О молитве

Крещён в Православии
Кто нибудь знает зачем при обращении к Богу повторять одно и то же по нескольку раз (например "Господи помилуй", Трисвятое)? Хотелось бы узнать как объясняют это святые отцы.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Кто нибудь знает зачем при обращении к Богу повторять одно и то же по нескольку раз (например "Господи помилуй", Трисвятое)? Хотелось бы узнать как объясняют это святые отцы.

- Святой Григорий Синаит говорит:
"Знай, что никто не может удержать ума своего сам, а потому при нечистоте мысли чаще и многократнее призывай имя Иисуса Христа, и помыслы сами собой утихнут"

как видим, он призывает к частым повторениям, зачем это делается - это делается для того, чтобы человек при общении с Богом мог прийти к состоянию наибольшего сосредоточения на молитве,
привести свой ум, и дух подобными частыми повторениями имени Божьего - в особое состояние, и сконцентрировать своё внимание на главном...
потому, что, как он поясняет изначально - человеку трудно удерживать свой ум ( внимание, концентрацию) самому, а подобная техника в этом помогает..
тоже самое используют медитативные техники, например - повторение мантр..
но, в отличие от медитации - молитва это обращение к Богу, а не к другим неопределенным источникам.

кроме того, призвание имени Божьего во время молитвы - уже само по себе обладает мощным воздействием на духовном уровне.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Благодарю за ответ.
- Святой Григорий Синаит говорит:
"Знай, что никто не может удержать ума своего сам, а потому при нечистоте мысли чаще и многократнее призывай имя Иисуса Христа, и помыслы сами собой утихнут"
Здесь святой не объясняет смысл многократности повторения. Он говорит что нужно делать что бы утихли помыслы. Но почему именно так надо делать не объясняет.
это делается для того, чтобы...прийти к состоянию наибольшего сосредоточения на молитве
Но ведь один раз произнести со вниманием проще чем несколько раз подряд. В этом случае практически исключается рассеянность во время молитвы.
привести свой ум, и дух подобными частыми повторениями имени Божьего - в особое состояние, и сконцентрировать своё внимание на главном...
Для этого не надо повторять одно и то же. Берем и читаем другие молитвы.
потому, что, как он поясняет изначально - человеку трудно удерживать свой ум ( внимание, концентрацию) самому, а подобная техника в этом помогает..
тоже самое используют медитативные техники, например - повторение мантр..
Святой говорит не о том что "подобная техника в этом помогает" (удерживать свой ум от греховных помыслов), а о том что Бог тебе в этом поможет если будешь призывать Его имя ("никто не может удержать ума своего сам"). Разницу улавливаете? На мой взгляд эта разница и является отличием молитвы от медитации.
в отличие от медитации - молитва это обращение к Богу, а не к другим неопределенным источникам.
Вот именно, мы же во время молитвы не обращаемся к некой безликой силе и не самовнушением занимаемся. Мы ведь, когда обращаемся к человеку, не повторяем одно и тоже по нескольку раз (если только другой человек нас хорошо слышит).
 
Последнее редактирование:
Киев
Православный христианин
Евангелие от Марка. Глава 10, ст. 46–52.
10.46. Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни.
10.47. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
10.48. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.
10.49. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.
10.50. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.
10.51. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.
10.52. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.


Я слышал толкование этого эпизода из Евангелия именно в том ключе, что Господь часто в конце концов презрит на нашу молитву после наших частых, постоянных и настойчивых взываний с Нему, которые свидетельствуют о том, что нам не все равно, что мы как бы "настаиваем" на своей просьбе. Говорят, иногда Господь выполняет такие настойчивые просьбы человека, даже если это человеку не на пользу, как бы по-отцовски идя навстречу капризам человека, но и вразумляя его таким образом.
 
Москва
Православный христианин
Если говорить о трехкратной молитве Господи помилуй и Трисвятом,то я думаю,что это связано с Божественным Откровением:

Свящ. Писание:

Свящ. Предание:

Трисвятое
По преданию она была услышана от Ангелов мальчиком, поднятым на воздух во время покаянного моления по случаю землетрясения в Константинополе (438-439 гг.) и тогда же введена в богослужебное употребление.


И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его
Херувимы и серафимы, непрестанно вознося хвалу, говорят: Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф! Не однократно говорят, дабы ты не думал о единственном лице в Божестве, не дважды говорят, дабы ты не исключал Духа, и не «святы» говорят, дабы ты не предполагал множественности, но трижды повторяют и говорят одно и то же, чтобы и в гимне ты уразумел различие лиц Троицы и единство Божества. Когда они говорят это, называют Бога.(Свят. Амвросий Медиоланский).

"Мы вспоминаем же и серафимов, которых Духом Святым видел Исаия, стоящих окрест Божия престола и двумя крылами закрывающих лицо, двумя же ноги, а двумя летающих и восклицающих: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. И для того преданное нам от серафимов богословие это повторяем, да соделаемся причастниками песнопения вместе с премирными воинствами."(Свят. Кирилл Иерусалимский).

"Узнали ли Вы это воззвание? Наше ли оно, или серафимское? И наше, и серафимское, потому что Христос разрушил средостение ограды, примирил небесное и земное, и «соделавший из обоих одно» (Еф. 2:14). Прежде эта песнь была воспеваема только на небесах; но когда Владыка благоволил сойти на землю, то принес к нам и это песнопение."(Свят. Иоанн Златоуст).
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Я слышал толкование этого эпизода из Евангелия именно в том ключе, что Господь часто в конце концов презрит на нашу молитву после наших частых, постоянных и настойчивых взываний с Нему, которые свидетельствуют о том, что нам не все равно
Я тоже об этом читал, но забыл.
Леонид_Киев, Денис А.Р. благодарю за ответы. Вопрос снят.
 
Москва
Православный христианин
Я тоже об этом читал, но забыл.
Леонид_Киев, Денис А.Р. благодарю за ответы. Вопрос снят.

Что касается 12 кратного Господи помилуй,то свят. Симеон Солунский писал: А «Господи, помилуй» читается двенадцать раз в соответствие с двенадцатью часами дня и двенадцатью часами ночи, во освящение наше и очищение от падений, допускаемых нами днем и ночью.

40 раз --- 289. Почему на каждом часе и на других последованиях полагается сорок раз возглашать «Господи, помилуй»
 
Последнее редактирование:
Кто нибудь знает зачем при обращении к Богу повторять одно и то же по нескольку раз (например "Господи помилуй", Трисвятое)? Хотелось бы узнать как объясняют это святые отцы.
Да, повторять то можно сколько угодно но если нет осознания своей греховности и сокрушения сердца, смирения пред Богом то это будет во грех такой душе.
 
Киев
Православный христианин
Да, повторять то можно сколько угодно но если нет осознания своей греховности и сокрушения сердца, смирения пред Богом то это будет во грех такой душе.
Не думаю. От молитвы может быть больше или меньше пользы. Но молитва во грех - как такое может быть?! (естественно, если мы говорим об обычной молитве, а не о молитве в стиле "шоб он сдох")
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Но молитва во грех - как такое может быть?!
Автоматическая молитва, молитва без внимания, молитва без благоговения, "по привычке". Одним словом без сердца и без внимания, для "галочки". Слова без вкладывания содержания в них. Есть даже выражение "как пономарь")
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Что касается 12 кратного Господи помилуй,то свят. Симеон Солунский писал: А «Господи, помилуй» читается двенадцать раз в соответствие с двенадцатью часами дня и двенадцатью часами ночи, во освящение наше и очищение от падений, допускаемых нами днем и ночью.

40 раз --- 289. Почему на каждом часе и на других последованиях полагается сорок раз возглашать «Господи, помилуй»
Денис, спасибо большое. Еще не все прочитала. Знакомая недавно спрашивала, зачем за богослужением по несколько раз повторяются молитвы со Святый Боже по Отче наш. Там тоже про это есть? Спрашиваю заранее, пока ветка в архив не убежала :)
 
Сверху