Дорогой Сергий!
Из вашего неопубликованного послания я понял, что ваш сын Никита, претерпев ряд жизненных крушений, утратил веру в себя, в свои возможности, и теперь тяготится внутренним одиночеством. Люди созданы Творцом по Своему Троическому подобию, то есть плоть, душа и дух гармонично взаимосуществуют в полноте Божественной Любви. Если же эта изначально заложенная гармония нарушается, например из-за какой-то травмирующей сознание ситуации или множества грехов, то возникает внутренний конфликт, и человек чувствует себя одиноким даже при наличии родных, близких, друзей. Находясь в вакууме, духовной пустоте, без близких контактов, может возникнуть чувство безблагодатного существования. Такая самоизолированная бесцельная жизнь без Бога неизбежно приводит к, депрессии, негативному восприятию бытия. Для исцеления страдающей души в любом случае сначала необходимо определить их первопричину, которая, скорее всего, основывается на прошлом опыте, детских впечатлениях, изъянах семейного воспитания и пр. – а для этого нужна детальная многократная исповедь за все прожитые годы у опытного духовника. Мне неизвестна степень воцерковленности вашего сына, глубина его веры, но по большому счету сейчас ему надо научиться открывать свои чувства не обязательно священнику, но вообще повидавшим жизнь бывалым людям. И не надо ему бояться, если кто-то узнает о его потаенных мыслях, планах, переживаниях. Но, все же лучше ему прийти в храм, ибо в Церкви всегда найдутся люди, с которыми можно поговорить о духовных проблемах, которые слышат громче других любящий голос Христа. Общение с ними – лучшее средство от одиночества, тайна его преодоления. И, когда сын поймет, что первоисточник его переживаний лежит в самовнушенном комплексе «обреченности», тогда перестанет укорять себя за мизантропию, за свои действительные и мнимые недостатки. Нужно ему понять, что внутреннее одиночество, проявляющееся в, нежелании или боязни раскрыть свои чувства порождает чувство безблагодатного существования. Такая самоизолированная бесцельная жизнь без Бога неизбежно приводит к неуверенности и депрессии, негативному восприятию бытия. Только с Богом можно приобрести чувство внутренней независимости, но одной веры в Бога недостаточно - требуется еще вера в себя. Конечно, уверенными в себе могут быть и неверующие. Но в отличие от верующих они не просто уверенны, а самоуверенны. Их самоуверенность выпукла и ярка, агрессивна и громогласна, но неустойчива и декоративна. А вот верующему в Бога глубоко и искренне нет никакой нужды отдельно верить в себя, постоянно оценивая себя, выпячиваясь и блистая - достаточно просто всецело ввериться Богу, Который и есть высшая причина уверенности. И если сегодня ваш Никита духовно одинок и расслаблен волею, это не значит, что навсегда. Он молод: жизнь продолжается – впереди у него непременно состоится встреча с человеком, наполненным благодатью Божьей, которая введет его в неведомый мир праведников и сделает счастливым обладателем сокровищницы душевной щедрости и обаяния. А сейчас ему надо переформатировать состояние души — вместе с Богом душа обретает иное «светящееся» качество, меняя человеку расклады судьбы так, что он достигает в земной жизни лучшего из возможного. Духовно ищущий человек не может быть одиноким! В духовности начинается тропа вечной жизни и возникает возможность изменить что-то в своем прошлом и в себе самом. Нам сказано Господом:
«Все возможно верующему» (Мк. 9:23). А кто-то из мудрых старцев уточнил в проповеди:
«Наступит время в вашей жизни, когда вы начинаете залечивать прошлое». Пусть же ваш сын живет в свечении Божьей Любви - не заморачиваясь карьерным головокружением, не торгуясь своими добродетелями, не любуясь своей образованностью, не отдавая добро в долг, а безмерно, бескорыстно и безответно даря свою любовь будущего врача людям. Ответные подарки от Бога обязательно будут – но только тогда, когда их не ждешь. Надо жить просто и бесхитростно – верить, молиться и действовать!