Психология поста

Психология поста

психолог Виктория Маркелова
(13 голосов4.6 из 5)

Мы живем сейчас в святые дни поста. И снова, и снова мы задаемся вопросом: что есть пост и как нам правильно провести его, чтобы получить тот бесценный дар перерождения и осознания своей жизни.

Весна — это всегда время перемен, это рождение новой жизни. Природа оживает в ожидании тепла, света, солнца. И белый снежный покров потихоньку чернеет и уступает место грязным лужам, которые под ярким солнечным светом превращаются в маленькие ручейки, и с каждым днем становятся все чище и прозрачнее.

Не это ли образ поста, что дан нам самим Создателем?!

И вот, когда мы говорим о психологии поста, очень важно задуматься, что есть пост по своей сути и не является ли внешнее исполнение предписаний уходом от главного смысла?!

Важной психологической категорией является вопрос мотива. Чтобы понять свой истинный мотив, необходимо задать себе вопрос — ДЛЯ ЧЕГО?

Для чего мне пост? Что я хочу получить в результате? Что я почувствую, когда получу то, что задумал? Читателю может показаться, что ответ очевиден и, тем не менее, это не так. Зачастую мы совершаем поступки, совершенно не осознавая, для чего мы это делаем. Происходит это из-за разрыва человека со своими чувствами, и как следствие потеря ощущения себя. Как это происходит? Да очень просто. Когда ребенок маленький, он активно проявляет себя и выражает свои чувства и эмоции совершенно естественным образом. Когда ребенок злится, он кричит и плачет, и это один плач. Когда ему грустно и печально, он плачет совсем по-другому. И родители без слов учатся понимать, что хочет их ребенок. Дети очень естественны в выражении своих чувств. Но по мере того, как они растут, взрослые, подчиняясь правилам социума, учат детей правилам поведения, и, к сожалению, это зачастую приводит к плачевным результатам. Конечно, невозможно представить взрослого человека, который как годовалый малыш заходится в плаче и требует своего. И мы, взрослые, должны учиться приемлемому поведению, но очень важно не отменять чувств, не запрещать чувствовать, а научить детей правильно выражать свои эмоции. Когда ребенку больно, он плачет — и это правильно. Через слезы выходит боль. Случалось ли вам видеть такую картину: ребенок упал, больно ударился, заплакал и бежит к маме. Но вместо того, чтобы обнять и утешить ребенка, она ему скажет, что мало ему, и так ему и надо, и что нечего было баловаться. Хорошо, если только скажет, а то еще и отшлепает. Почему это происходит? Мама сама не осознает своих эмоций и на самом деле, она испуганна, что с ребенком что-то произошло, чувствует себя беспомощной в этой ситуации, и свой страх выражает через агрессию. А что же ребенок? Он сталкивается с полным непониманием. Он нуждался в защите, в поддержке, в любви, а получил наказание и критику, ведь мальчики-то не плачут, и девочек-плакс никто не любит. В итоге, дети учатся скрывать боль и не позволяют проявлять себя, а потом и чувствовать что-либо. А зачем? Чувствовать опасно. Как следствие, критика, наказание, непринятие. Вот так, сами того не замечая, мы учим детей ничего не чувствовать, не осознавать и не жить. Учим скрывать даже от самих себя. Конечно, родители делают это не специально и это не наша вина, а наша общая беда. Даже сейчас в наших образовательных программах очень много внимания уделяют интеллектуальному развитию, и совершенно не обращают внимания на эмоциональный интеллект. Осознание своих эмоций, чувств, потребностей ведет человека к знанию о себе. Это некая рефлексия, наблюдение за собой и четкое видение, что мной руководит, и где я нахожусь. Где мои мысли, где мое сердце. Это то, что в психологии принято называть настоящим моментом, нахождением здесь и сейчас.

Все это давным-давно было сказано в аскетическом опыте Церкви. Суть аскетизма — видеть себя, осознавать свои мысли. Православная психология опирается на нравственные ценности православия, на опыт церкви, на православную антропологию.

Монахи-аскеты не были бесчувственными людьми, и задача аскетического образа жизни — не перестать чувствовать, а научиться отслеживать свои чувства и управлять ими. Отказ от чувств приводит людей к холодности, отстраненности, к страху. И не только от других людей, но и от самих себя. Отсюда и наше законничество и отсутствие любви к людям, и наши жесткие требования по отношению к ним. Вот так и происходит, что мы, христиане, постимся, в храм ходим, молитвы вычитываем, а любви не имеем.

Послушайте, как страшно звучит, вычитываем молитвы! Молитва — это наш разговор с Богом! Это наше общение с любящим Отцом, с Тем, кто всегда ждет и принимает, с Тем, кто любит безусловно, и стоит нам прийти и сказать Ему «прости», как Он нас обнимает и дает утешение!

Возвращаясь к вопросу «для чего», то есть к истинному мотиву, необходимо ответить себе честно — для чего я хочу соблюдать пост? Хочу ли я лучше узнать себя, возможно, я и вовсе не знаю, кто я.

«Когда познаешь себя, тогда сможешь познать и Бога и, как должно, обозреть мыслью творения». (Преподобный Нил Синайский).

Время поста — это прекрасная возможность остановится, вырвать себя из обыденной, непроходящей суеты, состоящей из дел, переживаний, устремлений. Вечных доказательств себе и другим своей успешности, состоятельности (и не важно, будет ли это бизнес, или церковная община). Остановиться и задаться вопросом: «кто я»?

Это вопрос, на который мы ищем ответ всю жизнь. У нас много социальных ролей. Попробуйте, прямо сейчас подумать и ответить — кто я? Ответы могут быть очень разные: имя, статус, роли (жена, муж, мать, директор, учительница). Это все я? Какой я? Для чего я?

Для того чтобы попробовать поразмышлять на эту тему, необходимо обратиться во внутрь себя. Для этого нужно время и, как ни странно, смелость.

Мы готовы заниматься чем угодно и кем угодно, но только не собой. Зачастую, мы убегаем из собственной жизни: кто в работу, кто в алкоголь, в интернет, в игры, кто в другого человека, полностью растворяясь в нем и его делах, кто в церковную ограду. Вы спросите: а разве плохо творить дела милосердия и заниматься другими людьми?! Конечно, хорошо. Но опять встает вопрос мотива. Для чего я это делаю? Делаю я это от полноты своей и желания поделиться или я убегаю прочь от себя, от своих проблем, от своей собственной пустоты и просто заполняю эту пустоту. Не совершаю ли я подмену, прикрываясь постом? Насколько я готов встретиться с собой? Готов ли я познакомиться с собой и заглянуть в свое сердце? Чем оно полно? Любовью ли, радостью, благодарностью или в нем боль, обида, гнев, раздражение? И что делать, если в нем боль и невозможность чувствовать и быть в этом мире? А что если только есть видимость моей жизни, а меня в этой жизни нет? Что если я боюсь ошибок и боли, и потому предпочитаю и вовсе ничего не делать или ищу себя авторитеты в лице гуру, психолога, священника (вариантов масса), которые будут решать все за меня, а я лишь буду следовать их воле. Ведь к послушанию это не имеет никакого отношения. Послушание — это добродетель взрослой личности. А стала ли я уже взрослой личностью? Насколько я готова жить, проживая эту жизнь во всей ее полноте. Не прячась от боли и страдания, позволяя себя чувствовать и проживать каждое мгновение своей жизни?

Для того чтобы погрузиться в такие мысли, необходимо реально освободить себе время. Побыть наедине с самим собой. В полной тишине. Без телевизора, радио, телефона и книг. Выбрать время, и остаться наедине с самим собой. Вернуться к себе, чтобы потом вернуться к Богу, а уж потом вернуться к людям. Только тот, кто есть, может говорить с Богом и предстоять пред Ним. Вот она я! Я здесь! Господи! Услышь меня и посмотри в мое сердце, и Дай мне внутренние зрение и смелость видеть себя, дай мне возможность видеть себя без искажений, увидеть в себе образ Божий и может тогда, приняв все свои чувства, все свои мысли и настоящие мотивы своих поступков, приняв свое несовершенство, я смогу понять и других людей и простить им их несовершенство. И, может, тогда я перестану осуждать и навязывать людям свое мировоззрение, свои мысли и свою правду. Может, тогда мы хоть на мгновение приблизимся к тому чувству любви и принятия, которое и должно бы быть у нас. И оно обязательно есть в нас, коль в каждом человеке образ и подобие Божие.

Пост – это время, что дано нам мудрой матерью Церковью в воспитании нас — неразумных детей. Это время не просто фактических ограничений. И сам отказ от еды или развлечений ни к чему не приведет. Это лишь внешнее средство для достижения высшей цели. Но осознанное воздержание — это действенное средство для человека. Когда ребенок маленький, любящий родитель не разрешает ведь малышу кушать все подряд и не кормит ребенка одним только шоколадом, лишь потому, что ребенку он нравится. Родители устанавливают некие нормы и делают это исходя из любви, понимая, что некие ограничения необходимы. Даже от самой интересной игры нужен отдых. То есть, уже в детстве закладывается правильное отношение к границам, и ребенка учат уметь соблюдать эти границы и в дальнейшем самому их себе устанавливать как в простых потребностях (сон, еда, питье, отдых), так и границы взаимодействия людей друг с другом. И некое осознанное ограничение себя — необходимое и важное средство. С психологической точки зрения, человеку необходимо прислушаться к себе и определить, что именно для него будет отказом и от чего он готов отказаться, но исходя из своей меры, чтобы не превратить пост в озлобление. Из-за гордости человек грешит. По гордости же мы часто превышаем меру возможного для нас ограничения, и тогда цель поста становится от нас все дальше и дальше. Мы уходим во внешнюю сторону воздержания, как бы заигрывая с собой, прячась в очередной раз от глубины своей. Сосредоточив все свои мысли вокруг питания и наблюдением за тарелкой ближнего и его поступками, мы снова и снова бросаем самого себя. И только прощением, милостью и любовью сможем мы встать на путь, который ведет нас к Богу.

Только через обращение человека к самому себе, через осознание себя, через внимание, которое человек сможет уделить самому себе, через истинное покаяние и веру в милосердие Божие, можем мы стяжать духовные плоды, что дает нам это прекрасное время. Все, что я осознаю, уже не управляет мной. И честный взгляд, обращенный вовнутрь, дает нам возможность почувствовать любовь и благодарность. Благодарность Господу за нашу жизнь, за возможность видеть красоту этого мира, познавать жизнь со всеми ее горестями и радостями, возможностью почувствовать, как время поста дается нам в осознание себя и своих ограничений, и почувствовать всю радость обретения в себе любви и стремления духа к победе над тьмой и смертью и обретение душой пасхального воскресения!

Автор: Виктория Маркелова

Психолог Синодального Миссионерского отдела Московского Патриархата

Источник: svt-nikolay.cerkov.ru

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Комментировать