Простите, хочется сказать.
Когда-то взахлеб зачиталась первыми книгами Гарри Поттера, потом забылось, потом за компанию посмотрела фильм и разочаровалась. А совсем недавно в одном из высказываний Кураева зацепили слова о том, что концовка эпопеи оказалась на удивление христианской. Решив подумать над этим, нашла и прочитала последнюю седьмую книгу, потом пятую, шестую. Фильм, как часто бывает, очень слабо отражает книгу.
В очередной раз убеждаюсь, что за внешней атрибутикой - почти любой, часто провоцирующей - можно обнаружить совсем другое, главное, а в данном случае это Главное оказалось действительно удивительно "своим". Я пока еще не познакомилась с различными "авторитетными мнениями" по этому поводу, потому говорю, как думаю. Неужели вся эта волшебная, занимательная атрибутика страшнее всяких волшебств наших родных, "одобренных" сказок? Меня, например, весьма забавляло использование латыни во всех этих заклятиях)). Симпатично построение романа, из книги в книгу переплетаются детали, обусловливают друг друга, даже те, которые казались случайными - в жанре хорошего детектива)) В качестве критики замечу, что психологически герои и отношения между ними практически не меняются, видимо, расстановка сил была задумана с самого начала и перед автором не стояло проблемы "вырастить" героев, а тем не менее проходит семь лет, дети от 11 до почти 18 лет! А в них мало что меняется. Хотя проблемы взросления в роман вплетены: это и забавно, но умно поданные вопросы мальчики-девочки)), но также и более глубокие проблемы. В пятой книге родители Гарри, а в седьмой - и любимый наставник в глазах мальчика вдруг теряют свою "идеальность", и как отмечает Кураев, в пятой же книге Гарри сталкивается с еще одной подростковой проблемой, которая оказывается проблемой и сугубо христианской: я сам далеко не "белый и пушистый", во мне самом есть зло и только осознав это я могу с ним бороться, бороться с ним в самом себе.
А теперь о главной идее романа. Вокруг какого главного сюжета сплетен этот волшебно-сказочный детектив, ради какой идеи написана книга? Зло, потерявшее человеческий облик, понятия не имеющее, что такое любовь, стремится захватить мир. Согласно пророчеству, зло рассеивается, покусившись на дитя, защищенное любовью, жертвенной любовью. Окончательная победа над злом также оказывается возможна только через бескорыстную жертву положившего живот свой за други своя. И опять зло, не ведая закона Любви, оказывается обмануто.
Занятно, правда? Что мне здесь еще симпатично, что кроме глубинной идеи, здесь нет (на мой взгляд) перепевов Евангелия, сюжет самостоятелен и развивается согласно своей внутренней логике. Но раз аналогия уже возникла, то начинаешь вылавливать следующие мысли. Когда и как мальчик должен узнать, понять кто он, что и - главное - почему он должен сделать? Делает он это согласно пророчеству или по своей воле? Эти вопросы в их полноте вырисовываются только к концу романа, в последних книгах и это логично. Но думается, они волновали автора еще до первых строк романа...
Согласно, книга не проста. Но что в ней не христианского? На первом плане забава и волшебство. На втором - история о дружбе и ненависти, о преданности и предательстве, смелости и трусости... На третьем - размышление о корнях зла и силе любви, о природе человека. Да, с оглядкой на Евангелие.
Опасна эта книга? Если над ней размышлять, то - да, опасна. Как и любое размышление. Пожалуй, просто не нужно искать в "Гарри Поттере" ответы на вопросы христологии, но если прочитав эту книгу, кто-то вспомнит о Евангелии, то что в этом плохого?