Насколько радикально надо бороться с гордостью

Православный христианин
Всем здравствовать!
Некоторое время назад, уже довольно приличное, стал я читать аскетическую литературу и применять её, насколько можно, в жизни. И вот ведь какая штука-то получается! Гордость - хороший побудительный мотив! Вот не хочется вставать вечером на молитву, но говоришь себе: "Что я, хуже других что ли?" и встаёшь. Потом прочёл, что смирение и без подвигов спасает. И... совсем разленился...
Но вот недавно читал "Собеседования" папы Григория Великого. Так вот, на вопрос: нужно ли совершать подвиги в ущерб смирению, папа ответил: да, нужно! А если надо будет, то Господь смирит.
А что вы думаете об этом?
 
Одесса
Православный христианин
Вот не хочется вставать вечером на молитву, но говоришь себе: "Что я, хуже других что ли?" и встаёшь. Потом прочёл, что смирение и без подвигов спасает. И... совсем разленился...
Так смирение как раз в том, что нужно вставать на молитву. "Чем я лучше других?" :)
 
Москва
Православный христианин
Обращает на себя внимание слово - радикально (в заглавии темы). Прочитала в интернете: "Радикальное мышление - светское или религиозное - по своей природе прогрессивное и революционное явление" (c).

Если подставить в определение (выше) вместо - Радикальное мышление - "Радикально бороться со страстями"(с), какое определение борьбы получим?
О борьбе со страстями много написано у святых отцов. Только, если читать их советы и письма, разным людям они отвечали в зависимости от их жизненной ситуации. Кому-то строже писали, к кому-то, более мягко подходили.

Оставлю ссылку на страничку Оптиной Пустыни, на - Оптинcких старцев.
Может что найдёте для себя в их письмах: https://www.optina.ru/starets/ Нажмёте там, на странице, на - Наследие, - и увидите, где можно прочитать о Гордости.

На Исповеди каяться нужно в гордости. Если замечать, в чём она выражается, то, - исповедовать это. Каюсь в гордости - мысленно
(к примеру), превозносился над...
Исповедь и Причастие это первые помощники в борьбе со страстями. А ещё, посильное исполнение Заповедей Божиих и чтение слова Божьего. Эти советы нам оставили святые отцы и старцы.
 
Православный христианин
Я вижу, что возникло некоторое непонимание.
Поясню
Вот например Феофан Затворник часто пишет: выбросьте самоцен, считайте себя хуже всех!
Вот и как после этого мне говорить себе: "Встаю на молитву! Что, я хуже всех?!"
 
Православный христианин
Я вижу, что возникло некоторое непонимание.
Поясню
Вот например Феофан Затворник часто пишет: выбросьте самоцен, считайте себя хуже всех!
Вот и как после этого мне говорить себе: "Встаю на молитву! Что, я хуже всех?!"
Я вас не поняла. При чем тут другие? Разве вы с кем то соревнуетесь? Вы для чего вообще на молитву встаете?
 
Православный христианин
Всем здравствовать!
Некоторое время назад, уже довольно приличное, стал я читать аскетическую литературу и применять её, насколько можно, в жизни. И вот ведь какая штука-то получается! Гордость - хороший побудительный мотив! Вот не хочется вставать вечером на молитву, но говоришь себе: "Что я, хуже других что ли?" и встаёшь.
Гордость - плохой побудительный мотив. Гордость в молитве доводит до прелести - совершенной погибели.

Но вот недавно читал "Собеседования" папы Григория Великого. Так вот, на вопрос: нужно ли совершать подвиги в ущерб смирению, папа ответил: да, нужно! А если надо будет, то Господь смирит.
А что вы думаете об этом?
Вы не могли бы дать цитату или ссылку на это наставление Григория Великого (Двоеслова)?
 
Православный христианин
Всем здравствовать!
Некоторое время назад, уже довольно приличное, стал я читать аскетическую литературу и применять её, насколько можно, в жизни. И вот ведь какая штука-то получается! Гордость - хороший побудительный мотив! Вот не хочется вставать вечером на молитву, но говоришь себе: "Что я, хуже других что ли?" и встаёшь. Потом прочёл, что смирение и без подвигов спасает. И... совсем разленился...
Но вот недавно читал "Собеседования" папы Григория Великого. Так вот, на вопрос: нужно ли совершать подвиги в ущерб смирению, папа ответил: да, нужно! А если надо будет, то Господь смирит.
А что вы думаете об этом?
Ошибка в том, что считать себя хуже всех, но не молиться - это не смирение а сатанинская гордость.

Попробуйте побеждать лень словами "Что я, лучше всех?.." ))
 
Иерусалим
Православный христианин
Всем здравствовать!
Некоторое время назад, уже довольно приличное, стал я читать аскетическую литературу и применять её, насколько можно, в жизни. И вот ведь какая штука-то получается! Гордость - хороший побудительный мотив! Вот не хочется вставать вечером на молитву, но говоришь себе: "Что я, хуже других что ли?" и встаёшь. Потом прочёл, что смирение и без подвигов спасает. И... совсем разленился...
Но вот недавно читал "Собеседования" папы Григория Великого. Так вот, на вопрос: нужно ли совершать подвиги в ущерб смирению, папа ответил: да, нужно! А если надо будет, то Господь смирит.
А что вы думаете об этом?
Дорогой Егор, что мы думаем?
Как хорошо сказал другой великий современник свт. Григория Двоеслова, «анафема мне и моему мнению» («Душеполезные поучения» Аввы Дорофея).

Давайте вкратце посмотрим на ваш вопрос со стороны. Что есть смирение? Потому что в 99% то, что мы называем «смирением», является действием в нас более тонких страстей (там же).

Когда я у одного из старцев спрашивал, будучи молод, о смирении, старец сказал мне: «смирение - это не когда думаешь о себе хуже, чем о других, смирение - это когда думаешь о себе меньше, чем о других».

Кроме того, нам не следует забывать, что смирение, как одна из наивысших добродетелей - есть дар Божий. Ибо человек, по природе, не способен ни к смирению, ни к послушанию, ни к вере и пр.

Мы часто кичимся своей верою, даже не задумываясь, что она - не наша. Что наша вера дарована нам Богом, и нам следует быть весьма внимательными и рассудительными, чтобы не потерять, не утратить этот дар, дар веры.

Так и со смирением. Да и путь к нему нелегкий. Из терпения - в долготерпение. Из долготерпения - к смиренномудрию. А уже от смиренномудрия - «по дару Христа Твоего» (Γρηγόριος ὁ Διάλογος) - к смирению.
Ибо «всякое даяние благое и всяк дар совершен свыше есть сходяй от Отца Светов» (Иак. 1:17).

А поскольку до состояния истинного смирения нашего мы с вами вряд ли доживем, попробуйте поступать по совету старца, о котором написано выше: во всем и всегда стараться думать о себе меньше, чем о других.
Помогай Господь.
 
Украина
Православный христианин
Я вижу, что возникло некоторое непонимание.
Поясню
Вот например Феофан Затворник часто пишет: выбросьте самоцен, считайте себя хуже всех!
Вот и как после этого мне говорить себе: "Встаю на молитву! Что, я хуже всех?!"
Лучше вообще ничего не говорить, а вступить в общение с Богом. Отсутствие общения с Богом это и есть ад, только мы к этому состоянию сильно привыкли. Мир затягивает в похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую.

Антоний Великий (~251−~356)​

Похоть плоти есть насыщение чрева множеством разных яств, за которыми следует нечистота блудная. Похоть очес имеет предметом своим вещественные блага, при обладании коими око или возносится, или влагает в сердце нечистые виды. Гордость есть мирская любовь к шумной славе (высокое о себе мнение, самовосхваление, и жажда хвалы от других), которая заседает в умах наших по причине суетных и преходящих внешних достоинств каких-нибудь.
 
Православный христианин
прочёл, что смирение и без подвигов спасает.
Дело в том, что настоящее смирение и приобретается только путем христианской жизни, исполнения заповедей, то есть, подвигов. А иначе это не смирение, это какое-то лжесмирение.
 
Православный христианин
Гордость - хороший побудительный мотив! Вот не хочется вставать вечером на молитву, но говоришь себе: "Что я, хуже других что ли?" и встаёшь.
Отцы давно определили, что гнев, как душевная сила, дан для обращения на собственные страсти, а не на людей, Вы путаетесь с определением "гордость" ... Что есть гордость? Дайте дефиницию, ... прп. Паисий Эзнепидис говорил об исправлении помыслов, иначе "даже из золота будете делать одни пули ...".
 
Православный христианин
Потом прочёл, что смирение и без подвигов спасает.
Смирение это действие Благодати в человеке. И все подвиги, аскетические и во исполнение заповедей любви, они совершаются для стяжания этого благодатного смирения. Смирение приобретается вместе с любовью и сопутствует ей, как подкладка, как основание, как корень любви. Возрастание в смирении, как считал Оптинский старец преподобный Амвросий, и есть христианское совершенствование. Он говорил: "«Лишь только смирится человек, — как тотчас же смирение поставляет его в преддверие Царства Небесного»".
 
Православный христианин
Одно дело по хорошему соревноваться друг с другом в добродетели, когда благочестие одного вызывает в нас доброе желание, ревнуя ему, так же усилить свою молитву, сохраняя при этом смирение. Или бывает прочитаешь жития Святого, как он был человеколюбив, терпелив, когда его унижали - тогда и и сам, видя, что в тебе этого нет, попросишь у Бога помощи, что бы даровал такое же долготерпение к братьям, кротость, смирение. И вот ты по хорошему соревнуешься со святыми, ревнуя их добродетелям. В этом нету гордости. Гордость - это когда ты начинаешь превозносить самого себя в своих глазах.

Хорошо мотивировать себя ещё тем способом, какой даёт нам Господь. Так Он говорит, что: "Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии". Покаянием своим, которое и состоит в стремлении жить по заповедям, молитва, пост, участие в таинстве исповеди, мы создаём праздник на небесах.

Ранее я уже приводил в другой теме это слово Св. Ефрема Сирина, вот ещё приведу:

– Покаяние – праздник Богу, ибо Евангелие говорит, что Бог радуется более о едином грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках (Лк. 15, 7).

– Покаяние, творя праздник Богу, призывает и небо на пир. Ангелы радуются, когда покаяние приглашает их на вечерю. Все небесные чины торжествуют, возбуждаемые к веселью покаянием.

– Не говори: сегодня согрешу, а завтра покаюсь, но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживем ли до завтра.
 
Последнее редактирование:
Сверху