Здравствйте, Кирилл!
Мнение о том, что догматами могут именоваться только те вероучительные истины, которые были сформулированы на Вселенских Соборах, не соответствует действительности. Тем не менее, увы, эти странные утверждения всё же встречаются в некоторых современных пособиях по Православной догматике.
Так, например, в вышедшем из-под пера священника
Олега Давыденкова учебнике по Догматическому Богословию «свидетельствуется»: «Следует отличать от богословских мнений некоторые выроучительные истины, которые признаются всей полнотой Православной Церкви, но которые в строгом смысле не являются догматами, поскольку никогда не обсуждались и не утверждались Вселенскими Соборами, однако имеют значение, не меньшее, чем догматы, которые на Соборах обсуждались» [1, с. 22].
Что можно на это возразить? Между понятием «признание истины всей полнотой Церкви» и выражением «признание истины Вселенским Собором» не стоит проводить слишком резкую межу, так как выражение догматических истин Вселенской Православной Церковью строится не по принципу: «Вселенский Собор изобретает – Вселенская Церковь принимает», а иначе: «Церковь имеет богооткровенное свидетельство – Собор его исследует, формулирует и утверждает».
Говорить, будто догматами вправе называться лишь истины, утвержденные на Вселенских Соборах, значит декларировать, что до времени Первого Вселенского Собора вероучение Церкви существовало вне догматических рамок. Однако это не так. На Вселенских Соборах Церковь чётко определяла, объясняла и раскрывала отдельные догматы. И «этой своей деятельностью, — как справедливо замечает преподобный
Иустин (Попович), —
Церковь ничего нового не вносила в догматическое учение, почерпнутое ею из Святого Откровения, и не изменяла его; она лишь в новых формулировках обнародовала догматы, всегда существовавшие в ней как богооткровенные истины и как общее, вселенское, апостольское вероучение...
Догматы в Церкви всегда были догматами, как прежде, так и во время и после Соборов. Церковь всегда их одинаково и всецело осознавала» [2, т. 2, с. 40].
По-видимому, священник
Олег Давыденков, составляя пособие по догматике, подспудно понимал сумбурность своей точки зрения. Так, в частности, он проповедовал: «Следует отличать от богословских мнений некоторые вероучительные истины, которые признаются всей полнотой Православной Церкви, но которые (
лишь — А. Л.)
в строгом смысле не являются догматами, поскольку никогда не обсуждались и не утверждались Вселенскими Соборами, однако имеют значение не меньшее, чем догматы, которые на Соборах обсуждались. Не обсуждались они, как правило, по той простой причине, что относительно этих истин в Церкви никогда не было никаких серьезных споров, собирать по поводу них Вселенский Собор было бы бессмысленно... В богословской литературе можно встретить такие выражения, как, например, «
догмат воскресения», «
догмат искупления», «
догмат о Церкви».
В принципе, это корректные и допустимые выражения» [1, с. 22].
Что же касается вопроса о количестве догматов, на него можно ответить следующим образом. Имея в виду, что членов
Символа веры двенадцать и подразумевая под каждым из них особый догмат, иногда и действительно говорят, что учение Церкви выражается двенадцатью догматами. Но такое счисление не безусловно, а условно. Нельзя забывать, что каждый из членов
Символа веры заключает в себе множество более частных догматических истин, количество которых зависит от способа деления и не поддается безоговорочно точному подсчёту. Мнение же о том, что Церкви известно исключительно 13 догматов следует считать, как минимум, досадным заблуждением.
Спаси Господь!
1.Давыденков О., свящ. Догматическое Богословие. М.: Изд. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2005.
2.Преподобный Иустин (Попович). Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). М.: Изд. Паломник, 2000.