Спасибо, Сергий - очень хороший и актуальный вопрос!
Вспоминаю, как стоял я когда-то на пороге келлии девяностолетнего афонского старца под чистым греческим небом, сплошь голубым, среди исполинской красоты зеленых главок и золотых монастырских крестов. Мою приземлённую душу тогда острым пламенем обжигала единая мысль - голое пламя возмущения от нашей социальной несправедливости, имущественного расслоения, повсеместного начальственного хамства и надменной кичливости, ненасытного стяжательства и нахального глумления над человеческим достоинством, забвения любви к ближнему - когда даже во Святой Церкви каждый думает только о своём, совсем не слушая друг друга.
Старец пристально смотрит мне в глаза:
- Как вы делите меж собой дневные пожертвования? - деликатно спрашивает он.
- По справедливости… поровну, - честно отвечаю ему.
- Это всё по-человечески. А по-Божьему надо иначе – всегда оставляй себе меньшую часть, чтобы другим больше досталось - только незаметно…
Такая «справедливость по Любви Божьей» - трудноисполнимый идеал, «высший пилотаж» христианина. В жизни всё иначе - общество довольно далеко от нравственной вершины: у каждого свой уровень справедливости, потому что все мы больше эгоисты, а вот отдавать другим – всегда сложно. То есть справедливость относительна - она зависит от господствующих в обществе социальных отношений, которые, соответственно, зависят от соотношения любви и эгоизма в обществе. Так, например, утопически-идеальное распределение по нуждам и потребностям действительно существовало в апостольские временна в первохристианских коммунах, когда еще не увяла память людей о Христе. Принцип распределения поровну – тоже достаточно высокий принцип справедливости, поскольку для реализации жизни по-братски, в "уравниловке" надо иметь высочайшую нравственность, терпение, смирение и очень высокий уровень нелицемерной любви.
Несколько ниже по христианской шкале стоит социалистическая справедливость, распределяющая благо по труду: кто лучше работает, тот больше и получает, при этом обычно предусматривается некоторая поддержка наиболее слабых и неимущих.
Но к несчастью весь мир живёт по ещё более низкому принципу справедливости: распределению по капиталу, когда собственник, просто за счёт факта обладания собственностью получает гораздо больше трудящегося. Капиталистическое общество такую «справедливость» всячески поддерживает различными государственными структурами и драконовскими законами.
Однако ещё хуже криминальная «справедливость», когда блага распределяются по силе. Сильный просто отнимает всё у слабого – однако и такая блатная «справедливость» жизнеспособна внутри замкнутых элитных групп, привилегированных каст и имущественных кланов.
Таким образом, уровень справедливости - это показатель социального здоровья, критерий степени любви в обществе. Любовь укоренена в человеке, созданном по образу и подобию Божьему - она не может исчезнуть совсем. И если уровень любви в социуме очень низок, то он перемещается в семью, в личные отношения. Может поэтому сейчас из семьи всячески стараются выдавить любовь?.. На какой же карликовой высоте социальной справедливости сегодня находимся мы!
В Священном Писании декларируется некая моральная ось: вверху Божья святость, любовь и правда, а внизу сатанинский эгоизм. И всякая душа человеческая занимает некую промежуточную точку на этой нравственной оси: есть эгоисты, которые думают больше о себе, и есть альтруисты – выразители любви к другим. Соответственно и всякое общество отражает это нравственное рассеяние людей. В любом социуме всегда существуют сословия и группы, у которых сталкиваются разные этические понимания справедливости: одни видят справедливость с самого высокого христианского уровня любви к ближнему, или по меньшей мере внерелигиозно-социального, а другие существуют на стяжательно-капиталистическом, а то и мафиозно-криминальном уровне, - и между ними ведётся непримиримая глубинная борьба.
Соответственно по уровню эгоизма социальная психология дифференцирует два типа конкурирующих личностей - индивидуалистов и коллективистов. Понятия о справедливости у коллективистов и индивидуалистов полярные. Для индивидуалиста справедливо все блага присваивать себе, потому что на этом принципе якобы построено общество. А коллективист больше заботится об обществе, а значит думает о других. Как было бы прекрасно, если бы все были альтруистами-коллективистами! Но на самом деле индивидуалистов гораздо больше, чем коллективистов. Это - проявление общей падшести человечества, следствие первородного греха, ибо вниз идти всегда легче, чем вверх. Такая изначальная порочность присутствует в каждом человеке, но её можно в значительной степени выдавить - собственно Церковь этим и занимается. Слава Богу, что не все люди безнадёжные эгоисты, уткнувшиеся в корыто потребления - в большинстве душ всё-таки присутствует совесть – та Божья искорка, которая делает человека человеком. Поэтому и идёт в падшем мире постоянная борьба Бога и сатаны за души людей - и если в людях вдруг просыпается совесть, то и появляется какое-то близкое к христианскому чувство справедливости.
Стратегия этой духовной борьбы изложена в Священном Писании. В Евангелии везде звучит: «
правда», «
за правду», «
праведность» -
«Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его» (Мф.6:33), «
Блаженны алчущие и жаждущие правды» (Мф.5:6), «
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:10) «
Ибо говорю вам: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф.5:20). Евангельское выражение «
правда Божия» более широкое, чем просто «справедливость». То есть социальная справедливость – это как бы проекция правды Божией на социальную сферу. Так Евангелие утверждает:
«Ибо горе вам богатые, ибо вы уже получили свое утешение» (Лк.6:24). Но поскольку Христос знает, что в падшем мире справедливости быть не может, Он обещает справедливость в другой небесной жизни – в Царствии Божьем
(Лк.16:19-31) – и именно в этом благовестии заключён основной пафос проповеди Христа! Однако Своим лейтмотивом покаяния Христос определённо призывает грешников против попрания справедливости, причём, именно в этом грешном и падшем мире! Так Христос даёт нам чёткое определение справедливого человека:
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39). То есть собственный эгоизм должен обязательно уравновешиваться любовью к ближнему, а, следовательно, социальная справедливость невозможна без определенного уровня любви к людям. Но вот парадокс – Христос, например, в притчах о работниках в винограднике
(Мф. 20:1–16), о наследстве и двух братьях
(Лк.12:13-15) показывет, что справедливость вовсе не является христианским идеалом!
Христианский идеал – это любовь как жертва, как полное отдание всех своих сил на благо ближнему, и которая выше справедливости. К такой абсолютной любви призывает Христос, и к этому идеалу должны стремиться все христиане…
Церковь не является политической партией, и задача у нее другая - не установить тот или иной социальный строй и способ реализации социальной справедливости, а изменить самого человека. Помните, как рассудил Господь:
«Кесарю кесарево, а Богу Богово» (Мф. 22, 15—21). Но Церковь никогда не была равнодушна к народным скорбям - мы соборно молимся о милости, жизни, временах мирных, изобилии плодов земных и прочих проявлениях социальной справедливости. Древнейшая обязанность и традиция Церкви, её гражданская позиция -
«печаловаться», т.е. заступаться, просить, защищать человека от засилья зла. «Основы социальной концепции РПЦ» прямо говорят, что если власти действует неправедно, если они притесняет народ, если нарушается правда Божия, то Церковь должна встать на сторону паствы, на сторону народа Божьего, чтобы заслонить «своей спиной» народ Божий от неправедных действий. Поэтому
всегда желательно такое социальное устройство, при котором в максимальной полноте могут быть реализованы идеалы христианской жизни. Ведь в Библии многократно и многообразно показано, как Бог действует через добрых или злых правителей, как великие и малые пророки обращались к вождям народа, к монархам и их пророчества глубоко связаны с политической и общественной жизнью своего времени, ее отношением к Божественному закону. Подлинное личное благочестие не может быть слепым и равнодушным к событиям, от которых зависит судьба народов - и христианская проповедь, толкуя Священное Писание, должна звучать не только о спасении души... Человек – существо социальное, поэтому «стоять особняком» у последовательного христианина не получится. Но и жертвовать своей индивидуальностью, попадая под массовый гипноз, неразумно, искусительно и даже опасно – к сожалению, информационное окружение может создавать ситуацию, в которой теряется трезвомыслие. Меня, например, всегда поражала слепота нищих пенсионеров, вдохновенно голосующих за чуждую и враждебную партию крупного капитала! Увы, стайный инстинкт действует и в людской популяции – в нас живет глубинное желание оставаться внутри стада, бездумно следующего за вожаком, но ни в коем случае не отрываться от него.. И если прозреют и объединятся все совестливые люди, все чающие Правды Божией, тогда и реализация справедливого общества справедливого не на словах, а в реальности, будет возможна. Спросим же себя, не скрывая ничего - что я сделал для этого?
Все люди имеют дарованную Богом возможность сознательного выбора среди мощных и соблазнительных для масс политических идеологий и социальных схем, в которых, однако, за обещаниями светлого и справедливого будущего часто лукаво скрываются циничные, основанные на порабощении умов и душ демонические интересы вождей....