Мне кажется, дорогая Мария, что ваше предвзятое представление о нерадивости и бездушности монашествующих определяется непониманием глубинной сути монашеского подвига. Так после Крещения (если оно, конечно, не было формальным актом) по мере своего воцерковления человек замечает в себе раздвоение: одна часть его души хочет жить по Заповедям Божьим, другая же хочет жить по греховным законам мiра сего, питаясь соблазнительными мирскими удовольствиями. Однако эти два пути жизни требуют противоположного поведения, и в человеке начинается внутренняя борьба. Первая часть души богословами условно названа «новым человеком», вторая – «ветхим человеком». Апостол Павел призывает христиан «совлечься ветхого человека и облечься в человека нового»
(Кол. 3, 9-10), т.е. это постоянная цель христианского бытия.
Наиболее прямой и максималисткий путь для такого «совлечения» лежит через монашество. В чине монашеского пострига объявляется о смерти прежнего человека, о чем свидетельствует сопутствующая смена имени, но это пока не самая победа, а только мощное оружие для борьбы. Поскольку акт пострижения является отречением от всего мирского, означая символическую смерть, то считается, что оно означает отпущение грехов, как при крещении, и он начинает духовную жизнь как бы заново. В аскетической литературе неоднократно говорится, говорится, что монашество есть «величайший дар, царская печать, второе крещение, которое от грехов очищает, подает дары и благодати, вооружает и знаменует, спасает от врагов, Царю представляет и делает Его другом» (святитель
Симеон Солунский). Однако не следует питать иллюзию, что при такой якобы несложной технологии можно быстро и беспрепятственно получить доступ в Царство Небесное. Истинное монашество - это труднейший путь вечного покаяния! Так преподобный
Ефрем Сирин говорил что«монашество это не одежда, и (даже!), не пострижение, но божественное желание и небесное житие». К сожаление монашеские традиции и обеты в постсоветском пространстве в значительной степени были утрачены или искажены., хотя лжемонашество существовало всегда. Так, например, святитель Игнатий (Брянчанинов) жестко критиковал монашествующих лишь внешне: «
Самочинное монашество — не монашество. Это - прелесть! Это карикатура, искажение монашества!.. Это обман самого себя! Это актерство, очень способное привлечь внимание и похвалы мира, но отвергаемое Богом, чуждое плодов Святаго Духа, обильное плодами, исходящими от сатаны!». К сожалению, обмирщение монашества, прикрытие духовных изъянов чёрными ризами - серьезнейшая современная проблема Церкви, о которой постоянно говорится на собраниях духовенства наших епархий. Поэтому, не следует нам особенно романтизировать монашество, но и хулить не подобает – слава Богу, есть ещё среди черноризцев и светильники веры, и опытные духовники, и святые старцы. Монашество - путь особый, скорее исключение, чем правило. Почему большинство святых прославлено именно в лике преподобных, то есть монахов и монахинь? Причина – в человеческой слабости, ибо лишь немногие подвижники способны донести к Богу Крест отречения от ненужных и отвлекающих социальных связей, сиюминутных наслаждений, страстных желаний, денежной лихорадки и личного возвеличивания. Нынешняя жизнь требует духовной борьбы, а Царство Небесное – многих жертв. И лишь путём многих жестких ограничений, принципиально недостижимых в мирской одержимости, можно достичь тех удивительных духовных аскетических состояний, которые даруют человеку то высшее блаженство, когда в процессе правильной и интенсивной духовной жизни одухотворяется не только душа, но даже и само тело. Наставник монашества святитель Свт. Игнатий (Брянчанинов) так сказал про это:
«Самые роскошные и прекрасные цветы можно вырастить только в оранжерее, но они неспособны жить в условиях полевых».
Когда человек самозабвенно любит Бога, он проникает в самую суть Небесного мира - это и есть истинная, неформальная и непрестанная молитва, к которой и призывал апостол Павел, говоря:
«Непрестанно молитесь!» (1Фес.5:17). По правилам монастырского устроения монашествующие призваны
непрестанно молиться о всех. Наставник монашества Св.Игнатий Богоносец призывал: «И о других людях
непрестанно молитесь, ибо есть им надежда покаяния, чтобы придти к Богу». А если нет любви и доверия к Богу, то это уже не молитва, а пагубное и лукавое актерство. Однако, мне кажется, что в искусительных ситуациях всё же следует исходить из «презумпции невиновности», то есть полезнее думать о грешащих лучше, чем они были на самом деле… Вот и «неусыпаемая» означает непрекращающаяся, то есть, псалмы прочитываются монахами круглосуточно, без перерыва. Заканчивает чтение один – начинает другой, с места, на котором остановился предыдущий чтец. Читают и днем, и ночью. И если один либо устал, либо откровенно халтурит, то его слабую молитву подхватывает вслед идущий – возможно это великий молитвенник от Бога или прозорливый старец. Именно поэтому с Божией помощью, по молитвам на Неусыпаемой Псалтири многие люди получают от Господа и духовное, и телесное исцеление, укрепление, бесценную духовную помощь… Чтение Неусыпаемой Псалтири это великий и тяжелый труд! Если посмотреть со стороны, может сложиться ошибочное мнение, и показаться, что молящийся человек особо не утруждается. Но это совсем не так. Для того, чтобы молитва давала больше сил и была более благотворной, человеку, читающему Псалтирь, нужно быть в полной гармонии с Богом. Такая сильная и долгая молитва как Неусыпаемая Псалтирь за человека, способна творить чудеса. Я сам стал счастливым соучастником такого удивительного события, описав его в рассказе
«Вся наша жизнь – ожидание чуда!»
Важно дополнять чтение Неусыпаемой Псалтири личной молитвой (церковной и домашней) - каждый человек тоже должен нести свой, посильный, молитвенный подвиг. Нельзя думать так: «А, сделаю щедрое пожертвование -закажу Псалтирь, и всё наладится теперь само собой!» К этому особому поминовению нельзя относиться, как к некоему обряду или магическому ритуалу, который махом решит все ваши проблемы. И не стоит возмущаться дороговизной поминовения – круглосуточное чтение это тяжёлый труд, а пожертвование за Неусыпаемую Псалтирь является и своего рода милостыней обители. Пожертвования помогают и монастырю, так как идут на содержание и поддержку монашеской общины.
Всё же постарайтесь, Мария, никого не осуждать, даже есть столкнулись с фактами богослужебного нерадения и формального отношения к послушанию. Святитель
Киприан Карфагенский так сказал о Церкви:
«В великом дому Церкви Божией есть не только сосуды золотые и серебряные, но и деревянные, и глиняные. Будем же сосудами золотыми или серебряными. А право сокрушать глиняные сосуды предоставлено единому Господу».
И ещё в назидание притча со Святой Горы:
В одном афонском монастыре был инок, который всю жизнь провел в лености и небрежении. Когда пришло время ему умирать, то братия того монастыря собрались к его смертному одру смотреть, как душа его будет разлучаться с телом. Так как беспечная жизнь инока была всем известна, то они думали, что смерть его будет мучительна, что инок будет тревожиться и беспокоиться за свои грехи.
Но что же они увидели на деле? Инок умирал покойно и с молитвою на устах. Все удивлялись его мирной кончине и стали спрашивать: «Скажи нам, брат наш, отчего ты так покойно и мирно умираешь? По отношении к. ближним и доброделании всю жизнь свою ты же провел в лености и небрежений?»
Умирающий отвечал: «Честные отцы! Я провел жизнь в лености, и еще недавно Господь послал Ангелов показать мне рукописание моих грехов, которых было много.
"Помнишь ли эти грехи?" — спросили Ангелы. "Помню, — отвечали, — но помню также и слова Господа: не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете (Лк. 6; 37). Я с того самого дня, как отрекся от мира и постригся в иночество, не осудил ни одного человека, не питал ни к кому злобы и всем все прощал. Да исполнятся же на мне слова Господа!"
Не успел я сказать этого Ангелам, как они тотчас разодрали рукописание моих грехов. Вот отчего я и умираю так спокойно и мирно: мне все прощено потому, что и я всем прощал».
Сказав это, инок вскоре мирно почил…