О церковном поминовении некрещенных усопших детей?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Санкт-Петербург
Православный христианин
Вот, что говорили об этом Святые Отцы:


Какая участь некрещенных младенцев, и можно ли молиться за них?

Участь младенцев, умерших некрещеными, ни в коем случае не может быть названа безнадежною. В наших церковно–богослужебных книгах выражается прямое верование в помилование младенцев, скончавшихся некрещеными: «ведать подобает, — читаем мы в синаксаре субботы мясопустной, — яко младенцы непросвещённые (то есть некрещеные) в геенну не пойдут».
Свт. Григорий Нисский (у которого есть целое рассуждение о младенцах, преждевременно похищаемых смертью) говорит об этом так: «Преждевременная кончина младенцев не ведет к мысли, что окончивший так жизнь несчастлив, или что он равен очистившим себя в настоящей жизни всякою добродетелью, потому что Бог, по лучшему своему промышлению, предотвращает безмерность зол в тех, которые стали жить во зле…
Не вкусивший жизни не окажется блаженнейшим того, кто жил хорошо. Но если кто жизнь младенческую и незрелую будет сравнивать с жизнью добродетельною, то таковой, произнося о существах подобное суждение, сам не зрел».
Свт. Григорий Богослов в слове о крещении так же говорит: «Не сподобившиеся св. крещения по малолетству, младенцы не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены св. крещением, однако же, и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вред, ибо не всякий недостойный чести достоин уже и наказания».
Из этих слов, упомянутых св. отцов следует, что нет никаких оснований смущаться участью некрещеных младенцев.
Свт. Димитрий Ростовский замечает о детях, погибших во время всемирного потопа и в день истребления огнем городов Содома и Гоморры: «Господь, милосердствуя о неповинных младенцах, пресек им временную жизнь временною казнью, души их соблюл свободными от вечных мук, в которые отцы их впали». Апостол Павел говорит о детях, у которых отец христианин, а мать некрещеная, что чада эти «теперь святы» (1Кор. 7, 14). А христианские мертворожденные младенцы имеют и родителей и предков православных; помимо того, дети эти в некотором роде уже предосвятились еще и до рождения и во время чревоношения их: это говорится о тех некрещеных младенцах, нося которых в утробе своей, матери их каждодневно молились, часто читали Слово Божие, приносили истинное покаяние, и в борьбе со своими страстями и похотями стремились вести образ жизни христианский, часто соединялись с Господом в таинстве причащения.
И приснопамятный Вышенский затворник, свт. Феофан давал такой ответ обращающимся к нему с вопросом об участи некрещеных младенцев: «Дети все — ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надобно предоставлять милосердию Божию. Они не пасынки, и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна. Такие вопросы следовало бы решить, если бы на нас лежал долг всех призреть и пристроить. Как это невозможно для нас, то и оставим пещись о них Тому, Кто печется обо всех».
На вопрос, как молиться о мертворожденных и не сподобившихся крещения младенцах, один из Палестинских святителей, Стефан, архиепископ Вифлеемской обители, дает такой ответ: «Не следует отвергать младенцев, которые родились мертвыми и не успели быть окрещены: они не виноваты, что не получили крещения, а у Отца Небесного много обителей, в числе которых есть, конечно, и такие, в которых таковые младенцы будут покоиться за веру и благочестие верных своих родителей, хотя сами по неисповедимым судьбам Божиим, и не получили крещения. Молиться за них могут родители с верою в милосердие Божие. Каждая мать, плачущая о таковых своих чадах, без сомнения может вопиять к Человеколюбцу Господу следующими словами: «Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей, за веру и, слезы мои, ради милосердия Твоего. Господи, не лиши их света Твоего Божественного».
Разумеется, не может быть и речи о поминовении некрещеных младенцев за литургией. Если Церковь не позволяет даже и присутствовать некрещеным при совершении главной части литургии, называемой, поэтому литургиею «верных», то, как же могут поминаться на такой страшной трапезе души, которые совершенно не просвещены св. крещением?
Но каждый христианин, из любви к Богу и ближнему, может воздыхать о таковых младенцах к Богу в своих домашних молитвах, для какой цели пригодна следующая молитва, находящаяся в синодике митрополита Новгородского и Петербургского Григория: «Помяни Человеколюбче Господи, души отшедших раб Твоих младенцев, которые во утробе православных их матерей умерли нечаянно от неведомых действий или от трудного рождения или o т некоей неосторожности и потому не приняли святого таинства крещения!
Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченною Твоею благодатью».
 
Москва
Православный христианин
Что касается ситуации, когда младенец умрёт, не дождавшись Крещения (некоторые считают, что он из-за этого сразу попадёт в ад), то тут можно поспорить (см. подробнее).
:) Тут точно можно поспорить.
Господь Сам сказал:
"Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие".
(Ин. 3,5).

Так учат и святые отцы, что естественно:


Тот же святитель Феофан Затворник (в цитированном в Вашей ссылке отрывке он утешает скорбящую и потому отвечает, не ставя точек над и) пишет:

"Благодать Духа Святаго во спасение необходима для нас и только она одна сильна содевать в нас спасение наше..., благодать Святаго Духа не иначе подается и принята может быть, как через Таинства, Самим Господом учрежденные в Церкви руками апостолов."


В проповеди св. Григория Богослова "На крещение" можно найти ответы о том, что будет с людьми, не знавшими Бога. Не все они будут в вечных муках, однако спасение для них, как единение с Богом, невозможно.

Он говорит о участи умерших некрещеных младенцев так: "Они не будут у Праведного Судьи ни прославлены, ни наказаны. Ибо всякий недостойный наказаний достоин и чести. Равно как не всякий недостойный чести достоин уже наказания".

(Святитель Григорий Богослов. Слово на святое Крещение).


Святитель Кирилл Иерусалимский пишет:

"Тот, кто хотя бы был добр по делам, но не получил запечатления водою не войдет в царство небесное. Слово дерзновенно, но не мое; ибо так определил Иисус!"

(Огласительное поучение, 3).


Св. Василий Великий пишет:
"Почему мы христиане? Всякий скажет: по вере. А каким образом спасаемся? Таким, что возрождаемся, именно благодатью, подаваемой в Крещении. Ибо чем спастись?"

("О Святом Духе", гл.10).

 
Последнее редактирование модератором:

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
:) Тут точно можно поспорить.
Господь Сам сказал:
"Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие".
(Ин. 3,5)...


(От Луки 18:15-17)
15 Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им.
16 Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
17 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.

(От Матфея 18:1-6)
1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
 
Последнее редактирование модератором:
Москва
Православный христианин
Нашла толкование св. Иоанна Златоуста:

Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда(Мф. 19:13-15).
Почему же ученики не допускали детей? Из уважения к Иисусу Христу. Что же Он? Чтобы научить их смирению и истребить гордость мирскую, берет детей, обнимает их, и таковым обещает царствие, - о чем и прежде Он говорил. Так и мы, если хотим наследовать небеса, всеми силами должны стараться стяжать добродетель смирения. Цель любомудрия в том и состоит, чтобы с мудростью соединять простоту. Это есть жизнь ангельская. Душа дитяти чиста от всех страстей; дитя не помнит обид и к обидевшим подбегает как к друзьям, как бы ничего не бывало; сколько бы мать ни наказывала свое дитя, оно всегда, однако же, ищет ее, и более всех любит ее. Представь ему царицу в диадеме: оно не предпочтет ее матери, облеченной в рубище, но еще более будет желать видеть последнюю в рубище, нежели царицу в богатой одежде. Свое оно различает от чужого не по бедности или богатству, но по любви. Дитя ничего более не требует, кроме необходимого, и коль скоро насытится молоком, оставляет сосцы. Дитя не печалится, как мы, о потере денег и тому подобном; равно как не радуется подобно нам о таких скоропреходящих вещах; дитя не пристрастно к красоте телесной. Вот почему Христос и сказал:Таковых есть Царство Небесное”, чтобы мы по свободной воле делали то, что дети делают по природе.

(ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО. ◦ ТОМ VII КН. 2. ТОЛКОВАНИЕ НА СВЯТОГО МАТФЕЯ ЕВАНГЕЛИСТА. БЕСЕДА 62)
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
"Пытаться определить, где находятся души умерших некрещеных младенцев до Всеобщего Суда, я бы не рискнул. Это тайна, которая вряд ли доступна нашему пониманию", - сказал РИА Новости зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин...
Чаплин отметил, что РПЦ считает святыми только тех некрещеных младенцев, которые были убиты Иродом после рождения Иисуса Христа.
"Мы не молимся за некрещеных в общей церковной молитве. Но мы молимся, без упоминания имен, о некрещеных младенцах в частной молитве, надеясь на милосердие Божие", - заключил представитель Московского патриархата.

А есть и такая подборка: http://sergeylarin.livejournal.com/123683.html
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху