Климент Александрийский

Юбилейный
Православный христианин
Доброго времени суток! Ответьте, пожалуйста, является ли Климент Александрийским святым, или нет? И насколько его сочинения совпадают по духу со Свв. Отцами?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Добрый день!
Произведения Климента Александрийского всегда считались частью святоотеческой традиции, хотя "магистральной линией" никогда не были. Вопрос "совпадают ли его сочинения по духу со Свв. Отцами" равнозначен вопросу "совпадает ли тригонометрия с духом математических наук".

Что же касается его почитания в лике святых, то здесь ситуация сложнее.
Точных данных о почитании в Византии у нас нет, однако если вспомнить, что Климент считался святым в Католической традиции и практику "обмена диптихами" между патриархатами, логично предположить, что в святцах Православной Церкви его имя было. Однако со временем по неизвестным причинам оно исчезло. Можно предположить, что этому способствовало:
1 - на фоне более поздних и "популярных" каппадокийцев его наследие стало постепенно забываться. Фактически лишь Максим Исповедник сумел "реанимировать" основные сюжеты творчества Климента и вернуть им законное место (но ассоциироваться они стали уже с именем самого Максима).
2 - традиция не сохранила точных данных об обстоятельствах смерти Климента, поэтому он стал как бы "лишним" в формировавшемся представлении о чинах святых: не мученик, не преподобный и не святитель. Увы, чина "философ" у нас в святцах нет - даже самые важные православные богословы канонизированы не за свое наследие (Иустин - за мученическую смерть, каппадокийцы - за пастырские труды, Максим за аскетический и исповеднический подвиг и т.д.).
Вероятно это же способствовало исчезновению (или даже изначальному отсутствию) в святцах и многих других имен древних авторов, даже среди тех, что правоверие несомненно: Афинагор и Аристид Афинские, Марк Минуций Феликс и другие.
Память людей слишком несовершенна и такие потери случаются: так в святцах имя Августина было восстановлено лишь недавно. Однако это не может быть поводом к пренебрежению их наследием. Ведь лишь Бог точно знает является ли кто то святым или нет, Церковь может лишь свидетельствовать этот факт в случае если при молитвенных обращениях к нему происходят чудеса, а богоугодность жизни не вызывает сомнений.
 
О

озеро-71

Guest
Учение Климента Александрийского порой расходится с тем, что говорил Христос.
Климент говорил, что богатый не лишится Небесного наследия оттого что богат, если ревностен в исполнении заповедей Божиих.
В евангелиях апостолы описывают, как богатый юноша, подойдя ко Христу, спросил Его, что нужно делать, чтобы обрести вечную жизнь?
Христос сказал: соблюдай заповеди.
Юноша ответил: Всё это я делаю с молодого возраста.
Тогда Христос сказал: Одного всё же недостаёт тебе. Пойди продай имение своё и раздай деньги нищим. Тогда можешь следовать за Мной.
Но юноша так и не смог расстаться со своим богатством и не пошёл за Христом.
Тогда-то Христос и сказал эту фразу: Скорей верблюд (в другом переводе - канат) пройдёт сквозь игольное ушко, чем богатый попадёт в рай.
Богатство - это балласт, который не даёт человеку восходить к Небу.
Нищему собраться - только подпоясаться. А богатому со всеми своими баулами пройти через это игольное ушко практически невозможно.
Невозможно одновременно поклоняться и Богу, и мамоне (богатству).
Потому что как только человек поворачивается к мамоне, он отворачивается от Бога.
И Бог сказал об этом совершенно чётко.
А Климент Александрийский оспаривал это.
И потому Церковь Христову прославил не как учитель, а как исповедник. Тем, что душу свою за Христа положил, а не тем, чему учил.
На то Христос и сказал: „Есть только Один истинный Учитель.” , „и не позволяйте называть себя учителями”.
Учиться надо у Бога, а не у кого-то.
Как о том сказал апостол Павел:
Хотя бы и ангел с неба явился и начал вам проповедовать иное, чем мы вам проповедали, - не верьте!
 
Сверху