Православные подвижники о здоровье

Православные подвижники о здоровье

Когда кто живет беспорядочно и не бережёт здоровья, то происходит избыток или недостаток чего-нибудь в теле, и потом человек делается от этого больным: а прежде этого вовсе не существовало болезни, и она не была когда-либо чем-нибудь самобытным, и опять, по исцелении тела, болезнь уже вовсе не существует.

Авва Дорофей

* * *

А когда б вы были всегда здоровы, по всему довольны, и покойны, и веселы, то, кто знает, может быть, тогда и вы, как и прочие люди, уклонились бы в рассеянную жизнь и жили бы по вкусу нынешнего века. Но Бог, предвидя все, предохраняет нас, как Отец милосердый, от всего бесполезного и Ему неугодного. А потому не смущайтесь вы и не испытывайте, почему случается не то, чего хочется, а то, чего никогда бы не хотелось. Ибо Бог лучше знает, что для нас полезнее — здоровье или нездоровье. А наш долг с детской покорностью все принимать от Отца Небесного, хотя бы то было и горькое… и говорить: «Отче наш, да будет воля Твоя!», — или так говорить, как один старец богомудрый говаривал: «Пришла ко мне болезнь, слава Тебе, Господи! Болезнь моя увеличилась, слава Тебе, Господи! Болезнь моя сделалась неисцельною, слава Тебе, Господи! Ибо мне лучше быть на небе с Тобою, нежели с людьми на земле». А по этому примеру даруй, Господи, и вам все случающееся благодушно переносить, и за все благодарить, и Бог спасения будет всегда с вами.

преподобный Антоний Оптинский (Путилов))

* * *

Скудость во всем называют матерью здравия.

Исидор Пелусиот

* * *

Здоровье не от одной пищи зависит, а наиболее от душевного спокойствия.

святитель Феофан Затворник

* * *

Заболевший познает цену здравия.

Авва Исайя (Скитский)

* * *

Если посмотреть на человека здорового и посмотреть на человека, долговременно страждущего, и рассмотреть состояние души одного и другого, то кого из них назвать блаженным или окаянным — здорового или страждущего? Например, вы в болезни своей сколько раз приносили раскаяние во грехах своих перед Господом Богом и перед духовным отцом и приобщались Святых Таин? Между тем здоровому человеку некогда и подумать о грехах, и если случится поговеть (подготовиться к исповеди и причастию) однажды в год, то не столько из усердия, сколько из приличия, чтоб сказать: «И я нынче говела». А исповедь бывает такая — больше немая, то есть ничего, кажется, нет на душе. Вы в болезни своей сколько из глубины души испустили перед Богом тяжких воздыханий, которые все видит и слышит Господь. Но у здоровых совсем бывает не то, если же и они когда вздыхают, то больше о том, когда долго не видят кого, когда давно не имеют весточки о чем. Вы в болезни своей нередко орошали лицо свое слезами, а здоровые люди вместо слез сколько каждый день потратят мыла на лицо свое, чтоб было чисто, а об душе ни слова. Вы в болезни своей очи свои часто с молитвой обращаете к образу Христа Спасителя и к Пречистой Его Матери, а здоровые дамы или девы вместо образа раз по сто в день посмотрят на себя в зеркало, а помолиться хорошенько или перекреститься как должно некогда. А потому вы ныне в болезненном состоянии своем блаженнее всех здоровых, окружающих вас, а к этому еще и вечное блаженство на Небесах приготовлено для вас от Господа Бога, о чем во страдании своем радуйтесь вы и веселитесь, и от всей души благодарите Милосердого Бога, что у Него для страждущих приготовлено великое множество милости и утешения, которые в свое время получите вы за молитвы Богородицы.

преподобный Антоний Оптинский (Путилов))

* * *

Не хвалитесь и своим здоровьем, как душевным, так и телесным: вам известно, что это последнее происходит от первого, то и надо попечение иметь более об исцелении душевных язв, дабы явиться в будущий век не безобразно; тело хотя и болит, но оно временно и все сгниет, а душа вечна и бессмертна! Теперь особенно в постное время займитесь лечением ее. Врач всегда готов подать врачевство, но дело состоит за нами.

преподобный Макарий Оптинский (Иванов))

* * *

Грехи души есть раны души. Разве может душа израненная иметь тело здоровое?

святитель Николай Сербский (Велимирович))

* * *

Здоровье не есть прямое добро, если кто употребляет его не по надлежащему, а на худые дела или на безумное действие, что тоже не безвинно.

Святитель Иоанн Златоуст

* * *

Если заботишься о телесном здоровье, то уважай довольство малым, потому что от последнего происходит первое. Если же роскошью доводишь тело до того, что оно тучнеет и скачет, то, сам того не примечая, не только вооружаешь его против души и делаешь необузданным, но еще приготовляешь в нем корень и источник неисцельных болезней.

Исидор Пелусиот

* * *

Если здоров ты телом, то не превозносись, а бойся, ибо как многострунные гусли в руке человека, так всякая плоть в руке Иисуса Христа, Спасителя нашего.

преподобный Ефрем Сирин

* * *

Бывает, что болезнь схватывает, чтобы пробудить душу заснувшую.

святитель Феофан Затворник

* * *

Подавляйте прорывы диавольских похотений, и прогоняйте толпы вражеских помыслов, ибо от сего наше душевное здравие и благобытие.

преподобный Феодор Студит

* * *

Не будем ни слишком высоко ценить во всяком случае здоровье, ни слишком осуждать болезнь.

святитель Григорий Богослов

О худом своем здоровье не скорби, не малодушествуй, но мужественно при помощи Божией терпи с благодарением, благословляя Премилосердого Господа, попустившего нам такую слабость к чувствованию о своей неизбежной и неминуемой смерти, ибо мы с тобой и биемы — не чувствуем, даже не умиляемся и не поощряемся к покаянию. это нечувствие существует в нас наиболее от рассеянности нашего ума, разговоров и попечений о делах внешних, ибо худо стараемся… поуединиться и наедине помолиться; а по тому самому и пребываем, как бесплодные смоковницы, не творящие ни малого плода (Лк. 13:6). Но что же будем делать?.. Да смирим себя и да восприимем мытарев образ покаяния, повсечасно внутрь нас вопия: «Боже! Милостив буди мне грешному и по всем частям непотребному, и не как я хочу, но как Ты, Господи, хочешь, исправь мою жизнь ко спасению» (Лк. 18:13; Мф. 26:39)… Слава Великодаровитому Господу Богу нашему Иисусу Христу. Вот уже мы на этом свете шестой десяток годов доживаем, но никогда ни единого беспризренного больного, по улицам валяющегося, не видали, но все милосердием Его, Создателя нашего и Искупителя, приняты христолюбцами под кровы и по достоянию упокоеваемы. Вы для утешения своей немощи вспоминайте Василия, «злонравного раба», изгнанного господином из дому во время голода, как терпением спасся; о чем написано в житии святителя Нифонта.

преподобный Лев Оптинский (Наголкин))

* * *

Поражается плоть, чтобы исцелилась душа; умерщвляется грех, чтобы ожила правда.

святитель Василий Великий

* * *

Болезни и для духовной моей части служат некоторым очищением, а в очищении всякий имеет нужду, как бы ни был он крепок.

святитель Григорий Богослов

* * *

Для стяжания славы (истинной) нет ничего равного терпению, проявляющемуся при болезнях.

святитель Иоанн Златоуст

Иногда для грешников лучше болеть, чем быть здоровыми, когда болезнь содействует им к спасению. Ибо болезнь притупляет и врожденные побуждения у человека ко злу, и тем, что человек переносит страдания, связанные с болезнью, она, как бы уплачивая долг за соделанные грехи, делает человека способным к принятию сначала здравия души, а затем и телесного здравия.

святитель Григорий Палама

* * *

Кто не чувствует мужества терпеть болезнь, то лучше прибегать к лекарям, все же помощи ожидая от Бога, ибо Он вразумляет лекарей.

святитель Феофан Затворник

* * *

Что больна, — не беда: грешным людям это — очищение; как огонь очищает железо от ржавчины, так и болезнь врачует душу.

преподобный Анатолий Оптинский

* * *

Больному, прежде всякого другого дела, надо поспешить очиститься от грехов и в совести своей примириться с Богом. Этим проложится путь к благодетельному действию лекарств. Известно, что был какой-то знаменательный врач, который не приступал к лечению, пока больной не исповедуется и не причастится Святых Тайн; и чем труднее была болезнь, тем он настойчивее этого требовал.

святитель Феофан Затворник

* * *

Болезнь для человека является милостью Божией. И если христианин примет как Богом посланное для пользы душевной и благодушно будет терпеть болезненное свое состояние, то он идет прямым путем в рай… Болезни — молотьба: чем больше ударов, тем больше зерен выбьется и тем богаче умолот. Потом надо зерно под жернова, затем муку в смешение теста и вскисание его, потом — в виде хлеба — в печь и, наконец — на трапезу Божию.

святитель Феофан Затворник

* * *

Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения.

преподобный Амвросий Оптинский (Гренков))

* * *

Больной и бедный — не жалуйся и не ропщи на свою судьбу, на Бога и людей, не завидуй чужому счастью, берегись уныния и особенно отчаяния, покорись всецело Промыслу Божию. Один старец, страдавший водяною болезнию, говорил братиям, которые приходили к нему с желанием лечить его: «Отцы, молитесь, чтобы не подвергся подобной болезни мой внутренний человек, а что касается до настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы Он не вдруг освободил меня от нее, ибо насколько внешний наш человек …тлеет, настолько внутренний …обновляется (2Кор. 4:16)

преподобный Серафим Саровский

* * *

Один старец говорил о бедном Лазаре: «Не видно в нем ни одной добродетели, которую бы делал он. И только одно находил в нем — то, что он никогда не роптал на Господа, как бы на не творящего ему милости. Но с благодарностиюпереносил болезнь свою, — и посему Бог принял его».

Афонский Патерик

* * *

Равную награду получает больной и кто служит ему.

преподобный Пимен Печерский, Многоболезненный

* * *

Не убий. Убивают, между прочим, и врачи от неведения болезни больного, прописывая ему вредные лекарства. Убивают и те, которые не хотят лечиться или лечить больного, коему необходима помощь врача. Убивают те, которые раздражают больного, для которого раздражение гибельно, например, подверженного чахотке, и тем ускоряют его смерть. Убивают те, которые не подают в скором времени, по скупости или по другой недоброй причине, врачебного пособия больному, хлеба голодному.

праведный Иоанн Кронштадтский

* * *

Брат спросил авву Арсения: «Есть некоторые добрые люди. Почему они во время смерти подвергаются великой скорби, будучи поражены болезнию телесною?» «Потому, — отвечал старец, — чтобы мы, как бы солию досолившись здесь, отошли туда чистыми».

Афонский Патерик

* * *

Равный вред душе в обоих случаях — и когда плоть непокорна, от избытка здоровья предаваясь неистовым порывам, и когда от мучительных болезней изнурена, расслаблена и неподвижна. Потому что душа при таком состоянии тела не имеет времени возводить взоры горе, но по всей необходимостибывает занята ощущением боли; и ослабевает, подавляемая злостраданием тела. Вся жизнь да будет временем молитвы.

святитель Василий Великий

* * *

В опасных болезнях заботься сперва об очищении своей совести и о спокойствии своей души. Болезни наши большею частью происходят от грехов, почему лучшее средство к предупреждению и исцелению от них состоит в том, чтоб не грешить. Все самые тяжкие скорби и несчастья переносятся людьми легче, чем тяжкие недуги телесные. Несомненный знаток в деле терзания, мучения людей — сатана — пред лицом Самого Бога засвидетельствовал, что телесные болезни невыносимее всех других несчастий, и что человек, мужественно и безропотно переносящий другие бедствия, может ослабеть в своем терпении и поколебаться в преданности Богу, подвергшись тяжкой болезни. Господь для того и болезни посылает, чтобы помнить о смерти и от памяти перевесть к тому, чтобы болящий озаботился, наконец, и приготовлением к смерти. Многие болезни Господь исцеляет через врачей и другие средства. Но есть болезни, на излечение которых Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье. Когда болезнь тяготит нас, не надобно скорбеть нам о том, что от боли и язв мы не можем воспевать псалмы устами. Ибо болезни и раны служат к истреблению похотений, а и пост, и земные поклоны предписаны нам для побеждения страстей. Если же и болезни исторгают сии страсти, то не о чем заботиться. Болезни примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его.

праведный Иоанн Кронштадтский

* * *

Берегись, чтобы ненавистник добра не увлек тебя в неблагодарность или ропот, тогда все ты потеряешь.

праведный Иоанн Кронштадтский

* * *

Самая лучшая благодарность Богу за выздоровление от болезни состоит в том, чтобы служить Ему остальное время жизни в исполнении заповедей Его.

преподобный Пимен Печерский, Многоболезненный

* * *

Знай, что телесные болезни естественно свойственны телу, как тленному и вещественному. Итак, в случае таких болезней душе, обученной (добру) должно с благодарностью показывать мужество и терпение, и не укорять Бога — зачем создал тело.

преподобный Антоний Великий

* * *

Врачей и лекарства Господь создал. Нельзя отвергать лечение.

святитель Феофан Затворник

* * *

Если схватит тебя болезнь, не унывай и не падай духом; но возблагодари Бога, что Он промышляет доставить тебе болезнью (этой) благо.

преподобный Авва Исаия

* * *

Не малая опасность впасть умом в эту ложную мысль, будто бы всякая болезнь требует врачебных пособий, потому что не все недуги происходят естественно и приключаются нам или от неправильного образа жизни, или от других каких-либо вещественных начал, в каких случаях, как видим, иногда полезно бывает врачебное искусство; но часто болезни суть наказания за грехи, налагаемые на нас, чтобы побудить к обращению.

святитель Василий Великий

* * *

Находим же, что у святых бывает и другая (особая) причина недугов, как у апостола <Павла>, чтобы <другие> не подумали, что он преступает пределы

человеческого естества.

святитель Василий Великий

* * *

И доктора по Божию благоволению помогают. Поэтому будем молиться.

святитель Феофан Затворник

* * *

Не оставляй в пренебрежении недужного, ибо написано: иже затыкает ушеса свои, еже не послушати немощного, и той призовет, и не будет послушаяй (Притч. 21:13)

преподобный Ефрем Сирин

* * *

Потрудились над больными? Благословенный труд: ибо и тут приложимо утешительное слово: болен бех и посетисте Мене (Мф. 25:36).

святитель Феофан Затворник

* * *

Стражду от болезни и изнемогаю телом. Иные высоковыйные, может быть, смеются над моим страданием. Расслабли мои члены, и ноги ходят нетвердо. Не знаю, следствие ли это воздержания, или следствие грехов, или какая-нибудь борьба. Впрочем, благодарение моему Правителю! Это может быть для меня же лучше. Но запрети болезни, запрети словом Своим; Твое слово — для меня спасение! А если не запретишь, дай мне терпение — все переносить. Пусть тля и достанется тле; соблюди образ, тогда будешь иметь во мне и совершенного раба.

святитель Григорий Богослов

* * *

Кто создал душу, Тот сотворил и тело, и Кто исцеляет бессмертную душу, Тот может уврачевать и тело от временных страданий и болезней.

преподобный Макарий Египетский

* * *

Неужели все болезни от грехов? Не все, но большая часть. Некоторые бывают и от беспечности. Чревоугодие, пьянство и бездействие также производят болезни. Случаются болезни и для испытания нашего в добре.

святитель Иоанн Златоуст

* * *

В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйся молитвою.

преподобный Нил Синайский

* * *

Болезни, в настоящем веке переносимые за истину, не идут в сравнение с услаждением, какое уготовано страждущим за доброе.

преподобный Исаак Сирин

* * *

Видел я тяжко страждущих, которые телесным недугом, как бы некоторою епитимиею, избавились от страсти душевной.

преподобный Иоанн Лествичник

* * *

Утешение в болезнях и скорбях должно искать в Иисусе Христе: иначе напрасно будем искать утешения.

святитель Феофан Затворник

* * *

Один праведный пустынножитель, заметив, что больной ученик его частыми вздохами изъявлял нетерпение, сказал ему: «Не малодушествуй, сын мой! Тело твое, изнуренное недугом, может быть спасительным врачевством для души твоей. Если ты подобен железу по делам твоим, то огонь страдания очистит тебя от ржавчины; если же ты золото, то сей огонь придаст более блеска твоей добродетели».

Цветник духовный

* * *

В то время, когда мы предаемся Христу, тогда духовный наш организм приходит в мирное устроение, в результате чего все органы и железы начинают функционировать естественным образом. Все они зависят от нашего устроения. Тогда-то мы выздоравливаем, перестаем страдать… Так бывает и в случае рака: если возложим заботу на Бога, и душа наша успокоится, тогда и Божественная благодать вкупе с этим миром может подействовать так, что уйдет и рак, и все остальное. Если вы не знаете, например, язва желудка возникает из-за невроза. Поскольку симпатическая нервная система испытывает давление, сжимается, страдает, то образуется язва. Раз, два, три, сжатие, сдавливание, еще раз, еще раз, стресс один, стресс — стресс — стресс, и — хлоп… — Язва! Таку возникает или язва — или рак, оба они зависят от нервов. Когда в нашей душе путаница, то это оказывает влияние на тело, и здоровье подрывается».

преподобный Порфирий Кавсокаливит

* * *

Когда мы чем-то заболеваем, нам лучше всецело предавать себя Христу. Нам надо думать о том, что наша душа имеет гораздо большую нужду в терпении и славословии во время боли, чем в «стальном» теле, с помощью которого мы можем совершать большие телесные подвиги.

преподобный Паисий Святогорец

* * *

Если Господь находит, что для меня лучше не иметь той части сего счастья, которая зависит от здоровья, — буди воля Божия!

святитель Феофан Затворник

* * *

Искушения, скорби, огорчения, приходящие или от диавола, или от людей, или возбуждаемые миром, который мы несём в себе, — всё это лекарства, всё это посылается Божиим Промыслом для того, чтобы к нам вернулось утраченное нами душевное здоровье. Здоровье души и сердца — это бесстрастие, безгрешие, это настоящая святость, которая перейдёт с нами в иной мир.

архимандрит Ефрем Филофейский, Аризонский (Мораитис))

* * *

Телесные немощи стоят на службе многим и различным намерениям неизреченной любви Божией. Здесь уместно вспомнить примитивное простонародное мнение, что болезнь это — наказание Божие за грехи, а здоровье — награда за добродетели. Но в действительности может быть совсем наоборот. Так весьма многие святые бывают отягчены многими телесными недугами, и многие люди живущие во грехе и далекие от покаяния никогда не болеют. Конечно, никто не отрицает, что разбитая греховными страстями душа является плодородной почвой для развития многих телесных недугов, и наоборот; умиротворенная, преисполненная божественным умилением душа создает необходимые предпосылки как для своего собственного исцеления, так и для телесного здравия. Тем не менее, здоровье каждого человека, которое как морская волна, то приходит, то уходит, служит педагогическим целям Божиим, скрытый от нас, но открытым святым Его.

преподобный Порфирий Кавсокаливит

* * *

Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение.

преподобный Иоанн Лествичник

* * *

Болезнь всех смиряет, а иных против Бога роптать учит. Блюдитесь. Смиренные чувства враг может развеять и навеять горделивых. Однако же в болезни к доктору обращаться не грех. Здоровье дар Божий. Беречь надо. А когда не убережете, Бог создал докторов и лекарства. Пользование ими не значит выступление из порядков Божиих.

святитель Феофан Затворник

* * *

Есть болезни, на излечение которых Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье.

святитель Феофан Затворник

* * *

Болезнь хотя плоть твою мучит, но дух спасает.

святитель Тихон Задонский

* * *

Старайся утешать болящую не столько услугами, сколько веселым лицом.

преподобный Анатолий I Оптинский (Зерцалов))

* * *

Болезнь — это крест, иго благое, которое ведет к вечному блаженству. Поэтому благодушествуйте посреди волнения, предайте себя воле Божией, с радостью и благодарением переносите болезнь, ведая, что телесными болезнями исцеляется душа.

святитель Феофан Затворник

* * *

Господь для того и болезни посылает, чтобы помнить о смерти и от памяти перевесть к тому, чтобы болящий озаботился, наконец, и приготовлением к смерти.

святитель Феофан Затворник

* * *

Господь недостаток наших добрых дел восполняет или болезнями, или скорбями.

святитель Димитрий Ростовский

* * *

Размышляйте о том, что здешнее все мимолетно, а будущее вечно. Больному надобно утешать себя чтением Божественного Писания и страданием Спасителя.

преподобный Анатолий Оптинский

* * *

Если ты болен, то пригласи опытного врача и воспользуйся предписанными им средствами. С этой целью возникают из земли столь многие благодетельные растения. Если ты по гордости отвергнешь их, то ускоришь свою смерть и сделаешься самоубийцей.

преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

* * *

Если находишься в долговременной болезни и имеешь какое-либо утешение от служащих тебе, то посмотри на тех, которые внутри терпят скорбь и печаль, снаружи ранами покрыты и не имеют, кто бы им послужил, накормил, напоил, поднял, омыл раны, — и они терпят.

святитель Тихон Задонский

* * *

Кроме молитвы, должно вам иметь духовного собеседника, развлекающего вас от скорби и уныния.

Игумен Никон (Воробьев))

* * *

Имея какую-нибудь телесную болезнь, мы всеми силами стараемся освободиться от нее, а страдая тяжко от болезней душевных, мы медлим и отказываемся от врачевства. Потому мы не избавляемся и от телесных болезней, что необходимое для нас мы почитаем маловажным, а маловажное — необходимым, и, оставив самый источник зол, хотим очистить потоки.

святитель Иоанн Златоуст

* * *

Все от Бога, Он попускает поболеть, и Он же окружил нас способами врачевательными.

святитель Феофан Затворник

* * *

Удивительная вещь: сколько мы ни хлопочем о своем здоровье, как ни бережем себя, каких самых здоровых и приятных кушаний ни едим, каких здоровых напитков ни пьем, сколько ни отгуливаемся на свежем воздухе, а все в конце концов выходит то, что подвергаемся болезням и тлению. Святые же, презиравшие плоть, умерщвлявшие ее беспрестанным воздержанием и постом, лежанием на голой земле, бдением, трудами, молитвою непрестанною, обессмертили и душу, и плоть свою: наши тела, много питаемые и сластопитаемые, издают смрад по смерти, а иногда и при жизни, а их тела благоухают и цветут как при жизни, так и по смерти. Удивительное дело: мы, созидая, разрушаем свое тело, а они, разрушая, созидали; мы, обливая его благоуханиями, не избегаем зловония его, а они, заботясь не о благоухании тела, а о том, чтобы душа была благоуханием для Бога, — облагоухали свои тела. Братия мои! Поймите задачу, цель своей жизни. Мы должны умерщвлять многострастное тело или страсти плотские чрез воздержание, труд, молитву, а не оживлять его и страсти его чрез лакомство, пресыщение, леность.

праведный Иоанн Кронштадтский

* * *

Воздержно пий, мало яждь: здрав будеши.

святитель Митрофан Воронежский

* * *

Когда тело бывает здраво, то оно наклоннее бывает к возбуждению враждебных действий против Бога.

Авва Исайя (Скитский)

* * *

Хорошо некоторые определяли здоровье, что оно есть благоустройство естественных действований.

святитель Василий Великий

* * *

В слабости здоровья больше надо иметь попечения о душевном устроении и взирать на смерть как на упокоение от трудов.

преподобный Макарий Оптинский (Иванов))

* * *

Береги свое здоровье, не допускай до раздражения нервов, когда будешь себя считать виновной, как я прежде описывал об этих действиях, то и смирение будет водворяться с тобой, а когда будешь ставить причиной свою природу, то болезнь может умножиться.

преподобный Макарий Оптинский (Иванов))

* * *

Здоровье для вас дороже всего, а с ним сопряжено и душевное благое устроение, могущее доставить вам спокойствие.

преподобный Макарий Оптинский (Иванов))

* * *

Благочестивая бабушка ваша за то, что была благочестива, много молилась и все посты и постные дни всегда хранила, редко когда хворала и прожила близ ста лет. А дети ее, равно и некоторые внучата, не усвоили себе ревности ее к благочестию. Особенно без зазрения совести нарушают посты. За то почти беспрерывно хворают, и, не дожив своего века, умирают.

преподобный Антоний Оптинский (Путилов))

* * *

Я при посещении вашем не заметил в вас опасной болезни, но, должно быть, расстроилось ваше здоровье от беспрерывного лечения, через которое иногда малоискусный врач и здорового человека свалит с ног.

преподобный Антоний Оптинский (Путилов))

* * *

Здоровье твое да укрепит Господь. Если не можешь поклоны класть или в церкви долго стоять, то надо больше смиряться и себя укорять за это. Если нельзя лечиться или денег нет, то уж на волю Божию положись. Молись Божией Матери и у Нее проси исцеления.

преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

* * *

Для стяжания славы истинной нет ничего равного терпению, проявляющемуся при болезнях.

святитель Иоанн Златоуст

* * *

Некоторый старец часто подвергался болезни. Случилось ему в течение одного года не болеть. Старец очень скорбел об этом и плакал, говоря: «Оставил меня Господь мой и не посетил меня».

Отечник

* * *

Древних христиан враг искушал мучениями, а нынешних — болезнями и помыслами.

преподобный Амвросий Оптинский

* * *

Воистину, телесными болезнями душа приближается к Богу.

святитель (святитель Григорий Богослов)

* * *

Будучи немощной, и правило, как можешь, так и исправляй, хоть в десять приемов. Когда голова нездорова, земных поклонов не клади. Не скорбите, если по болезни иногда не можете выполнить молитвенного правила, а благодарите Бога за болезнь, ибо она то же, что молитва, если без ропота и с благодарением терпим. Старец Арсений Афонский)

Берегись, чтобы ненавистник добра не увлек тебя в неблагодарность или ропот, тогда все ты потеряешь.

святитель прав. (праведный Иоанн Кронштадтский)

* * *

Если почувствуешь, что смущается болезнью душа, то скажи ей: эта болезнь не легче ли геенны, в которую ты пойдешь, если не будешь тверд и постоянен в терпении…

преподобный Авва Исаия, 60, 25

* * *

Те, которые худым образом жизни сами приобрели болезнь, должны… пользоваться телесным врачеванием, как некоторым образцом и примером для попечения о душе

святитель Василий Великий, 9, 174

* * *

Если впадешь в недуг, возлюбленный, помни, кто говорит: сыне, не пренебрегай наказания Господня…

Притч. 3, 11

* * *

Когда человек болен, тогда и душа его паче меры начинает искать Господа. Почему вразумление хорошо, если только вразумляемый благодарит…

преподобный преподобный Ефрем Сирин, 30, 574

* * *

Причина болезни — грех, собственная своя воля, а не какая-либо необходимость

преподобный преподобный Ефрем Сирин, 34, 76—77

* * *

За те болезни, какие терпели члены твои, соделаешься подобно юному орлу

преподобный преподобный Ефрем Сирин, 34, 297

* * *

<Болезнь> для духовной моей части служит некоторым очищением, а в очищении всякий имеет нужду, как бы ни был он крепок…

святитель Григорий Богослов, 16, 38

* * *

Страдаю от болезни, и радуюсь, не тому, что страдаю, но тому, что могу быть учителем в терпении для других. Ибо, когда не могу сделать, чтобы не страдать, приобретаю страданием то, что переношу его, и благодарю как в радостях, так и в скорбях, будучи уверен, что все случающееся с нами у Слова не без разумной причины, хотя нам и кажется, что нет такой причины

святитель Григорий Богослов, 17, 278-279

* * *

Кто создал душу, Бог сотворил и тело, и Кто исцеляет бессмертную душу, Тот может уврачевать и тело от временных страданий и болезней

преподобный Макарий Египетский, 67, 308

* * *

Бог часто попускает тебе впасть в болезнь не потому, чтобы Он оставил тебя, но с тем, чтобы более прославить тебя. Итак, будь терпелив…

святитель Иоанн Златоуст, 45, 660

* * *

Какой ему вред от болезни тела, когда душа здорова? <…> Для чего ты говоришь мне: тело мое в бедственном положении? Был бы ум твой не поврежден

святитель Иоанн Златоуст, 45, 855

* * *

Испорченность души есть причина болезней телесных

святитель Иоанн Златоуст, 51, 145

* * *

Не одно расслабление телесное есть болезнь, но и грех; и последний еще более первого, так как душа лучше тела

святитель Иоанн Златоуст, 51, 146

* * *

Бог часто наказывает тело за грехи души, чтобы от наказания низшей части и высшая получила какое-нибудь врачевание

святитель Иоанн Златоуст, 52, 241

* * *

Когда <больной> станет жить от… <заклинаний>, тогда он умер, а когда умрет без них, тогда ожил

святитель Иоанн Златоуст, 55, 427

* * *

Болезни происходят от расслабления тела пресыщением

святитель Иоанн Златоуст, 56, 245—246

* * *

Если… мы, по причине телесного недуга, не воспользуемся помощью поста и покажем еще большую беспечность, то причиним себе величайший вред

святитель Иоанн Златоуст, 56, 506

* * *

Когда ты, человек, подвергнешься болезни, вспомни о теле Иова, о святой его плоти, потому что она, и имея такие язвы, была свята и чиста

святитель Иоанн Златоуст, 56, 573

* * *

Когда ты подвергнешься тяжкой болезни, и многие будут понуждать тебя облегчить страдание — одни заклинаниями, другие амулетами, третьи какими-либо иными чародейными средствами, а ты ради страха Божия мужественно и твердо перенесешь тяготу болезни и предпочтешь лучше все потерпеть, нежели решиться сделать что-нибудь подобное, — это доставит тебе венец мученичества. И не сомневайся, как мученик мужественно переносит муки истязаний, чтобы не поклониться идолу, так и ты переносишь муки болезни, чтобы не нуждаться ни в чем, исходящем от него <идола> и не сделать того, что он повелевает. Но те муки сильнее? Зато эти продолжительнее, — так что оказываются равны тем, а часто даже и более сильными. В самом деле, когда горячка внутри мучит и сожигает тебя, а ты, несмотря на увещания других, отвергнешь заклинание, то не облекаешься ли ты в венец мученичества?

святитель Иоанн Златоуст, 56, 575

* * *

Ты не смущайся… если, изобилуя душевными благами, бываешь смиряем телесными немощами; но представляй, что сие или принесет тебе венцы, или сократит твое самомнение

преподобный Исидор Пелусиот, 61, 338

* * *

Болезнь телесная есть противоестественное состояние, когда равновесие стихии преобладанием одной выведено из естественного состояния

преподобный Нил Синайский, 72, 07

* * *

Когда мы крайне тяготимся приключающимися нам расстройствами телесного здравия, ведать должно, что душа наша еще порабощена телолюбию. <Поэтому> как, вещественных <желая> услаждений, не хочет она отрешиться от житейских благ, так великою почитает тяготою — не иметь по причине болезней возможности пользоваться приятными для плотской жизни вещами. Если же она с благодарностью переносит прискорбности из-за болезни, то это знак, что она недалеко от пределов бесстрастия. <Поэтому> с радостью ожидает она тогда и самой смерти, как виновницы вступления в истинную жизнь

блж. Диадох, 91, 35

* * *

Недуги посылает Бог для здравия души

преподобный Исаак Сирин, 59, 296

* * *

Будем доблестно переносить временные болезненности, притупляющие в нас жало сласти и избавляющие нас вечных за нее мучений

преподобный Максим Исповедник, 91, 270

* * *

Болящие, примем сие наказание Господне как спасительное, и, благодушно перенося болезнь, будем благодарны за все подаваемое нам

преподобный преподобный Феодор Студит, 92, 250

* * *

Как не отходит тьма, если не приходит свет, так не изгоняется болезнь души, если не придет Тот, Кто болезни наши носит, и не соединится с нами. Когда же придет Он, то прогоняет всякую немощь и всякую болезнь душевную, и дарует здравие душе нашей, почему называется Здравием

преподобный Симеон Новый Богослов, 77, 305—306

* * *

Болезни полезны для тех, кои только вводятся в добродетельную жизнь, тем, что содействуют им к истощанию и усмирению горячей плоти. Они силу плоти делают слабейшею, грубое перстное мудрование души истончавают, ее же собственную силу соделывают сильнейшею и мощнейшею, по божественному Павлу, который говорит: егда немощствую, тогда силен есмь

2 Кор. 12, 10

* * *

Духовный разум научает, что недуги и другие скорби, которые Бог посылает человекам, посылаются по особенному Божию милосердию, как горькие; целительные врачевания больным, они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, нежели чудесные исцеления

святитель Игнатий Брянчанинов, 41, 317

* * *

Одр болезни бывает часто местом богопознания и самопознания. Страдания тела бывают часто причиною духовных наслаждений, и одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости

святитель Игнатий Брянчанинов, 42, 517

* * *

Недуги тела человеческого суть естественные последствия повреждения естества грехом и злоупотребления телом…

святитель Игнатий Брянчанинов, 43, 415

* * *

В болезни учитесь: смирению, терпению, благодушию и Бога благодарению

святитель Феофан Затворник, 80, 214

* * *

Бог, когда хочет сим образом <сверхъестественно> исцелить, Сам же влагает и силу веры и влечет туда, где благоволит дать исцеление

святитель Феофан Затворник, 81, 101

* * *

Пошатнутое здоровье может пошатнуть и спасение, когда из уст болящего слышатся ропотные речи и возгласы нечаяния

святитель Феофан Затворник, 81, 113

* * *

Весело смотрите в глаза болезни… Благодушествуйте! Верно вас что-нибудь опасное встретило бы в дороге. Вот Господь и посадил, или положил вас дома…

святитель Феофан Затворник, 82, 113—114

* * *

Стойте в вере, что болезнь от Бога и во благо вам, — и когда сделает свое дело, отойдет… и здравы будете…

святитель Феофан Затворник, 82, 114

* * *

«Лекарство, чадо моё, означает яд. Не думай, что лекарства всегда приносят только лишь пользу. Они ещё и вредят. Почему мы принимаем лекарства? Потому что болеем. А почему мы болеем? Потому что нервничаем. А почему мы нервничаем? Потому что грешим. Но если мы позволим Христу вселиться в нашу душу, тогда отбегает грех, отбегает нервозность, отбегает болезнь и мы выбрасываем лекарства…».

Преподобный Порфирий Кавсокаливит

* * *

«В какую эпоху было столько больных? В старину люди такими не были. А сейчас, какое бы письмо из тех, что мне присылают, я ни открыл, так обязательно встречу или рак, или душевное заболевание, или инсульт, или разрушенные семьи. Прежде рак был редкостью. Ведь жизнь-то была естественной. О том, что попускал Бог, речь сейчас не идет. Человек ел естественную пищу и отличался отменным здоровьем. Все было чистым: фрукты, лук, помидоры. А сейчас даже естественная пища калечит человека. Те, кто питается одними фруктами и овощами, терпят еще больший вред, потому что все загрязнено. Если бы так было раньше, то я умер бы в молодом возрасте, потому что в монашестве я питался тем, что давал огород: луком-пореем, марулей, обычным луком, капустой и подобным этому, и чувствовал себя прекрасно. А сейчас — удобряют, опрыскивают… Подумать только — чем питаются нынешние люди!.. Душевное неспокойствие, пищевые суррогаты — все это приносит человеку болезнь. Применяя науку без рассуждения, люди приводят в негодность самих себя».

Преподобный Паисий Святогорец

* * *

«Если больше будешь заботиться о духовном здоровье, меньше будешь знать телесных болезней. Не люби лечиться, а люби здоровью учиться».

Монах Симеон Афонский

* * *

«Не проси Бога облегчить твои страдания от различных болезней, не принуждай Его к этому в своих молитвах. Но с неизменной стойкостью и терпением переноси свои недуги — и увидишь, какую от этого получишь пользу».

Преподобный Порфирий Кавсокаливит

* * *

«Видя, что человек может вынести тяжелую болезнь, Христос даёт ему эту болезнь, так, чтобы за малое страдание в жизни земной человек получил многую мзду в небесной вечной жизни. Он страдает здесь, но получит мзду там, в жизни иной, потому что есть Рай, и есть воздаяние [за скорби]».

Преподобный Паисий Святогорец

* * *

«Когда тело претерпевает испытание, душа освящается. От болезни страдает тело, наш глинобитный домик, но от этого будет вечно радоваться хозяин этого домика — наша душа — в том небесном дворце, который готовит нам Христос. По этой духовной логике, которая нелогична для людей мира сего, я тоже радуюсь и хвалюсь теми телесными болезнями и изъянами, которые у меня есть. Единственное, о чём я не думаю, так это о том, что мне предстоит получить небесную мзду».

Преподобный Паисий Святогорец

* * *

Чин болящего и благодарящего велик пред Богом и равен проходящему пустынную жизнь. Благодари, болящий, Господа, даровавшего тебе ближайшее средство ко спасению.

святитель Феофан Затворник

* * *

Невозможно, чтобы, когда идем путем правды, не встретилась бы с нами печаль, тело не изнемогло бы в болезнях и трудах и пребывало неизменным, если только возлюбим жить в добродетели.

святитель Феофан Затворник

* * *

В болезни, прежде всякого другого дела, должно поспешать очиститься от грехов в Таинстве Покаяния и в совести своей примириться с Богом

святитель Феофан Затворник

* * *

Будучи больным, не понуждай себя через силу в церковь, а лежи под одеялом да твори Иисусову молитву

преподобный Анатолий Оптинский

* * *

Чем более в этой жизни мы страдаем от болезней, от преследований, силы врагов или бедности, тем больше наследуем награды в жизни будущей

Блж. Иероним

* * *

Если поблажать себе придется по болезни, то это ничего. А если под предлогом болезни, то худо

святитель Феофан Затворник

* * *

Равную награду получают больной и кто служит ему

(святитель Пимен Многоболезненный

* * *

Болезни бывают у нас от греха, они ослабляют страсти, и человек приходит в себя, и кто переносит болезни с терпением и благодарением, тому вменяются они вместо подвига и даже более… Вместе с тем нужно веровать и надеяться, что если Господу Богу угодно будет, чтобы человек испытал на себе болезни, то Он же подаст ему силу терпения

преподобный Серафим Саровский

* * *

К службе церковной непременно должен ходить, а то болен будешь. Господь за это болезнью наказывает.

преподобный Амвросий Оптинский

* * *

Болезнь не несчастье, а поучение и Божие посещение; больного преподобного Серафима посетила Матерь Божия; и нас, если мы смиренно переносим болезнь, посещают Высшие Силы.

преподобный Амвросий Оптинский

* * *

Великий подвиг — терпеливо переносить болезни и среди них воссылать благодарственные песни Богу.

святитель (святитель Феофан Затворник)

* * *

Старец заболевшему своему другу внушал: «Молиться надо чаще: «Господи! Даждь ми зде терпение, тамо отпущение»».

святитель (святитель Феофан Затворник)

* * *

Терпение болезни Господь принимает вместо поста и молитвы.

преподобный Анатолий Оптинский

* * *

Врачу показывать болезни телесные не есть грех, но смирение.

преподобный Варсонофий Великий

* * *

Облегчение поста для немощных дозволительно по правилу церковному (Апостол, 69 правило)

святитель Филарет Московский

* * *

Господь послал тебе болезнь не зря, и не столько в наказание за прежние грехи, сколько из любви к тебе, чтобы оторвать тебя от греховной жизни и поставить на путь спасения. Благодари за это Бога, заботящегося о тебе.

Игумен Никон (Воробьев)

* * *

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Комментировать