Цель оправдывает средства?

Если я правильно поняла, все жестокости, религиозные войны Ветхого завета были необходимы, чтобы сохранить Израиль и подготовить народ к приходу Мессии. Но тогда получается, цель оправдывает средства?
 
Москва
Крещён в Православии
Если я правильно поняла, все жестокости, религиозные войны Ветхого завета были необходимы, чтобы сохранить Израиль и подготовить народ к приходу Мессии. Но тогда получается, цель оправдывает средства?
Конкретный пример из Ветхого Завета можете привести? Где именно Богом явлены недостойные средства ради приуготовления иудеев к приходу Мессии??
 
Я не говорила, что средства недостойные. М.б. так и надо, Богу видней, но как-то слишком жестко, по человечески: не послушался - прокляну и истреблю.

Например:
4 И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта,
5 и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота;
6 и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более;
7 у всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пес языком своим, дабы вы знали, какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами. (Исх.11:4-7)


23 И пошел он /Елисей/ оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый!
24 Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка.(4Цар.2:23-24)


14 А всю добычу городов сих и скот разграбили сыны Израилевы себе; людей же всех перебили мечом, так что истребили [всех] их: не оставили ни одной души.
15 Как повелел Господь Моисею, рабу Своему, так Моисей заповедал Иисусу, а Иисус так и сделал: не отступил ни от одного слова во всем, что повелел Господь Моисею. (Иис.Нав.11:14-15)


24 За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева.
25 За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта. (Ис.5:24-25)

И это не считая всевозможных побиваний камнями и "истреблю" за грехи. Где милосердие и любовь, если Бог один и тот же?
 
Москва
Православный христианин
И это не считая всевозможных побиваний камнями и "истреблю" за грехи. Где милосердие и любовь, если Бог один и тот же?
Если мы не видим в чём-то Божией любви, то это не значит, что её нет, это лишь означает, что мы мало можем видеть, мало понимать, и не научились ещё мыслить духовно. Ведь чтобы понять духовное, надо самим стяжать духовный разум.

Как сказал иеромонах Адриан (Пашин),

"Кажущаяся жестокость Господа - эта жестокость любящего Отца. Что делают отец и мать, когда видят, что их сын связывается с дурной компанией и может стать преступником, наркоманом? Отсекают всякое общение: бьют ребенка, изолируют его, переезжают в другой город, уходят в пустыню… Подобное было и в Ветхом Завете, было и страшнее. Когда иудеи завоевывали землю обетованную, т.е. обещанную Богом, появилась угроза, что они мгновенно развратятся вместе с жившими там язычниками. В те грубые и страшные века приходилось истреблять этих язычников для того, чтобы вот та единственная пуповина, соединявшая человечество и Бога, все же не прервалась. Иначе бы иудеи развратились полностью".

И Бог всегда справедлив, всегда правосуден. Он не наказывает невинных и не мстит за грехи, но воздаёт должное - кому суд - суд, кому милость - милость.
Вспомним, например, историю Авраама. Бог обещал ему землю обетованную. Но сам Авраам должен был умереть прежде её получения, и ещё много поколений после него. Почему же? А на этот вопрос Сам Господь ответил праведнику: потому, что мера беззаконий живших на этой земле племён ещё не иполнилась, то есть они не были так грешны, чтобы заслужить наказание, и Бог милует их столько, сколько существовала их весьма относительная добродетель. И лишь когда ничего доброго не осталось у них - Господь приводит на землю обетованную иудеев. Почитайте:


12 При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий.
13
И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет,
14
но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом,
15
а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй;
16
в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.
(Быт. 15)
 
Последнее редактирование модератором:
В те грубые и страшные века приходилось истреблять этих язычников для того, чтобы вот та единственная пуповина, соединявшая человечество и Бога, все же не прервалась. Иначе бы иудеи развратились полностью".
Ну так и получается - добиться своего любой ценой.
 
Москва
Православный христианин
Ну так и получается - добиться своего любой ценой.
Вы всё прочитали? Я же Вам привела доказательство, что совсем не "любой ценой". Лишь те народы, которые уже исполнили меру своего беззакония и всё равно по справедливости Божиего суда подлежали наказанию, и не могли уже обратиться к добру - лишь эти люди были наказаны.
 
Москва
Крещён в Православии
Я не говорила, что средства недостойные. М.б. так и надо, Богу видней, но как-то слишком жестко, по человечески: не послушался - прокляну и истреблю.
И это не считая всевозможных побиваний камнями и "истреблю" за грехи. Где милосердие и любовь, если Бог один и тот же?
Ольга, а вы задайте этот вопрос любому врачу хирургу по гнойной хирургии, жалко ли ему ампутировать охваченную гангреной и трупным разложением ногу пациента? Пациента жалко, ногу уже жалеть бессмысленно, она мертва. Теперь представьте, что пациент - это образ весего израильского народа, а нога - это только отдельные представители этого народа, которые уже разложились и мертвы и, если их не отсечь от всего народа, то весь народ так же погибнет.
Теперь скажите жесток ли хирург? А Бог?
 
Если я правильно поняла, все жестокости, религиозные войны Ветхого завета были необходимы, чтобы сохранить Израиль и подготовить народ к приходу Мессии. Но тогда получается, цель оправдывает средства?
У Бога Божественная Любовь, у человека - человеческая. Иначе как Духом Святым человеку понять Его Любовь невозможно. Например, истребление Православной Церкви в СССР было прекращено только с Великой Отечественной войной. Может, только поэтому и победили фашистов.
 
Святая Русь
Православный христианин
Если я правильно поняла, все жестокости, религиозные войны Ветхого завета были необходимы, чтобы сохранить Израиль и подготовить народ к приходу Мессии. Но тогда получается, цель оправдывает средства?

Может быть в тех обстоятельствах смертная казнь для этих людей была самой большой милостью. Ведь по-другому их остановить было невозможно, а живя так дальше, они готовили себе и своим детям все более тяжелую посмертную участь. А так пример их казни кого-то остановил - это им зачтется на Страшном суде.
 
Москва
Православный христианин
Может быть в тех обстоятельствах смертная казнь для этих людей была самой большой милостью. Ведь по-другому их остановить было невозможно, а живя так дальше, они готовили себе и своим детям все более тяжелую посмертную участь. А так пример их казни кого-то остановил - это им зачтется на Страшном суде.
Да, и не только других остановил пример их наказания, но смерть остановила и их беззакония, а значит, ограничила, уменьшила и кару за них, по сравнению с тем, что могло бы быть, если бы они продолжили жить во грехах и дальше.
Ведь это только атеисты думают лишь о здешней жизни, а Бог смотрит сквозь века в вечность.
 
Святая Русь
Православный христианин
мне кажется Божья "жестокость"не в действии Бога а в его так скажем бездействии

И насчет бездействия один святой, кажется Иоанн Златоуст, говорил: ты упрекаешь Бога в том, что он не наказывает грешника сразу после совершенного греха? Т.е. ты упрекаешь Бога в том, что Он долготерпелив и многомилостив и дает время покаяться?
 
мне кажется Божья "жестокость"не в действии Бога а в его так скажем бездействии
Это дар свободной воли. Человек волен выбирать сам, что ему более по душе. Но дальнейшая жизнь будет в соответствии с его выбором. Человек волен идти куда он хочет, но и окажется он там, куда шёл, поэтому всегда надо предусматривать последствия своего выбора. Ну или молить Бога о помиловании, что тоже дело свободного выбора. )))
 
Все вроде понятно и... не понятно. Все равно не совмещаются у меня представления о Христе и ветхозаветном Боге.

Вроде бы цель благая и Богу видней, но с другой стороны

А старец Силуан (со Старого Афона) говорил, что о том, что хорошо или нет то или другое дело, на-до судить по тому, какие средства применены для его достижения. И если средства были нехороши, то и дело это было злом – шло не от Бога и не для Бога, а от лукавого.(Н.Е. Пестов)

В том примере, что привела Любовь, все же из двух зол выбирается меньшее: совсем умереть человеку или жить без ноги, но ведь лучше жить и с двумя ногами. Почему Бог не мог каким-то образом "вылечить" отпавшие народы, вразумить как-то, чтоб они свободно выбрали Бога?
 
Москва
Крещён в Православии
Все вроде понятно и... не понятно. Все равно не совмещаются у меня представления о Христе и ветхозаветном Боге.

Вроде бы цель благая и Богу видней, но с другой стороны

А старец Силуан (со Старого Афона) говорил, что о том, что хорошо или нет то или другое дело, на-до судить по тому, какие средства применены для его достижения. И если средства были нехороши, то и дело это было злом – шло не от Бога и не для Бога, а от лукавого.(Н.Е. Пестов)

В том примере, что привела Любовь, все же из двух зол выбирается меньшее: совсем умереть человеку или жить без ноги, но ведь лучше жить и с двумя ногами. Почему Бог не мог каким-то образом "вылечить" отпавшие народы, вразумить как-то, чтоб они свободно выбрали Бога?
В Ветхом Завете еще не было никаких отпавших народов, все законы об отсечении впавших в зловерие, касались только единоизбранного иудейского народа, которому дана была истинная вера. Развращение злом происходит очень быстро, на исцеление от зла требуется очень много времени, однако исцеления не произойдет, если нет покаяния и желания исцелиться. В результате, если бы не отсекались зловерные, то их зло молниеносно поразило бы весь израильский народ и он бы погиб для Бога.
Посмотрите, если есть такая возможность, как садовник отсекает мертвые ветви у деревьев и кустарников. Разве их жалко? Ведь они мертвые. Зловерные человек для Бога тоже мертв, но он опасен для живых, как сгнивший зуб опасен для здоровых, если его не удалить, он будет источать заразу и кариес поразит все остальные зубы.
 
Коломна
Православный христианин
Может быть в тех обстоятельствах смертная казнь для этих людей была самой большой милостью. Ведь по-другому их остановить было невозможно, а живя так дальше, они готовили себе и своим детям все более тяжелую посмертную участь. А так пример их казни кого-то остановил - это им зачтется на Страшном суде.

Ольга, а вы задайте этот вопрос любому врачу хирургу по гнойной хирургии, жалко ли ему ампутировать охваченную гангреной и трупным разложением ногу пациента? Пациента жалко, ногу уже жалеть бессмысленно, она мертва. Теперь представьте, что пациент - это образ весего израильского народа, а нога - это только отдельные представители этого народа, которые уже разложились и мертвы и, если их не отсечь от всего народа, то весь народ так же погибнет.
Теперь скажите жесток ли хирург? А Бог?

Собственно это и называется "цель оправдывает средства", ответили бы тогда на вопрос темы просто - "да".
 
оренбург
Православный христианин
Может быть в тех обстоятельствах смертная казнь для этих людей была самой большой милостью. Ведь по-другому их остановить было невозможно, а живя так дальше, они готовили себе и своим детям все более тяжелую посмертную участь. А так пример их казни кого-то остановил - это им зачтется на Страшном суде.
Возможно остановить растление любовью, но те кому её надлежало проявить(иудеи), на тот момент не способны были это понять. Закон добр, если кто законно его применяет.
 
Сверху