Здравствуйте, Марина! Спасибо за информацию. Конечно, я постоянно обращаюсь к духовной и психологической литературе. Название сборника, который Вы мне рекомендуете, по-моему, звучит интригующе. Дело в том, что по прошествии 20 лет с того момента, как я начала вникать в психологическую науку, что периодически сопровождалось занятиями с психологами, и 9 лет воцерковления, которое включает в себя катехизацию и приобщение к Таинствам, назрело убеждение в том, что святоотеческая аскетическая практика и методы светской психологии несовместимы и даже противоречат друг другу. Насколько мне известно, основоположником психологии был Зигмунд Фрейд, и то, что предлагает он как основной путь к исцелению - это приспособление человеческого Эго в его неограниченном развитии к обстоятельствам окружающего мира. Проще говоря, все это базируется на укреплении самолюбия и вере в то, что человек - замкнутая самоорганизующаяся система. Роль же терапевта заключается в том, чтобы вмешаться в этот процесс там, где он плохо отрегулирован, и кое-что "подправить". Напротив, учение о человеке в христианстве (христианская антропология), говорит нам о том, что источником бытия человека является Бог и утверждает, что мы были созданы как человечество, то есть совокупность связанных между собой уникальных личностей, обладающих общей единой человеческой природой. Поэтому исцеление каждого отдельного человека немыслимо в отрыве от всех остальных людей, с которыми он сосуществует и пребывает в общении, а искоренение страстей возможно только при участии силы Божией, то есть Его благодати. Не понимаю, как это может работать вместе, если наблюдаются такие принципиальные различия в теории. Возьмем, к примеру, психоанализ, при помощи которого пробуют вызвать из подсознания какие-то признаки причин заболевания. Так или иначе, все сводится к детским переживаниям, которые якобы оставили печать на психике, и она неадекватно реагирует на какие-то события в настоящем. Считается, что для ее восстановления нужно: во-первых, осознать, что это было; во-вторых, понять, как оно отразилось на состоянии нервной системы; в-третьих, заложить механизм более эффективной жизнедеятельности. Если с первыми двумя этапами можно обойтись без нравственного выбора, то с последним - никак. Это я пишу как пациент, который прошел на своем опыте путь психологической коррекции. В итоге, то, что остается человеку верующему - это терпение в своей болезни, смирение в своей судьбе и покаяние в своих грехах. Все остальные варианты очень спорны с точки зрения христианства и вызывают свои "побочные эффекты". Порой, это похоже на погоню за призраками (чуть ли не на охоту за ведьмами
). Например, в гештальте предлагают "завершить цикл", но где его начало и где - конец, не знает никто. Человек терзается болезненными переживаниями, старается изо всех сил придумать какой-то новый вариант поведения, и так может продолжать до бесконечности, но чаще всего, пока не кончатся деньги...
Так к чему же я веду: стоит ли доставать из шкафов все эти скелеты, ворошить грязное белье и бередить прошлые раны? А что если все гораздо проще: психосоматическое расстройство вегетативной нервной системы - это последствия чего-то неправильного, и оно может остаться даже тогда, когда здесь и сейчас человек стал жить христианской жизнью, а если Господь сподобит, то совершиться чудо, и человек избавиться от этой болезни! И ключевое слово в том, что на это должна быть Божия воля, потому что никто из грешников не может знать Его Промысл о нас, что нам полезнее для спасения души. Но психологи говорят: мы знаем. Как можно поверить в то, что кто-то из мирских людей, пускай даже воцерковленных (про безбожников не говорю, а Зигмунд Фрейд как раз из неверующих), при помощи каких-то специальных техник может повлиять на душу живого человека так, чтобы там что-то изменить к лучшему?
Марина, поймите меня правильно, я без претензий, просто я в некоторых сомнениях в целесообразности такой смеси психологии с аскетикой. Не будьте строги к моим выражениям, я терминами не владею, написала своими словами, как я это понимаю. На самом деле, мои запасы и доверия и денег истощились, я устала от походов по врачам, которые на поставленные мною вопросы конкретных ответов не дают. К психотерапевтам у меня тоже сформировался некий "барьер", потому что у них, насколько мне известно, одна причина на все: повышенный уровень тревожности. И что интересно, они верят в то, что чувство тревоги живет исключительно в теле и таблеточки достаточно для его исчезновения. А как же быть с тем, что мы знаем из предания святых отцов, которые говорят о возникновении таких чувств в душе человека при приближении злых духов? Здесь уже химия явно не поможет, а люди глотают эти дорогостоящие препараты пачками...
В общем, я в замешательстве. Боюсь впасть в глубокое двоедушие. Какая-то путаница образовалась. Может быть, Вы меня успокоите как-то. Не знаю, стоит ли мне в этом всем копаться. Прихожу к выводу, что следует сосредоточиться на том, что предлагает Святая Церковь. Иначе не избежать духовных ловушек, выход из которых здоровья точно не прибавляет. По крайней мере, чтоб не стало хуже.