Многие говорят,и пишут, даже священнослужители что институт восприемников не нужен, и что сами родители могут воспринимать своих детей,я как священник с этим никак не могу согласиться. Давайте вспомним историю в частности патрологию.Почитайте внимательно.Если в IV веке еще спорили об оптимальном возрасте для принятия крещения и высказывались различные точки зрении по этому поводу, то впоследствии практика крещения младенцев возобладала во всем христианском мире. С широким распространением этой практики было связано и изменение функции восприемников.
Если во времена
Иустина Философа основная функция восприемников заключалась в том, чтобы привести желающего креститься в церковь и засвидетельствовать его доброе поведение в течение периода оглашения.
Впоследствии мы видим, что на восприемников стали возлагать миссию воспитания в вере младенцев, крещенных в бессознательном возрасте. Восприемники же отвечали на вопросы священника при совершении Таинства крещения от лица крещаемого, если он не был еще способен говорить и рационально воспринимать окружающую действительность.
Вот что говорит о крещении младенцев и о роли восприемников автор "Ареопагитского корпуса" в трактате "О церковной иерархии". Ареопагит полемизирует с теми, кто "находит достойным справедливого смеха, когда иерархи учат вещам божественным тех, которые не могут еще слышать, и понапрасну преподают священные предания тем, которые еще ничего не смыслят, и, что еще будто бы смешнее, когда другие произносят за детей отрицания и священные обеты". Опровергая мнение противников крещения младенцев, автор "Ареопагитского корпуса" пишет:
...Младенцы, будучи возводимы к Таинствам по священному законоположению, будут вводиться в священный порядок жизни, делаясь свободными от всякого нечестия и отдаляясь от жизни, чуждой святыни.Приняв это во внимание, божественные наставники наши положили принимать младенцев по священному чину так, чтобы естественные родители приводимого ребенка передавали его какому-либо из посвященных в тайны учения божественного доброму руководителю, которым бы впоследствии дитя было руководимо как богодарованным отцом и споручником священного спасения.
(Григорий Богослов.Слово 40,(Творение.Т1с-562)
Участвуя в Таинстве крещения, восприемник как бы говорит: "Я даю обещание внушить этому младенцу, когда он будет входить в разум и в состоянии будет понимать священное, чтобы он отрицался всецело всего вражьего и исповедовал и исполнял на деле божественные обеты". Как заключает Ареопагит, "нет ничего плохого в том, что дитя руководится в божественном воспитанию, имея у себя руководителя, который вкореняет навык к божественному и хранит его непричастным всему вражескому."
(Архиепископ Иларион (Алфеев). Православие. ИЗД. Сретенского монастыря.М 2009гТом2.с-584-585)
В случае крайней нужды (
напр. смертной опасности), крещение может быть совершено и без восприемника (Бол. Требн., гл. 5, «зри»; сн. Ук. Св. Cин. 1810 г., I, 19,—И, 17, и Ук. Св. Cин. Нижегор. Преосвященному 1889 г., II, 13).В случай смертной опасности крещаемаго (а также и при невозможности в местностях с преобладающим иноверным населением найти лицо православнаго исповедания) восприемника может заменить собою сам священник, совершающий крещение или псаломщик.