Добрый вечер всем. Сейчас читаю книгу преподобного святогорца Никодима "Невидимая брань", до этого прочла схиигумена Савву "Семена сатаны и любовь Христова. Через всю книгу в них проложена одна мысль полностью отрекаться всех своих помыслов и желаний. Весь день заниматься только богомыслием, молитвой, читать духовную литературу. И я так понимаю, что это не только для монахов, ну и для мирян. Но я понимаю, что не могу так. Всё время хочется посмотреть и фильм какой-нибудь и книгу мирскую просто художественную почитать и что-то послушать. Но они пишут, что нужно делать дела только по воле Божией, только во славу Божию. Но у меня даже за весь день и дел-то таких не наберется. Я не замужем, детей нет. Как-бы живу только для себя. До прихода в церковь были увлечения: кино, музыка, книги. Ими только и жила. Теперь же стараюсь хотя-бы все 4 поста ничего не православного не смотреть и не слушать, ну почти. И всё-таки тяжеловато, тоскливо. Понимаю, что жду окончания поста, чтоб опять всё было можно.... И чувствую себя предателем Господа. Когда я читаю, что Бог любит нас и прощает, конечно чувствую радость, облегчение. Но когда канон: "Широк путь зде и угодный сласти творити", конечно чувствую страх, отчаяние, потому что понимаю, что не могу от "всех этих сластей" отказаться, да и не хочу. Уже пыталась ничего не смотреть и не слушать и в непостные дни. Но для меня так жизнь совсем тоскливой представляется здесь на земле. Мне недостаточно читать только Библию и святых отцов. Очень прошу вашей помощи, поддержке словом. Может тут есть какой-нибудь выход.
Дорогая Екатерина, Христос Воскресе!
Одна из бед и заблуждений состоит в том, что когда в России началась «перестройка», и свобода совести была выпущена из коммунистических тисков, этой свободы стало слишком много.
А мы знаем, по преподобному Дорофею, что когда некая добродетель уклоняется в недостаток или избыток, получается зло.
Стала огромными тиражами, репринтно, издаваться сокровенная монашеская литература, которая наводнила всевозможные и невозможные церковные и монастырские лавки.
Кроме этого, все, кто хотел прийти ко Христу, были посажены на строгую диету по монастырскому уставу.
Посмотрите на любой православный календарь, который висит на стене у верующих семей.
Так миряне поститься НЕ ДОЛЖНЫ.
Для мирян существуют совсем другие дни и условия постов (Великий пост - это вопрос, вообще, отдельный).
Вопрос о супружеских взаимоотношениях и бракообщении - тоже очень важный вопрос.
Для мирян есть свои особенности поста и духовной жизни. И далеко не все миряне согласны и готовы жить, как монахи в скиту.
Мне известны тысячи разрушенных этими ошибками семей. Кто несет за это ответственность?
Вы совершенно правы - невозможно человеку, без особого изволения и призвания Божия, сесть на хлеб и воду и окружить себя сугубой подвижнической литературой.
Практически невозможно щелкнуть пальцами - и стать святым.
Но и посмотрите - разве среди святых одни только монахи-исихасты?
Нет. Есть цари и князья. Множество христиан мирского чина. Дети. Воины. Многодетные матери. Белое духовенство. И многие другие.
Каждый из нас призван выстроить СВОИ отношения с Богом.
Какова воля Божия о каждом из нас, очень четко передал нам апостол Павел: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите - такова бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас»
(1 Фес. 5:16-18).
Так и старайтесь поступать.
Учитесь прежде любви к ближнему.
Кто наш ближний?
Евангелие дает нам ответ: наш ближний, во-первых, - это любой человек, оказавший нам ту или иную милость.
Во-вторых, это любой человек, который в данный момент нуждается в помощи.
Любовь к Богу проявляется в нас только через наше жертвенное служение ближнему.
Когда-то мой духовник говорил: смирение - это не когда думаешь о себе хуже, чем о других. Смирение - это когда думаешь о себе меньше, чем о других.
Не нужно думать, что искренняя жертва лишит нас чего-то важного.
В Писании мы как читаем:
«Блаженнее отдавать, нежели получать» (Флп. 4:10, и в др. книгах)
и в ином месте:
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»
(Иак. 4:6).
Что может быть слаще для сердца и души, чем благодать Божия?
Нужно учиться молитве. Богу желанно, когда мы стремимся к общению с Ним.
Нет для человека, живущего в мире, большего наслаждения, чем сердечная, а затем, и умная молитва. Кто сего вкусил, не даст мне соврать.
На каком-то этапе нашего духовного развития нам могут быть полезны и назидательны и хорошая, качественная художественная литература, и талантливые театральные пьесы, художественные фильмы, классическая и даже эстрадная музыка и т.п.
С ростом души всё это будет приобретать более сугубые качества, а ненужное уже - отмирать.
Употребите определенные усилия на поиски искреннего и опытного духовника.
Задача духовника - увидеть, ЧТО строит Дух Святой в том или ином человеке.
Также, если позволите, могу вам порекомендовать небольшой список книг для чтения.
1.
Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры».
2.
Дионисий Ареопагит «О небесной иерархии».
3.
Иоанн Лествичник «Лествица».
4.
Авва Дорофей «Душеполезные поучения».
5.свт.
Василий Великий «Беседы на Шестоднев».
6.свт.
Иоанн Златоуст (любой том из собрания сочинений и далее).
7.«Добротолюбие» (3-5 томов, в зависимости от издания, последним томом(ми) следует проявить осторожность, ибо они написаны сугубо для монахов-подвижников).
8.свт. Игнатий (Брянчанинов) (также любой том из собрания сочинений и далее).
9.К.С.Льюис «Христианство».
10.К.С.Льюис «Страдание».
11.К.С.Льюис «Расторжение брака».
Воистину воскресе Христос!