Если Иисус - Бог, то кому Он тогда молился? Самому себе?

Православный христианин
Кому молился Христос?
Если Иисус - Бог, то кому Он тогда молился? Самому себе?

Господь Иисус молился Отцу, но тут важно отметить, что Он молился как человек. Согласно Священному Писанию, Господь Иисус одновременно и совершенный Бог, и совершенный человек. Как Бог, Он прощает грехи и дарует вечную жизнь. Как человек, Он устает, нуждается во сне и пище, страдает и, наконец, умирает.

Для нас во многих отношениях очень важно, что Иисус — подлинный человек, представитель человеческого рода. Чтобы искупить наш род, Спаситель должен быть в полном смысле одним из нас, во всем подобным нам, кроме греха. Своим послушанием Он искупает мятеж Адама (и мятеж всех нас). Он молится там, где мы богохульствовали, прощает там, где мы ненавидели, поступает правильно там, где мы поступали как нам удобнее, хранит верность Богу там, где мы изменяли. Господь Иисус, умирает, неся на Себе наши грехи, чтобы мы жили. Он наш Ходатай и Первосвященник — тот, кто является представителем человеческого рода перед Богом (как и Бога перед нами).

Он — Посредник между Богом и людьми, то есть Тот, кто принадлежит обеим сторонам. Он сострадает нам в немощах наших, поскольку прожил человеческую жизнь и знает человеческие тяготы, страдания и искушения.

Поэтому, как человек, Господь Иисус молился и продолжает молиться за всех нас.
Христос – видимый образ невидимого Бога, сложил с Себя все божественные привилегии и возможности и стал человеком, чтобы проложить для нас всех путь Домой. Спросите себя:

1) нужно ли Ему было принимать крещение? Нет. Потому что Он был безгрешным и Сам не нуждался ни в прощении грехов, ни в церемонии, его символизирующей.

2) нужно ли Ему было праздновать Пасху и принимать вечерю вместе с Его учениками? Нет, Потому что Он Сам являлся Хлебом и Кровью истинной, вечной жизни.

Тогда зачем Он это делал? Для того, чтобы проложить путь, идя по которому любой человек может прийти Домой, к Отцу. БОГ Сам проложил для нас этот путь.

Ему не надо было каяться в грехах и принимать крещение, это надо нам, поэтому Он дал нам пример.

Ему не надо было кушать пресный хлеб и пить от виноградной лозы, это надо нам, поэтому Он дал нам пример.

Ему даже Писание учить и разбирать не надо было, потому что Он Сам и есть Автор Писания, но Он на эти несколько десятилетий отказался от возможности знать всё и вся и постигал Писание, как любой из нас может это делать... постигал Писание, как человек.

Чтобы спасти нас, Он должен был всё делать, как человек, а не как Бог.

Вся Его человеческая жизнь была ничем иным, как бесконечно совершенным примером для тех, кто хочет спастись. Он должен был стать таким же беспомощным, таким же уязвимым, как любой из нас, полностью человеком. Он, заставив Свою божественность бездействовать, прошёл тот путь, который каждый из нас может пройти и должен пройти, если хочет спасения. Он показал нам этот путь и убедил нас в том, что по нему пройти можно, надо только жить, как Он жил, когда был человеком, – в полной зависимости от Неба, от Отца. А такая полная зависимость подразумевает постоянную молитвенную связь с Богом. Вот почему человек Иисус Христос находился в постоянных, выворачивающих наизнанку Его человеческое естество молитвах, обращённых в Небо. Допусти Он действие Своей божественности, Он, как вы понимаете, в молитвах не нуждался бы, но как человек, как Представитель человечества,– нуждался... чтобы дать нам ясный и недвусмысленный пример того, как мы можем стать победителями над грехом и искушениями.

Учитесь у бесконечно прекрасного, божественного Образца тому, каким должен быть человек, созданный по образу и подобию Бога (Лев.20:7; 1Петр.1:15).
 
Православный христианин
Воплотившись на земле, Спаситель добровольно и временно ограничил Свои божественные способности, став использовать способности человеческие. Писание говорит об этом в следующих цитатах:

● 1) "Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть РАВНЫМ БОГУ;
но УНИЧИЖИЛ СЕБЯ САМОГО, приняв образ раба, СДЕЛАВШИСЬ ПОДОБНЫМ ЧЕЛОВЕКАМ и по виду став как человек;
смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной."
(Послание к Филиппийцам 2:6-8)

● 2) "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
[...]
И Слово СТАЛО ПЛОТИЮ, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца."
(Св. Евангелие от Иоанна 1: 1-3;14)

То есть, если по Божественной природе Христос был всезнающим, всемогущим, и ни в чем не нуждающимся Богом, то его человеческая природа сама по себе не обладала всезнанием, была смертна, а также являлась послушной Отцу (Евреям 5:8). И самое главное, будучи не только Богом, но и совершенным человеком, Христос явил нам истинный пример общения с Господом - через молитву. Таким образом, молясь Богу-Отцу на земле в назидательных целях, Сын Божий делал это по Своей человеческой природе, а не Божественной. Период, когда Господь добровольно ограничил Свои способности, называется в христианстве кенозисом. (греч. kenosis – уничижение).

В-третьих, для того, чтобы понять Христа, молящегося Богу-Отцу, мы должны пояснить, что вечный Отец и вечный Сын имели отношения любви даже прежде, чем Господь воспринял в Себя природу человека. Нижеприведенная цитата из Писания говорит о том, что Христос уже до создания мира разделял с Отцом Его славу, а значит Отец и Сын являются одним Единым Богом:

● 3) "И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира."
(Св. Евангелие от Иоанна 17:5)

Как видим, Сын был прославлен Отцом уже до создания мира. А ведь сама Библия говорит, что Бог Своей славой ни с кем никогда не делится:

● "...ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному.."
(Исаия 48:11)

Поэтому, Христос всегда был вторым лицом Пресвятой Троицы (вечность Спасителя также доказывается следующими цитатами: Ин. 6:62; Ин.3:14; Ин.8:58; Мих.5:2; Ин.1:1-14; Кол.1:13-17; 1 Кор.8:6; Евр.1:1-2; Евр.1:8-10; Еф. 3:9) и всегда был прославляем Отцом. Важно помнить, что и Отец, и Сын, и Дух Святой являются Личностями одной и Единой Божественный Сущности, состоя в вечных отношениях между Собой. Поэтому, молясь на земле, Сын лишь продолжал Свои вечные отношения с Отцом, а также давал нам назидательный пример истинного общения с Богом.
 

Абд-ал-Масих

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Он — Посредник между Богом и людьми, то есть Тот, кто принадлежит обеим сторонам.
Праведный Иов сокрушался:
32 Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему
и идти вместе с Ним на суд!
33 Нет между нами посредника,
который положил бы руку свою на обоих нас.


Иов плачет о том, что не может судиться с Богом.
Ещё ранее говорит об этом пророк Давид:
2 и не входи в суд с рабом Твоим,
потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих.


И сын его Соломон говорит тоже:
10 Что существует, тому уже наречено имя, и известно, что это — человек, и что он не может препираться с тем, кто сильнее его.

И в книге Царств сказано:
если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем?

И Иов говорит также:
но как оправдается человек пред Богом?
3 Если захочет вступить в прение с Ним,
то не ответит Ему ни на одно из тысячи.
19

Если действовать силою, то Он могуществен;
если судом, кто сведет меня с Ним?

20 Если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня;
если я невинен, то Он признáет меня виновным.


И тем не менее Иов жаждет Суда. Иов жаждет Справедливости. Иов до боли убеждён в том, что Бог может и должен объяснится с ним. Что Суд Божий должен быть исполнен несомненной, очевидной, непоколебимой Справедливости.

И Иов взывает к Богу:
Но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом.

Ему отвечает Елиуй:
12 Вот в этом ты неправ, отвечаю тебе;
потому что Бог выше человека.
13 Для чего тебе состязаться с Ним?
Он не дает отчета ни в каких делах Своих.
...
Вот, Иов сказал: «я прав, но Бог лишил меня суда.
Должен ли я лгать на правду мою? Моя рана неисцелима без вины».
Есть ли такой человек, как Иов, который пьет глумление, как воду,
вступает в сообщество с делающими беззаконие и ходит с людьми нечестивыми?
...
Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие,
ибо Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему.
Истинно, Бог не делает неправды и Вседержитель не извращает суда.
...
И продолжал Елиуй и сказал:
считаешь ли ты справедливым, что сказал: я правее Бога?
...
Бог высок могуществом Своим, и кто такой, как Он, наставник?
Кто укажет Ему путь Его; кто может сказать: Ты поступаешь несправедливо?


Но Иов не унимался. Так и не признал правоты друзей своих. Как говорил им - А вы сплетчики лжи; все вы бесполезные врачи. - так и остался при этом. Душа Иова жаждала встречи с Богом, Суда с Богом, он ломился к Богу, он требовал от Бога ответа.

И Бог ответил Иову.
Бог показал Иову Силу Свою и то, что праведны Пути Его. Бог явился Иову лично. И хотя сурово говорит с ним: кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? - Он же оправдывает Иова. А на друзей Иова изливает гнев:
7 И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.
8 Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов

Книга Иова удивительная, многогранная, сложная. Но самое главное в ней, как мне кажется, это как раз то, что Иов требовал от Бога Суда и Бог ответил Иову, явился, пришёл Сам.

Бог явил Иову откровение:
1 И отвечал Иов Господу и сказал:...
5 Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя;


Но что же увидел Иов? Что открыл ему Бог?
В следующей статье об этом сказано подробно:

https://www.sedmitza.ru/lib/text/431312/
1.5. Смысл страданий Иова
1.6. Богослужебное употребление книги

Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета

1.5. Смысл страданий Иова
Пока что мы не получили ответ на то, что же это за ситуация, когда двое спорят, а третий страдает. Пока не совсем понятно, в чем же неправы друзья, которые говорят о том, что грешник несет наказание, а праведник благоденствует, в чем, собственно, прав Иов, который обвинял Бога в том, что Тот дозволяет благоденствовать грешникам. Более того, не совсем понятно даже, что же это за ответ такой? Кажется, что Бог является Иову, никак на его вопросы не отвечает, а просто демонстрирует Свою мощь. Иов видит эту мощь, понимает, что деваться ему некуда, кается, смиряется. И наступает такой странный и неподготовленный счастливый конец.

Давайте попробуем разобраться. Чтобы решить, с чего начать, посмотрим богослужебные тексты. Вот стихира из службы Иову Многострадальному: «Многострадальнаго, вернии, восхвалим Иова, иже прежде закона праведника, и прежде пророков пророка, вне рода и завета Авраамова веру Авраамлю добре сохраньшаго, страданьми своими страсти Христовы предъизобразившаго, и ныне в вышних селениих со Христом царствующаго и молящагося о душах наших»1. Воспользуемся этой стихирой в качестве ключа.

Пункт первый. Иов – пророк, тот, кому и через кого открывается воля Божия. Перед разрушением Содома Господь говорит: «утаю ли Я от Авраама, что хочу сделать?» (Быт. 18:17). «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам. 3:7). Иов – истинный раб Божий, «который взывал к Богу, и которому Он отвечал» (Иов. 12:4), и вдруг он видит, что Бог делает что-то такое, что Иову совершенно непонятно. Иов готов, в конце концов, принять страдания, но он просит, чтобы ему Бог объяснил, почему так, какой в этом смысл? Именно это, а не нищета и проказа, является для него главным и самым страшным источником страдания.

В своих речах Иов все время переходит от полемики с друзьями к горячей мольбе, обращенной к Богу. «Разве к человеку речь моя? как же мне и не малодушествовать?» (Иов. 21:4). Не так это у его оппонентов.

Посмотрим на их речи. Бог у них представляется как Всемогущий и как Справедливый, не более того. Причем, интересно, мы нигде не найдем личного обращения к Богу – они всегда говорят о Боге в третьем лице: «Он». Милосердие Божие, очевидное для Иова, для них почти ничего не значит. Для Иова Бог не есть только, как для его друзей, трансцендентная реальность, абсолют, который делает что хочет, когда хочет, и для человека его пути совершенно непознаваемы.

В рассуждениях друзей Бог выступает неким механизмом, который осуществляет справедливость, невзирая ни на лица, ни на что. Согрешил – будешь наказан, сделал доброе дело – будешь благословен – все, никаких личных мотивов у Бога нет. Бог трансцендентный абсолют, совершенно непознаваемый, который функционирует по определенным законам. И даже друзья готовы признать, что Он вообще выше понятий добра и зла: «что Богу пользы от твоей праведности?». И, соответственно, что они предлагают Иову? Они как бы говорят: «ну зачем, что ты воюешь с ветряной мельницей? Зачем тебе судиться с Богом? Зачем тебе познавать Его действия? – вот есть такие правила, подчинись им, тебе будет хорошо, и живи, как хочешь. Бог сам по себе, ты сам по себе, всем хорошо. Бог лучше тебя знает, как и что делать. От твоих протестов ничего в мире не переменится, но тебе будет только хуже». Они предлагают Иову добровольно принять сложившуюся ситуацию.

Более того, фактически они предлагают Иову с Богом всерьез никаких отношений не иметь. То есть вера и религия друзей – это религия внешнего авторитета, она для падшего человека очень удобна, потому что она не накладывает на него никакой личной ответственности. Вот есть такие правила, я по ним живу, и все. Я все, что положено от меня Богу, сделал, и Бог тоже, что мне положено, мне в ответ дает. Мы квиты. Никакой любви тут не требуется, никакого дерзновения, никакой дружбы с Богом. Такое вот автоматическое благочестие.

Однако Иов – пророк. Он знает Бога, и не может принять тот ложный образ, который предлагают ему друзья. Именно его он хулит, а вовсе не Бога, как может показаться сначала. И это – подвиг веры. В одной проповеди архимандрита Тавриона (Батозского) есть такие слова: «Почему у людей бывает неверие? А потому, что они своего бога выдумывают. Никто своим умом не измеряй Бога!» [9, с. 198].

По слову святителя Василия Великого, принятие ложного образа есть идолопоклонство: «ибо идол есть также и всякое напечатлеваемое в душе представление понимаемого ложно – о Боге ли то, или о чем-нибудь познаваемом. И доколе не уразумеваются действия или явления истины, дотоле каждый чтит собственные свои кумиры. … Почему и те, которые имеют в себе ложные понятия о Боге, идолотворя в себе какое-то мысленное идолослужение, несуществующее почитают существующим, и они делаются повинными клятве: проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте! (Втор. 27:15)» [8, ч. 2, с. 104–105].

Таким образом, «Иов восстает против лживого подобия истинного Бога, против искажения Его царственности, преломленной господстве князя мира сего, против этой глумливой карикатуры: праведный отказывался признать в ней Лицо Того Господа, Которого жаждал увидеть» [33, с. 589–590].

Подтвердить эту мысль можно следующим способом.

В истории Иова можно найти параллель искушениям Христа в пустыне [ср. 30, с. 109–114].

Первое искушение было самое грубое – когда у Иова отнято все имущество. Он благословил Бога.

Второе искушение заключается не в потере здоровья, но в словах жены, предлагавшей похулить Бога2, искусить Его, действительно ли Иов Ему дорог? Но Иов отказывается искушать Творца.

Если продолжать сопоставление, то в третьем искушении Иову должно быть предложено поклониться диаволу, признать его власть, и тем обрести благополучие. Но именно это и предлагают друзья. Ведь страдания Иова – дело рук сатаны. Следовательно, признать справедливость происходящего – это значит признать его власть, поклониться ему. Так же, как сатана предлагал во время искушений Спасителю. Прозревая это, Иов говорит Елифазу: «Будет ли конец ветреным словам? и что побудило тебя так отвечать?» (Иов. 16:3). Вилдаду: «Кому ты говорил эти слова, и чей дух исходил из тебя?» (Иов. 26:4).

После искушений Христа в пустыне говорится, что отошел от Него сатана до времени (Лк. 4:13). И на Голгофе слышится тот же голос искусителя: «других спасал, а Себя Самого не может спасти. Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» (Мф. 27:42), – то есть отказ от Креста Христова есть то самое искушение, которое претерпевает и Иов тоже, потому что именно это ему предлагают друзья. Мы с вами говорили в прошлом семестре, и я продолжаю настаивать на том, что нет другого пути в Царствие Божие, кроме Креста, через который идут все праведники и шли все праведники, даже до того, как этот Крест был физически воздвигнут на Голгофе, через это сострадание Христу. И здесь в случае Иова мы это видим.

Кстати сказать, в речах друзей Иова нас сразу удивляют жесткость и агрессия. Откуда они происходят? Иов, если так можно выразиться, является фактом, не вписывающимся в их стройную и удобную религию. А раз так, то либо воззрения должны быть пересмотрены, либо факт упразднен. В этом смысле друзья Иова также являются предтечами фарисеев, которые на слова: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи», (Ин. 5:11), отвечали : «кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?» (Ин. 5:12), а также устроили целое следствие с целью доказать, что Иисус не исцелял слепорожденного: «воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник» (Ин. 9:24).

Второй, выделенный нами пункт – вера Аврамова. Говоря в свое время об Аврааме, мы выяснили, что его вера была не только всецелым доверием, но и имела вполне определенное содержание. Это была вера в Бога воплотившегося, распятого и воскресшего. Иов соблюл именно «веру Авраама». В его речах мы видим несколько выражений, которые могут нам это подтвердить. «Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас» (Иов. 9:33). «И ныне вот на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних!» (Иов. 16:19); «Заступись, поручись Сам за меня пред Собою» (Иов. 17:3). И затем в 19-й главе: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19:25-27). Он восходит от идеи посредника к необходимости искупителя [21, с. 7]. Святитель Иоанн Златоуст делает из приведенных слов Иова вывод: «Следовательно, он знал, мне думается, о воскресении тела, ели не скажет кто-нибудь, что воскресение есть освобождение от угнетавших его бедствий» [22, т. 12, кн. 3, с. 1068].

Забегая несколько вперед, в связи с учением о воскресении, можно обратить внимание на то, что Бог воздал Иову всего вдвое, по сравнению с тем, что у него было, кроме детей. А детей ему дал столько же, сколько было, что, несомненно, тоже говорит о том, что Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых, поскольку дети Иова хотя и погибли, но в воскресении мертвых Иов получит их всех – и тех, что были, и тех, что были ему снова даны. Так объясняет эту подробность святитель Иоанн Златоуст.

Были ли речи Иова с самого начала безупречны? Судя по ответу Бога – нет. Почему? Иов, как вы помните, говорит: я принимал от Бога всякое благо, неужели зло от Него я не приму? То есть Иов не видит и не знает о намерениях и действиях сатаны. Как не видят и не знают о них его друзья. Тезис друзей о благополучном устроении мира Иов оспаривает, хотя и оспаривает его тоже с чисто человеческих позиций, поэтому его аргументация и не заслуживает одобрения. Бог не отвечает на вопросы Иову потому, что эти вопросы поставлены в такой безысходной, чисто человеческой, перспективе, в которой они и не могут быть разрешены. Бог зла не творил, Бог смерти не творил, это происходит по некоторой другой причине, и как раз эта причина открывается Иову в обращенной к нему речи Бога.

Вспомним ту часть речи Господа, в которой Он говорит Иову о бегемоте и левиафане. Иногда в современных толкованиях приводится рассуждение о том, что это просто два страшных зверя, с которыми человек не может справиться, а если так, то как же он пытается противостать Богу?

Но здесь есть несколько странностей. Первая из них заключается в том, что о мире живой природы было сказано уже в первой речи, и возвращение к нему должно подразумевать какую-то особую причину.

Во-вторых, здесь говорится: «это верх путей Божиих, только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой». Никогда и нигде мы в Писании не встречаем того, что бегемот есть верх путей Божиих, самое совершенное творение. Затем говорится: «Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? <…> Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперед не будешь. Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его?» (Иов. 41:1-9). Конечно, если левиафан – это просто крокодил, то все-таки на крокодила довольно успешно охотятся и охотились, и от одного взгляда его не падают. Идем дальше: «нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? <…> Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. <…> От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; <…> Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. <…> Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, <…> Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости» (Иов. 41:10-34). Слишком много для бегемота и левиафана.

Показав Иову некую закономерность и прекрасную устроенность всего творения на примере неодушевленного материального мира и мира животных, (хотя это уже мир после грехопадения, после проклятия, и тем не менее, он продолжает носить отблеск эдемской красоты), – Господь показывает ему еще другую область мироздания. Ту, где обитают свободно-разумные существа. И показывает собственно источник зла. О левиафане можно найти в Писании еще другие слова, например, у пророка Исаии: «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское» (Ис. 27:1). То есть левиафан есть «великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную» (Откр. 12:9), некогда искусивший человека и приведший его к гибели.

Святой Андрей, архиепископ Кесарийский в толковании на это место Апокалипсиса говорит: «У блаженного Иустина философа и мученика сказано, что по пришествии Христовом и осуждении в геенну стал он еще большим хулителем, хотя и ранее хулил Бога, но не так бесстыдно. Посему истинно о нем говорится, что по упорству воли “сердце его ожесте, аки камень” (Иов 41:15)» [2, с. 96].

В словах: «Сие есть начало создания Господня: сотворен поруган быти Ангелы Его» (Иов. 40:14), святитель Василий Великий также видит указание именно на диавола [8, ч. 2, с. 116].

И здесь оказывается, что закон смертного существования, против которого ополчается человек, по-своему благ. Он вносит определенный порядок в те новые условия жизни мира, которые появились после грехопадения. «Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее» (Рим. 8:20). Сам сатана против воли участвует в деле спасения человека [33, с. 590 – 591]. Но это только до времени. Сам человек пока бессилен спастись. Показав Иову, откуда происходит страдание, Господь открывает ему, что для того, чтобы это страдание победить, мало, что называется, поубивать всех плохих и оставить только всех хороших. Должна быть одержана победа над диаволом, и эту победу одержит только Он Сам на Кресте.

Святитель Иоанн Златоуст говорит об ответе Бога Иову так: «Явившийся затем Господь оправдывает Иова и, научая тайне Христовой, говорит к Иову: Кто сей, скрываяй от Мене совет, содержай же глаголы в сердце? (38:2)» [22, т. 6, кн. 2, с. 670].

Я уже приводил вам слова, которыми Иов отреагировал на вторую речь Бога: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:5-6). Что он увидел? Как и в случае Авраама, в опыте страдания Иов сделался соучастником тайны Христовой. И это было для него гораздо большей наградой, чем возвратившееся материальное благополучие. Он с ликованием и смирением отрекается, потому что все его выступления оказываются безумием перед лицом Креста Христова.

Весьма характерно в этом отношении и то, что в праздник Рождества Христова и Пасхи (точнее, в Великую Субботу) мы начинаем чтение паремий с первой главы книги Бытия, с повествования о сотворении мира, которым открывается и речь Господа к Иову.

И, наконец, третье объяснение смысла стрпаданий Иова, которое дает нам взятая в качестве ключа стихира. Иов в себе самом пророчески изобразил страдания Спасителя. История Иова устроена совсем неслучайным образом. Продолжая сопоставление с Авраамом, вспомним, что жертвоприношение, в котором он познал тайну Христову, было прообразом крестных страданий Спасителя. Прообраз, со всей очевидностью, можно увидеть и в случае Иова [6, ст. 60–61]. Праведный Иов, как и Христос, страдал безвинно, не за свои грехи. В страшной болезни Иов был оставлен всеми, даже друзья пренебрегали им, считая грешником, как и Христос во время крестных страданий был оставлен учениками и поносим от врагов. Самое тяжкое в страданиях Иова – богооставленность. Вопль богооставленности вырвался на Кресте и из уст Спасителя. После своих страданий Иов как бы воскрес и вознесен Богом выше прежнего своего состояния. В Иове является прообраз Великого Первосвященника Христа, потому что он, Иов, приносит ходатайственную жертву о прощении своих согрешивших друзей.

«Разинули на меня пасть свою; ругаясь бьют меня по щекам; все сговорились против меня. Предал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивым бросил меня», — говорит Иов (Иов. 16:10-11). Это место может быть понято как пророчество, поскольку буквально таких обстоятельств, в книге не описано [21, с. 6].

«Так презрен по мыслям сидящего в покое факел, приготовленный для спотыкающихся ногами» (Иов. 12:2-5) – говорит о себе праведный Иов. Эти слова могли бы стать эпиграфом всей книги, поскольку его история является ключом к уразумению тайны страдания. «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5:11). Святой Андрей Кесарийский говорит: «Они победили его Кровию Агнца и словом свидетельства своего…» (Откр. 12:11, 12) – Обвиняемые, говорит, святые и им [диаволом] оклеветаемые, подобно Иову, пред всеми людьми, в Него верующими и ему покоряющимися, победили его страданиями за Христа» [2, с. 97].

1.6. Богослужебное употребление книги
В день памяти святого Иова Многострадального читаются паремии из первой и второй главы.

Читается книга Иова также и на Страстной Седмице, с понедельника по пятницу. На вечерне в Великие понедельник, вторник, среду читаются 1 – 2 главы (те же самые паремии, которые читаются в день его памяти). В Великий Четверг читается 38-я глава – начало ответа Бога Иову, а в Великий Пяток – самый конец, о благословении последних дней Иова (Иов. 42:12-17). Несомненно, здесь также выстраивается связь со страданиями Христовыми.

Вот, по-видимому, все, что я хотел вам сказать о книге Иова. Добавлю, что большая ее часть, с 3-й по 42-ю главу, написана, в основном, стихами. В литературе встречается мнение, что это один из лучших образцов древнееврейской поэзии.
Иов увидел Христа.

Бог друзей Иова почти как исламский Аллах - внешний Абсолют, который делает что пожелает, ни перед кем не отчитывается, которому нет пользы от праведности людей, и вся справедливость которого - одна лишь его неизвестная воля, спасает или губит - делает что хочет и на этом кончаются все объяснения, ему можно лишь подчиняться и только. А тут Иов чего-то от Бога требует!

И удивительно - Бог Иова ему отвечает. Тот, Который ни перед кем не должен отчитываться, отчитывается перед Иовом. Бог отвечает Иову, и уже тем показывает, что требования Иова к Богу справедливы. От Бога оказывается можно что-то требовать. И если уж Бог Сам несёт ответственность за Свои творения, уже это значит, что Бог абсолютно справедлив к сотворённым. Бог не насильник, ни тиран, ни диктатор. Бог ни с кем не поступает как угодно, но только справедливо.

Бог показывает Иову всё. Что Он не есть источник зла. Что Суды Его Справедливы. Бог отвечает на призыв Иова и оправдывает Иова. И показывает Ему Тайну Спасения.

Мне вспоминается притча из книги Алисера Мак Крата «Понимание Троицы»:

«В конце времени миллиарды людей собрались в большой долине перед престолом Божиим. Большинство из них отошло подальше от яркого света, исходящего от Него. Но несколько групп, стоящих возле престола, горячо спорили, но не раболепно, а воинственно. «Может ли Бог судить? Откуда Ему знать о страданиях? — резко заявила дерзкая молодая брюнетка. Она засучила рукав и показала вытатуированный номер нацистского концентрационного лагеря. — Мы испытали ужасы террора, побоев, мучения и смерть!» В другой группе негритянский мальчик расстегнул воротник и показал свою шею. «А что вы скажете об этом? — спросил он, показывая красный след от веревки. — Линчеванный, но не за преступление, а только за то, что я черный!» Еще в одной группе была беременная школьница с потухшими глазами. «Почему я должна страдать? — пробормотала она. — Это не моя вина».

Во всей этой долине были сотни таких групп. Каждая жаловалась на Бога за то, что Он допустил зло и страдания в Своем мире. Как хорошо жилось Богу на небе, где все было прекрасно и светло, легко, где не было слез и страха, голода и ненависти. Что Бог знал обо всем, что должен был претерпеть человек в этом мире? Богу хорошо живется, — говорили они.

Так каждая группа выдвинула своего предводителя, выбирая того, кто из них больше всего пострадал. Еврея, негра, человека из Хиросимы, подагрика. В центре долины они советовались друг с другом. Наконец они пришли к решению. Оно было довольно мудрым.

Прежде чем Бог станет их Судьей, Он должен испытать то, что испытали они. Он должен быть приговорен жить на земле как человек!

«Пусть Он родится евреем. Пусть законность Его рождения будет подвергнута сомнению. Пусть Его работа будет так тяжела, что даже Его семья посчитает Его сумасшедшим, когда Он попытается ее выполнить. Пусть Его предадут Его лучшие друзья и родные. Пусть Ему предъявят ложное обвинение, пусть Его допрашивает предвзятый следователь, пусть приговор вынесет Ему трусливый судья. Пусть Его мучают. Наконец, пусть Он увидит, что значит быть страшно одиноким. И затем, пусть Он умрет. Пусть Он умрет так, чтобы никто не усомнился, что Он умер. И пусть множество свидетелей подтвердят это».

Когда каждый предводитель провозгласил свой приговор, среди собравшейся толпы раздались громкие слова одобрения. И когда последний вынес свой приговор, наступило долгое молчание. Никто не произнес ни слова. Никто не двигался. Потому что они вдруг поняли, что Бог все это уже претерпел».

26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. 27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
И хотя отцы толковали, к примеру Златоуст:
Яко Сын Человечь есть, не дивитеся сему (ст. 27, 28). Павел Самосатский не так читает это место, а – как? Область даде Ему суд творити, яко Сын Человечь есть. Но такое чтение не имеет никакой последовательности. Он не потому получил суд, что Он человек; иначе, что препятствовало бы и всем людям быть судьями? Но потому Он есть Судия, что Он – Сын неизреченного Существа. Поэтому и надобно читать так: яко Сын Человечь есть, не дивитеся сему.

Мне, многогрешному, видится, человечество Спасителя как раз и является аргументом для Суда. Поскольку Богом дана была власть над миром Адаму, и воля Адама была нерушима для Господа, Бог несомненно признавал выбор Адама, то и Суд - как и Исцеление человека, как и Искупление - должно было иметь человеческое измерение.
Как и говорит Апостол:
Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. 22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут.

Несколько сумбурным получилось моё изложение. Но думаю, я сказал важное. Хотя думаю, могу во многом ошибаться.
Может и следовало бы ограничиться малым, но упоминание пророчества Иова мне представляется весьма важным.
Нет между нами посредника, - говорил Иов.
И вот святые Апостолы свидетельствуют о величии Бога и Деле Спасения:
Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Вот почему человек Иисус Христос находился в постоянных, выворачивающих наизнанку Его человеческое естество молитвах, обращённых в Небо. Допусти Он действие Своей божественности, Он, как вы понимаете, в молитвах не нуждался бы, но как человек, как Представитель человечества,– нуждался... чтобы дать нам ясный и недвусмысленный пример того, как мы можем стать победителями над грехом и искушениями.
Некоторые святые отцы утверждают, что те молитвы, которые слышали от Христа, Он говорил для нашего научения, а не потому что нуждался в них.

В книге («Точное изложение Православной Веры») преподобный Иоанн Дамаскин пишет: - "То, что говорится или написано о словах или делах Спасителя Христа, как человека, (подразделяется) на шесть видов. Одно Он делал и говорил сообразно с естеством (человеческим), в целях домостроительства; сюда относятся рождение от Девы, возрастание и преуспеяние сообразно с годами, голод, жажда, утомление, слезы, сон, пригвождение, смерть и тому подобное, все, что является естественными и беспорочными страстями. Хотя во всех этих состояниях имеется налицо соединение Божества с человечеством, однако веруется, что все это поистине принадлежит телу, ибо Божество не терпело ничего такого, а только устраивало через это наше спасение. Другое Христос говорил или делал для вида; как, напр., спрашивал о Лазаре: где положили его (Ин.11:34)? подходил к смоковнице (Мф.21:19); уклонялся или незаметно отступал (Ин.8:59); молился (Ин.11:42); показывал вид, что хочет идти далее (Лк.24:28). В этом и подобном этому Он не имел нужды, ни как Бог, ни как человек, но поступал по-человечески, применительно, где требовала нужда и польза; так, напр., Он молился, чтобы показать, что Он не-противник Богу, почитая Отца, как Свою Причину; спрашивал, не потому, что не знал, но для того, чтобы показать, что Он, будучи Богом, есть и воистину человек; уклонялся, чтобы научить нас – не подвергать себя безрассудно опасностям и не предавать себя (на произвол)".
 
Православный христианин
Кому молился Христос?
Если Иисус - Бог, то кому Он тогда молился? Самому себе?

Господь Иисус молился Отцу, но тут важно отметить, что Он молился как человек. Согласно Священному Писанию, Господь Иисус одновременно и совершенный Бог, и совершенный человек. Как Бог, Он прощает грехи и дарует вечную жизнь. Как человек, Он устает, нуждается во сне и пище, страдает и, наконец, умирает.

Для нас во многих отношениях очень важно, что Иисус — подлинный человек, представитель человеческого рода. Чтобы искупить наш род, Спаситель должен быть в полном смысле одним из нас, во всем подобным нам, кроме греха. Своим послушанием Он искупает мятеж Адама (и мятеж всех нас). Он молится там, где мы богохульствовали, прощает там, где мы ненавидели, поступает правильно там, где мы поступали как нам удобнее, хранит верность Богу там, где мы изменяли. Господь Иисус, умирает, неся на Себе наши грехи, чтобы мы жили. Он наш Ходатай и Первосвященник — тот, кто является представителем человеческого рода перед Богом (как и Бога перед нами).

Он — Посредник между Богом и людьми, то есть Тот, кто принадлежит обеим сторонам. Он сострадает нам в немощах наших, поскольку прожил человеческую жизнь и знает человеческие тяготы, страдания и искушения.

Поэтому, как человек, Господь Иисус молился и продолжает молиться за всех нас.
Христос – видимый образ невидимого Бога, сложил с Себя все божественные привилегии и возможности и стал человеком, чтобы проложить для нас всех путь Домой. Спросите себя:

1) нужно ли Ему было принимать крещение? Нет. Потому что Он был безгрешным и Сам не нуждался ни в прощении грехов, ни в церемонии, его символизирующей.

2) нужно ли Ему было праздновать Пасху и принимать вечерю вместе с Его учениками? Нет, Потому что Он Сам являлся Хлебом и Кровью истинной, вечной жизни.

Тогда зачем Он это делал? Для того, чтобы проложить путь, идя по которому любой человек может прийти Домой, к Отцу. БОГ Сам проложил для нас этот путь.

Ему не надо было каяться в грехах и принимать крещение, это надо нам, поэтому Он дал нам пример.

Ему не надо было кушать пресный хлеб и пить от виноградной лозы, это надо нам, поэтому Он дал нам пример.

Ему даже Писание учить и разбирать не надо было, потому что Он Сам и есть Автор Писания, но Он на эти несколько десятилетий отказался от возможности знать всё и вся и постигал Писание, как любой из нас может это делать... постигал Писание, как человек.

Чтобы спасти нас, Он должен был всё делать, как человек, а не как Бог.

Вся Его человеческая жизнь была ничем иным, как бесконечно совершенным примером для тех, кто хочет спастись. Он должен был стать таким же беспомощным, таким же уязвимым, как любой из нас, полностью человеком. Он, заставив Свою божественность бездействовать, прошёл тот путь, который каждый из нас может пройти и должен пройти, если хочет спасения. Он показал нам этот путь и убедил нас в том, что по нему пройти можно, надо только жить, как Он жил, когда был человеком, – в полной зависимости от Неба, от Отца. А такая полная зависимость подразумевает постоянную молитвенную связь с Богом. Вот почему человек Иисус Христос находился в постоянных, выворачивающих наизнанку Его человеческое естество молитвах, обращённых в Небо. Допусти Он действие Своей божественности, Он, как вы понимаете, в молитвах не нуждался бы, но как человек, как Представитель человечества,– нуждался... чтобы дать нам ясный и недвусмысленный пример того, как мы можем стать победителями над грехом и искушениями.

Учитесь у бесконечно прекрасного, божественного Образца тому, каким должен быть человек, созданный по образу и подобию Бога (Лев.20:7; 1Петр.1:15).
Все это не читают неверующие в Христа сразу отрицают его Боженственность .Хороший пример нам еще Господь показал помыл, ноги ученикам.Гордость человека не дает понять это все ..Ибо в этих событиях есть любовь, миласердие , доброта, смирение .Кто хочит спастись и делоть волю Бога тот и хорошенька понимает и слушается.
 
Православный христианин
Некоторые святые отцы утверждают, что те молитвы, которые слышали от Христа, Он говорил для нашего научения, а не потому что нуждался в них.
Я сама помню ни раз молилась по начам.Всю ноч я не спола молилась.Я так и подумола сказала "Господь неспал и молился я тоже не буду спать буду молится .Я пример биру у Иисуса Христа Господа нашего.
В книге («Точное изложение Православной Веры») преподобный Иоанн Дамаскин пишет: - "То, что говорится или написано о словах или делах Спасителя Христа, как человека, (подразделяется) на шесть видов. Одно Он делал и говорил сообразно с естеством (человеческим), в целях домостроительства; сюда относятся рождение от Девы, возрастание и преуспеяние сообразно с годами, голод, жажда, утомление, слезы, сон, пригвождение, смерть и тому подобное, все, что является естественными и беспорочными страстями. Хотя во всех этих состояниях имеется налицо соединение Божества с человечеством, однако веруется, что все это поистине принадлежит телу, ибо Божество не терпело ничего такого, а только устраивало через это наше спасение. Другое Христос говорил или делал для вида; как, напр., спрашивал о Лазаре: где положили его (Ин.11:34)? подходил к смоковнице (Мф.21:19); уклонялся или незаметно отступал (Ин.8:59); молился (Ин.11:42); показывал вид, что хочет идти далее (Лк.24:28). В этом и подобном этому Он не имел нужды, ни как Бог, ни как человек, но поступал по-человечески, применительно, где требовала нужда и польза; так, напр., Он молился, чтобы показать, что Он не-противник Богу, почитая Отца, как Свою Причину; спрашивал, не потому, что не знал, но для того, чтобы показать, что Он, будучи Богом, есть и воистину человек; уклонялся, чтобы научить нас – не подвергать себя безрассудно опасностям и не предавать себя (на произвол)".
 
Православный христианин
Кому молился Христос?
Если Иисус - Бог, то кому Он тогда молился? Самому себе?

Господь Иисус молился Отцу, но тут важно отметить, что Он молился как человек. Согласно Священному Писанию, Господь Иисус одновременно и совершенный Бог, и совершенный человек. Как Бог, Он прощает грехи и дарует вечную жизнь. Как человек, Он устает, нуждается во сне и пище, страдает и, наконец, умирает.

Для нас во многих отношениях очень важно, что Иисус — подлинный человек, представитель человеческого рода. Чтобы искупить наш род, Спаситель должен быть в полном смысле одним из нас, во всем подобным нам, кроме греха. Своим послушанием Он искупает мятеж Адама (и мятеж всех нас). Он молится там, где мы богохульствовали, прощает там, где мы ненавидели, поступает правильно там, где мы поступали как нам удобнее, хранит верность Богу там, где мы изменяли. Господь Иисус, умирает, неся на Себе наши грехи, чтобы мы жили. Он наш Ходатай и Первосвященник — тот, кто является представителем человеческого рода перед Богом (как и Бога перед нами).

Он — Посредник между Богом и людьми, то есть Тот, кто принадлежит обеим сторонам. Он сострадает нам в немощах наших, поскольку прожил человеческую жизнь и знает человеческие тяготы, страдания и искушения.

Поэтому, как человек, Господь Иисус молился и продолжает молиться за всех нас.
Христос – видимый образ невидимого Бога, сложил с Себя все божественные привилегии и возможности и стал человеком, чтобы проложить для нас всех путь Домой. Спросите себя:

1) нужно ли Ему было принимать крещение? Нет. Потому что Он был безгрешным и Сам не нуждался ни в прощении грехов, ни в церемонии, его символизирующей.

2) нужно ли Ему было праздновать Пасху и принимать вечерю вместе с Его учениками? Нет, Потому что Он Сам являлся Хлебом и Кровью истинной, вечной жизни.

Тогда зачем Он это делал? Для того, чтобы проложить путь, идя по которому любой человек может прийти Домой, к Отцу. БОГ Сам проложил для нас этот путь.

Ему не надо было каяться в грехах и принимать крещение, это надо нам, поэтому Он дал нам пример.

Ему не надо было кушать пресный хлеб и пить от виноградной лозы, это надо нам, поэтому Он дал нам пример.

Ему даже Писание учить и разбирать не надо было, потому что Он Сам и есть Автор Писания, но Он на эти несколько десятилетий отказался от возможности знать всё и вся и постигал Писание, как любой из нас может это делать... постигал Писание, как человек.

Чтобы спасти нас, Он должен был всё делать, как человек, а не как Бог.

Вся Его человеческая жизнь была ничем иным, как бесконечно совершенным примером для тех, кто хочет спастись. Он должен был стать таким же беспомощным, таким же уязвимым, как любой из нас, полностью человеком. Он, заставив Свою божественность бездействовать, прошёл тот путь, который каждый из нас может пройти и должен пройти, если хочет спасения. Он показал нам этот путь и убедил нас в том, что по нему пройти можно, надо только жить, как Он жил, когда был человеком, – в полной зависимости от Неба, от Отца. А такая полная зависимость подразумевает постоянную молитвенную связь с Богом. Вот почему человек Иисус Христос находился в постоянных, выворачивающих наизнанку Его человеческое естество молитвах, обращённых в Небо. Допусти Он действие Своей божественности, Он, как вы понимаете, в молитвах не нуждался бы, но как человек, как Представитель человечества,– нуждался... чтобы дать нам ясный и недвусмысленный пример того, как мы можем стать победителями над грехом и искушениями.

Учитесь у бесконечно прекрасного, божественного Образца тому, каким должен быть человек, созданный по образу и подобию Бога (Лев.20:7; 1Петр.1:15).
На такие темы надо очень осторожно рассуждать иначе можно ошибиться. А лучше совсем не рассуждать своими словами, а приводить точные цитаты святых отцов. Тут например у вас такая ошибка: привилегии то да, Христос отложил божественные, но не возможности, это неправда. Ходил по водам, проходил сквозь держащих его людей, собирающихся сбросить Его со скалы, превращал воду в вино, это помимо того что постоянно множество людей исцелял от болезней.
 
Сверху