- Крещён в Православии
Читаю Игнатия (Брянчанинова): он ставит худшим грехом отчаяние (оно приводит к самоубийству), и даже считает убийство менее тяжким, чем отчаяние:
Ну так вот, я конечно понимаю, что отчаяние это плохо, но дело в том, что оно наступает не всегда по произволению человека. Даже всегда не по произволению, не знаю человека, который хотел бы в него впасть. Бывают же невыносимые испытания, особенно если это ребенок, и он в отчаянии по вине взрослых.
Так вот и странно, почему тягчаший грех - это тот, который собственно не по вине самого человека. Тут конечно можно спорить, но ведь отчаяться - это все же не убить. Убивают по призволению, а отчаивают обстоятельства.
Самый тяжкий грех – отчаяние. Этот грех уничижает всесвятую Кровь Господа нашего Иисуса Христа, отвергает Его всемогущество, отвергает спасение, Им дарованное, показывает, что в душе прежде господствовали самонадеянность и гордость, что вера и смирение были чужды ей. Более, нежели от всех других грехов, надо храниться, как от смертоносного яда, как от лютого зверя, от отчаяния. Повторяю: отчаяние – злейший грех между всеми грехами. Созревшее отчаяние обыкновенно выражается самоубийством или действиями, тождественными самоубийству. Самоубийство – тягчайший грех! Совершивший его лишил себя покаяния и всякой надежды спасения. Св. Церковь не совершает о нем никакого поминовения, не удостаивает отпевания и лишает погребения на христианском кладбище. За самоубийством следуют по тяжести своей грехи смертные, каковы: убийство, прелюбодеяние, ересь и другие, подобные им. Эти грехи, хотя и менее пагубны, нежели самоубийство и ведущее к самоубийству отчаяние, хотя совершившему их остается возможность покаяния и спасения, но называются смертными. Пребывающий в них не допускается правилами Святой Церкви к приобщению Святых Христовых Таин, к участию в Богослужении. Если смерть постигнет его непокаявшимся в этих грехах, то вечная гибель его несомненна. Покаяние человека, пребывающего в смертном грехе, тогда только может быть признано истинным, когда он оставит смертный грех свой.
Ну так вот, я конечно понимаю, что отчаяние это плохо, но дело в том, что оно наступает не всегда по произволению человека. Даже всегда не по произволению, не знаю человека, который хотел бы в него впасть. Бывают же невыносимые испытания, особенно если это ребенок, и он в отчаянии по вине взрослых.
Так вот и странно, почему тягчаший грех - это тот, который собственно не по вине самого человека. Тут конечно можно спорить, но ведь отчаяться - это все же не убить. Убивают по призволению, а отчаивают обстоятельства.