Антропоморфность Бога в Библии

Христиане обычно ссылаются на то, что Бог в христианстве не обладает антропоморфными качествами, при этом заявляют, что в Исламе Господь ими наделен весьма, так как он "ограничен троном", в Коране описываются его руки, ноги и т.д., при этом, якобы, всё, что связанно с антропоморфностью Бога, лишь "аллегории", "метафоры" и другие "литературные приемы". Действительно в НЗ нет описание Бога (за исключением ипостаси Бога-Сына, который по мнению христиан ранее не являлся людям, а явился в образе Христа) , но Ветхий Завет даёт всеьма подобные Корану описания антропоморфных качеств Бога, вернее даже "чисто антропоморфных" и ни на какие "аллегории" это не похоже. Тогда не понятно в чём дело. Или может христиане отрицают Ветхий Завет? Или просто мусульмане и христиане просто трактуют одно и то же но по разному? А это не является критерием ошибочности или истины. Так как и те и другие могут ошибаться в своих трактовках (с позиции стороннего наблюдателя, если такое возможно).
И сказал Яхве: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя дланью Моею, доколе не пройду; и когда сниму длань Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо… И сошел Яхве в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Яхве. И прошел Яхве пред лицем его и возгласил: Яхве, Яхве, Бог милостивый и благий, долготерпеливый и многомилостивый и верный…”. Моисей просит Бога: “Если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдет Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен” (Исх. 34:9).
Числ. 12:6-8: “Слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Яхве, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, - он верен во всем доме Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадочно, и образ Яхве он видит”.
“И пришел Бог к Валааму” (Числ. 22:9,20) “И сказал Валаам Валаку: постой у всесожжения твоего, а я пойду; может быть, Яхве выйдет мне навстречу, и что Он откроет мне, я объявлю тебе. И пошел на возвышенное место. И встретился Бог с Валаамом, и сказал Ему…” (Числ. 23:3-4,16). 2 Пар. 18:18: “И сказал (Михей): так выслушайте слово Яхве: я видел Яхве, седящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло по правую и по левую руку Его”. - Пророк созерцает антропоморфический образ Яхве.
Ис. 6:1-2,5: “В год смерти царя Озии видел я Адонаи, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и сияние славы Его наполняло весь храм. Вокруг Него стояли Серафы; у каждого из них по шести крыл… И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я - муж с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Яхве Саваофа”.Иез: “Над подобием престола было как бы подобие вида человека вверху на нем. И видел я как бы вид хашмаля, вокруг, от вида чресл Его и выше; и от вида чресл Его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние вокруг него… Такое было видение подобия славы Яхве”.
“Такое видение открыл Он мне: вот, Адонай стоял над свинцовой стеной, и в руке у Него отвес” (Амос 7:7); “Видел я Адонаи стоящим над жертвенником” (Амос. 9:1).
-
Здесь и престол с троном и руки и глаза и уста и др.
Фактически аналогия с Кораном. Только одно "но" Мухаммад этого не видел, а Пророки ВЗ видели. Значит Бог христианства антропоморфен, а не Дух?
 
Последнее редактирование модератором:
Этот вопрос рассмотрен в словарном разделе нашего сайта, см. Антропоморфизмы в Библии
Я читал её и теперь вот хотелось бы чтобы мне эти "аллегории" и объяснили.
Конкретно чем престол Яхве отличается от Трона Аллаха
"и когда сниму длань Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо…"
Увидеть Бога сзади? Это наличие у Него тела и формы, раз лицо его будет не видимо, то и частей тела.
подобием престола было как бы подобие вида человека вверху на нем.
Как бы подобием человека - это значит именно человека и с человеком Иезекиль сравнивает Бога.
Я это к тому, что многие объяснения мусульман по этому же вопросу не принимаются, где однозначно сказанно - придание Богу КАКИХ-ЛИБО АНТРОПОМОРФНЫХ КАЧЕСТВ - КУФР.
И всё сначало - у Аллаха есть руки, ноги и т.д.
Есть руки ноги и т.д. Но это вообще ИНОЕ И НЕПОЗНАВАЕМОЕ, так как их НИКТО НИКОГДА НЕ ВИДЕЛ НЕ УВИДИТ И НЕ ОПИШЕТ И СМОЖЕТ ПОНЯТЬ.
 
Последнее редактирование модератором:
Сейчас придет Сергей Владимирович и будет твердить, что Бог есть Дух Святой, а значит нет никакого тела. Мол надо понимать, что когда задаешь такие вопросы нужно вспомнить, что в таком случае Дух первичен.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Сейчас придет Сергей Владимирович и будет твердить, что Бог есть Дух ....
А зачем это мне доказывать? Это докажет Моисей! Он Сам считал Бога Духом. От Моисея и всех пророков и пришло знание, что Бог есть Дух, а антропоморфизмы суть образы.
16 И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою; 17 Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил. (Числа 11:15-17)
25 и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали. 26 Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух [они были из числа записанных, только не выходили к скинии], и они пророчествовали в стане. 27 И прибежал отрок и донес Моисею, и сказал: Елдад и Модад пророчествуют в стане. 28 В ответ на это Иисус, сын Навин, служитель Моисея, один из избранных его, сказал: господин мой Моисей! запрети им. 29 Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них! (Числа 11:25-29)
по Исходу пример:

1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина;
3 и Я исполнил его Духом Божиим,

30 И сказал Моисей сынам Израилевым: смотрите, Господь назначил именно Веселеила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина,
31 и исполнил его Духом Божиим,

А критика антропоморфности во всем Пятикнижии
Прежде всего, во второй заповеди (Исх. 20:4; Втор. 5:8).
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Я читал её и теперь вот хотелось бы чтобы мне эти "аллегории" и объяснили.
Конкретно чем престол Яхве отличается от Трона Аллаха
"и когда сниму длань Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо…"
18. (Моисей) сказал: покажи мне славу Твою.
Услышав об исполнении своей просьбы, Моисей желает насладиться созерцанием Того, Который проявил любовь и милость к народу еврейскому.
19. И сказал (Господь Моисею): Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Сущего пред тобою, и кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею. 20. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. 21. И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; 22. когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; 23. и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, алице Мое не будет видимо (тебе).
Господь не отказывает пророку в его просьбе, но предупреждает его, что человек не может увидеть Господа; Моисей слышит лишь голос, произносящий священное наименование Всевышнего, и разъяснение действий Его в отношениях его к человечеству вообще и к Израилю в особенности (ср. Рим. 9:15). Как не имеющий возможности созерцать Господа, Моисей увидит только отблеск божественной славы: “увидишь Меня сзади.”

В тексте противопоставляется Лицо Божие и слава Божия
1. Бог есть ЛИЧНОСТЬ, потому и говориться о Его ЛИЦЕ, а не потому что это «лицо физическое». Личность БОЖИЯ невидима, невещественна, неизобразима, видеть ее нельзя. В данном случае – ЛИЧНСТЬ есть СУЩНОСТЬ БОГА, которое увидеть нельзя
2. Слава Божия – Божественные действия. В Своих действиях Бог доступен познанию человека. Их видеть можно. Например, апостолы, видели Славу Сына Божьего на горе Фавор.
Сущность невидима и непостижима, энергии видимы и постижимы (видимы, созерцаются). «Видение сзади» - это образ, значит НЕ ВИДЕТЬ САМОЙ ЛИЧНОСТИ, САМОЙ СУЩНОСТИ.

«Каким образом невидимый Бог может быть видим, и как с Неприступным можно общаться? Не устраняя изна­чальной антиномичности проблемы боговидения, святи­тель Григорий Палама разрешает ее при помощи различе­ния между «сущностью» (ousia) и «энергией» (energeia -действие) Бога: «Божественная сущность приобщима не в самой себе, а в своих энергиях»6. Он пишет: «Сущность Божия непричастна и некоторым образом причастна. Мы приобщаемся Божественного естества и вместе с тем ни­сколько его не приобщаемся. Итак, нам нужно держаться того и другого утверждения»7. Сущность Божия остается цельной и неизменной, и Божественная благодать не явля­ется излиянием сущности Бога, но проявлением Его энер­гии. И человек, созерцая Бога, не сливается с сущностью Созерцаемого, а становится причастным Его энергии.
В этом контексте понимается повествование о Мои­сее, который не мог увидеть лицо Бога, но мог увидеть «Бога сзади»: «(Моисей) сказал: "Покажи мне славу Твою". И сказал (Господь): "...Я проведу пред тобою всю славу Мою... лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых... когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сза­ди, а лице Мое не будет видимо"» (Исх. 33:18-20, 22-23). «Лицо Бога» - это Его сущность, которая невидима и неприступна, а «увидеть сзади» означает приобщиться к Его энергии».
Епископ Иларион (Алфеев). ТАИНСТВО ВЕРЫ


Так сам Моисей говорит, что Бог есть ДУХ, а иные всеми силами это отвергают,

В Писании Ветхого Завета Духу усвояются преимущественно следующие имена:
  • Дух Божий ruah elohim (Быт 1:3 и др.)
  • Дух Господень ruah yahve (Суд 3:10 и др.)
  • Дух Святой ruah kadosh (Пс 50:13, Ис 63:10, Прем 1:5, 3Езд 14:22)
  • Дух благой ruah tov (Пс. 142:10, Неем. 9:20)
Особенно обратим внимание на третье именование. Святость в Ветхом Завете - исключительный атрибут Бога: нет святого как Господь (1Цар 2:2); люди или сакральные предметы могут называться святыми лишь в силу их соотнесенности, посвященности Богу. Изначально слово kadosh (святой, священный), означало "отделенный"; использование этого слова как характеристики Бога имело целью подчеркнуть Его внемирность, трансцендентность. То же свойство переносится и на представление о Духе Божием. Равно как и некоторые другие Божественные свойства, например: вездеприсутствие и всезнание: Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? (Пс 138:7); Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово (Прем 1:7); непостижимость: кто уразумел Дух Господа, и был советником у Него? (Ис 40:13), но более обращают внимание Его нетварность и соучастие в творении мира, как мы увидим ниже.
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Сейчас придет Сергей Владимирович и будет твердить, что Бог есть Дух Святой, а значит нет никакого тела. Мол надо понимать, что когда задаешь такие вопросы нужно вспомнить, что в таком случае Дух первичен.
Честно говоря я ненадеюсь, что вы ответите, но поставлю вопрос все равно.

Иса в редакции Османа - Дух Аллаха.

Что это значит?

но прошу не ваше имхо и не имхо толкователей, а контекст обоснованный вероучительными цитатами.
 
Сверху