"здоровый гнев"

Юлия Володина

Пользователь
Добрый вечер! Вопрос состоит в следующем. Вся христианская аскетика направлена на борьбу со страстями. Гнев является грехом и связан с тем, что человек испытывает чувство злости (т. е. с агрессией). Современная светская психология содержит установку на то, что невыраженные эмоции или неотреагированные ситуации плохо сказываются на состоянии здоровья (невроз, психосоматические расстройства и др.) Научиться сдерживать себя в словах и поступках в тот момент, когда на тебя нападают "ближние" - первый шаг к обузданию этой страсти. Но оказывается, что само негативное чувство при этом не исчезает и действует разрушительно на тело, даже если этого не осознаешь. Таким образом, если человек не научился правильно переживать те состояния, которые у него возникают в момент стресса, но идет по пути борьбы со страстями, он неминуемо пострадает и будет болеть? За четыре месяца занятий с психологом, которая считает себя христианкой, мне так и не удалось внести ясность: существует ли какой-либо компромисс между "терпеть, молчать и болеть" и "давать сдачи и получать временное облегчение". Дело в том, что, как известно, самый тяжелый грех - это когда ты уже можешь промолчать и уступить, но не делаешь этого в угоду себе, зная, что так будет лучше для меня, любимого. Кроме того, гнев, как оказалось, может быть "замаскирован" под страх или эмоциональное онемение, т. е. в момент стресса чувство злости не осознается человеком, но спустя некоторое время (как боль, появляющаяся после прекращения действия обезболивающих средств, например) может вспыхнуть с огромной силой, а время уже ушло, человек не отреагировал на ситуацию, отношения не изменились к лучшему и ему остается только "сидеть на горящих углях"! Как бы не променять свое первородство на чечевичную похлебку...
 
Добрый день Юлия. Вы спрашиваете, существует ли компромисс между подавлением в себе гнева и тем, чтобы обрушить его на ближнего. Я не буду называть это компромиссом, но такой вариант используется и хорошо описан в святоотеческой аскетике. Но чтобы к этому прийти, необходимо решать эту проблему не на уровне "стимул-реакция", не в плоскости психологии, а на уровне выше. Условно в данном тексте) обозначу его, как уровень духовности.
Как результат такой работы будет то, что вы сможете управлять своим гневом, но при этом не подавлять, а как бы растворять его, заменяя добродетелью кротости.
Тем самым вы сможете обойтись без того, чтобы выплескивать гнев в том случае, если он овладевает вами. И, одновременно, не будете его копить в себе до такого состояния, что он будет разрушать вас изнутри, переходя в психосоматику.
Во многих святоотеческих текстах описаны способы борьбы со страстями. Это касается не только гнева, но и других страстных состояний.
Если поставить перед собой такую задачу, то научиться этому этому можно. Но, поскольку это духовные практики, то мы, работая над исцелением от гнева, или какого-то другого страстного состояния, прежде всего уделяем внимание внимательному наблюдению за своими помыслами, молитве, покаянию... Исцеление от страсти - это дар Духа Святого. Совершается это благодатью но при активном и осознанном участии самого человека. Это всегда совместный труд. Зачастую процесс этот длительный, непростой, с откатами назад (падениями). И результат получается тогда, когда наше намерение устойчиво. И мы готовы трудиться в целом над своим духовным исцелением.
Был издан сборник в издательстве Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры:
Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами.
Мной там написаны две статьи (о гордыне, и о страсти блуда). В том числе там есть статья об исцелении от страсти гнева. Автор этой статьи психолог Шеховцова Л.Ф.
Надеюсь, что прочитав эту статью, или этот сборник в целом, вы найдете ответы на свои вопросы.
 
Последнее редактирование:

Юлия Володина

Пользователь
Здравствуйте, Марина! Спасибо за информацию. Конечно, я постоянно обращаюсь к духовной и психологической литературе. Название сборника, который Вы мне рекомендуете, по-моему, звучит интригующе. Дело в том, что по прошествии 20 лет с того момента, как я начала вникать в психологическую науку, что периодически сопровождалось занятиями с психологами, и 9 лет воцерковления, которое включает в себя катехизацию и приобщение к Таинствам, назрело убеждение в том, что святоотеческая аскетическая практика и методы светской психологии несовместимы и даже противоречат друг другу. Насколько мне известно, основоположником психологии был Зигмунд Фрейд, и то, что предлагает он как основной путь к исцелению - это приспособление человеческого Эго в его неограниченном развитии к обстоятельствам окружающего мира. Проще говоря, все это базируется на укреплении самолюбия и вере в то, что человек - замкнутая самоорганизующаяся система. Роль же терапевта заключается в том, чтобы вмешаться в этот процесс там, где он плохо отрегулирован, и кое-что "подправить". Напротив, учение о человеке в христианстве (христианская антропология), говорит нам о том, что источником бытия человека является Бог и утверждает, что мы были созданы как человечество, то есть совокупность связанных между собой уникальных личностей, обладающих общей единой человеческой природой. Поэтому исцеление каждого отдельного человека немыслимо в отрыве от всех остальных людей, с которыми он сосуществует и пребывает в общении, а искоренение страстей возможно только при участии силы Божией, то есть Его благодати. Не понимаю, как это может работать вместе, если наблюдаются такие принципиальные различия в теории. Возьмем, к примеру, психоанализ, при помощи которого пробуют вызвать из подсознания какие-то признаки причин заболевания. Так или иначе, все сводится к детским переживаниям, которые якобы оставили печать на психике, и она неадекватно реагирует на какие-то события в настоящем. Считается, что для ее восстановления нужно: во-первых, осознать, что это было; во-вторых, понять, как оно отразилось на состоянии нервной системы; в-третьих, заложить механизм более эффективной жизнедеятельности. Если с первыми двумя этапами можно обойтись без нравственного выбора, то с последним - никак. Это я пишу как пациент, который прошел на своем опыте путь психологической коррекции. В итоге, то, что остается человеку верующему - это терпение в своей болезни, смирение в своей судьбе и покаяние в своих грехах. Все остальные варианты очень спорны с точки зрения христианства и вызывают свои "побочные эффекты". Порой, это похоже на погоню за призраками (чуть ли не на охоту за ведьмами :)). Например, в гештальте предлагают "завершить цикл", но где его начало и где - конец, не знает никто. Человек терзается болезненными переживаниями, старается изо всех сил придумать какой-то новый вариант поведения, и так может продолжать до бесконечности, но чаще всего, пока не кончатся деньги...
Так к чему же я веду: стоит ли доставать из шкафов все эти скелеты, ворошить грязное белье и бередить прошлые раны? А что если все гораздо проще: психосоматическое расстройство вегетативной нервной системы - это последствия чего-то неправильного, и оно может остаться даже тогда, когда здесь и сейчас человек стал жить христианской жизнью, а если Господь сподобит, то совершиться чудо, и человек избавиться от этой болезни! И ключевое слово в том, что на это должна быть Божия воля, потому что никто из грешников не может знать Его Промысл о нас, что нам полезнее для спасения души. Но психологи говорят: мы знаем. Как можно поверить в то, что кто-то из мирских людей, пускай даже воцерковленных (про безбожников не говорю, а Зигмунд Фрейд как раз из неверующих), при помощи каких-то специальных техник может повлиять на душу живого человека так, чтобы там что-то изменить к лучшему?
Марина, поймите меня правильно, я без претензий, просто я в некоторых сомнениях в целесообразности такой смеси психологии с аскетикой. Не будьте строги к моим выражениям, я терминами не владею, написала своими словами, как я это понимаю. На самом деле, мои запасы и доверия и денег истощились, я устала от походов по врачам, которые на поставленные мною вопросы конкретных ответов не дают. К психотерапевтам у меня тоже сформировался некий "барьер", потому что у них, насколько мне известно, одна причина на все: повышенный уровень тревожности. И что интересно, они верят в то, что чувство тревоги живет исключительно в теле и таблеточки достаточно для его исчезновения. А как же быть с тем, что мы знаем из предания святых отцов, которые говорят о возникновении таких чувств в душе человека при приближении злых духов? Здесь уже химия явно не поможет, а люди глотают эти дорогостоящие препараты пачками...
В общем, я в замешательстве. Боюсь впасть в глубокое двоедушие. Какая-то путаница образовалась. Может быть, Вы меня успокоите как-то. Не знаю, стоит ли мне в этом всем копаться. Прихожу к выводу, что следует сосредоточиться на том, что предлагает Святая Церковь. Иначе не избежать духовных ловушек, выход из которых здоровья точно не прибавляет. По крайней мере, чтоб не стало хуже.
 
Вернемся к вашей проблеме. Если, как вы пишите, вы понимаете суть аскетики где гнев понимается как страстное состояние, тогда для вас должно быть вполне очевидно, что психология, которая идет по пути подавления гнева или предлагает его выражать во вне - это не тот способ, который вас устраивает. В чем же дело? Используйте те наработки, которые имеются в святоотеческой аскетике о борьбе со страстями.
Я реально не понимаю, в чем проблема. Следует трудиться именно в этом направлении.
Теперь о книге. Она была издана в православном издательстве. И прошла через серьезных рецензентов. Возможно, чтобы говорить предметно, следует сначала ее прочитать. И таким образом есть вероятность что кое-то для вас проясниться. Мне не хочется сейчас вступать в полемику на тему несовместимости аскетики и психологии. Потому что именно там эти вопросы рассматриваются в той мере где это возможно. А также где это недопустимо. И почему.
Судя по вашим представлением о психоанализе и гештальте - они довольно отрывочны и поверхностны. У меня также есть статьи об этих направлениях психотерапии. Я там рассматриваю их слабые места и ограничения. Основное несоответствие психологии и аскетики именно в восприятии человека, во взгляде на него, в антропологическом представлении. Несоответствие связано с тем, что светская психология не рассматривает человека как существо трех составное - дух-душа-тело. (У некоторых святоотеческих авторов дух - это высшая часть человеческой души. А значит грань между психикой и духом у человека очень тонка). Психология же - это наука. А как известно, понятие духовности наука не исследует. Психология смотрит на человека как на биологическое существо с высокоразвитой психикой. Такой взгляд приводит к тому, что в ее подходах уже заложено ограничение. И как вы правильно заметили, зачастую упор идет по укреплению эго и приспособлению человека к его среде и окружению в земной жизни. И это, возможно, основной конфликт между психологией и аскетикой. Ведь для христианского аскета жизнь не заканчивается земным существованием.
Но продолжим говорить об эго и его укреплении. Тут даже дело не в том, насколько оно развито в человеке, а важно то, какова его (эго) направленность, его вектор. Как бы это пародоксально не звучало, то христианским аскетом в полной мере может быть человек с сильным эго. В данном контексте имеется ввиду, что только такой человек способен ставить перед собой ясные и конкретные цели, следовать своему намерению, продолжать путь не смотря на искушения и падения. Но это уже не будет выглядеть как эгоцентризм. Иными словами, как любовь к себе в нашем человеческом понимании. Эгоцентризм трансформируется в христоцентризм. И в аскетике это имеет особое название преображение. Это уже не любовь к себе на плотско-душевном уровне, где во многом идет потакание своим страстям. А любовь к себе на уровне духа. Эта часть собственной личности становится для аскета наиболее приоритетной, важной, ценной. И проявляется такая перемена в человеке, как то, что любовь ко Христу выходит на первый план. Иными словами, в нем умирает ветхий человек, и он одновременно взращивает в своей душе Христа. Это сложный, трудный, и очень болезненный процесс для нашей самости, для нашего прежнего эго, заточенного на любовь к своим плотско-душевным комфортным состояниям. Он болезненный ровно в той мере, насколько человек отождествлен со своим эго.
Я допускаю, что то, что я написала не совсем вам понятно, или вызывает сомнение. Дело в том, что всегда трудно описывать человека, особенно его внутреннюю жизнь, динамику развития личности в том числе и в духовном аспекте, через термины. Прежде всего они, эти термины, должны быть четко определены. И здесь тоже большая проблема. Язык психологии не подходит для языка православной аскетики. Однако надо помнить, что это все касается человека. И психологи и православные аскеты ищут возможность показать нам путь, приводящий человека к его целостности, иными словами - к исцелению. Однако, они могут и нарушение целостности описывать по-разному, и причины, приведшие к тому, что человек утратил свою целостность...
У психологов это и о внутренних конфликтах, и о невротических состояниях... У аскетов о страстных состояниях, об искушениях, о том, что человек заражен семенем сатаны - гордыней... Но это не значит, мы не должны искать возможности говорить о том, как прийти к исцелению. И мы должны и можем использовать все возможности, которые у нас есть, все знания, которые накопило человечество. При этом понимая и отдавая себе отчет в ограничениях того или иного подхода. Понятно, что придется серьезно потрудиться для того, чтобы "отделять зерна от плевел". И понятно, что есть вещи, которые психологи никогда не смогут описать, а значит и решить во всей полноте. Это не их уровень. Но есть проблемы, которые решаются на уровне психологии. И есть проблемы, которые не удастся решить на духовном уровне, просто перескочить или проигнорировав уровень душевности (психики).
На моей странице во ВК есть много коротких заметок по разным темам практической работы в концепции православной психотерапии. И там я делаю попытки объяснять какие-то теоретические или практические части своей работы.
Вы пишите еще, что пребываете в замешательстве. И боитесь впасть в двоедушие. Мне это не совсем понятно. Ну да ладно. Пишите еще, что боитесь ловушек. Тут я согласна. Никто не вправе вас в эти "ловушки" подталкивать. Ведь все зависит опять же от намерения и духовной силы человека. Насколько он верит в то, что Христос - это Истина. И именно эта вера способна провести его через все "ловушки". А выход из которых, в первую очередь еще больше укрепит веру, сделает его духовно крепче и личностно взрослее. При этом все остальное становится второстепенным и малозначимым.
Но идти этим путем - всегда свободный выбор человека. И его личная ответственность.
Вот почему мне хочется закрыть эту тему. Возможно вам сейчас не по силам, продвигаться дальше (вы выразились "копаться"). Вполне можно продолжать жить не задавая вопросов, или удовлетворяться простыми ответами. И при этом сохранять видимость покоя. Это тоже выбор. Однако, если человек намерен опытно познать Истину, то это всегда происходит через психологический и телесный дискомфорт, иными словами через крест, через добровольное согласие на крест.
 
Последнее редактирование:

Юлия Володина

Пользователь
[QUOTE="Легостаева Марина Вениаминовна, post: 4346,
Но идти этим путем - всегда свободный выбор человека. И его личная ответственность.
Вот почему мне хочется закрыть эту тему. Возможно вам сейчас не по силам, продвигаться дальше (вы выразились "копаться"). Вполне можно продолжать жить не задавая вопросов, или удовлетворяться простыми ответами. И при этом сохранять видимость покоя. Это тоже выбор. Однако, если человек намерен опытно познать Истину, то это всегда происходит через психологический и телесный дискомфорт, иными словами через крест, через добровольное согласие на крест.[/QUOTE]
Марина, Вы правы, полемика не имеет смысла, так как я все-таки по образованию экономист, а не психолог. В целом, мне понятно все то, о чем Вы написали, и я не берусь это отрицать.
Изначально, я шла по пути полного доверия тем специалистам, к которым обращалась за помощью. Потом поняла, что необходимо вникать самой в то, что происходит, поскольку что-то меня стало настораживать. В последний раз я прибегла к услугам психолога, зная, что это верующий православный человек. Это было основным условием моего решения пойти на психотерапию. В процессе нашей работы мы пришли к тому, что как будто бы должен быть какой-то компромисс между тем, что является грехом, и тем, что необходимо для моего оздоровления. Например, то, что в христианстве относится к грехам плотской нечистоты, мне преподносилось как надежный и полезный путь врачевания моей психики. В результате, между нами возникло некое подобие противостояния, которое стоило мне много сил и энергии. Слава Богу, это привело к укреплению моей веры, но состояние моего организма не улучшилось. Я не жалею, что приобрела такой опыт, потому что действительно получила ту поддержку, в которой нуждалась в тот момент. При этом практически разуверилась в том, что психосоматические нарушения корректируются психологическими методами (впрочем, как и медикаментозными). Сейчас приходится размышлять о том, как мне правильно относиться к моему недугу, то есть рассудить, чего же больше будет, пользы или вреда, если продолжить углубляться. Мне бы хотелось приобрести не видимость душевного покоя, а истинный ПОКОЙ души, и не факт, что его дадут мне занятия с психологом. Тут могу пояснить о двоедушии: очень сложно немощному человеку, слабому умом и неуверенному сердцем, отделять "зерна от плевел". Постоянное колебание между грехом и Богом в попытках примирить психологическую науку и науку об аскетике может привести к окончательному истощению человека на всех трех уровнях его бытия. Очень немногие из нас наделены добродетелью смиренномудрия и способны на тонком (психическом) уровне различать добро и зло. Кроме того, не хочу быть обманутой, потеряв и время и деньги, которых всегда не хватает. Поэтому сейчас, пока позволяют жизненные обстоятельства, собираю информацию из этой области и анализирую ее. Кстати, создала аналогичную тему на форуме "Азбука веры": https://azbyka.ru/forum/threads/zdorovyj-gnev.20240/page-2#post-310268.
Искренне порадовалась за Санкт-Петербург, когда увидела в новостях по телеканалу "Союз" репортаж о собрании православных психологов. К сожалению, в Минске мне пока не удалось встретить таких специалистов, кому можно было бы довериться, чтобы работать в этом направлении. Прошу простить меня, если какие-то из моих высказываний и в целом моя подозрительность в отношении психологии Вас огорчили. Это всего лишь часть моего личного поиска Истины, не более того.
 
"Изначально, я шла по пути полного доверия тем специалистам, к которым обращалась за помощью. Потом поняла, что необходимо вникать самой в то, что происходит, поскольку что-то меня стало настораживать".
Действительно, не следует слепо доверять никому. Для этого человеку следует в себе развивать добродетель рассуждения. По крайней мере, в святоотеческой аскетике некоторыми святыми отцами эта добродетель считается наиважнейшей.
Теперь про "ПОКОЙ души", который вы намерены обрести. И тут я с вами согласна полностью. Действительно, " не факт, что его дадут занятия с психологом". Если проблемы не будут решаться на уровне духа, то они так и останутся невротическими проблемами. Поскольку многие невротические состояния являются внешним проявлением глубинного конфликта человека. А он, как было сказано выше, лежит вне сферы психологии.
В итоге мне не совсем понятно за что вы просите прощения. Ну да ладно. Видимо это просто такая форма общения.
 
Последнее редактирование:

Юлия Володина

Пользователь
Марина, с праздником! Крепкой веры и помощи Божией!
Мне и самой непонятно, почему и зачем я прошу прощения... Прочитала Ваши слова в своем приходском храме, сидя в одиночестве и тишине - и расплакалась! Моя цель - свобода во Христе, но в душе стоит "печать раба". Чтобы не расстраиваться, называю это так: "комплекс чебурашки". "Чебурашка" - это тот, кто сидит во мне, с кем я спорю и веду борьбу, я обвиняю его, а он - меня, потом я перед ним извиняюсь, мы с ним друг друга и любим и ненавидим, иногда я его страшусь или он от меня прячется и т.д. и т.п. Порой он принимает облик каких-то людей из моего окружения и тогда начинается ярмарка моих "господ". Отсюда и невроз, видимо: слишком много разных острых внутренних переживаний и сильных эмоций (страх, гнев и др.), которые поглощают жизненные силы. В общем, моя вторая виртуальная жизнь представляет собой сцену, где постоянно разыгрывается какой-то трагикомический спектакль. Изо всех сил стараюсь возложить свое упование на Господа Бога, однако готова принять и то, что понадобится снова психологическая помощь.
 
Да, действительно, у меня создалось впечатление, что вы находитесь с собой все время в каком-то непрерывном диалоге. И, отвечая на мои посты, при этом продолжаете этот диалог с собой, отвечая как бы сама себе, или полемизируя сама с собой.
И если уже говорить о работе с психологом, я бы посоветовала, чтобы это была систематичная работа, а не от случая к случаю. И лучше не менять психологов а продолжать работать с тем, к кому у вас больше доверия. Частая смена психологов, а также прерывание терапии - это плохие симптомы. Такая стратегия малопродуктивна и более того, психологические защиты будут только укрепляться, становиться все более изощренными, менять свою форму. А это не способствует достижению устойчивого результата.
Всего вам доброго. Успехов в познании себя!
 
Сверху