Как сообразовать свою духовную жизнь с трудами св. отцов

Святая Русь
Православный христианин
Еще вот нашел.
Преп. Варсонофий Великий дал такой совет одному из своих учеников: "Не хотел бы я, чтобы ты занимался догматическими книгами, потому что они возносят ум горе, но лучше поучйся в словах старцев, которые смиряют ум долу". Кто может прокомментировать?
 
Москва
Православный христианин
Еще вот нашел.
Преп. Варсонофий Великий дал такой совет одному из своих учеников: "Не хотел бы я, чтобы ты занимался догматическими книгами, потому что они возносят ум горе, но лучше поучйся в словах старцев, которые смиряют ум долу". Кто может прокомментировать?
То же самое мы встречаем в Сказании о блаженном отце Досифее, ученике св. аввы Дорофея:

Однажды пришел он также спросить (авву Дорофея) об одном изречении святого Писания, ибо ради чистоты своей он начал понимать святое Писание. Блаженный же Дорофей не хотел, чтобы он вдавался в это, но чтобы лучше охранялся смирением. Итак, когда Досифей спросил его, он отвечал ему: “Не знаю”. Но тот, не поняв (намерения отца своего), опять пришел и спросил его о другой главе. Тогда он сказал ему: “Не знаю, но пойди и спроси отца Игумена”, и Досифей пошел, уже нимало не рассуждая; авва же Дорофей предварительно сказал Игумену: “Если Досифей придет к тебе спросить что-нибудь из Писания, то побей его слегка”. Итак, когда он пришел и спросил (Игумена), тот начал толкать его, говоря: “Зачем ты не сидишь спокойно (в своей келье) и не молчишь, когда ты ничего не знаешь? Как смеешь ты спрашивать о таких предметах? Что не заботишься о нечистоте своей?” И, сказав ему еще несколько подобных выражений, Игумен отослал его, дав ему и два легких удара по щекам. Досифей, возвратясь к авве Дорофею, показал ему свои щеки, покрасневшие от ударений, и сказал: “Вот я получил, чего спросил”*. Но не сказал ему: “Зачем ты сам не вразумил меня, а послал к отцу (Игумену)? Он не сказал ничего подобного, но все (что говорил ему отец его) принимал с верою и исполнял, не рассуждая. Когда же он вопрошал авву Дорофея о каком-либо помысле, то с такою уверенностью принимал слышанное и так соблюдал оное, что во второй раз уже не спрашивал (старца) о том же помысле.


Здесь речь о простых и смиренных душах, спасавшихся в монастыре послушанием. Многое знание могло посеять в них гордость, а малое знание не могло повредить, потому что послушание их было полным, а старцы вели их путём чистой православной веры. Сами же старцы прекрасно знали и Св. Писание и догматы.

В нашем же времени нет ни такого абсолютного послушания, ни несмущаемой ересями жизни. От соблазнов лжемудрия нигде не укрыться. Поэтому, чтобы спастись, нам надо точно знать, во что мы веруем, иначе опасности ждут нас со всех сторон.


 
Сверху