Зачем исполнять заповеди?

Москва
Православный христианин
А на самом деле, зачем мы исполняем заповеди? Иногда мы просто не думаем об этом, иногда думаем неверно... Не знаю, что опаснее для нас? Прочитала на днях у игумена Никона (Воробьёва):
"большинство современных христиан не понимают значения исполнения заповедей Христовых. Для них это мораль, которую они отвергают за трудность или так приспосабливают к своим страстям и похотям, и суете житейской, что от Евангельских заповедей ничего Христова не остаётся. Это хитрость дьявола..."
Прочитала - и подумала, что да, такой - механический – подход к евангельским заповедям действительно очень часто бывает, и ведь он не может не мешать исполнять их правильно, «в духе и истине». Наверное, в этом и есть хитрость диавола, о которой писал игумен Никон? Давайте вместе попробуем разобраться и объяснить – зачем нам даны Богом заповеди?
 
Последнее редактирование модератором:
Москва
Православный христианин
Для чего? Это то наверно всем более или менее понятно. Это как в тайге зарубки для того, чтобы не сбиться с пути к Богу.
Другой вопрос. Почему мы ими не руководствуемся? Почему мы не принимаем их в сердце совершенно, а пытаемся упростить до формальности?
В чем тут причина?
 
Москва
Православный христианин
Для чего? Это то наверно всем более или менее понятно. Это как в тайге зарубки для того, чтобы не сбиться с пути к Богу.
Другой вопрос. Почему мы ими не руководствуемся? Почему мы не принимаем их в сердце совершенно, а пытаемся упростить до формальности?
В чем тут причина?
А вот я как раз и думаю, что причина в том, что мы не понимаем, зачем они даны нам Богом :). Вот католики действуют по принципу "сатисфакции": выполнил что-то заповеданное, сделал дело - и автоматически тебе простится какой-нибудь грех. Как оказывается, к сожалению, на деле и мы так часто мыслим... Думаем "удовлетворить" Бога в Его "гневе". Ну, а так как все знают, что Господь милостив, то и наше "удовлетворение" сводится к формальному минимуму.
 
Москва
Православный христианин
Вот католики действуют по принципу "сатисфакции": выполнил что-то заповеданное, сделал дело - и автоматически тебе простится какой-нибудь грех. Как оказывается, к сожалению, на деле и мы так часто мыслим...
Да.
Он ведь не на пустом месте и не случайно появился.
Путь широкий.:)
 
Москва
Православный христианин
Наши действия можно сравнить с походкой пьяного.
Вроде знает где его дом и идет туда, но почему-то зигзагами.:)
 
Москва
Православный христианин
Для чего? Это то наверно всем более или менее понятно. Это как в тайге зарубки для того, чтобы не сбиться с пути к Богу.
Неужели только зарубки? Только ориентиры? Почему же тогда святые отцы говорят, что можно спастись и одним смирением, а без смирения никакие дела нам не помогут?
 
Москва
Православный христианин
Неужели только зарубки? Только ориентиры? Почему же тогда святые отцы говорят, что можно спастись и одним смирением, а без смирения никакие дела нам не помогут?
Это смирению не противоречит, а даже наоборот.
 
Москва
Православный христианин
Это смирению не противоречит, а даже наоборот.
:) Э нет, не всегда :). Ведь они говорят: только смирением, то есть другие заповеди как бы остаются в стороне. Об этом же, по сути, и вот эта история из Житий святых:
Димитрий, митрополит Ростовский. Жития святых.

Повесть об иноке, никого не осудившем

"В тот же день преставился ко Господу инок, никого не осудивший. Преподобный Анастасий Синаит [1] повествует о нем следующее.
Некоторый инок, живя в монастыре, проводил беспечно дни свои, не заботясь о спасении своем, но предаваясь всю жизнь праздности. Дожив до преклонных лет, он приближался уже к смерти. Когда же он заболел тяжким недугом и был уже при последнем издыхании, то нисколько не боялся смерти, но приготовлялся разлучиться от тела с весельем, хваля и прославляя Бога. Окружавшие его братия и игумен того монастыря сказали ему:
- Мы видели, что ты, брат, в праздности проводил жизнь свою. Почему же в этот страшный час смерти ты так беспечален и радостен? Укрепляемый силою Божьею, встань и объясни нам это, чтобы и мы прославили Бога.
Брат, приподнявшись немного с постели, сказал им:
- Это правда, честные отцы, что я беспечно проводил жизнь свою. Вот сейчас ангелы Божии принесли ко мне и прочитали предо мною рукописание, на котором были отмечены все дурные дела мои. Прочитавши рукописание, ангелы спросили меня: "Знаешь ли ты это?" Я отвечал: "Да, знаю". Но так как я отрекся от мира, принял пострижение в иноческий чин, никого никогда не осуждал и ни на кого никогда не гневался, то я молю Бога, чтобы на мне исполнились слова Христа, который сказал: "Не судите, да не судимы будете; если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец Ваш Небесный" (Мф.7:1; 6:14). И как только я сказал это, тотчас святые ангелы разорвали рукописание грехов моих. Поэтому-то я с радостью и весельем отхожу к Богу".
Сказав это, брат тот с миром предал душу свою Господу."
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost/dimitrii_rost1/288.html
Смотрите, для его души было довольно выполнить одну заповедь - почему? Не потому ли, что дело в состоянии души, в котором для человека возможно исполнение этой заповеди? Тут мы приближаемся к "не механическому" взгляду на аскетику :)
 
Москва
Православный христианин
Смотрите, для его души было довольно выполнить одну заповедь - почему? Не потому ли, что дело в состоянии души, в котором для человека возможно исполнение этой заповеди? Тут мы приближаемся к "не механическому" взгляду на аскетику :)
Или к механическому?:)
Ну как же? Одну всего заповедь и все. Разве не механический взгляд на аскетику?
Тут еще можно вспомнить "Сказание о блаженном отце Досифее, ученике аввы Дорофея." Там авва вообще запретил ему читать Библию.
 
А на самом деле, зачем мы исполняем заповеди? Иногда мы просто не думаем об этом, иногда думаем неверно... Не знаю, что опаснее для нас? Прочитала на днях у игумена Никона (Воробьёва):
"большинство современных христиан не понимают значения исполнения заповедей Христовых. Для них это мораль, которую они отвергают за трудность или так приспосабливают к своим страстям и похотям, и суете житейской, что от Евангельских заповедей ничего Христова не остаётся. Это хитрость дьявола..."
Прочитала - и подумала, что да, такой - механический – подход к евангельским заповедям действительно очень часто бывает, и ведь он не может не мешать исполнять их правильно, «в духе и истине». Наверное, в этом и есть хитрость диавола, о которой писал игумен Никон? Давайте вместе попробуем разобраться и объяснить – зачем нам даны Богом заповеди?

мне кажется запоеди даны не для того,что бы угодить Богу,а для того,что бы человек мог принять Бога-все истино доброе хорошее счастливое.Иначе говоря,что бы спастись?...
 
Последнее редактирование модератором:
Москва
Православный христианин
мне кажется запоеди даны не для того,что бы угодить Богу,а для того,что бы человек мог принять Бога-все истино доброе хорошее счастливое.Иначе говоря,что бы спастись?...
Ага :) уже тепло :). Как говорит кот моей дочери, м-р-р-р...:D
 
Москва
Православный христианин
Или к механическому?:)
Ну как же? Одну всего заповедь и все. Разве не механический взгляд на аскетику?
Тут еще можно вспомнить "Сказание о блаженном отце Досифее, ученике аввы Дорофея." Там авва ему вообще запретил ему читать Библию.
Я не призываю игнорировать заповеди ;) :). Я прошу вглядеться в причину того, что этот инок был спасён. Почему, как Вы думаете? Можно ли "механически" никогда никого не осудить? Или всё же душа такого человека устроена так, что в ней вмещаются и все остальные заповеди? И когда они, все, вмещаются в нас?
 
Москва
Православный христианин
Просто если мы захотим повторить подвиг того монаха, исполнить в полноте эту одну заповедь, то для этого нам потребуется их исполнить на самом деле все.:)
Не зря ведь Христос свел все заповеди в две. Да и то в две, это опять учитывая нашу нищету умственно-духовную, ибо вторая вытекает из первой.
 
Москва
Православный христианин
Просто если мы захотим повторить подвиг того монаха, исполнить в полноте эту одну заповедь, то для этого нам потребуется их исполнить на самом деле все.:)
Не зря ведь Христос свел все заповеди в две. Да и то в две, это опять учитывая нашу нищету умственно-духовную, ибо вторая вытекает из первой.
Вот! :) Я об этом и говорю :). Дело не в количестве заповедей, а в том, ради чего они нам даны: поэтому они и сводятся все во едино, что они едины по цели: изменить нас самих. Помочь нам преодолеть, победить своего ветхого человека и с помощью Божией, которую привлекают наши решимость и усилия, - преобразиться в нового человека.
Для того и пришел Христос, чтобы "от Себя, от естества Своего, породить чад Духом, благоволив, чтобы рождались они свыше от Божества Его. Он пришел верующих в Него сделать новым умом, новой душой, новыми очами, новым слухом, новым языком духовным, одним словом - новыми людьми" (св. Макарий Египетский).
 
город Пенза
Православный христианин
с помощью Божией, которую привлекают наши решимость и усилия, - преобразиться в нового человека.
.
+:) мысль сама по себе в комментариях не нуждается хочется просто повторить и запомнить
 
Москва
Православный христианин
Он пришел верующих в Него сделать новым умом, новой душой, новыми очами, новым слухом, новым языком духовным, одним словом - новыми людьми" (св. Макарий Египетский).
Да и реально в жизни все это подтверждается. Даже несмотря на все разнообразие душевно-духовных устроений, люди православные эти качества имеют.
Это явно заметно в беседах с людьми неверующими. Они не в состоянии понять суть веры.
Да и на себе испытал повязку на глазах.

Слава Богу за все.
 
Москва
Православный христианин
Да и реально в жизни все это подтверждается. Даже несмотря на все разнообразие душевно-духовных устроений, люди православные эти качества имеют.
Это явно заметно в беседах с людьми неверующими. Они не в состоянии понять суть веры.
Да, видя, не видят и слыша, не слышат... :( Но ведь и верующий не сразу всё понимает. Мы сначала опираемся на знание и исполнение заповедей, как только что вставший с постели больной опирается на костыли. А потом, пообвыкнув ходить и окрепнув, он уже и сам будет бегать... Так и сказано, что праведнику закон не лежит - его делание выше закона, ему не нужно лекарство и подпорки заповедей, его новая душа выполняет уже более полно волю Бога сама, по любви...
 
Москва
Православный христианин
Приведу-ка я ещё раз слова игумена Никона:

"Преодоление ветхости происходит через веру и делание заповедей, умеренное преодоление спасает, а более глубокое – приводит к христианскому совершенству".
(Игумен Никон (Воробьёв). Как жить сегодня. Письма о духовной жизни. М., 2008, с. 160-161)

Получается, что смысл аскетики - в соединении души с Богом, по подобию, которое рождается в милости и любви, в просвещении подвизающейся души благодатью. В том самом стяжании Святого Духа, да.
Вот поэтому и важно для нас, как мы следуем Евангелию: бывает, мы исполняем заповедь, не вкладывая душу (ту же милостыню подаём как из-под палки, без милости),
бывает - не просим помощи Божией на всё и приписываем заслуги делания себе, не видя, что такой "механизм" не работает...
бывает - считаем, что и делать много не обязательно, достаточно исполнить кое-что, а Бог и так спасёт а душа остаётся неисцелённой...
- или - наоборот, бывает, что мы впадаем в отчаяние, когда согрешаем, когда не вдруг всё получается хорошо, - оттого, что не видим, как глубока наша болезнь и что вся наша жизнь - это не просто механическое делание определённого количества дел - а лечение нас Врачом, Который всегда рядом и помогает...
 
Москва
Крещён в Православии
Тина! Вопрос темы вообще-то очень интересный. В некотором роде Божие заповеди - это тест на духовное здоровье человека. Чем более человек помрачен грехом, тем сильнее он извращает заповеди и даже враждует на них. И, наоборот, чем ближе человек к Богу, тем радостнее ему исполнять заповеди. Однако совершенное исполнение заповедей невозможно никому из людей, таким образом и святой человек узнает, что он немощен и несовершенен перед Богом.
И наконец парадокс: Заповеди зовут нас к совершенству, но приводят к осознанию своей греховности и покаянию. :)
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
В некотором роде Божие заповеди - это тест на духовное здоровье человека. Человек помрачен грехом. Однако совершенное исполнение заповедей невозможно никому из людей, таким образом и святой человек узнает, что он немощен и несовершенен перед Богом. Заповеди зовут нас к совершенству, но приводят к осознанию своей греховности и покаянию. :)
Не знаю, как святые. Я не смогла в своей жизни выполнить ни одну заповедь. По всем - :(.
Апостол Павел пишет, что благодаря закону мы все понимаем свою греховность. Нарушил одну заповедь - нарушил весь закон.
Полностью согласна с Любовью. :) Заповеди ведут к Богу, помогая осознать свою греховность.
 
Сверху