«...§ 246. Совершение священного венчания царей на царствоПравославного человека определяет согласие с Вселенскими Соборами, а не согласие с частными мнениями отдельных христиан, пусть эти мнения и благочестивы. Соборы определяют догматы, отношение к святыням и многое другое.
Если человек согласен с этими определениями, он православный, если не согласен, то он вне Церкви. Покажите мне пожалуйста постановление Вселенского Собора подтверждающего Ваши слова.
Дух всего священнодействия выражает единодушное устремление мыслей и желаний царя и верноподданных к Отцу светов, да ниспошлет свою благодатную помощь Государю для мудрого и благоуспешного управления царством. Накануне высокоторжественного дня, в который имеет совершиться священное коронование и святое миропомазание над царственными особами, прежде всенощного бдения совершается молебное пение о предстоящем священнодействии во всех соборных и приходских Церквах царствующего града. Всенощное бдение и, после того, вечернее правило для готовящихся ко причащению Святых Таин, царственные особы слушают в одном из соборных храмов Кремлевских (так как священное коронование всегда совершается в первопрестольной Москве). В самый день коронования, пред совершением Литургии, члены святейшего Синода, все архиереи и прочее избранное духовенство, собранное в столицу для сего торжества, совершают молебное пение о многолетнем здравии Государя и Государыни в большом Успенском соборе; непосредственно после молебного пения читаются обычные часы литургийные. По совершении этого, все духовенство в полном облачении ожидает на паперти шествия Государя Императора и Августейшей его супруги. Во время шествия Государя предносятся царские регалии, которые на паперти встречаются благовонным каждением и окроплением святой водой; принесенные регалии полагаются на приготовленном столе возле престола государева. От царских палат до храма большого Успенского собора, протопресвитер оного провождает благочестивейшего Государя и Государыню со святым крестом, и окропляет путь пред шествием их святой водой. На паперти, духовенство, встретив благочестивейшую царскую чету с крестом и священной водой, входит во храм, предшествуя Государю и Государыне, при пении певчими псалма (100-го): милость и суд воспою Тебе Господи..., в котором изображаются действия мудрого правления царского. Сотворивши благоговейное поклонение пред Царскими вратами и наместными иконами, благочестивейшая чета царская восседает на приготовленном среди храма императорском престоле. От ступеней трона до Царских врат располагаются по обе стороны духовные лица, имеющие быть в священнослужении. Перводействующий иерарх восходит потом на амвон трона и предлагает Государю, чтобы он, по древнему обычаю христианских монархов и боговенчанных предков своих, исповедал вслух всех верноподданных своих Православно-Кафолическую веру. Государь, как блюститель веры Православной и защитник ее уставов, после вопроса иерарха: како веруеши? гласно читает Символ веры. По исповедании Символа веры, иерарх выражает благожелание: благодать Пресвятаго Духа да будет с тобою! Что самое тихо выражают и прочие святители. По обычном благословении первосвятителя, певчие поют стихиру к Пресвятому Духу: Царю небесный..., потом возглашается великая ектения, в которой, после моления о Царской Фамилии, предлагается несколько предметов моления сообразных со священнодействием венчания и миропомазания, молимся, чтобы Господь даровал Государю благопоспешное и долгоденственное царствование, чтобы Господь укрепил оружие его и весь состав его исполнил и проч. По ектении поется: Бог Господь и явися нам... и тропарь: спаси Господи люди Твоя.... За тем читается паримия из пророка Исаии730, в которой небо и земля призываются к веселию ради особенного Божия промышления о своем народе. В Апостоле (Рим.13:1–7) внушается повиновение предержащей власти, и в Евангелии (Мф.22:15–22) сам Господь повелевает воздавать кесарева кесареви и Божия Богови. По прочтении Евангелия, Император украшается царскими регалиями: 1) порфирою (πορϑυρὶς – пурпуровая одежда), 2) короною (corona – венец), а потом даются в руки Государя 3) скипетр (σκῆπτρον – трость или жезл триумфальный) и 4) держава – небольшой шар, что означает пространство отечества, которым он управляет. Каждая вещь благословляется перводействующим иерархом от имени Святой Троицы. Умилительное и трогательное зрелище, когда Государь, прежде возложения царской короны на главу свою, преклоняет ее к первосвятителю, который, возложивши свои святительские руки на главу Императора, молится вслух от лица всех предстоящих, чтобы Господь призрел на того, которого благоволил избрать для управления народом, искупленным честною кровью единородного Сына Божия, и умоляет Господа смирением Государя, подклонившего, подобно рабам Божиим верноподданным его, главу свою единому Царю человеков, чтобы сохранил его под покровом своим, и удостоил его делати благоугодная пред Ним. Когда Государь возложит на главу свою корону, по благословению первосвятителя от имени Святой Троицы, то тогда же он указывает Государю на значение короны, украсившей главу его. Он говорит ему, что Царь славы Христос невидимо венчает его, как главу всероссийского народа, и с сим вручает ему предержащую власть над людьми своими. Подавши скипетр и державу с тем же благословением от имени Святой Троицы, святитель говорит Государю, что сии регалии суть образ данного ему от Бога над людьми самодержавия. Потом корона и порфира возлагается также на Государыню Императрицу, к главе которой Государь прикасается своею короною, прежде возложения на нее ее короны. Богом венчанные и превознесенные царственные особы приветствуются многолетием, по возглашении протодиаконом полного титула царского, как обыкновенно возглашается на царских часах пред праздниками рождества Христова и Богоявления. Во время пения многолетия верноподданные приносят поздравления с троекратным поклонением. После того, Государь Император вслух всех возносит с коленопреклонением умилительную молитву к Богу, чтобы Господь наставил его в великом служении царствования, чтобы послал ему премудрость, приседящую престолу его, с которой бы он уразумел, что благоугодно Богови. Сердце свое предает в руки Божии для устроения блага врученных ему людей. После молитвы царской, перводействующий иерарх от лица всех верноподданных, также с коленопреклонением, возносит трогательную молитву, в которой умоляет Господа, чтобы даровал боговенчанному Государю разум и премудрость для праведного суда, чтобы показал его врагам победительна, злодеям страшна, добрым милостива и умножил дни жизни его в нерушимом здравии и даровал вся потребная к временной и вечной жизни. Обряд венчания заключает приветственная речь от первосвятителя и молитва славословия, певчими исполняемая: Тебе Бога хвалим.
Примеч. Последняя молитва, произносимая перводействующим иерархом с коленопреклонением, равно как Апостол и Евангелие, каждый год повторяется на благодарственном молебне, совершаемом в день коронации и восшествия на престол Государя Императора.
§ 247. Совершение Таинства Миропомазания и причащения Святых Таин Государя Императора
В конце Божественной Литургии, которую слушает Государь Император, снявши с себя корону, по причащении священнослужителей в алтаре, два архиерея исходят из алтаря к царскому трону и возвещают Государю Императору, что наступило время совершить святое Таинство Миропомазания и приобщения Божественных Таин. Боговенчанная чета с трона сходит и подступает к Царским вратам. Государь Император у самих Царских врат помазуется от первосвятителя святым миром, как помазывается им новокрещенный, на главных органах чувств: на челе, веках, ноздрях, устах, на ушах, на персях и на руках по обеим сторонам, при помазании каждой части произносит святитель: печать дара Духа Святаго. После Государя, у Царских же врат, помазуется святым миром Августейшая супруга его на челе. Непосредственно за миропомазанием, первосвятитель вводит Государя чрез Царские врата к престолу Божию и здесь сподобляет его приобщиться Святых Даров – тела и крови Христовой по чиноположению приобщения священнослужителей, как помазанник Божий и верховный покровитель Церкви, то есть под обоими видами порознь, особь тела и особь крови Христовой. Напутствованный святыми Таинствами Миропомазания и Евхаристии на дело служения царского, Государь Император в своем лице теснейшим образом скрепляет союз Церкви с Государством. Царь и верноподданные его, причащаясь телу и крови Христовой, становятся единокровными Христу и составляют таинственное тело Христово: яко едино тело есмы: вcu бо от единаго хлеба причащаемся731. По причащении, Государь Император восходит опять на трон к своему месту; Государыня Императрица приобщается у Царских врат обыкновенным порядком, то есть под обоими видами – тела и крови Христовой совокупно, и по причащении, возвращается также к своему месту. Потом царственные особы слушают благодарственные молитвы, совершаемые по причащении. По обычном отпусте на Литургии, протодиакон возглашает многолетие обыкновенным порядком, с приложением только: Богом венчанному, превознесенному и святым миром помазанному, подаждь Господи... и проч. Подобного рода приложение вставляется и в титул Государыни. Верноподданные приносят поздравления Императору и Императрице с троекратным поклонением.
Примечание. По совершении святого Таинства Миропомазания и коронования, Государь Император с Августейшей супругой из Успенского собора, в полном царском облачении, шествует в Архангельский собор для поклонения святыне храма и гробам своих почивших предков. После встречи с крестом и святой водой царственной и боговенчанной четы, протодиакон возглашает вкратце сугубую ектению и многолетие тем порядком, каким возглашено было многолетие после миропомазания на отпусте Литургии в большом Успенском соборе. Тоже повторяется и в Благовещенском соборе, в который боговенчанная царская чета входит также для поклонения святыне храма732...».
Литургика, или наука о Богослужении Православной Восточной Кафолической Церкви, 1) Чин коронования, или венчания царей на царство - прот. Даниил Смолодович - читать, скачать
Отделение второе. Труд «Литургика, или наука о Богослужении Православной Восточной Кафолической Церкви». Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
azbyka.ru