... Ковид в конце концов, нынешняя война. В них много случайности? По Гитлеру врачи говорят, что тот болен и невменяем, а часть священников говорит "это все ради исправления зла отступления совка", который "случился, потому что кто-то там зажрался в Российской империи и отступил от веры" (не факт, что это так, но сам факт, что в этом не видно случайности даже у части Церкви). Ковид в Церкви умудрился аккурат перед войной выкосить в РПЦ лучших (но настроенных политически определенно, что в данных обстоятельствах духовно губительно). А сама война - она прямо ОЧЕНЬ кажется сованием небесного зеркала сильно загордившимся обеим сторонам конфликта, а заодно "международным арбитрам" (которые давно отличаются от представлений о них в сторону колосса на глиняных ногах). Все это сильно смахивает на правление миром железной рукой руками "фараонов", которым Бог "ожесточил сердце" для достижения определенных целей. PS. К этому абзацу просьба не относиться как к абсолютной позиции, скорее это рассуждения, пополняющие общую копилку.
Это чистая демагогия, комментировать которую не имеет смысла, так как Ваш анализ ситуации исходит из виртуального понимания изложенных событий.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Понял мысль на счет логоса. Вот... если Вы управляете своими велениями компанией и точно на 100% знаете, какой результат вам нужен, а главное, какие конкретно действия приведут к нему (все остальное приведет к отклонению), много свободы выбора останется у Ваших сотрудников?)) Его будет ровный ноль. И наоборот, если я сам не знаю точно, и экспериментирую, или допускаю разные результаты, я сотрудникам говорю - "делайте как считаете нужным в пределах своей компетенции (а то и без нее)". Чем больше свободного выбора (который для меня - случаен, я ж не знаю, чего там они выберут), тем более случайный результат в итоге.
Даже глобальные катастрофы... Сталин, Гитлер... Ковид в конце концов, нынешняя война. В них много случайности? По Гитлеру врачи говорят, что тот болен и невменяем, а часть священников говорит "это все ради исправления зла отступления совка", который "случился, потому что кто-то там зажрался в Российской империи и отступил от веры" (не факт, что это так, но сам факт, что в этом не видно случайности даже у части Церкви). Ковид в Церкви умудрился аккурат перед войной выкосить в РПЦ лучших (но настроенных политически определенно, что в данных обстоятельствах духовно губительно). А сама война - она прямо ОЧЕНЬ кажется сованием небесного зеркала сильно загордившимся обеим сторонам конфликта, а заодно "международным арбитрам" (которые давно отличаются от представлений о них в сторону колосса на глиняных ногах). Все это сильно смахивает на правление миром железной рукой руками "фараонов", которым Бог "ожесточил сердце" для достижения определенных целей. PS. К этому абзацу просьба не относиться как к абсолютной позиции, скорее это рассуждения, пополняющие общую копилку.
Ваше атеистическая философия приводит к тому, что Бог источник и организатор греха, лжи и несправедливости. А это по сути не так, по атрибутам Бога : всеведение, всемогущество, вездесущность, всеблагость.
Даже физиологи мозгоправы опытным путем пришли к выводу, что решение принимается за 3-4 сек раньше чем оно проявляется в сознании, не сознанием решение принимается, а ваш опыт ошибочен.
Философы говорят, что если за всю историю один человек поступил свободно и без предпосылок, то есть свобода воли и выбора.
Если бы у человека её не было, то и греха не было бы....и такого умопомешательства как атеизм тоже.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху