О домашней молитве за усопших

Москва
Православный христианин
Здравствуйте.
Помогите, пожалуйста, советом.
Как молиться за усопших после истечения 40 дней после преставления?
В храме подаю записки, а как молиться дома, на работе, в транспорте.
Какие молитвы (каноны, акафисты) и в каком порядке читаются дома,
сколько читается псалтирь?
Спасибо.
 
Москва
Православный христианин
Пока Вам не ответили люди знающие, могу сказать только, что надо всегда говорить про себя "Господи Помилуй", и просить за усопших: Упокой Господи Душу раба Твоего (имя).
 
Москва
Православный христианин
Пока Вам не ответили люди знающие,могу сказать только,что надо всегда говорить про себя Господи Помилуй,и просить за усопших:Упокой Господи Душу раба Твоего (имя)
И более ничего.
Молитва не заклинание.
Это Ваше состояние души. А это только нужно Богу.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Отрывок из книги А.И. Осипова "Посмертная жизнь"

"........Так вот, когда умирает человек, то очень часто его родные ограничиваются лишь внешней стороной поминовения: заказывают панихиды, сорокоусты, подают заупокойные записки, ставят свечи, передают деньги в монастыри, в храмы и т. д. И есть много денег – так хоть во все монастыри и храмы, всем батюшкам и матушкам! Но если я сам при этом палец о палец не ударю, чтобы ради любимого родного хотя бы чуть-чуть воздержаться от гнева, злословия, осуждения, чревоугодия и проч., понудить себя к исповеди и причащению, к чтению слова Божия и святых Отцов, к помощи нуждающимся, больным, то проку от всех этих заказов будет не много. Мы хотим без труда (над собой) вынуть рыбку из пруда, без малейшего подвига борьбы со своим ветхим человеком надеемся починить ветхость другого. И это называем поминовением усопшего, молитвой за него! Где-то кто-то вместо меня должен помолиться за усопшего. Но молятся ли там или только поминают? Очень откровенно и со скорбью отвечает на этот вопрос святитель Феофан: «Если никто [из родных] не воздохнет от души, то молебен протрещат, а молитвы о болящей не будет. То же и проскомидия, то же и обедня... Служáщим молебен и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают на молебне... Да и где им на всех наболеться?!» Поэтому «сделать» что-то внешнее, без малейшего внимания к своей душе., без молитвы - это типичное язычество. А что Писание говорит: «Ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону [то есть внешне, формально], Ты не восхотел и не благоизволил» (Евр. 10; 8). «Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50; 18,19). То есть, только при духе и сердце сокрушенном и смиренном Бог принимает наши жертвы, дары и поминовения, в противном случае Он не благоволит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23,23). Видите, с какой угрозой предупреждает Господь: «Горе вам, лицемеры», если ограничиваетесь «десятиной», то есть одними внешними делами, а то оставляете, то есть очищением своей души, не занимаетесь. Всё внешнее хорошо только в том случае, когда не оставляется то. Что же такое есть то, чем мы можем помочь усопшему? Господь отвечает: суд — рассудительное, разумное, по Евангелию, отношение, прежде всего, к своей духовной жизни; милость – великодушие к согрешающим, милосердие к нуждающимся, прощение обижающих; вера - личная праведная жизнь, личное покаяние, личная молитва.
В высшей степени насущный вопрос: как оказать помощь усопшему, как молиться за него? Протестанты, кстати, отвергли молитвы за усопших. Православная же Церковь с самого начала своего существования утверждает необходимость такой молитвы, утверждает, что состояние души, оказавшейся после смерти в узах демонов страстей, можно изменить. Ведь, за кого призывает Церковь молиться? За святых? Нет, за грешников, которым, оказывается, наши молитвы могут помочь избавиться от страстного демона-мучителя. Каким образом? На это Господь прямо ответил ученикам, не сумевшим изгнать беса: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17; 21). Этим Он открыл нам великую истину, сокровенную тайну: освобождение человека от рабства страстям и демонам, требует не только молитвы, но и поста, под которым подразумевается воздержание своих ненасытных страстных похотей души и тела, понуждение хотя бы к минимальному подвигу. Святой Исаак Сирин писал: "Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души"2. Но такой пост встречается редко – мало подвизающихся. (Подробнее об этом см. в следующей главе.)
Потому и дар изгнания бесов давался Богом очень редким подвижникам, а вовсе не любому священнослужителю. Рукоположение не дает ни дара чудотворений, ни, тем более, власти над бесами! Даже апостолы, пытавшиеся изгнать беса просто произнесением молитвы, потерпели, как видим из Евангелия, неудачу.
Подобное же, если не худшее, происходит с современными отчитывателями (заклинателями), которые, не победив своих страстей и не получив от Бога дара Духа Святого к изгнанию бесов, берут на себя смелость, заниматься таким страшным делом, изображая из себя чудотворцев! Неужели не понятна столь простая истина, что только достигший бесстрастия, то есть изгнавший из себя бесов, способен без вреда для бесноватого и для самого себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы?! Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (V в.) гневно обличает неразумных заклинателей: "А кто желает повелевать нечисты*ми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения... Посе*му-то отцы наши никогда не назы*вали тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателя*ми". И он же: «Никто не должен быть прославляем за дары и чудеса Божии... Ибо весьма часто люди развращенные умом и противники веры именем Господа изгоняют демонов и творят великие чудеса» .
В Деяниях апостолов промыслительно рассказывается о таких заклинателях, которые тогда, как и теперь, дерзко рассчитывали силою слов молитв и имени Иисусова (как в магии) изгнать беса: «Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. Это сделалось известно всем живущим в Ефесе иудеям и эллинам, и напал страх на всех их» (Деян. 19,15-17). Это - серьезнейшее предупреждение всем современным священнослужителям, занимающимся отчитыванием вопреки учению святых Отцов и тысячелетней традиции Русской Церкви, и печальный пример того, как можно исказить молитву, пользуясь ее словами и внешними формами, игнорируя важнейшие условия ее совершения.
Но вернемся к молитве за усопших.
Вот поразительный случай, который описывается в древнем житии святителя Григория Двоеслова, папы Римского (который жил еще в VI веке, то есть до отпадения Западной церкви). Он молился не за кого-либо, а за императора Траяна (+117) – одного из жестких, по неведению, гонителей христиан, и в то же время – лучших по своей справедливости и заботе о бедных правителей Римской империи. Святитель Григорий, тронутый одним из его поступков (Траян защитил бедную вдову, находившуюся в отчаянном положении), стал усиленно, с подвигом, молиться за него. В результате, ему было открыто, что молитва его принята. Как это понять? Ведь, Траян не только не был крещен, но и был гонителем христиан. Но что слышим: «Пусть никто не удивляется, когда мы говорим, что он (Траян) был крещен, ибо без крещения никто не узрит Бога, а третий вид крещения – это крещение слезами»6. Чьими же слезами? – святого Григория. Вот какова может быть сила молитвы, соединенной с постом! «Хотя это и редкий случай, – поясняет иеромонах Серафим (Роуз), – но он дает надежду тем, чьи близкие умерли вне веры». Кстати, святитель Марк Эфесский (XVв.), борец с католиками за православие, ссылался на случай с Трояном, как на факт не вызывающий сомнений: «Некоторые из святых, молившихся не только за верных, но и за нечестивых, были услышаны и своими молитвами исхитили их от вечного мучения, как, например, первомученица Фекла – Фалконилу и божественный Григорий Двоеслов, как повествуется, – царя Траяна».


ПОБУДЬ ХОТЯ БЫ СОРОК ДНЕЙ ХРИСТИАНИНОМ
Особенно такая жертвенная молитва, соединенная с сердечным усилием и с отречением хотя бы от какого-то удовольствия - нужна покойному в первые 40 дней. Поэтому, если кто действительно хочет помочь своему сыну, дочери, матери, мужу, жене, сестре, брату – тому, кого он искренне любит, то средство есть, оно в наших руках – отдай, человек, часть своей души, частицу своей привычной, духовно-пассивной жизни. Возьми на себя хотя бы маленький подвиг. Поживи эти 40 дней в посильном воздержании тела, воздержании чувств, воздержании мыслей, в понуждении себя к молитве, к чтению слова Божия. Постарайся примириться с врагами своими. Добро сделай ненавидящим тебя – по заповеди Божией. Поборись со своими страстями, постарайся никого не осуждать, никому не завидовать, не отвечать на зло злом, чаще исповедуйся и причащайся святых Христовых Таин. Очисти хотя немного свою душу, хоть на короткое время возьми себя в руки – ради дорогого тебе человека. Скажи себе: «Хотя эти 40 дней постараюсь быть христианином, постараюсь жить по Евангельски». Ведь, друг познается в беде, а не за праздничным столом, и любовь обнаруживается самопожертвованием, делом, а не только заупокойными записочками. И чем усиленнее будешь работать над своей душой – хотя бы эти 40 дней — тем действеннее для усопшего будет твоя любовь к нему. Тогда твоя молитва к Богу и твои подаяния, твои записки и прочее принесут действительную пользу усопшему. Вот какая помощь нужна родному, близкому, любимому человеку.
Особая необходимость личной молитвы понятна и по другим причинам. Как правило, в храме, в силу хотя бы большого количества поминовений, священнику молиться всей душой за каждого, практически, невозможно и все ограничивается произнесением (вслух или про себя) имен усопших, выниманием частиц из просфор... Но, во-первых, молитву ничем нельзя заменить, и если при этом сам человек не молится, то такого поминовения демоны-мучители не побоятся.
Во-вторых, сей род изгоняется не только молитвою, но и постом (Мк.9;29). Однако не трудно понять, как редко можно найти такого человека (священника, монаха, мирянина), который бы действительно отрекся от каких-то удобств, развлечений, удовольствий, и даже просто от обычного течения своей жизни, чтобы совершать ради вашего усопшего молитву, усиленную подвигом. А, ведь, это одно из условий, при котором церковное поминовение приобретает силу. Ибо богослужебное поминовение – это не магическое действо, которое независимо от молитвенного участия священника и верующего принесет спасительный плод «в силу совершённого действия» (ex opere operato) - как об этом соблазнительно учит католицизм и во что мы православные, к сожалению, совсем не против верить. Святые Отцы единогласно утверждают, что Бог не может спасти человека без воли самого человека, без его духовного соучастия, поэтому, где нет нашей личной молитвы, нашего понуждения к жизни по евангельским заповедям, Он не может помочь нам - не может услышать той молитвы, которой нет. Вера в то, что при поминовении усопшего главное – это вынимание частицы и произнесение имени за Богослужением, а не соединенные с ними молитвы верующего и священнослужителя, является одним из самых распространенных и губительных заблуждений – губительных потому, что оставляет нас и наших усопших без Бога, без плода. Святитель Иоанн Златоуст писал: «... ни Крещение, ни отпущение грехов, ни ведение, ни приобщение таин, ни священная трапеза, ни сподобление Тела, ни приобщение Крови, и ничто другое не может принести нам никакой пользы, если мы не станем вести жизнь честную, строгую и чуждую всякого греха».
В качестве примера правильного православного (в отличие от языческого) отношения к молитве за другого человека приведу такой случай. У одного московского священника дочь сломала ногу. И он, будучи человеком вполне воздержным, тем не менее принял такое решение: «Я больше не выпью ни глотка вина до тех пор, пока сломанная нога дочери не станет здоровой». Он свою молитву соединил с подвигом, ограничил свою плоть, отнял от себя часть приятной жизни ради того, кого любил. Это было реальным проявлением любви, это была реальная жертва, которая очищая его, принесла и ему, и его дочери свой благой плод – не только телесный, но и что несравненно больше – духовный.
Еще раз хочется подчеркнуть, что только понуждая себя к жизни по заповедям, к молитве, мы, как писал преп. Антоний Великий, вступаем в общение с Богом и в меру этого духовного единения становимся способными оказать духовную помощь другому человеку. И чем чище наша душа, тем в большей степени может измениться состояние души усопшего, которая с нами и через нас соединяется с Богом там в той мере, в какой мы Ему приобщаемся здесь. Ибо в молитве происходит духовное единение душ человеческих. Но не просто единение, а единение в Боге. Поэтому нельзя верить глупым басням о том, что за кого-то нельзя молиться, будто бы это опасно. Молитва всегда полезна. Она привлекает милость Божию к самому молящемуся, и, безусловно, приносит пользу усопшему. Великое благо найти и сомолитвенника, сподвижника, хотя бы в эти самые ответственные 40 дней.
 
Москва
Православный христианин
Уважаемые Ольга Николаевна, Афанасий, Ирина Юрьевна,
спасибо Вам большое за Ваши советы.
У меня как раз есть потребность в домашней молитве о моей усопшей маме,
мне самой от этого легче. И, конечно, хочется не просто механичеческого
произнечения, а со смыслом и в правильном последовании.
 
Москва
Крещён в Православии
Отрывок из книги А.И. Осипова "Посмертная жизнь"
А.И. Осипов, конечно, как всегда говорит сильно и впечатляюще. Но хочется заметить, что молитва - это дар Божий. Это тот талант, который дается свыше. Талант одного человека велик и равен 5 динариям, у другого он поменьше и равен 2 динариям, а у последнего (и таких людей очень много), он равен 1 динарию. Для того, чтобы этому рабу Божьему войти в меру 2-х динариев, надо было долго труждаться, понуждая себя на молитву. Скажу вам, это непросто, человек может быть занят на тяжелых работах, закабален домашними хлопотами, так как ему никто не помогает, но все от него только ждут, возможно у него слабый тип нервной деятельности и он не способен долго держать внимание на молитве... Да, мало ли что!

Помню я такую историю, простите, давно ее слышала (на Радио-Радонеж) и уже забыла имена.
Ехал на перекладных лошадях по сельской дороге некий архиерей, позже прославленный в лике святых, а вслед ему бежит женщина и, плача навзрыд, кричит:
- Владыко, помолись о моем бедном сыночке...
Архиерей велел остановить лошадей:
- Что случилось с твоим сыночком?
- Сыночек мой сильно пьет. Умоляю, помолитесь о нем, Владыко!!! - плачет женщина.
- Я то помолюсь, как его имя? Только и ты, мать, молись о чаде своем.
- Ой-ой-ой, - запричитала бедная женщина, - совсем-то я не умею молиться... - и она еще пуще залилась слезами.
- Если не умеешь молиться, тогда плачь о бедной душе своего сыночка, и Бог примет твои слезы за молитвы и я о нем помолюсь, - благословил ее Владыко и поехал дальше.
 
Москва
Православный христианин
Но хочется заметить, что молитва - это дар Божий. Это тот талант, который дается свыше.

Для того, чтобы этому рабу Божьему войти в меру 2-х динариев, надо было долго труждаться, понуждая себя на молитву.
Чтобы получить дар?
и он не способен долго держать внимание на молитве...
Значит молитва не получится? Главное количество?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Брянчанинов советует "облекать ум в слова молитвы", понуждая себя ко внимательной молитве, и говорит, что первый признак правильной молитвы - головная боль, которая впоследствии проходит и со временем приходит дар молитвы. Мне самой удавалось только пару раз всего сосредоточенно удерживать свой ум на словах молитвы и действительно после такого болела голова, но недолго)) Так что буду учиться и понуждать себя далее........Но ведь и этого недостаточно для спасения - надо же понуждать себя к борьбе со грехами - а тут огромнейшая невозделанная нива для действий)))
 
Москва
Православный христианин
Брянчанинов советует "облекать ум в слова молитвы", понуждая себя ко внимательной молитве, и говорит, что первый признак правильной молитвы - головная боль, которая впоследствии проходит и со временем приходит дар молитвы. Мне самой удавалось только пару раз всего сосредоточенно удерживать свой ум на словах молитвы
Можно узнать в каком труде это написано. Я нигде более этого не встречал. Митрополит Сурожский Антоний в книге "Школа молитвы" объемом 491 стр. ни словом об этом (о головной боли) не обмолвился.
И еще. В чем конкретно выражается дар молитвы?
При этом надеюсь мы одинаково понимаем, что молитва это общение с Богом.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Можно узнать в каком труде это написано. Я нигде более этого не встречал. Митрополит Сурожский Антоний в книге "Школа молитвы" объемом 491 стр. ни словом об этом (о головной боли) не обмолвился.
И еще. В чем конкретно выражается дар молитвы?
При этом надеюсь мы одинаково понимаем, что молитва это общение с Богом.

Я это прочитала в сборнике его писем, сейчас некогда искать, где именно, но позже обязательно найду и приведу конкретную цитату (книга ведь довольно объёмистая;)) А про дар молитвы он пишет, что поначалу мы все молится не умеем, но если понуждаем себя к молитве, ко вниманию и труду молитвенному, то впоследствии, видя наши неослабевающие усилия нам дано будет научиться.........общению с Богом "нелицемерному", но истинному
 
Москва
Православный христианин
Как вы читаете молитвы, по молитвослову или на память? Я читала и по памяти, и по книге, но все равно ловила себя на том, что мысли разбредаются в разные стороны. Как удержаться на молитве?
Простите, что вмешиваюсь. Молитва легко удерживается, если она Вам, эта конкретно молитва, нужна именно сейчас. Иначе просто сотрясение воздуха в лучшем случае. Поминание Бога всуе.
 
Москва
Православный христианин
Христос Воскресе! Мне батюшка рекомендовал читать молитвы на церковно- славянском языке. Действительно, мысли уже не разбегаются, даже когда очень хочется спать, больше сосредоточенности.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Христос Воскресе! Мне батюшка рекомендовал читать молитвы на церковно- славянском языке. Действительно, мысли уже не разбегаются, даже когда очень хочется спать, больше сосредоточенности.

Согласен с Вами, Ольга Ивановна.

После того, как потратитишь пару часов на то, чтобы научиться читать на ЦСязыке, молитвы из молитвослова, написанные русскими буквами, выглядят нелепо.
Это как взять английский текст и написать его русскими буквами.:)

Очень рекомендую всем научиться.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Я это прочитала в сборнике его писем, сейчас некогда искать, где именно, но позже обязательно найду и приведу конкретную цитату (книга ведь довольно объёмистая;))
Нашла и привожу отрывок из письма свт. Игнатия "к брату, занимающемуся умною молитвою" ".......Пишешь: «Не освобождаясь от тревожных ощущений сердца, и волнений ума и принуждая себя к мысленному занятию, я только чувствую сильную головную боль и нервное разстройство». - Повторяю тебе, что все внешния волнения и тревоги должны быть побеждены внутренним деланием. Надо, чтобы с сердца началось обновление; сердце - корень. «Аше корень свят, то и ветви» (Рим. 11,16). Этот образ подвига установлен Самим Спасителем. «Очисти прежде внутреннее сткляницы и блюда, - сказал Он: - да будет и внешнее има чисто» (Матф. 23, 26). Придетг тревога - отвергни мысли, приносящия ее, уйми волнение крови, принимая за верное, что всякая мысль, приносящая тревогу, - Богопротивная, и опять продолжай молитвенное занятие. Во всех подвигах, в особенности же в молитве, требуется постоянство и терпение. Нетерпеливость сбивает нежный цвет ея, как иней и ветры сбивают цветы плодовитых деревьев. «В молитве терпите» (Колос. 4, 2), - сказал Апостол: это отличительное свойство упражнения молитвою. Сначала, вводя ум в молитву, приучая к ней, не держи его долго в ней, чтоб он не утомлялся излишне, но зато почаще вводи его в молитвенное занятие. Ах! Требует понуждения это занятие! Не любит преступник - ум наш - темницы молитвенной; ему нужна безумная свобода; с насилием надо влечь его в темницу, в узы; без того не укротится, не возвратится к здравому смыслу беснующийся. В свое время, когда он укротится, сделается тих, как Ангел, - выйдет ему навстречу сердце со всеми душевными силами, как с чадами, со всеми телесными способностями, как с рабами, - и бывает мир дому тому, святый мир от пресвятаго Господа, праздник велий обновления и воскресения. - Головная боль - обыкновенный первоначальный спутник глубокаго внимания слову Божию и молитве. «Живо бо слово Божие, - говорит Апостол, - и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным». (Евр. 4, 12). Не только у тебя она болит, не только болела у меня: болела она у святых Отцев, - и они это поместили во своих Писаниях, говорит преподобный Григорий Синайский: «И размены боля и главою многажды болезнуя, терпи та притрудне и рачительне, взыскуя в сердце Господа». Бывает по временам от упражнения в молитве разслабление всего тела, пот, жар; все это у начинающих; - у преуспевающих молитва укрепляет, питает душу и тело. Но пот бывает даже и у них. Впрочем, тебе преподан самый легчайший способ внимания и молитвеннаго подвига, чуждый всякаго труднаго механическаго телеснаго упражнения, для котораго необходима крепость здоровья. На мелочи, на все ощущения в теле, обращай как можно меньше внимания, наблюдай, чтоб ум твой пребывал в покаянии и удалялся от развлечения. Надеюсь, что головныя боли твои не будут долго продолжаться. И у меня продолжались не долго. После того, когда оне прошли, молитвенное занятие сделалось как бы более свойственным уму и более легким для него. Ты не требуй от ума твоего, при молитве, превышающаго силы его, например, нерушимой полной неразсеянности. Показывай мысленно немощь и ветхость твою Богу, говоря: «Господи! Ты видишь всю ветхость мою!» - и, терпя, терпи великодушно немощь ума твоего. Не напрасно и не без цели сказано: «Терпя, потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою: и возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои и исправи стопы моя: И вложи во уста моя песнь нову» (Псал. 39, 1-4).:............. "
свт. Игнатий (Брянчанинов) "Собрание писем" изд. Правило веры Москва 2002г. с382-393
 
Москва
Крещён в Православии
А.И. Осипов "Посмертная жизнь души"
На нашем сайте "Азбука веры" можно прочитать эту книгу целиком:

А.И. Осипов "Посмертная жизнь души"

Или только эту главу из книги, она называется:

"Как правильно молиться об усопших"
 
Сверху