Из проповеди.
Как же мы причащаемся Христа, когда едим Его Тело и Кровь? Смысл этого выше понимания человека и ангелов.
Мы едим Дары, а они смешиваются с нашим телом и душой. Но как в Дарах пребывает Христос?
По христианскому учению преложение Даров, то есть хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы совершается так же, как и воплощение Слова Божия в день Благовещения, когда «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца»
(Иоан.1:14). Христос соединяется с Хлебом и Вином неслитно и нераздельно, неразлучно и неизменно. От этого Хлеб и Вино становятся истинными Телом и Кровью Христовыми, прикасаясь к которым, мы становимся «причастниками Божеского естества»
(2Пет.1:4).
Заблуждаются протестанты, считая, что причастие – это всего лишь символ. В этом они повторяют ересь Нестория, который во Христе отдельно различал Бога и отдельно Человека. Протестанты считают, что божество соединяется с Дарами причастия только символически, как некая аллегория и воспоминание: хлеб отдельно, Христос отдельно.
Католическое учение о преосуществлении, при котором якобы изменяется природа хлеба и вина, является монофизитством. Существует даже некое католическое чудо (Лачанское), где якобы обнаруживаются в Дарах причастия эритроциты первой группы крови. Это какое-то недоразумение, если не сказать грубее, – ошибка. Ведь природа человеческого тела Сына Человеческого в воплощении ничем не отличается от природы хлеба и вина. Святые отцы учат, что все существующее имеет только одну из природ: Творец и творение.
Григорий Палама и
Иоанн Дамаскин говорят, что все сотворенное единосущно, то есть имеет одинаковую природу. Перед Лицом Творца, Который есть истинный Дух, все творение является телом. Апостол Павел говорит, что все тела отличаются друг от друга только внешними свойствами: «есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных»
(1Кор.15:40). В вочеловечении и воплощении Творец пожелал стать своим творением. Это неведомое ангелом таинство, но там, где хочет Бог, там побеждается естества чин. Христос принимает природу Своего творения и становится единосущным хлебу, вину, человеческой плоти. Но в этом Христово смирение. Он специально принимает природу Своей твари, чтобы творение смогло причаститься его божеству. Но человек легче усваивает хлеб и вино (их вхождение в наше тело начинается еще в ротовой полости), чем «эритроциты» крови и «плоть», например, сердечной мышцы, как сочиняют католики. Разговоры о превращении молекул и возникновении в Дарах причастия каких-то человеческих клеток и тканей – это недоразумение, о котором хочется сказать слова Христовы: «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией»
(Матф.22:29). Преложение повторяет боговоплощение, поэтому для него харатерны все те же «процессы», которые святые отцы сравнивают, например, с раскаленным металлом, когда металл, не переставая быть металлом, превращается в огонь. Все молекулы металла остаются на месте, но в металл входит огонь.
Показывать (изучать) под микроскопом Святые Дары более чем неблагоговейно. Святые отцы оставили нам правила обращения с Дарами Причастия: как есть и пить, как поклоняться и хранить их, как прикасаться и почитать, но ничего не оставили нам о том, что возможно пытливое их исследолвание. В древности некто Оза неблагоговейно и не по чину прикоснулся к ковчегу Иеговы
(2Цар.6:6), и был тут же наказан смертью. О Дарах причастия в сравнении с Ковчегом Иеговы можно сказать Евангельские слова: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона»
(Матф.12:42). Святыня Даров выше Ковчега. Неблагоговение к ним – зло. Кому из тех, кто не верит Христу и Евангелию, может помочь микроскоп уверовать, что «сие есть Тело и сия есть Кровь»? Что происходит внутри Даров? Даже если и превращаются массы крахмала пшеничной муки в клетки плоти, то это ничего не меняет, и если не превращаются – тоже.
Поэтому речь о некоей особой богочеловеческой природе – чистой воды монофизитство, которое Церковь отвергла много веков назад.