Что отличает молитву от внимательного чтения молитвословий?

Москва
Православный христианин
Что отличает молитву к Живому Богу от внимательного чтения молитв, если нельзя представлять себе Бога, к которому обращаешься? Внутренняя направленность мысли? Но куда? Или достаточно личного обращения к Богу (Господи, Иисусе Христе...), чтобы это чтение из мантры стало бы обращением к Богу?
Еще один вопрос: читая молитву "Отче Наш", она не вызывает у меня никакого сердечного чувства, если я не остановлюсь на каждой фразе этой молитвы и не "актуализирую" в своей голове ее значение. Иначе это получается просто чтением..
 
Православный христианин
Если это не удается, испробуй более тонкий способ. Всякий раз, когда его помыслы обращаются к самому Врагу, мы вынуждены отступить. Но есть способ помешать им. Самое простое – переключить его внимание с Врага на самого себя. Пусть сосредоточится на собственном сознании или пытается вызвать в себе чувства собственными волевыми усилиями. Когда ему захочется воззвать к Его милосердию, пусть он вместо этого начнет возбуждать в себе жалость к самому себе, не замечая, что делает. Когда он захочет молиться об укреплении мужества, пусть почувствует, что прощен. Научи его оценивать каждую молитву по тому, возбудила ли она желаемые чувства. И пусть он никогда не подозревает, насколько неудача или удача молитвы, при таком к ней отношении, зависит от того, здоров он или болен, устал или бодр.

Разумеется, Враг не всегда будет бездействовать – там, где молитва, всегда есть опасность, что Он вмешается. Он до неприличия равнодушен к собственному достоинству и к достоинству духов бесплотных (нашей части), а этим животным, преклоняющим колени, дарует самопознание совершенно возмутительным образом. Но если Он пресечет твои первые попытки направить молитву подопечного в другую сторону, у нас останется еще одно, более тонкое оружие. Людям не дано воспринимать Его прямо (чего мы, к сожалению, не можем избежать). Они никогда не испытывали той ужасающей ясности, того палящего блеска, из-за которого все наше существование – непрерывная мука. Если ты заглянешь в душу своего пациента, когда он молится, ты не найдешь там этой ясности. Если же ты еще пристальнее вглядишься в объект, к которому он обращается в молитве, ты обнаружишь нечто сложное, состоящее из множества весьма нелепых частей. Там будут образы, ведущие свой род от изображения Врага в позорный период Его вочеловечения. Там будут смутные, а то и совсем непонятные и примитивные, детские и наивные образы, связанные с двумя другими Лицами Врага. Могут подмешиваться сопутствующие молитве ощущения и даже благоговение перед самим собой. Я знаю случаи, когда то, что наш подшефный называл «богом», помещалось в левом углу потолка, или же в его собственной голове, или на распятии. Но какова бы ни была природа сложного представления о Враге, главное следи за тем, чтобы подопечный молился именно своему представлению, идолу, которого он сам себе сотворил, а не Тому, Кто сотворил его. Принуждай подшефного и к тому, чтобы он постарательнее исправлял и улучшал объект поклонения и постоянно думал об этом, пока он молится. Если когда-нибудь он достигнет ясности, если когда-нибудь он сознательно направит свои молитвы не «Тебе, каким я помышляю Твой Образ», но «Тебе, единственно Сущему», нам конец. Если он отбросит все свои представления и образы в сторону, распознав их ничтожно субъективную природу, и доверится Тому, Кто невидимо, но совершенно реально присутствует здесь, в одной с ним комнате, Тому, Кого ему никогда не познать, тогда как Тот его знает,- может случиться самое худшее.


Письма Баламута

Вот последние строчки и есть ответ на вопрос.
 
Сибирь
Православный христианин
Что отличает молитву к Живому Богу от внимательного чтения молитв, если нельзя представлять себе Бога, к которому обращаешься? Внутренняя направленность мысли? Но куда?
Для этого и существуют иконы.
 
Москва
Православный христианин
Марина, спасибо, это очень хороший отрывок, который напомнил мне, что нельзя молиться идолу и сосредотачиваться на своих чувствах.

Никодим, спасибо за книгу, попробую почитать.

Для этого и существуют иконы.

Насколько я понимаю, иконы существуют только для того, чтобы напомнить нам о реальности Боговоплощения или существования святых, но не для того, чтобы на них молиться.
 
Сибирь
Православный христианин
Насколько я понимаю, иконы существуют только для того, чтобы напомнить нам о реальности Боговоплощения или существования святых, но не для того, чтобы на них молиться.
Молятся не на икону, молятся пред образом, который изображен на иконе. Это делается именно для того, о чем вы писали, то есть чтобы не фантазировать себе Господа, которому молишься.
 
Что отличает молитву к Живому Богу от внимательного чтения молитв?


Наличие веры. Если вера есть то Вы будете творить молитву. Если веры нет то читать. Как и другие рассказы любых писателей.
 
Сверху