Так пишет автор книги, которую я читаю и очень обидно, что Церковь таких историков воспринималось именно так:
"Церковь на Руси была организована так: во главе ее стоял киевский митрополит,
назначаемый или из Константинополя, или самим киевским князем с последующим
избранием собором епископов. В крупных городах находились епископы, ведавшие
всеми церковными делами большой округи — епархии. С обособлением отдельных
княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имела своего епископа.
Митрополит и епископы владели землями, селами городами; у них были свои слуги,
холопы, изгои и даже свои полки. Князья на содержание церкви давали "десятину" —
десятую долю своих даней и оброков. Церковь имела свой особый суд и специальное
законодательство, при помощи которого властно и бесцеремонно вмешивалась в
семейную и интимную жизнь, в образ мысли и нормы поведения людей. В городах в
XI— XII вв. было много каменных и деревянных церквей, в которых служили
священники ("попы") и их помощники - дьяконы. Служба в церкви велась ежедневно
три раза в день ("заутреня", "обедня" и "вечерня"); церковники стремились
регламентировать всю жизнь и постоянно воздействовать на свое "стадо"
далее
По идее монастырь — добровольное братство людей, отрекшихся от семьи, от обычной
жизни и целиком посвятивших себя служению богу. На деле монастыри были крупными
землевладельцами-феодалами, владели селами, вели оптовую торговлю, ссужали
деньги под ростовщические проценты и всегда находились в самой гуще жизни,
принимая непосредственное участие в повседневной "суете мирской" и в крупных
политических событиях.
Игумены монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи,
посредники.
В монастырях существовало резкое неравенство между бедняками без роду, без
племени и выходцами из боярской или купеческой среды.
Высшие церковные власти — епископы и митрополит могли выбираться только из среды
монахов, которых в отличие от обычных попов и дьяконов называли черным
духовенством.
Некоторые центральные монастыри вроде Киево-Печерского (основанного в середине
XIв.) стали своего рода духовной академией, куда охотно поступали сыновья
крупных вельмож, стремившиеся сделать карьеру
В таких монастырях были хорошие библиотеки; здесь велись летописи, записи
внутренних монастырских событий, сочинялись проповеди, прославлялись монахи
"подвижники", "отшельники", "молчальники".
Богатая хозяйственная жизнь монастырей и наличие в них аристократической
прослойки, избавленной (как видно из позднейших данных) от черной работы,
заставляли администрацию принимать меры для создания такой декоративной завесы,
которая прикрыла бы собой классовую сущность монастыря и отвлекла бы внимание
горожан и крестьян.
далее
Этой завесой стали "блаженные", "юродивые" — психически ненормальные, слабоумные
или искалеченные люди, недостатки которых беззастенчиво выставлялись напоказ
всем посетителям монастыря. Сохранился рассказ об одном таком юродивом Исаакии,
жившем в Печерском монастыре в 1060—1070-е годы. Он был "расслаблен телом и
умом", его мучили кошмарные видения, одет он был в недубленую козью шкуру;
монастырские повара издевались над его слабоумием и заставляли ловить ворон.
Исаакии то собирал детей и одевал их в монашеские одежды, то босыми ногами
становился на горящую печь, то "поча по миру ходити, такоже уродом ся творя".
Рассказ об этом несчастном был введен в летопись, и автор-монах сознательно
преподносил читателю образ "божьего избранника".
делаю выводы, нужно возвращать книгу в библиотеку.