Дихотономическое описание строения человека и медицина

Православный христианин
Добавляйте - по православному учению.
Добавлял бы, если бы не был инженером.
Если отсчёт идёт от нуля об этом не принято говорить. Система отсчёта и точка отсчёта упоминаются, если они отличаются от евклидовой геометрии и нуля.
Православие --- точка отсчёта и Истина. Поэтому подробно упоминаю отклонения, умолчания не требуют не_молчания. ;)
 
Крещён в Православии
Я устал слушать Ваши термины - природа и ипостась. Вы не слышите меня? Вам Библия говорит о духе, душе и теле. И Вы - не верите ей. А ищите другие труды - мнения, которые у Вас крутятся. Посмотрите и на другие мнения отцов. Это не моя отсебятина, а вполне достойное описание человека. И найдите наконец понятия природы и ипостаси в Библии.

"Закон Божий" советуют читать в храмах. Пособие для семьи и школы. Если Вы считаете его неправильным и вредным - пишите письмо в РПЦ. Я вот не согласен с дихотономической теорией, но вижу, что сейчас никто не советует читать, например Дамаскина. Не то что, против, а как бы - просто - не говорят о нем.

Но согласитесь - нельзя человеку сказать - читай сначала "Закон Божий", где трихотономия, а потом - читай "Точное изложение Православной веры", где дихотомия? Надо - чтобы люди читали что-нибудь одно. А это и есть - позиция церкви, на мой взгляд. Без резких скачков, плавно - перейти от одного к другому.
Закон Божий - это труд одного конкретного священника, который создал некое школьное учебное пособие для русских детей, находящихся в эмиграции. Как любое школьное пособие нуждается в его устном разъяснении преподавателем, так и данное пособие необходимо изучать с преподавателем, а не самостоятельно.

Впрочем, Вам сказано о Вашем ошибочном понимании сущности или природы человека, а дальше сами. Надеюсь, что наша общение о составности человека, когда-нибудь позволит Вам изменить своё понимание.

Вышел из темы.
 
Интересующийся
Там есть ссылки и на места в Библии, и на труды отцов. Я бы сказал это общий сборник. Но именно для семьи и для школы. Именно, когда идет знакомство с верой. После нее читается то, что не противоречит ей. Я не знаю - может это реальная проблема. Я прочитал её и не могу согласиться с дихотомией. Вы, Вячеслав, ответьте - апостол Павел ошибался, разделяя дух и душу, а отцы не ошибались, объединив эти два понятия без ссылки на Павла?
 
Интересующийся
Получите удовольствие.
ЗЫ: Как-то пытался перевести на русский язык "нищие духом", так помог как раз таки KJV.

Какие - нибудь христианские направления признают этот перевод? Какая была цель перевода?
 
Крещён в Православии
Опубликую ещё одно свое сообщение в виде информации для размышления.

http://www.xpa-spb.ru/articles/dokl-1.html
«.....
Мы продолжили и расширили данный материал архим. Киприана, исследовав работы 88 св. отцов и древнехристианских писателей и именно на предмет их точки зрения о составе человека (Зенько. 2007) и пришли к точно такой же картине. Найденные нами 109 тематических высказываний 47 авторов распределились следующим образом:

– строгий трихотомизм – 4 (3,7 %);

– смешанный тип – 3 (2,8 %);

– дихотомизм – 94 (86,2 %);

– критика трихотомизма – 8 (7,3 %);

– строгий дихотомизм – 102 (93,6 %).

То есть, опять же, в подавляющем количестве случаев (93,6 % против 3,7 %) св. отцы и древнехристианские авторы придерживались именно дихотомическойточки зрения (при наличии принципиальной критики трихотомизма – 7,3 %).
......
И в самое заключение приведем основные выводы нашей работы и вытекающие из них рекомендации:

1) согласно фундаментальному труду архим. Киприана (Керна) подавляющее большинство св. отцов придерживалось именно дихотомической точки зрения на состав человеческой природы; и по проведенным нами специальным исследованиям именно этого вопроса данная мысль еще больше подтвердилась и упрочилась;

2) поэтому широко распространенная в настоящее время точка зрения о преобладании у св. отцов трихотомизма не имеет под собой никаких оснований; авторам подобной точки зрения можно посоветовать либо предоставить убедительные подтверждения этому (что пока еще сделано не было), либо удержаться от распространения этой идеи;
......».

В ссылке есть толкования слов апостола Павла в пользу двухсоставности человека, при этом дух как некая третья часть апостолом Павлом понимается как благодатные дары.

Ещё напомню, что если какое-либо учение не догматизировано, то для православного понимания данного учения должен используется принцип консенсус патрум (согласие отцов).

При́нцип «согла́сия отцо́в» (Consensus patrum) был сформулирован в V в. прп. Викентием Лиринским:

«Должно сносить суждения только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа.

А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным (secretum) от авторитета общего, открытого и всенародного верования; дабы, оставив древнюю истину вселенского догмата, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека».
https://azbyka.ru/soglasiya-otcov-princip-consensus-patrum
 
Последнее редактирование модератором:

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Виталий, если Адам был с духом, душой и телом, а от него потомки рождаются по природе только с душой и телом, то дух не может относиться к природе человека. Это Вы понимаете?
Это как раз св-во о повреждении природы человека,которое Вы неизвестно по каким причинам не желаете принять.Дух всегда должен главенствовать над душой и телом.В такой иерархии задуман человек.И если все правильно,когда на своем месте дух,тогда и открывается человеку Бог,в Своей Истине.
Если на месте чистого духа,дух нечистый,а это происходит когда человек принимает бесовские прилоги,тогда -беда.
Из Библии о духе.
1Коринфянам 2:11. «Ибо кто из людей знает мысли человека, кроме духа человеческого, живущего в нем? Таким же образом, никто не знает мыслей Бога, кроме Духа Божьего»
Лука 23:46. «Исус воскликнул громким голосом: ‘Отец, в руки Твои предаю дух Мой.’ Сказав это, Он испустил последний вздох»
Деяния 7:59. «В то время как они побивали его камнями, Стефан молился: ‘Господи Иисусе, прими дух мой»
Римлянам 8:16. «Сам Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии»
1 Коринфянам 5:5. «В собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа».
Далее для краткости только ссылки.
2 Тимофею 4:22,Евреям 4:12,Иакова 4:5,Иова 32:8,Иова 33:4,Иова 34:14-15. Лк.8:55,Пс.31:5,Быт.45:27,Пс.77:6.Пс.51:10,Лк.1:47,2Кор.7:13.
Иакова 2:26. «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва»,Мф.5:3. «Благословенны нищие духом.»Лк.9:55. «Не знаете, какого вы духа.»Ин.4:23-24. «…будут поклоняться Отцу в духе и истине.»Рим.7:6. «…мы должны служить в обновлении духа.»1Кор.4:21. «…с духом кротости.»Еф.4:23. «…обновитесь духом ума своего.»2Кор.2:13. «…я не имел покоя в духе моем.»2Кор.7:1. «…от всякой скверны плоти и духа

Душа,что же о ней можно сказать.
И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.(Мф.10-28)
Душа
то оказывается смертной.
Душа, которая согрешает, она умрет (Иез.18:4,20).
Концепция бессмертия души, была впервые предложена еще в саду Эдема (Быт.3:4).В зависимости от контекста, слово душа может обозначать как проявления физического тела, так и присущие ему духовные качества.
С неисправимо нечестивыми, все животворные качества и выражения их духа,через душу будут уничтожены навсегда.
Ум души в контексте Св.Отеческого наследия -есть проявления духа.Его правильное проявление в восозданой внутренней иерархии человека.Дух,душа,тело.
 
Православный христианин
Почему идут такие бои. Всё дело в том что принцип двухсоставности (дихотомия) души и духа, не позволяет грешнику увильнуть от адских мук. Умер человек тело его стало прахом растворившись в щаре Земном. Кто в этом случае будет париться в аду…? конечно бессмертная душа, так как больше ( в этой схеме) не кому.

Видите как удобно никаких противоречий с учением о вечной смерти души. Можно спокойно вздохнуть и расслабиться «любителям ада»

Но что это вдруг завитало на горизонте, да дух непонятный какой то… -

- Кто ты…?

-Дух человеческий

- Брысь не порть нам идеалистическое Евангельское панно…

Как бы не было это утрированно, но идея трёхсоставности (духа , души и тела) пытливотго исследователя заставляет задуматься.

В ком находиться моя сущьность, моя личность в душе или духе…? кто отвечает за мою греховность в мире кожаных риз …? И кто несёт ответственность за моё греховное состояние , дух или душа…?

Но богословская мысль бывает хитра, не меньше чем мысль политика, не смотря на все возносимые ему дифирамбы, молчанием своим она обезличивает человеческий дух, делая его не личным, живым и самосознающим, а возводит его по сути, в ранг только механического указателя на Вышнего. Но так ли это…?
 
Последнее редактирование:
Интересующийся
Из притчи о богаче и Лазаре. Что мучалось в муках - душа или дух богача? Если рожденное от Духа есть дух, то в муки попала душа богача, а не дух... Богач не мог иметь духа.

Но если дихотомия верней - почему до сих пор не подвергли анафеме трихотономию?
 
Православный христианин
Трихотомия имеет своё указание в Евангелие, просто она до конца не понята. В данном случае мысль богослова идёт по пути наименьшего сопротивления...
 
Православный христианин
Из притчи о богаче и Лазаре. Что мучалось в муках - душа или дух богача? Если рожденное от Духа есть дух, то в муки попала душа богача, а не дух... Богач не мог иметь духа.

Но если дихотомия верней - почему до сих пор не подвергли анафеме трихотономию?

Здесь надо понять в ком наше "Я", безличен ли дух...
Я думаю что в душевно - духовном составе человека "Я" как личность присутствует в обоих этих составляющих подразделяющихся на "я" низшее находящееся в ищущей душе, проходящей своё испытание в мире плоти и высшее "Я" непосредственно сам человеческий дух который вбирает весь опыт земного существования нашего низшего "я". Почему я и говорю что душа есть орудия человеческого духа...
Нам трудно это представить потому что мы привыкли обособлять себя...
 
Интересующийся
Здесь надо понять в ком наше "Я", безличен ли дух...

Богач узнал Авраама и Лазаря, находясь в муках. О каком безличии может идти речь?

Я думаю что в душевно - духовном составе человека "Я" как личность присутствует в обоих этих составляющих подразделяющихся на "я" низшее находящееся в ищущей душе, проходящей своё испытание в мире плоти и высшее "Я" непосредственно сам человеческий дух который вбирает весь опыт земного существования нашего низшего "я".

Ну и как человек приобретает дух? По Евангелию - нужно еще родиться свыше, - рожденное от Духа - есть дух. Проходя крещение? А у ветхозаветных праведников, которые поверили Богу - был дух? Например, у Авраама.

22 [Разгневавшись,] Саул сам пошел в Раму, и дошел до большого источника, что в Сефе, и спросил, говоря: где Самуил и Давид? И сказали: вот, в Навафе, в Раме.
23 И пошел он туда в Наваф в Раме, и на него сошел Дух Божий, и он шел и пророчествовал, доколе не пришел в Наваф в Раме.


1 Тогда на Азарию, сына Одедова, сошел Дух Божий,

14 Тогда на Иозиила, сына Захарии, сына Ванеи, сына Иеиела, сына Матфании, левита из сынов Асафовых, сошел Дух Господень среди собрания


30 И сказал Моисей сынам Израилевым: смотрите, Господь назначил именно Веселеила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина,
31 и исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением ивсяким искусством,
32 составлять искусные ткани, работать из золота, серебра и меди,
33 и резать камни для вставливания, и резать дерево, и делать всякую художественную работу;


1 Валаам увидел, что Господу угодно благословлять Израиля, и не пошел, как прежде, для волхвования, но обратился лицем своим к пустыне.
2 И взглянул Валаам и увидел Израиля, стоявшего по коленам своим, и был на нем Дух Божий.


Как Дух Божий - сходил на людей? Ну вот на волхва Валаама - как? Не за правду ли, что он не пошел волхвовать?

К тому же заметил, что слова - "родиться свыше от Духа" - это в разговоре с Никодимом... Никодим - начальник фарисейский. Павел - тоже из фарисеев.


6 Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят.
7 Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось.
8 Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое.


Фарисеи верили в духа. Где еще встречается разделение духа и души?

Слова Иисуса:

28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.

Здесь - только душа и тело. Нет никакого духа.

Из Книги Еноха (апокриф):

3. На этот раз ответил мне Руфаил, один из святых ангелов, который был со мною, и сказал мне: " Эти прекрасные места назначены для того, чтобы на них собирались духи, - души умерших; для них они созданы, чтобы все души сынов человеческих собирались здесь.

4. Места эти созданы для них местами жилища до дня их суда и до определенного для них срока, и срок этот велик: он продолжится дотоле, пока не совершится над ними великий суд.


Это напоминает о словах Павла:

40 Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.
41 Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.
42 Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;
43 сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе;


44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
46 Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.


То есть, пока человек живет на земле в теле - он - душа и тело. А после - он дух, - духовное тело. А вот куда попадает дух - зависит от жизни на земле.

24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;



В конце хочется подвести небольшой итог. Я сам - уже засомневался в правильности трихотономического учения. А слова "дух" и "душа" могли быть синонимами в разных контекстах. Например, при смерти - испустить дух, а в жизни - сберечь душу.
 
Православный христианин
Ну и как человек приобретает дух? По Евангелию - нужно еще родиться свыше, - рожденное от Духа - есть дух. Проходя крещение? А у ветхозаветных праведников, которые поверили Богу - был дух? Например, у Авраама.

Вернее дух (имеется человеческий) "приобретает" душу и тело он первоначален в этой триаде...
а не наоборот.

Бытие
2:7. И создал Господь Бог человека из праха земного,
и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

Дыхание жизни, как я понимаю есть человеческий дух без его дыхания человеческая душа была бы просто мертва.

Но я говорил больше о личности человеческого духа...

В конце хочется подвести небольшой итог. Я сам - уже засомневался в правильности трихотономического учения. А слова "дух" и "душа" могли быть синонимами в разных контекстах. Например, при смерти - испустить дух, а в жизни - сберечь душу.

Но, Вы, же где то глубоко верите что это не совсем так... Почитайте книгу
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) – Дух, душа и тело
 
Православный христианин
В одной из тем завязался спор - опять о составе человека. И в том споре я услышал, что сердце - это ум души.

В голове повисла мысль о том, что пересаживать сердце научились только в 20 веке. Соответственно отцы, старше 19 века не могли знать о такой возможности. Берут сердце донора и пересаживают пациенту.

Что в данный момент происходит с душами людей, с умами душ, которые есть сердце?
Старец Иосиф Исихаст»



«Когда бесы будут изгнаны вон совершенно, очистится изнутри сердце и прекратится осквернение, восходит ум на трон в сердце, как царь, и радуется, как жених о невесте в тереме; приносит радость светлую, мирную, непорочную; творит молитву без труда.
 
Православный христианин
1) Почему идут такие бои.
2) Всё дело в том что принцип двухсоставности (дихотомия) души и духа, не позволяет грешнику увильнуть от адских мук.
3) Как бы не было это утрированно, но идея трёхсоставности (духа , души и тела) пытливотго исследователя заставляет задуматься.
1) По неразумию.
2) Двухсоставность человека --- это тело+душа. Этим он отличается от всех остальных творений. Все остальные односоставны. У животных только тело. У ангелов --- только душа. Ещё ангелов называют умами.
3) Трёхсоставность --- это уже про душу, а не про всего человека. Душа трёхсоставна --- ум+слово+дух.
 
Интересующийся
Попрошу на каждый пункт подтверждения из Библии. Даже не коментируется такое. У животных только тело - что это? Откуда такое понимание?
 
Крещён в Православии
Глава XLVII. Разделение субстанции

Субстанция есть самый общий род. Она разделяется:
на тело и бестелесное;
тело – на одушевленное и неодушевленное;
одушевленное – на чувствующее животное, животно-растительное животное и не чувствующее растение;
чувствующее – на разумное и неразумное;
разумное – на смертноеи бессмертное;
смертное – на человека, вола, лошадь, собаку и т. п.;
человек – на Петра, Павла и прочих единичных людей, которые суть индивиды, ипостаси, лица.

Итак, субстанция есть самый общий род, тело – вид субстанции и род одушевленного; одушевленное – вид тела и род чувствующего; чувствующее животное – вид одушевленного и род разумного; разумное – вид животного и род смертного; смертное – вид разумного и род человека; человек же есть самый низший вид, ибо человек есть вид в отношении смертного и вид же в отношении Петра и Павла. По святым отцам, это, именно, и есть природа, форма и субстанция.
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/filosofskie_glavy/47

Животное только одушевлённое тело.
Человек разумное одушевлённое тело, где предикат «разумное» указывает на разумную душу - образ Бога Святая Троица, владеющей одушевлённым телом.
 
Православный христианин
1) одушевленное – на чувствующее животное, животно-растительное животное и не чувствующее растение;
2) По святым отцам, это, именно, и есть природа, форма и субстанция.
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/filosofskie_glavy/47
3) Животное только одушевлённое тело.
4) Человек разумное одушевлённое тело, где предикат «разумное» указывает на разумную душу - образ Бога Святая Троица, владеющей одушевлённым телом.
1) То есть растения тоже одушевлены?
2) Вы опять говорите про святых отцов, а приводите слова одного из них. Тем более главы философские.
4) Слово разум указывает на применение ума. Ум --- синоним души. Если у животных нет разума (применения ума), значит нет и ума, а значит они неодушевлены.
 
Последнее редактирование:
Сверху