Немного о некоторых иконах

Москва
Православный христианин
Называется икона Доброчадие - cимвол материнства, написана она в 1809 году. Находится икона в храме, в Коломенском.
Слева направо:
f09f958a.png
Праведная Елизавета с младенцем Иоанном Крестителем;
f09f958a.png
Дева Мария посередине с Младенцем Иисусом;
f09f958a.png
И праведная Саломея с Иоанном Богословом.
Все они были родственниками.
* Строгий аскет и проповедник покаяния Иоанн Креститель, пришедший на берега Иордана «приготовить путь Господу, прямыми сделать стези Ему» (ср.: Мф 3:3), был не только Предтечей Господа Иисуса, но и Его сродником. Это ясно из Евангелия от Луки, в котором мы читаем, что Мать Христа, Пречистая Дева Мария, приходилась родственницей матери Иоанна, праведной Елисавете (Лк 1:36).

* Выяснить более точно, в чем заключалось их родство, теперь уже невозможно, хотя в церковном Предании сохранились сведения о том, что мать Елисаветы (и бабушка Иоанна Предтечи) Соби была родной сестрой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, — об этом писал византийский историк Никифор Каллист (живший в XIV веке) со ссылкой на священномученика Ипполита Римского (раннехристианский автор, умерший в начале III века). Если так, то Богородица оказывается двоюродной сестрой Елисаветы, а Иисус Христос — троюродным братом Иоанна Предтечи.

* Трудно сказать, встречались ли Иисус и Иоанн когда-либо в детстве. (Мы не берем в расчет эпизод, описанный в 1-й главе Евангелия от Луки, когда Дева Мария, уже ожидавшая Ребенка, пришла к Елисавете, беременной Иоанном, - и у той радостно взыграл младенец во чреве (Лк 1:39-45)). Тем более что вскоре после Рождества Богомладенца Иисуса Мария и Иосиф скрылись от преследований царя Ирода в Египет и жили там несколько лет, а когда вернулись, поселились в галилейском городе Назарете на севере Израиля. Тогда как семья Иоанна Предтечи, судя по всему, жила в Иудее, то есть южнее.

* По преданию, матерью Иоанна Богослова была Саломия - родная дочь Иосифа Обручника от первого брака. Как складывались отношения Христа с родней до начала Его проповеди, мы достоверно не знаем. Известно лишь, что, когда Господь начал Свое общественное служение, братья и сестры восприняли это по-разному: кто-то с удивлением, кто-то с сочувствием, кто-то с прохладой.
- Саломия была одной из тех, кто тепло относился к Брату, и впоследствии пошла за Ним. Но это было чуть позже, а до выхода Спасителя на проповедь она вместе с мужем и детьми жила в Вифсаиде - небольшом рыбацком селении близ Галилейского озера.
Иоанн был воспитан родителями верующим и трудолюбивым мальчиком. Семья была довольно обеспеченной, но достаток этот приходил через тяжкий труд: каждую ночь Зеведей с сыновьями ловил рыбу, утром продавая ее на местном рынке купцам - что называется оптом. Во время одного из таких занятий - починки сетей и сортировки улова — и застал Иисус однажды Своего пожилого зятя. Рядом с отцом работали его дети Иоанн и Иаков. Христос сказал им:
- Следуйте за Мною, и Я сделаю вас ловцам душ человеческих...


***

В русской иконописи сложилось устойчивое представление об иконографии с названием «Доброчадие». Так именуются четырехчастные иконы, составленные из четырех рождественских композиций: Рождество Иоанна Предтечи, Рождество Богородицы, Рождество Христово и Рождество святителя Николая.

Выделение рождественской темы не случайно, только эти четыре Рождества празднуются церковью как отдельные праздники, память святых в православном календаре празднуется в день их смерти, перенесения мощей или других событий, не связанных с рождением.
Обратим внимание, что соотнесение идеи Доброчадия с иконографией «Четыре Рождества» во многом обязано таланту Н.С. Лескова, описавшему сюжет в рассказе «Запечатленный ангел». Важно отметить, что четырехчастные иконы не подписывались словом «Доброчадие», каждая композиция имела собственную подпись с названием сюжета. Несмотря на существование подобных икон с XVIII века, название «Доброчадие» закрепляется за иконографией после публикации в 1873 году рассказа Н.С. Лескова.

В 2012 году в Музее имени Андрея Рублева на выставке, посвященной юбилею 1812 года, экспонировалась икона «Доброчадие» 1809 года из частного собрания. На иконе представлены сидящие за столом три Матери с Младенцами на руках.
В центре – Богоматерь с Младенцем Христом, слева от Нее праведная Елизавета с Младенцем Иоанном Предтечей на руках, справа святая Саломия с младенцем Иоанном Богословом. Сверху на Богоматерь спускается Святой Дух в виде белого голубя в золотом сиянии, Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов протягивают к Нему руки. Десница Христа сложена в именословное благословение. Действие происходит в горнице, на фоне белой стены с четырьмя окнами. Икона не имеет авторского названия, поэтому требует иконографического исследования, обосновывающего название сюжета – «Доброчадие».

( По материалам одного поста из интернета: https://vk.com/wall-156106191_40713 )
 

Вложения

  • uocwjZnIcXA.jpg
    uocwjZnIcXA.jpg
    287,5 KB · Просмотры: 306
  • 1A9I70T25kg.jpg
    1A9I70T25kg.jpg
    368,6 KB · Просмотры: 271
Москва
Православный христианин

Икона «Труд святого семейства»

Труд является служением Богу

* Сюжет идет из апокрифической книги «об Иосифе Плотнике», гл. 11. Божия Матерь пряла «настоящий пурпур и багрянец» для завесы Иерусалимского храма. «Иосиф, … взявшись за ремесло плотника, кормился от труда рук своих, как предписывал Закон Моисеев, ибо он никогда не получал пропитания от чужих трудов». (гл. 11).
***

- Сам Спаситель мира Иисус Христос освятил трудовую жизнь человека и потому все труженики особенно близки и дороги Ему. В преддверии Дня Строителя расскажем о духовном смысле иконы «Труд святого семейства», поскольку этот образ покровительствует всем людям, чья профессия связана со строительством.

Икона «Труд святого семейства» – образ, на котором все святое семейство – Богородица, святой Иосиф и маленький Иисусу заняты ручным трудом. Написана она не так давно - в 1923 году. Этот образ был призван показать людям, что честный и усердный труд высоко полезен и почтенен для каждого христианина, а также что и Сам Иисус Христос трудился с самого детства, как и любой другой мальчик. Еще называют «Святое Семейство – учитель труда» или «Физический труд святого семейства», а ее сюжет восходит к «Книге об Иосифе Плотнике», повествующей о труде всего святого семейства.

По сложившейся традиции на православных иконах самого Иосифа изображают крайне редко, не считая обязательных сюжетов, таких, например, как «Рождество Христово». До 17-го века очень редко писали живописные образы Иисуса Христа и святых, которые не были связаны с традиционной иконописью. Однако позднее стали появляться композиции, которые очень живо и наглядно описывали детство Христа. Икона «Труд святого семейства» как раз служит ярким примером такого нетрадиционного для христианства сюжета.

Стоит также отметить, что существует еще один необычный образ, на котором также изображена вся святая семья - Божья Матерь, святой Иосиф и Отрок Иисус и называется она «Святое семейство».

В Евангелиях о младенчестве и отрочестве Иисуса почти ничего не говорится. Наверное, потому что он рос, как обычный еврейский мальчик, а его земные родители со стороны были обычными трудолюбивыми крестьянами, как и их соседи.
Икона «Труд святого семейства», сюжет которой сильно отличался от традиционной православной иконописи, как раз живо и наглядно иллюстрирует Предание, рассказывающее о детстве Спасителя.
Семья старца Иосифа представляла собой яркий пример истинно христианской жизни, которая проходила в постоянном труде, благочестивых беседах и молитвах. Пречистая Матерь пряла, шила, вязала и ткала, а святой Иосиф c Богомладенцем плотничали.
У еврейских семей была традиция, чтобы мальчик до 12 лет научился какому-нибудь ремеслу. Как правило, это было ремесло, которым занимался отец, а до этого дед, и которое передавалось из поколения в поколение. Иисус не стал исключением: он изучил ремесло земного отца Иосифа и стал заниматься плотничеством.
По преданию Спаситель сам изготавливал плуги, ярма и весы. Плуг – как символ труда, а весы – как символ правды. Таким образом, сюжет иконы «Труд святого семейства» призван показать повседневную жизнь Иисуса Христа в Назарете, который с малых лет не только постоянно видел вокруг себя физический труд, но и привык трудиться сам.
Уже с детства Он учил всех своим наглядным примером труду и правде, как основе человеческой жизни. Ведь физический труд отвлекает от праздных мыслей, укрепляет силы, сохраняет здоровье и дает пропитание. Сам Спаситель освятил трудовую жизнь человека и потому все труженики особенно близки и дороги Ему.

В духовном мире тот высок, кто глубок. Как же должен быть глубок скромный древодел Иосиф Обручник, чтобы Христовы уста удостоили его имени «папа»! Он не притязал на сверхъестественное отцовство, так как знал от Ангела, что «родившееся в Марии от Духа есть Свята» (Мф. 1:20). Избранный в служители Тайны, он отказался до дна объяснять себе бездонное, и покорился служению.

По законам правильной жизни на плечи Иосифа легла обязанность учить Сына Божия всему необходимому - читать, учиться и трудиться. Видимо, он водил пальцем по буквам и черточкам Писания, Которое «не прейдет пока не исполнится все» (См. Мф.5:18), а Сын Божий следил за ним и внимательно слушал его. А еще он научил Христа трудиться.

В руках у Иосифа - сверло, топор и циркуль. Те же орудия ремесла и в руках у Христа-отрока, а затем - юноши. На его руках мозоли предваряют раны от гвоздей, и пот с чела Он вытирает привычным жестом. Труд может быть служением. Труд и является служением. У Серафима Саровского топорик за поясом, и держал он его в руках умело. Любителю труда легко полюбить и молитву, потому что молитва - великий труд.

Перед этой иконой принято молиться о даровании терпения и сил, физических и духовных, для выполнения любой, даже очень тяжелой работы, о скором нахождении работы безработными. Молятся перед этим образом и те, кто надеется на Божию помощь в поиске своего профессионального призвания. Перед этим образом к Богу воссылают свои молитвы также о мире, покое и достатке в семье, о любви и единомыслии в супружестве, также покровительствующим всех людям, чья профессия связана со строительством - плотникам, инженерам, архитекторам, строителям и т.д.

Молитва перед иконой «Труд святого семейства»:

О, Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, первопрестольнаго града и святаго храма сего покрове, всем же сущим во гресех и скорбех верная Предстательнице и Заступнице! Не презри моления нас, недостойных раб Твоих, но умоли Сына Твоего и Бога нашего, да всем нам, с верою и умилением пред чудотворным образом Твоим поклоняющимся, по коегожде потребе да дарует: грешником - вседейственное вразумление, покаяние же и спасение; сущим в скорбех и печалех - утешение; в бедах и озлоблениих пребывающим - совершенное от них избытие; малодушным и ненадежным - надежду и терпение; в радости и изобилии живущим - непрестанное Богу благодарение; сущим в болезни - исцеление и укрепление. О, Госпоже Пресвятая, умилосердися ко всем чтущим всечестное имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление, от враг видимых и невидимых люди Твоя защити и сохрани. Супружества в любви и единомыслии утверди; младенцы воспитай; юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения; от домашния свары единокровныя люди миром и любовию огради, и всем нам подаждь друг ко другу любовь, мир и благочестие, и здравие со долгоденствием, да вси на небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианского и, сие ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего со безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

По материалам открытых православных источников

Ссылка на статью: https://xn----7sbbfrtj7bkdk8b3heh.xn--p1ai/news/eparchy/58750/

Икона Физический Труд Святого Семейства --->
Оригинал: Иконописец В.О. Мумриков, 16 октября 1923 г. Икона сейчас хранится в Государственном музее истории религии, в Санкт-Петербурге.
 

Вложения

  • c10d47a8e13f6618c9da8be459e72aeb.jpg
    c10d47a8e13f6618c9da8be459e72aeb.jpg
    121,6 KB · Просмотры: 115
  • large_22u1u38ig8zock4gkwkkggk840k4ow-.png
    large_22u1u38ig8zock4gkwkkggk840k4ow-.png
    319,6 KB · Просмотры: 104
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Икона праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Существуют разные варианты иконы праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Почему?

- На самом деле разные варианты (изводы) есть у большинства икон. Потому что иконописцы, создававшие начальные варианты этих икон, изображали события по разному. Суть иконы одного и того же праздника всегда одинакова, а вот подробности могут различаться.
Что касается икон Покрова Пресвятой Богородицы, то их начали писать на Руси примерно в 13 веке, и уже к следующему веку сложились два основных их извода - московский и новгородский.

В чём разница между ними?

- На московском изводе само чудесное видение Андрею и Епифанию. Пречистая Дева Мария Сама держит покров, а рядом изображено множество жителей небесных, а также людей, живших в то время на земле. Под ногами Богородицы - облако; так иконописец показывает, что Она не стоит на земле, а идёт по воздуху.
В новгородском варианте Богородица пишется в позе Оранта (c греческого - " Молящаяся"), это один из основных авриантов икон Богородицы. А покров держат парящие пред Нею ангелы.

Почему один из людей на иконе - практически без одежды?

- Это и есть блаженный Андрей, который видел явление Девы Марии. Так на иконах - без одежды, - изображают блаженных ради Христа. Рядом с Андреем - его друг Епифаний. Над головами обоих нимбы: это значит, что оба они признаны нашей Церковью святыми.

Что за человек в центре, на возвышении, со свитком в руках?

- Это преподобный Роман Сладкопевец, святой, живший в 6 веке. Он был гениальным поэтом и музыкантом, а главное, - примерным христианином.
Святой Роман сочинил несколько десятков великолепных христианских песнопений, многие из которых исполняются в нашей Церкви и сейчас, например - " Дева днесь Пресущественнаго Раждает" и " Душе моя, душе моя, восстани".

Чудо явления Богородицы во Влахернском храме произошло в 10 веке, а преподобный Роман жил в 6 веке...

- Ничего удивительного. Ведь икона - не фотография, она изображает не столько событие, сколько его суть. И не реалистическими, а символическими методами. В данном случае иконописец хотел отразить роль Романа Сладкопевца в прославлении нашего Бога и Девы Марии.
Кроме того, в момент явления Пресвятой Богородицы во Влахернском храме, скорее всего, звучал один из гимнов, написанных святым Романом.
Интересно, кстати, что день памяти этого святого совпадает с праздником Покрова.

Богородица изображена на фоне храма, но ведь известно, что Её явление произошло внутри Влахернской церкви...

- Храм изображён на иконе для того, чтобы показать нам, где именно произошло чудо. А о том, что всё происходило внутри него, говорят две детали: арка над Богородицей и не большая завеса слева (она называется велум), которая может быть только частью внутреннего убранства храма.

( Материал взят из книги: Дмитрий Михайлин. "Православные святые и праздники в изложении для взрослых и детей c иллюстрациями, комментариями и пояснениями". - М.: " Телерадиокомпания " Мироздание" ", 2017 - 144c. : 127 ил.)
 

Вложения

  • 1674734964259.png
    1674734964259.png
    777,9 KB · Просмотры: 63
  • 1674735088125.png
    1674735088125.png
    2,3 MB · Просмотры: 49
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Икона Богородицы «Сладкое лобзание».

Икона Богородицы «Сладкое лобзание» ( Гликофилуса ) прославилась в VIII веке, во времена иконоборчества. Является она очень почитаемой святыней афонского монастыря Филофей, в соборе которого образ пребывает на левом клиросе.

История иконы: У одной благочестивой женщины по имени Виктория, жены некоего Симеона Патрикия, жительницы Константинополя, была икона Божией Матери, которой та очень дорожила и хранила образ у себя в комнате с опасностью для жизни.

В период иконоборчества, во время правления Византийского императора-иконоборца Феофила ( 829-842 годы ), все православные иконы уничтожались, а хранившие их преследовались. Муж, опасаясь серьезных последствий, стал требовать от Виктории, чтобы она сожгла икону.

Виктория же предпочла пустить ее в море на волю Божию. Долгие годы икона плавала по морям, пока не оказалась возле берегов Святой афонской горы, пред афонским Филофеевским монастырем.

Игумен и братия с радостью и честью приняли ее и внесли в соборный храм монастыря. Долгое плавание по морям никак не сказалось на Святом образе, икона Богородицы «Сладкое лобзание» осталась целой и совершенно невредимой. Место явления иконы названо «Агиасмою».

С того времени в Светлый понедельник по Пасхе, ежегодно, из монастыря на место явления иконы Богородицы «Сладкое лобзание» совершается Крестный ход.

На Афоне в монастыре Филофей хранится множество преданий о помощи Пречистой по молитвам перед иконой Богородицы «Сладкое лобзание». Согласно Преданию, написана икона Богородицы «Сладкое лобзание» евангелистом Лукой, образ входит в число 70 икон, написанных апостолом.

Чудотворения: * В 1801 году один сребролюбивый паломник похитил златницы, привешенные перед иконой. Сев на корабль, он не смог далеко уехать от монастыря, так как, несмотря на попутный ветер, корабль остановился на месте, пока златницы не были возвращены обители.

* В 1830 году был вразумлен один сомневающийся богомолец, упорно твердивший, что чудес не бывает. Упав с верхнего этажа, он тихо опустился на землю после того, как, подвергнутый опасности, воскликнул: «Пресвятая Богородица, помоги!»
( Об этом случае можно прочитать на Азбуке: https://azbyka.ru/days/ikona-sladkoe-lobzanie-glikofilussa)

* В книге старца Паисия Святогорца рассказывается о случае во время немецкой оккупации, когда в монастыре был на исходе хлеб и прочие припасы, и отцы решили прекратить принимать посетителей и раздавать хлеб, как обычно. Один благочестивый старец отец Савва, узнав об этом опечалился и стал упрашивать совет старцев, не делать этого, потому что они этим опечалят Христа и монастырь лишится благословения.

К старцу прислушались и продолжили раздавать хлеб, хотя муки осталось совсем мало. Братия роптала и упрекала старца, но его вера и надежда на Гликофилусу была непоколебима. Он знал, что Бог, как Благий Отец позаботится о них. Так и случилось. Когда был доеден последний хлеб, по молитвам перед иконой Богородицы «Сладкое лобзание» к монастырской пристани причалил корабль с хлебом. Иноки не успели даже проголодаться.

Монахи, видя очевидный Промысел Божией Матери, Которая как добрая Мать позаботилась о Своих детях, прославили Бога. Конечно, больше всех славил Бога и благодарил Божию Матерь отец Савва, всегда воссылавший Ей благодарения самой своей святой жизнью.

Иконография: Иконографический тип - Умиление. Икона Богородицы «Сладкое лобзание» имеет отличительную черту - соприкосновение рук Богоматери и Младенца. Наименование свое икона получила потому, что Богоматерь изображена на ней лобзающей Младенца Христа.

Одной рукой Богомладенец обнимает Богоматерь, в другой держит свиток. Он нежно и доверчиво прижимается щекой к щеке Матери, а Она лобзает Свое Дитя. По традиции на Пресвятой Богородице красный мафорий с тремя звездами.

Печальный взгляд Божией Матери, предвидящей судьбу Сына, выражает безмерную любовь и нежность. Прижимая к себе Младенца Христа, Она как бы пытается защитить Его, зная, что Ему предстоит спасти человечество, принеся в жертву свою жизнь.

Помимо характерной особенности иконографического типа Умиление - прикосновения ликов, что означает соединение небесного и земного, Божественного и человеческого - вложенная ладонь Превечного Младенца символизирует Боговоплощение, а ниспадающая сандалия отображает такое богословское понятие как «кенозис» - умаление Бога, нисхождение Его в плоть.

Икона Богородицы Сладкое лобзание
Икона Богородицы «Сладкое лобзание», современный список

Икона Богородицы «Сладкое лобзание» ( Гликофилуса ), списки с чудотворного образа, существуют в отличных друг от друга вариантах. Богоматерь на одних списках держит Богомладенца на правой руке, на других на левой, положение рук Младенца Иисуса также различаются.

Два списка чудотворной иконы находятся в храмах Московской области - в Дыдылдинской Ильинской церкви и церкви Рождества Пресвятой Богородицы Щелковского района. Как и оригинальный образ, они обладают чудодейственной силой.

В Валаамском монастыре находится чудотворная икона Богородицы «Сладкое лобзание» («Сладко лобзающая»), принадлежавшая святому преподобному Антипе Валаамскому при его земной жизни. Образ прославлен многими благодатными знамениями, история его полна неожиданными поворотами. Можно прочитать историю образа «Сладкое лобзание», принадлежавшего святому преподобному Антипе Валаамскому, на официальном сайте Валаамской обители:

https://valaam.ru/publishing/111421/

Перед Богородичной иконой можно рассказать обо всем, что беспокоит. Пресвятая Дева Мария обязательно услышит и поможет справиться с трудностями. Оригинал иконы можно увидеть, побывав в Филофеевской обители, расположенной на святой Афонской горе. На оригинальном образе с обратной стороны нанесено изображение Распятия.

(По материалам статей: https://azbyka.ru/days/ikona-sladkoe-lobzanie-glikofilussa ;

https://vozdvigenie.ru/ikona-bogorodicy-sladkoe-lobzanie/ ;

 

Вложения

  • 1674755818840.png
    1674755818840.png
    744,9 KB · Просмотры: 51
  • 1674755874747.png
    1674755874747.png
    960,4 KB · Просмотры: 45
  • 1674755900057.png
    1674755900057.png
    738,2 KB · Просмотры: 48
  • 1674756126696.png
    1674756126696.png
    907 KB · Просмотры: 38
Москва
Православный христианин
Икона Пресвятой Богородицы "Дарование молитвы".

История: Икона Пресвятой Богородицы "Дарование молитвы", написана по благословению игумена монастыря Дохиар (Афон), геронды Григория (Зумиса).
Икона Пресвятой Богородицы "Дарование молитвы" относится к типу "Одигитрия", то есть- "Указующая", либо "Путеводительница". Такие иконы пришли к нам из Византийской христианской культуры, где этот образ приобрел наибольшее распространение в середине пятого века. Это одно из наиболее известных изображений Пречистой Девы и Богомладенца (тип "Одигидрия"). Характерная черта икон этого типа: и Богородица, и Сын Божий выглядят на этих образах старше, нежели на других.

При этом икона Пресвятой Богородицы "Дарование молитвы" имеет одну характерную особенность, отличающую её от традиционного извода. Богомладенец на этом образе написан с чётками в обычно благословляющей правой руке, а Богородица как бы поддерживает и указывает на них снизу, тоже - Своей правой десницей.

Наиболее известная икона типа "Одигидрия" - "Владимирская". На ней Богородица держит Младенца Христа на одной руке, а другой указует на Него, ориентируя верующих духовно, направляя нас к Нему. Также к этому типу икон относят такие образы:

  • "Казанская икона Божьей Матери";
  • "Неувядаемый цвет";
  • "Смоленская икона";
  • "Споручница грешных".

Кроме афонской иконы "Дарование молитвы" есть несколько её вариантов, написанных в России»; на некоторых из них Пречистая держится за чётки в руке Своего Сына.

- Господи! Научи ны молитися ( Лк. 11:1).

(Сообщение написано по материалам из интернет источников).
 

Вложения

  • 1674991961674.png
    1674991961674.png
    572,6 KB · Просмотры: 77
  • 1674993371076.png
    1674993371076.png
    1,3 MB · Просмотры: 81
Москва
Православный христианин
Распятие Господа Иисуса Христа

Распятие

Помимо креста - больших вертикальных и горизонтальных перекладин - на православном распятии существуют ещё две короткие горизонтальные перекладины.
Верхняя символизирует табличку на Кресте Господнем - на ней может быть ( а может и не быть) помещена надпись ИН ЦИ, то есть, в переводе с латыни, - Иисус Назорей, Царь Иудейский.
Согласно Новому Завету, эту фразу написал Понтий Пилат.
Фамилий в современном понимании этого слова тогда не было, поэтому, чтобы отличать людей друг от друга, им давали прозвища, часто - по месту рождения. Иисус Христос, хотя и родился в Вифлееме, но вырос, как известно, в Назарете. Поэтому Его называли Назорей, или Назарянин, или Назаретянин.
Римский прокуратор, Понтий Пилат, написал на дощечке, - Царь Иудейский, - c целью поиздеваться даже не над Христом - Он никогда не претендовал на иудейский трон, говоря : - Царство Мое не от мира сего - а над всеми евреями. Как любой народ они не могли смириться с тем, что были оккупированы Римской империей, а руководил ими не иудейский царь, а римский наместник.
Этой надписью Пилат как бы сказал евреям: - Вы хотели царя? Получите Его - позорно распятого на кресте...

Нижняя косая перекладина - подпорка для ног Иисуса. Она символизирует "мерило праведное", взвешивающее грехи и добродетели всех людей.
Считается что она наклонена в левую сторону, символизируя, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, первым попал в рай, а разбойник распятый слева от Него, своей руганью на Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад.
Буквы IC ХС, - почти всегда помещаются на распятии. На некоторых христианских крестах изображается внизу череп с костями. Этот череп является головой Адама, который по преданию, был погребён под Голгофой ( есть версия, что название горы - слово Голгофа, переводится с еврейского как " лобное место" - как раз связано с этим преданием ). То есть кровь Спасителя буквально омыла голову Адама и очистила его грех.

Раскопки в Иерусалиме затеяла царица Елена - мать Римского императора Константина. Это было в 326-м году, то есть примерно через 300 лет после распятия Христа.
Возникает вопрос: почему, появилась потребность в раскопках? Разве первые христиане не берегли как святыни всё, что связано со Христом?

Во-первых, как мы знаем, христианство далеко не сразу стало мировой религией. В первые века нашей эры с ним пытались бороться и иудейские священнослужители, и, особенно, власть Римской империи - А Палестина была её составной частью. И, конечно, в таких условиях не могло быть и речи о каком-то особом отношении к местам и реликвиям, связанных со Христом.
Например, на Голгофе, спустя недолгое время после распятия Спасителя, был воздвигнут храм языческой богини Венеры.

Во время раскопок царицы Елены, Голгофу раскопали почти до основания. И была обнаружена пещера Гроба Господня - то место, где Христос был похоронен, а также множество крестов.
Две тысячи лет назад в Палестине, да и во многих других местах, крест был всего-навсего орудием казни. А гора Голгофа вблизи городских стен Иерусалима была обычным местом приведения смертных приговоров в исполнение. Царице Елене было непросто понять, какой из найденных в земле крестов - истинный, настоящий, тот, на котором за всех нас умер Сын Божий.
Задачей царицы Елены было найти не доказательства - сомнений у неё и так не было - а вещественные следы пребывания Бога на этой земле. Она по-настоящему искренне хотела прикоснуться к Истине. И это у неё получилось - любой, кто искренне стремиться к Истине, рано или поздно приближается к ней.
Крест, на котором распяли Христа, был идентефицирован двумя способами. Во-первых по табличке с надписью ИН ЦИ. Во-вторых, найденные кресты поочерёдно возлагали на больную женщину : Крест Спасителя был определён, когда больная мгновенно исцелилась. Кроме того, есть предание, что от соприкосновения с этим Крестом воскрес умерший - его проносили мимо для погребения. Отсюда и название - Животворящий Крест.

( Материал взят из книги: Дмитрий Михайлин. "Православные святые и праздники в изложении для взрослых и детей c иллюстрациями, комментариями и пояснениями". - М.: " Телерадиокомпания " Мироздание" ", 2017 - 144c. : 127 ил.)

Из писем отца Иоанна (Крестьянкина):
- Если не можешь петь и читать, то в минуту брани поминай имя Иисусово: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Стой у Креста и врачуйся плачем своим.
 

Вложения

  • 1f5715f1da841e49882cfccab9d45112.jpg
    1f5715f1da841e49882cfccab9d45112.jpg
    591,1 KB · Просмотры: 37
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
ПРО ИКОНУ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ" С ГРОШИКАМИ

Блаженная Матрона Босоножка /†1911/, память которой совершается 12 апреля, последний период своей жизни провела у часовни Скорбящинской Церкви, где ее видели молящуюся босой в белой одежде и с посохом в руках.

Часовня, где молилась Матрона, прежде всего была знаменита иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которую еще называют «Скорбященской».

Именно здесь провела последние 11 лет своей жизни блаженная Матрона Босоножка. К ней приходили за советом и благословением, причем не только простой люд, но и члены императорского двора. Еще при жизни людская молва приписывала Матронушке Босоножке много чудес.

Похоронили блаженную там же в ограде часовни, где пребывала в то время чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) на проспекте Обуховской Обороны в Санкт-Петербурге.

Удивительна и загадочна история первоначального образа этой иконы. По преданию, образ впервые был прославлен в 1688 году в Москве, в церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Преображения) на Большой Ордынке.

Тогда больная сестра патриарха Иоакима /†1690/ молилась у этой иконы и получила исцеление. Позднее, в 1711 году, с иконы выполнили список и одну из них привезла в Санкт-Петербург царевна Наталья /†1716/, сестра Петра I.


КАК ПОЯВИЛИСЬ «ГРОШИКИ»

Это случилось 23 июля 1888 года. В тот день бушевала сильная гроза и одна из молний ударила в часовню, которая тотчас загорелась.

Жители сразу бросились тушить пожар и делали это так слаженно, что, когда приехали пожарные, их помощь уже не понадобилась. Когда люди стали осматривать и оценивать нанесенный грозой ущерб, удивлению их не было предела.

Выяснилось, что пожар затронул внутренние стены, большинство икон, однако икона, «Всех скорбящих Радость» не пострадала.

Икона висела на шнурке, но тот сгорел. Так этот образ оказался стоящим на полу, с прилипшими к нему двенадцатью грошиками из стоявшей в часовне кружки (сама кружка раскололась от удара молнии или от пожара). Позднее одна монета отпала.

Удивительным показалось то, что ни одна из монет не закрыла лик на иконе. Когда стали искать объяснение этому явлению, то увидели: монеты нисколько не вдавились в краску, а словно слегка прилипли и держатся без всякой причины. Свидетели этого события посчитали его чудом.

О случившемся скоро стало известно во всем городе, к часовне начали стекаться богомольцы. Их становилось все больше, каждому хотелось приложиться к чудесной иконе.

По благословению правящего архиерея началось служение молебнов перед иконой. Народу было так много, что молебны совершались с утра до вечера.

Маленькая часовня не могла вместить всех желающих, люди молились под открытым небом, опускаясь на колени прямо на землю, часами терпеливо ждали очереди, чтобы войти внутрь, отстоять молебен, приложиться к образу.

Весть о прославлении святой иконы разнеслась по городам и весям России. Со всех ее концов потекли просьбы о молитве перед новоявленным образом, в том числе и от инославных.

В Петербург стали прибывать сотни паломников помолиться перед чудотворным образом Божией Матери, который получил наименование «Всех скорбящих Радость» с грошиками.

Пресвятая Богородице спаси нас!

( Материал перенесён в тему со странички сообщества : https://vk.com/moipokoiniki - сообщение за 11 апреля 2023 года в 20:00 ).
 

Вложения

  • td7f1ZUC2f0.jpg
    td7f1ZUC2f0.jpg
    345,8 KB · Просмотры: 44
Москва
Православный христианин
2 мая 2023 года.
Седмица 3-я по Пасхе.

f09f998f.png
Кондак блаженной Матроне Московской, глас 7 :

К служе́нию Христо́ву/ от чре́ва ма́терня предызбра́нная,/ пра́ведная Матро́но,/ стезе́ю скорбе́й и печа́лей ше́ствующи,/ тве́рдую ве́ру и благоче́стие яви́вши,/ Бо́гу угоди́ла еси́./ Те́мже, почита́юще па́мять твою́, мо́лим тя:/ помози́ и нам в любви́ Бо́жии пребыва́ти,// ста́рице блаже́нная.

f09f8cb8.png
2 мая 2023 года. День памяти блаженной старицы Матроны Московской.

https://azbyka.ru/days/p-kanonizacija-snizu-dva-zhitija-matrony-moskovskoj --- >


Блаженная старица Матрона Московская прославлена в чине праведных. Это означает, что она служила Христу и ближним, несмотря на свои тяжкие страдания и недуги, во времена, когда за веру убивали.


https://azbyka.ru/days/p-pochemu-na...matronu-izobrazhajut-s-otkrytymi-glazami-a-na --- >

Почему на одних иконах блаженную Матрону изображают с открытыми глазами, а на других - с закрытыми ?

В основе иконописи лежит канон, то есть правило. С другой стороны, во время работы у нас все время возникают вопросы к самим себе.
В том числе, когда мы пишем иконы недавно прославленных святых — мучеников, праведников, блаженных XX века.
Здесь нет четко сложившейся иконографии, зато есть прижизненные фотографии, которые вроде бы должны помочь в работе. Но не всё так просто.

Святая Матрона Московская была канонизирована как местночтимая святая в 1999 году, а в 2004-м состоялось общецерковное прославление блаженной. Времени прошло совсем немного, но уже сложилась традиция изображать святую Матрону незрячей, то есть такой, какой она была в жизни. Этот образ узнаваем и любим верующими.

В то же время икона — не портрет. Согласно догмату об иконопочитании, через образ мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни. Поэтому святых пишут, не акцентируя внимание на физических недостатках. Вспомним иконы святого преподобного Серафима Саровского: он предстает как старец слегка согбенный, но не сгорбленный.

Таким образом, сложилось два извода: с закрытыми и с открытыми глазами. При создании иконы мы обязательно показываем эскиз священнику и просим его благословения. Решение принимает либо настоятель храма, для которого пишется образ, либо духовник заказчика иконы. Таким образом, мы как иконописцы избегаем самодеятельности. А прихожанам, думается, не стоит смущаться «неправильными» образами.

Дмитрий Трофимов,
руководитель творческих мастерских «Царьград»

Православный журнал " Фома ".

На первой фотографии видим икону святой блаженной старицы Матроны Московской в храме апостола Фомы,
настоятелем которого был отец Даниил Сысоев.
Святой ( ая ) на иконе изображается в преображенном состоянии,
а значит и без тех болезней, которые были у него при жизни.
 

Вложения

  • IMG_3182-1-700x1050.jpg
    IMG_3182-1-700x1050.jpg
    165,3 KB · Просмотры: 33
  • 2.1.Matrona-e1493469743427-700x918.jpg
    2.1.Matrona-e1493469743427-700x918.jpg
    82,5 KB · Просмотры: 35
Сверху