Как на опыте убедиться, что Бог есть?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Православный христианин
Здравствуйте!
Отец Сергий, я в Церкви 6 лет, и все это время мне хотелось узнавать веру, проявлять активность. Я читал святых отцов, много духовных книг, слушал проповеди, лекции, молился дома и за богослужением, исповедовался, причащался, разговаривал со священниками, искал ответы на вопросы. И все это хорошо, но теперь мне кажется, что Бога нет, либо Он не вмешивается в наши жизни. В мою жизнь.
Говорят, что надо надеяться на Бога, Он о нас позаботится. Но на опыте убедился, что пока ты сам ничего не сделаешь, ничего и не случится. И где тогда забота? Сам сделал - будет, не сделал - не будет. И не обязательно при этом молиться, всего можно достичь самому, была бы голова, усилие и желание. Где помощь Божия, если я все сделал сам? В том, что я жив, и меня не поразил инсульт в этот момент? А если это просто естественные законы?
Причастие. Что оно дает? Год-полтора я причащался еженедельно. И что? Я не чувствовал какого-то особого состояния, особого желания покаяться, горы свернуть, любить и так далее. Да, когда я причастился впервые, то ощутил тихую радость. Но может это просто мой настрой? Хотел-хотел, сделал и успокоился. Я причащался неделю назад, и... не могу сказать, что что-то изменилось. Причастился и все. И что? И зачем? Накопительный эффект? Но это же не лекарство, а единство с Богом. Почему тогда священники, служащие неделями, ведут себя далеко не как христиане? А люди, которые в храм не ходят, ведут себя искреннее и человечнее? Они делают это без Причасти. В чем тогда сила и важность Евхаристии? После исповеди становится легче, это правда, но может это просто психологический эффект? Я выговорился, и мне стало легче. Все.
На заре моего воцерковления была 3 ярких чуда, но после этого особенно ничего не было. Теперь я начинаю подвергать сомнению и тому, что было тогда. Мне не нужно "знамение с неба", какое просили фарисеи. Неужели Богу жалко дать хоть кроху? Только такую, чтобы я увидел и почувствовал. Я скептически отношусь к внутренним ощущениям, потому что многое можно объяснить психологией и работой организма, поэтому меня бы убедило внешнее свидетельство. К примеру, попросить Бога, чтобы в течение следующих 30-ти минут в мое окно постучался белый голубь. И все. Такого в моей жизни никогда не было, и если это случится именно в оговоренные полчаса, то я поверю, что это неслучайно. И это не может быть галлюцинацией, потому что я трезв. Но а что если этого не случится? Его нет? Или Ему все равно? Почему я должен верить в Того, Кто не дает о Себе знать? Тогда лучше сменить нравственные ориентиры, изменить жизненные цели и полагать все силы на что-то другое. Жизнь одна, зачем тратить ее на то, чего нет?
Мне стало ясно одно: я верю потому, что хочу это делать. Мне нравится учение о любящем Боге, о счастливой вечности, идея любви к людям, идея крепкой семьи, супружеской верности. Это красиво и приятно. Но ведь это субъективизм. Мало ли, что мне нравится. Я люблю путешествовать, мне это нравится, и я хочу, чтобы в моем кармане появились билеты на кругосветное путешествие. Они там не появятся. Истина не зависит от моей симпатии. Билеты в моем кармане либо есть, либо их нет, и не важно, что я думаю по этому поводу.
Благодарю.

P.S. Вопрос у меня один, все остальное - просто детали. Но если Вы разъясните и эти моменты, то буду признателен.
 
Последнее редактирование модератором:
Дорогой Андрей!
Я как-то писал, что нельзя жениться только потому, что так принято, ибо так делают все, да и просто потому, что нравится внешность девушки. И неважно – есть ли к ней любовь, есть ли дружба, есть ли то общее, что хочется созидать вместе. Просто - так надо!…Мне кажется, что ваш кризис веры, дорогой Андрей, обусловлен теми же мотивами. Вот вы, например, женились - и жена вроде красива, и вас любит, и кормит, и лечит, и стирает, и одевает - однако всё равно муж недоволен. А любви-то к ней настоящей нет – один расчёт, что нужна покладистая рукастая домохозяйка, которая беспрекословно станет исполнять все мужнины прихоти! И уже вскоре думается – ох, как же надоела эта жена, и содержания ещё от меня требует, да и зачем тратить жизнь и деньги на рутину повседневного сожительства - не лучше ли разорвать союз, а самому комфортно развлечься, отправившись в кругосветное путешествие?
Мы ведь любим человека (если действительно любим, а не изображаем любовь, на самом деле любя самого себя) не за что-нибудь, мы любим его потому, что от него идет некое излучение, свет, который нас пленяет; мы смотрим на него и видим в нем духовную красоту. Так же и любовь к Богу. И этот опыт Любви, красоты Божьего Творения, который раскрывается нам вокруг, «есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1). Это - вера, основанная не на том, что можно что-то доказать – это непосредственный опыт человека. Духовная жизнь неразрывно связана с верой. Если она замерла, то и вера оскудеет. Если Бог сокрыт пеленой земной суеты, если сердце далёко от чистоты, а ум расплёскивается по привлекательным, но пустопорожним вещам, то вера неизбежно уйдёт, потому что нет настоящей, внутренней жизни в Боге. И тогда никакие внешние знаки религиозности, богослужебные ритуалы и даже церковные таинства не помогут в опытном обретении благодати Святого Духа. Кризис веры у человека наступает, когда не оправдываются вполне конкретные земные ожидания, которые он возложил на Бога. Но ведь целью христианской жизни является совсем не это - надо, чтобы человек стал иным, чтобы, глядя на него, люди увидели Христа - тогда и общество станет иным! Ищем ли мы благодати Духа, делающей нас святыми? Увы, не всем это удается; не все являются героями духа. Тем не менее, приглянитесь внимательнее - сколько верующих при всей своей как бы слабости положили свою жизнь для спасения мира, для проповеди любви, благородства, правды, мира, честности! Поэтому, дорогой Андрей, не останавливайте свой взор на внешнем, а смотрите вглубь. И встретив человека, не рассматривайте его лишь по отношению к себе, дорогому и любимому, а постарайтесь увидеть в нем образ Божий. Если научитесь любить людей, радоваться каждому встречному, быть светящейся личностью для них, отдавать себя всякому, кто может в вашей помощи нуждаться – этот религиозный опыт непременно возвратит вас к Богу.
И не опускайте на жизнь свою тяжёлый и мрачный занавес - необъятный мир чудес по-прежнему стучится к вам. Жаль, что вы этого не видите - жизнь каждого человека есть сплошное чудо,. Только чтобы увидеть их надо открыть глаза души своей, приучить слух свой слышать ангельские голоса, и тогда ясно станет, что мы окружены чудесами. Скажу одно: ищите, что оживляет вашу душу, а не развлекает разум и не тешит плоть, что помогает вам молиться живой и горячей молитвой. Отставьте в сторону свой скептический анализ внутренних ощущений - славьте Господа во всю мочь, пойте не задумываясь, взирая на возносящую к Небесам красоту Его творения - приобщаясь к ней, мы становимся глубокими, чуткими, чистыми, обновлёнными - это и будет тот религиозный опыт, в котором ваша вера начнёт не угасать, а возгораться.
И ещё добавлю, чтобы сильно не отчаивались - богооставленность субъективна - на самом деле Господь в этот момент как раз рядом, и это временное состояние может оказаться драгоценным, принести свою пользу. В такие минуты в два счёта обрушивается наше высокое мнение о себе. Мы-то думали, что в духовной жизни мы что-то представляем собой. И вдруг оказывается, что никакой сверхъестественной помощи нет, а только разочарования сыплются справа и слева. И вот из такого состояния молитва как раз бывает самой сильной. Не надо этого бояться - оно закономерно: после короткого периода первой призывающей благодати христианин всегда вступает в новую эпоху своей духовной жизни, когда приходит «время испытаний». Архимандрит Софроний (Сахаров) говорит, что первоначальные Дары отнимаются у человека как «неправедное богатство», не принадлежащее ему, непричастное его греховной природе. Возврат её связан с долгим и трудным путем, когда начинается жестокая брань со страстями, а конечная цель христианского подвига одна - стяжать Божию Любовь и стать человеком Божьим
P.S. Вопрос у меня один, все остальное - просто детали. Но если Вы разъясните и эти моменты, то буду признателен.

Извините, но я всё же настаиваю на соблюдении ПРАВИЛ
 
Последнее редактирование:
Я люблю путешествовать, мне это нравится, и я хочу, чтобы в моем кармане появились билеты на кругосветное путешествие. Они там не появятся. Истина не зависит от моей симпатии. Билеты в моем кармане либо есть, либо их нет, и не важно, что я думаю по этому поводу.
Вот подумал вдогонку, что говорю «общие слова» без какой-либо конкретики. Тогда - про билеты… Как Истина зависит от молитвенной «симпатии».

Близка мне к сердцу ваша тяга к путешествиям - всегда есть люди, охваченные непоседливостью, и я тоже среди них. Но одних толкает в путь неудержимая полнота их душевной жизни, других – пустота. И как старый горовосходитель я издавна был одержим маниакальной мечтой молитвенно восхититься величием Творца у подножия Гималайских великанов. Красота гор – особая. Там нет того, что развлекает взоры, что пробуждает чувственность, что вносит в душу шум и смятение страстей. Горы – иероглифы вечности. Горы – это символ тоски и любви земли по бесконечному простору Неба. Горы, уходящие вершинами своими в лазурный океан небес, – образ единения временного и вечного... И как есть в храмах намоленные иконы, так есть в горах вожделенные вершины, хребты и перевалы, где не думается о мелочном, и дышится спокойнее, и теряется ощущение лихорадочной гонки, в которую мы втянуты всей суетой жизни, – там благодать, ощущение святости творения Божьего становится явью. «Отпустите меня в Гималаи!» - некогда звучала в ушах популярная песня. И вот – чудо: отпустили, выезд за рубеж стал свободен для всех и реально осуществим, тогда же затеплилась искорка надежды – лишь личная малообеспеченность не позволяла осуществить заветную мечту. Всё же, понемногу подрабатывая, стал копить деньги на дорогу, особенно ни от кого не скрывая. Но к великому огорчению, мои мечты подслушал матерый мошенник, который, представившись опытным альпинструктором и турорганизатором, искусно обнулил все мои сбережения. Жаловаться никому я не стал – лишь молитвенно доверился Господу: «На всё будет воля Твоя, а не моя..»

Прошло несколько лет… И как-то, выкупая билеты в турагенстве для группы паломников, я, чтобы как-то оживить разговор с понравившейся мне миловидной девушкой, машинально спросил: «Сколько стоит осенью билет до Катманду?» Она постучала по клавиатуре ухоженными пальчиками, и, взмахнув крылатыми ресницами, ангельским голоском произнесла невероятное: «Да, есть – шестнадцать тысяч рублей… Суточная бронь… Будете брать?». Голова закружилась – случилась та минута, когда, раздвинув чудный покров, мелькнула ослепительной белизной рука Всевышнего, указующая на непрестанное действие Божьего о нас попечения и водительства. А дальше по благословению Божьему всё сложилось наилучшим образом: в магазине турснаряжения продавец дал мне адрес питерского инструктора постоянно живущего в Непале и собирающего новую группу к Аннапурне. Кирилл оказался богатым духом, обаятельным человеком, аскетом - нестяжателем, знатоком тибетского буддизма и индийской культуры. Его путеводительство в гималайских горах стало благодеянием для нас, и всех, кто встретился с ним на горной тропе. Нет, Гималаи нисколько не разочаровали меня, но вынес я одно – что вовсе не географическое место определяет совершенство человеческого духа, а наша внутренняя гармония: «На всяком месте владычества Его благослови, душе моя, Господа!» (Пс. 102, 22). Жажда достигать все новых пределов, жажда духовного совершенства движет жизнь и рождает шедевры человеческого творчества. И вся Природа тогда видится нам великим шедевром Бога, целебным подарком, напоминающим, что жизнь полна значения и смысла…

В этой цепочке чудес ещё одно свершилось позднее - обманувший меня аферист, тяжко переболев онкологией, выжив, покаялся и с благодарением Богу доброхотно одарил меня паломничеством ко Святой Софии в Стамбуле ...
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Отец Сергий, спасибо за красивые ответы, но это все общие слова. Мне и так известно, что надо молиться - я молюсь. Мне и так известно, что надо стараться каяться - я стараюсь. Мне и так известно, что надо делать добрые дела - я делаю. Насчет высокого мнения о себе... У православных невроз на эту тему. Про ненависть к себе и постоянное самоуничижение. Я только недавно этим переболел, поэтому не трогаю этот вопрос. А так, нет у меня особого желания кого-то осуждать, над кем-то превозноситься, мне это не интересно. Это все из-за комплексов: хочется самоутвердиться тем, кто в себе не уверен. Когда знаешь свои положительные и отрицательные стороны, нет желания кому-то что-то доказывать и кого-то унижать, чтобы на его фоне казаться лучше. Это вообще для меня больная тема, у меня много было психотравм в детстве... Поэтому психику стараюсь не терзать, и так по краю хожу. Но это все лирика, ладно.

Я так и не понял, что же мне делать? Как мне петь Ему, если я не уверен, что Он есть? А может нет? Кому я тогда пою? Так-то я продолжаю молиться, но уже без уверенности. Говорю "если Ты есть". Но такое у меня уже было. Я только не упомянул, что в семинарии учусь. Это вообще особое место. До учебы здесь я матом не ругался, а тут стало раз не раз проскальзывать. Бешеный режим без намека на нормальный отдых, неадекватное количество служб, рабская жизнь взаперти, плюс психологические проблемы... Я часто бываю очень зол. Но я люблю этих людей. Это все от усталости. Как и всякие бранные слова. Да и когда кругом -почти все- православные, в т.ч. священники и монахи ругаются, трудно не заразиться. Но я долго держался, около 2,5-3 лет. А вообще у семинарии беда с человечностью: кто составляет такой график и зачем - тайна. Наверное, хотят изгнать из человека христианский дух. 10-12 часов ежедневной учебы, службы общие, певческие череды, алтарнические, иподиаконство с его рабской работой и кучей поездок, идиотские работы со снегом и листьями, будь они неладны.

Может быть, мой кризис связан и с усталостью в том числе?

Я правда не понимаю, зачем выстраивать такой режим:

1. 4-5 пар ежедневно, плюс 3 пары в субботу раз в 2 недели.
2. Обязательная самоподготовка 1,5-2 часа после пар.
3. Череды певческие, алтарные, общие службы.
4. Утреннее и вечернее правило, в т.ч. в воскресенье.
5. В свободное время работы на улице.
6. Глупые мероприятия в библиотеке.
7. Иподиаконство с его батрачением в соборе в свободное время, плюс поездки. Отказаться нельзя, будешь в немилости.
8. Итого, в будний день есть примерно 1,5-2 часа свободного времени, в воскресенье может перепасть от 5 до 8 часов.
9. Полная зависимость от начальства: даже в магазин за углом нельзя выйти без разрешения.
10. Если лекции нет, надо все равно сидеть в аудитории.
11. При всем этом веселье каникулы только 25 дней, и то тебя норовят увести в иподиаконские выезды. И, находя причину туда не являться, еще надо чувствовать себя предателем.

Это все так странно. Я что, робот? Или это курсы по эмоциональному выгоранию? Помимо этого мне еще надо как-то уживаться со своим душевным состоянием. Наконец-то посетил реально хорошего психотерапевта (искал 6 лет), он поставил мне 6 невротических расстройств за раз. 6... Плюс еще давление 150-170, особенно на фоне неадекватного графика. Периодически начинаю просто все и всех ненавидеть. Понимаю, что это просто нервы сдают. Помимо всей вышеописанной нагрузки мне еще надо проходить психотерапию, а упражнения, которые мне нужно выполнять, занимают еще 2 часа в течение дня. Из-за режима я толком не успеваю, начинаю грустить и злиться, потому что за эту терапию я отдал более 100 тысяч рублей. Ужас... Самое классное то, что когда у тебя ковид, перелом ноги, отравление, об этом можно открыто сказать, тебя поймут и могут дать поблажку. А душевные проблемы раскрывать нельзя, ты сразу станешь "психом", еще и скажут, что надо больше работать, чтобы на глупости времени не хватало. Ну да, можно учиться вообще по 14-16 часов, а по ночам молиться. Согласно нашему официальному графику, в день у нас должно быть не 2 часа свободного времени, а только 30 минут. Так что мы еще, редиски такие, грешим праздностью...

Это я все к чему: может это одна из причин кризиса? И дело не в духовном, а в душевном?
 
Дорогой Андрей!
Я вам уже как-то говорил, что мы должны во всём подражать Спасителю и рекомендовал отойти хотя бы на время от бурсацкой «муштры», чтобы вырваться из постоянного невротического напряжения, овладев каким-нибудь общественно-полезным предметным ремеслом и обретя необходимый социальный опыт. Там же в миру, среди простых труждающихся и обременённых, уверен, что найдёте действительное, а не показное благочестие, и здравую рассудительность, и искреннюю любовь. Это будет вашей лучшей семинарией, которая сделает из вас не лицемерного наёмника с расшатанной психикой, а пастыря настоящего - доброго, милостивого, который всё, до последнего удара сердца, раздаст просящим и страждущим людям. А потом, глядишь, подойдёт время, когда укрепитесь в вере, обретёте наставническую мудрость, да и рукоположитесь в пресвитеры, как и положено поступать в зрелости, после тридцатилетнего рубежа.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Дорогой Андрей!
Я вам уже как-то говорил, что мы должны во всём подражать Спасителю и рекомендовал отойти хотя бы на время от бурсацкой «муштры», чтобы вырваться из постоянного невротического состояния, овладев каким-нибудь общественно-полезным предметным ремеслом и обретя необходимый социальный опыт. Там же в миру, среди простых труждающихся и обременённых, уверен, что найдёте действительное, а не показное благочестие, и здравую рассудительность, и искреннюю любовь. Это будет вашей лучшей семинарией, которая сделает из вас не лицемерного наёмника с расшатанной психикой, а пастыря настоящего - доброго, милостивого, который всё, до последнего удара сердца, раздаст просящим и страждущим людям. А потом, глядишь, подойдёт время, когда укрепитесь в вере, обретёте наставническую мудрость, да и рукоположитесь в пресвитеры, как и положено поступать в зрелости, после тридцатилетнего рубежа.

Эх, да, с этим согласен. Но благочестие не показное, я правда стараюсь жить по заповедям, это не для самоутверждения. Но а чтобы Вы могли посоветовать мне сегодня? На данный момент я учусь и пока не могу оставить семинарию.
 
чтобы Вы могли посоветовать мне сегодня? На данный момент я учусь и пока не могу оставить семинарию.
Я сегодня за литургией поделился вашей бедой с преподавателем СПбДА. Он посоветовал взять академический отпуск.
 
Православный христианин
Вы - как Моисей, в страхе бегущий от куста, когда Тот загорелся...

Но это правда небезопасно. Я бы вообще ушел из семинарии и отдохнул бы год, полечился, а уж потом бы поступал куда-либо. Но хоть в семинарии мне и плохо, но там лучше, чем в гробу...
 
Но это правда небезопасно. Я бы вообще ушел из семинарии и отдохнул бы год, полечился, а уж потом бы поступал куда-либо. Но хоть в семинарии мне и плохо, но там лучше, чем в гробу...
Поступайте, как хотите... Только помните, что можно убить себя собственными страхами и в глубоком тылу...
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху