Ох, дорогие мои Мария и Елена, да если бы Канонические правила Святых Апостолов исполнялись буквально, то ваш покорный слуга давно был бы извержен из сана. Вот, например, 11-е правило Трулльского собора запрещает вступать в содружество с иудеями, принимать от них врачевства, или мыться вместе с ними. Однако именно в общественной бане я познакомился и сдружился с человеком богатого жизненного опыта и щедрой поющей души Павлом Аншеловичем Ланцбергом...
Формально церковные правила не допускают в клир даже невольных убийц (43-е правило
Василия Великого; 5 правило
Григория Нисского), а 83-е Апостольское правило гласит:
«Епископ или пресвитер или диакон, в воинском деле упражняющийся, и хотящий удержати обое,.. , да будет извержен из священного чина». Но очень часто в жизни возникают ситуации, которые не так-то легко разрешить с позиций канонического права. В истории Церкви неоднократно имели место нарушения этого правила. Всем известно, что преподобный Сергий Радонежский по просьбе князя Димитрия Донского благословил двух своих монахов-воинов участвовать в Куликовской битве. И пытаться оправдать пацифизм ссылкой на ветхозаветную заповедь
«Не убий» (Исх. 20: 13), некорректно, поскольку согласно Священному Писанию Бог дал Моисею ещё и наставление о том, как вести войну, чтобы победить врагов
(Исх. 21: 22). А в Новом Завете, отвечая на вопрос фарисея о наибольшей, самой важной, из всех заповедей,
Иисус Христос называет главной иную заповедь:
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
(Мф. 22:37-40). Где же тут воспрещение какого бы то ни было убийства? На первый план Господь выдвигает жертвенность воина:
«Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13) - и ясно, что заповедью
«Не убий» возбраняется не война, и не смертная казнь, но смертоубийство личное, внушаемое ненавистью или самоуправством. Таким образом, ненависть, неизбежная во всякой брани, согласно Евангелию должна уступить место любви к своим близким, к своему народу, к православной вере. Поэтому к кровопролитию воинов существовало два подхода. Первый отражен в 13 правиле
Василия Великого, который дает что-то вроде рекомендации три года удерживаться от причащения пролившим кровь на поле брани. Однако в Церкви все же возобладало облегчённое мнение святителя
Афанасия Великого:
«Непозволительно убивать: но убивать врагов на брани и законно, и похвалы достойно» (Послание к Аммуну. Правило 1).
Поэтому в современной практике церковного права различают так называемую абсолютную неспособность к посвящению в священный сан и неправильность - недостаток, являющийся препятствием к рукоположению, который, однако, допускает отступление от неукоснительного соблюдения закона со стороны компетентной церковной власти. В настоящее время пока лишь два препятствия соблюдаются неукоснительно - касающихся крещения и пола ставленника. А в случае необходимости или ввиду выдающихся качеств кандидата священства законной церковной властью часто допускаются отступления от общих правил. Особенно часто такие исключения делаются относительно канонического возраста ставленника — мне как-то даже как-то привиделся юный батюшка без признаков растительности на лице.
И если уж бывшего война законно рукоположили, то став военным священником ему необходимо сторониться бранных дел, которые священству несвойственны, ибо призванный к высшему служению не может возвращаться к низшему, хотя соблазны вспомнить боевую молодость всегда могут возникнуть....