В наше время тоже часто бывает, что на религиозно активных христиан (священнослужителей и мирян) могут смотреть с раздражением: кого-то не устраивает одно, кого-то – другое ("неправильно живет", [FONT="]"не то сказал", "не то процитировал"). Увы! Не все так просто и однозначно!
Люди, которые не [FONT="]занимаются миссией, не всегда понимают, что это![/FONT]
Прежде всего, существует учение Церкви о том, что благодать действует и через недостойных священнослужителей. Существует огромное количество высказываний святых отцов, и есть свидетельства Сына Божьего, Который говорил:
«...смотри, никому ничего не говори, но пойди,
покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство
» (
Мк.1:44); и еще:
«И Он повелел ему никому
не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение» (
Лк.5:14); и еще: «Увидев их, Он сказал им: пойдите,
покажитесь священникам. И когда они шли, очистились» (
Лк.17:14). - Этими символическими действиями Сын Божий подчеркивал важность ветхозаветного, тем более новозаветного священства, при всем их несоответствии (Мф.23:2-3; Гал.2:6). [/FONT]
Если даже священнослужители и не соответствуют тому, кем и чем они должны быть, благодать Духа Святаго действует через них, пока они находятся в общении со своими епископами.
[FONT="][FONT="]
Церковь с древних времен принимала и богословское усердие со стороны неправославных и даже не христиан:
Ориген,
Тертуллиан (харизматик-монтанист),
Дидим Слепец (последователь
Оригена), Иосиф Флавий и Филон Александрийский (иуде[FONT="]и) и т.д., некоторых из них называя "учителями церковными"[FONT="] и даже "христианами до Христа": [FONT="]Сократа, Платона и Вергилия.[/FONT] И хотя некоторые отцы Церкви и придерживались явно неправославных взглядов по некоторым вопросам[/FONT][/FONT][/FONT][/FONT][FONT="][FONT="][FONT="][FONT="] (
Исаак Сирин,
Григорий Нисский и др.)[/FONT][/FONT][/FONT][/FONT][FONT="][FONT="][FONT="][FONT="], их наследие бережно сохранялось (из рукописей не [FONT="]вымарывали спорные места), а их авторитет по другим вопросам не ставился под сомнение.[/FONT][/FONT][/FONT][/FONT][/FONT]
Все наши догматисты, начиная с XVII века, без сомнения использовали "Сумму Теологии" Фомы Аквинского. Это видно в очередности библейских и святоотеческих цитат по разным темам, взятых из "Суммы...".
На греков его влияние было еще сильнее.
Св.
Димитрий Ростовский в своем Алфавите Духовном почти на каждой странице в той или иной форме использует темы, мысли и даже фразеологию латинского автора Фомы Кемпийского (1379-1471).
Московская рукопись латинской книги "О подражании Христу" XVII века, на старославянском языке.
А кто настоящий автор книги "Невидимая брань"?
На самом деле
Никодим Святогорец не
автор, а переводчик "
Невидимой брани".
Автор её - иезуит Лоренцо Скуполи (латинское название: "Брань Духовная" - Combattimento spirituale).
Это, кстати, интересный прецедент обращения великого православного святого (причем анти-католика) к католической духовности. Святитель
Феофан Затворник, переведший ее на русский язык, не мог этого не знать.
Сам Христос в полемике с фарисеями цитирует авторитетных для них лиц: в одном случае Шаммая
(Мф.5:32), в другом - Гиллеля
(Мф.7:12), цитаты мишнианского происхождения. Ап. Павел ссылается на мидраш, никак не отраженный в Писании
(2Тим.3:8).
[FONT="][FONT="][FONT="][FONT="] [FONT="]Ап[FONT="]. Павел свободно цитировал[FONT="] и известного ему[/FONT] языческого автора. Читаем: "
...как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: `мы Его и род'"
(Деян.17:28). - "[/FONT][/FONT][/FONT][/FONT][/FONT][/FONT][FONT="][FONT="][FONT="][FONT="][FONT="]Приводимые слова "некоторых стихотворцев" - "
мы Его и род" находятся между прочим у Арата Киликийца, след., соотечественника Павлова, жившего в III в. до Рождества Христова, в его астрономическом стихотворении (
Fainomena), откуда, по-видимому, они и взяты с буквальною точностью" (ТПБ).
Читаем: "
Все испытывайте, хорошего держитесь[FONT="]" (1Фесс.5:21); а подозревать и испытывать лучше всего самого себя: "Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте..."
(2Кор.13:5); и еще: "
Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого...[FONT="]"
(Тит.1:15). - И все же, надо уметь отличать плевела от пенницы, но похоже и это дело сугубо ангельское
(Мф.13:41).[/FONT][/FONT]
[/FONT] [/FONT][/FONT][/FONT][/FONT]