-
1. Что значит слово "ересь" в переводе с древнегреческого?
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: ЕресьКомментарий:Первоначально слово «ересь» использовалось в значении «выбор, направление, течение; выбранный образ жизни или мыслей». Во времена Нового Завета первые христиане могли использовать этот термин для обозначения принадлежности и к какой-либо нехристианской религиозной секте. Апостол Павел говорил о себе: «я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению (hairesis)» (Деян 26:5).
Однако вскоре он приобрел иной смысл и, по крайне мере, начиная с посланий св. Игнатия Антиохийского к Траллийцам и Ефесянам (начало 2 века) стал использоваться для обозначения религиозного инакомыслия по отношению к вере христианской.
Впоследствии название "ересь" усвоилось произвольному и ложному учению о христианстве, отделявшемуся и отличавшемуся от учения Церкви.
При св. Иерониме (342-420) термин закрепился для обозначения группы христиан, отколовшихся от Церкви вследствие приверженности той или иной неортодоксальной доктрине. Этим ересь отличается от «схизмы» (раскола), подразумевающего обособление от Церкви по причине расхождений не догматического характера. -
2. Согласно свт. Игнатию (Брянчанинову) ересь – это
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Понятие о догматахКомментарий:Если любой грех - следствие слабости воли, то ересь - "упорство воли". Святитель Игнатий (Брянчанинов). Отечник. СПб., 1870. С.55.
Если мы желаем приобщиться к Откровению, нам следует не догматы приспосабливать к своему способу восприятия, но свой ум и сердце сделать способными к познанию вещей Божественных. Нельзя жить по-язычески и в то же время преуспевать в познании Премудрости Божией (Прем. 1:4). -
3. Какие ещё существуют формы вероотступничества кроме ересей?
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Понятие о ереси и расколеКомментарий:Суеверие можно назвать вероотступничеством в том отношении, что оно подразумевает ложную веру в могущественность тех предметов и/или явлений, которые таким могуществом не обладают (талисманы, переход черной кошки через дорогу, форма полета птиц и пр.), подмену упования на Бога упованием на действенность ложных примет. Экуменизм, как таковой, ересью не является, но является, прежде всего, формой движения на сближение различных «христианских» общин. Еретической формой экуменизма является та, которая подразумевает равноценность этих общин как спасительных «церквей», включая Православную. Но если иметь в виду, что объединение общин возможно за счёт примыкания к Православной Церкви (посредством принятия неправославными общинами её догматов и канонов), то такой подход еретическим не является.
-
4. Существуют ли люди, безусловно застрахованные от высказывания отдельных ошибочных мнений в вопросах богословия?
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Основы православного вероученияКомментарий:Никакой человек в силу своей человеческой ограниченности не свободен от высказывания отдельных ошибочных мнений. Один Бог обладает абсолютной истиной, Он Сам есть абсолютная Истина, что засвидетельствовал воплотившийся Сын Божий Иисус Христос: “Я есмь путь и истина и жизнь” (Ин. 14, 6). И, с другой стороны, полный еретик - это диавол.
-
5. Почему мы можем считать, что сектанты заблуждаются, даже если не знаем в деталях их вероучения?
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Цель и назначение Церкви -
6. Кого называют родоначальником всех еретиков?
Правильный ответ: №4Верно!Материалы для изучения: Деяния Святых Апостолов, глава 8Комментарий:Симон волхв, пользуясь приемами магии, выдавал себя "за кого-то великого" (Деян. 8:9) - "высшего Эона," в гностическом смысле. Его называют родоначальником всех еретиков.
-
7. Кто из перечисленных лиц был распространителем тринитарных ересей?
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №2,4Верно!Материалы для изучения: Тринитарные споры, митрополит Иларион (Алфеев)Комментарий:Савеллий учил, что Отец, Сын и Святой Дух – это личины одного и того же Бога, что в Ветхом Завете Бог якобы Себя проявляет как Отец, во время земной жизни Христа – как Сын, а в эпоху Церкви – как Святой Дух. Македоний и единомысленные с ним, учили, что Дух Святый есть тварь, а не Бог, и не единосущен Отцу и Сыну.
-
8. Какую секту считает автор "Код да винчи" «истинными» последователями Иисуса Христа?
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: В книге «Код да Винчи» неужели абсолютно все вымысел или есть и правда тоже?Комментарий:Гностицизм – это хорошо изученное еретическое направление, существовавшее во II-III веках. Гностики, а по-гречески гнозис значит знание, говорили, что им открыты истинные знания о Боге и мире. Согласно этому знанию, Бог и диавол соперничают в космосе (это учение именуется дуализмом). Небо осталось за Богом, мир земной – порождение диавола, соответственно, материя – это что-то недолжное, греховное. Задача человека – познать Истину и, расставшись с оковами плоти, взойти на небеса. Никакого воскресения из мертвых, преображения материи не будет. Естественно, и Христос не воскресал.
А некоторые гностики так гнушались телом, материей, что выдвинули тезис, будто Иисус и человеческую природу принял не на самом деле, а лишь кажущимся образом. (Таких гностиков называли докетами, от греч. докео – кажусь). Несложно увидеть, что это учение тесно примыкает к античным греческим и восточным представлениям и не имеет ничего общего с Евангельским благовестием и вообще с Библейским богословием. О гностицизме писали многие богословы и святые отцы раннехристианского времени. Много публикаций о нем и в современной научной литературе. Так, в 1917 году в Киеве профессор М.Э. Поснов выпустил замечательную работу «Гностицизм II века и победа христианской Церкви над ним» в 830 страниц! (В 1991 году эта работа была переиздана).
Идеи и аргументы гностиков хорошо изучены. Евангелие от Иуды – обычное гностическое сочинение. Его основная мысль – Иуда был очень хорошим человеком, более того, высшим из учеников. Только ему Иисус наедине открывал истинное знание. В чем это истинное знание состояло? В наборе общепризнанных гностиками «истин». Есть небесные сферы, и ими правит Бог, говорили они. А земным миром правит низший правитель, злой и хитрый, по имени Небро (Восставший), или Ялдабаотх (христиане могут узнать в этом правителе сатану.) И хотя мы живем в мире, контролируемом Небро, в нас есть божественный дух, благодаря которому мы причастны Богу. От человека требуется одно – жить с осознанием Божества внутри нас и надеяться на скорое освобождение от уз греховного мира.
Согласно этому «уникальному» документу, Иуда предает Иисуса для того, чтобы Иисуса… распяли и этим помогли Ему освободиться от бренной греховной плоти и взойти к Богу на Небеса.
Словом, обычный еретический и совсем не оригинальный текст. Подобных текстов известны сотни. Еще раз напомню, что это и весьма «поздний» текст. Датируется он учеными серединой или даже концом II века, то есть, тем временем, к которому были созданы не только все крупнейшие гностические тексты, но святыми отцами Церкви даже проведен их критический разбор.
священник Константин Пархоменко -
9. Какая ересь отвергала человеческую природу Иисуса Христа?
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: МонофизитствоКомментарий:Монофизи́тство (от греч. μόνος — «один, единственный» + φύσις — «природа, естество»=«единоестественничество») — христологическая ересь, исповедующая наличие у Христа только одной природы (естества) - Божественной, якобы полностью поглотившей человеческую природу, в отличие от православного вероучения о двух природах Иисуса Христа — Божественой и человеческой, которые присутствовали в Нем неслитно и нераздельно.
Монофизитство было основано константинопольским архимандритом Евтихием или Евтихом, поддержано Александрийским патриархом Диоскором и осуждено Православной Церковью на Халкидонском (IV Вселенском) Соборе в 451 году.
В настоящее время эту ересь исповедуют Армянская, Коптская, Эфиопская, Сиро-Яковитская, и Маланкарская церкви. -
10. Какая ересь прямо отвергала единосущие Сына Отцу и Св. Духу?
Правильный ответ: №3Верно!Материалы для изучения: Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе по отношению к Нему СамомуКомментарий:Арианство, христианская ересь IV-VI вв. Возникло в поздней Римской империи, получило название по имени его зачинателя - александрийского священника Ария (ум. в 336).
Ариане не принимали основной догмат христианской церкви, о единосущии Бога-Сына Богу-Отцу. По учению Ария, Сын Божий Логос (Христос) - творение Бога, следовательно, не единосущен ему, т.е. в сравнении с Богом-Отцом является существом низшего порядка.
Видную роль в борьбе с арианством сыграли архиепископ александрийский Александр и его преемник Афанасий. -
11. Какая ересь отрицала Божественное достоинство Иисуса Христа?
Правильный ответ: №3Верно!Материалы для изучения: Смирнов Е.И. История христианской церкви (до 1054 года). § 22. Еретики иудействующиеКомментарий:Евиониты признавали Христа за пророка, получившего Божественную силу при Крещении.
-
12. В чём состояла главная причина появления ересей в первые века христианства?
Правильный ответ: №4Верно!Материалы для изучения: Вселенские Соборы -
13. Какие ересиархи считали, что Ветхий и Новый Заветы говорят о двух разных Богах?
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №2,4Верно!Материалы для изучения: Введение в святоотеческое богословиеКомментарий:Совокупность религиозно философских систем, называемая гностицизмом, основывалась на фактах и учении христианства. Более того, гностики всегда старались подкрепить свое учение ссылками на самого Христа, от которого тайное знание якобы передавалось от человека к человеку.
Гностических учений развелось великое множество, и все они неизменно характеризовались двумя существенными признаками.
Во-первых, гностические теории основывались на дуалистическом мировоззрении. Но, в отличие от манихейства, постулирующего два безусловно самостоятельных первоначала - доброго и злого, гностики утверждали существование двух божеств: верховного, трансцендентного, и низшего - демиурга, управляющего нашим миром.
Этим низшим богом они считали ветхозаветного Ягве, из чего неизбежно вытекало либо прямое отрицание, либо пренебрежительное отношение к Ветхому Завету - вторая отличительная черта гностицизма.
Наиболее интересными и показательными примерами могут служить учения Валентина, Василида и Маркиона.
прот. Иоанн Мейендорф -
14. Как называется ересь, отрицающая необходимость знаний и образования?
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: В защиту не-простоты или о ереси гносеомахииКомментарий:Св. Григорий Богослов: «Не должно унижать ученость, как рассуждают о сем некоторые, напротив, надобно признать глупыми и невеждами тех, которые, держась такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве».
Гносеомахам в 16 веке хорошо ответил Эразм Роттердамский: "Вы спрашиваете, зачем нужна философия для изучения Писания? - Отвечаю: А зачем нужно для этого невежество?" -
15. Какую христианскую ересь НЕ впитал в себя, образовавшийся на задворках христианской цивилизации, через семь столетий после Рождества Христова, ислам?
Правильный ответ: №5Верно!Материалы для изучения: ИсламКомментарий:Магомет был купец, он объездил земли Ближнего Востока, общался с иудеями и христианами, причем с христианами-еретиками, теми же несторианами, которых в то время было множество в тех краях. Система, лежащая в основе Корана, опирается главным образом на искаженное христианское учение Нового Завета в том виде, как его усвоил Магомет, беседуя с христианскими еретиками в Аравии.
«...В мусульманском вероучении нет ничего существенного, что не заключалось бы уже в христианских ересях..." писал Вл. Соловьёв.
"С исторической точки зрения ислам — величайшая из восточных ересей. Чем-то обязан он одинокому и неповторимому духу Израиля, еще большим — Византии, богословскому пылу христиан. Он обязан кое-чем даже крестовым походам. И меньше всего он обязан Азии, древнему миру традиций, окаменевшего этикета и бездонных, головоломных философий. Такой Азии он показался западным, угловатым, чужим..."
Гилберт К. Честертон "Вечный Человек".
Преподобный Иоанн Дамаскин в своем перечне бывших и современных ему ересей начала 8 века на 101 месте ставит магометанство.
Не существует двух истин, либо человек принимает Божественное Откровение и в личном духовном опыте постигает истину воплощения Бога ради спасения человечества, безмерную любовь Христа, возможность соединения с Ним в Таинстве Причащения; либо отвергает Боговоплощение, заменяя живое Богообщение системой законов, абсолютизируя закон в ущерб Богопознанию.
Помните кого в первую очередь обличал Христос? Язычников? Нет - фарисеев, заменивших Бога законом, последователи которых возродились 7 столетий спустя... -
16. Какая икона стала ответом на ересь, хотя сама является неканоничной?
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Ересь жидовствующихКомментарий:Изображения Бога Отца возникли в эпоху позднего Средневековья в Русской Церкви были связаны с необходимостью борьбы прежде всего с ересью жидовствующих, которые отрицали Триединство Бога... При падении в то время уровня образованности и опасности этой ереси, как путь её отражения – как путь научения простецов – возникли иконы Новозаветной Троицы. На них Бог Отец изображается в виде старца с брадою, Сын в виде отрока Эммануила, сидящего у Него на лоне, и Дух Святой также чаще всего или в виде голубя, или столпа света. В богословском смысле эти иконы неполноценны, неточны. И их позднейшее употребление всегда встречало сдержанное отношение соборного разума Церкви. Здесь мы, наверное, можем видеть дистанцию, объективно говоря, существовавшую между пониманием Церкви с большой буквы и какими-то потребностями Церкви, как исторического сообщества.
протоиерей Максим Козлов -
17. Чью ересь о Христе первых веков от Р.Х. пытается возродить секта Свидетелей Иеговы?
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Свидетели ИеговыКомментарий:Как ариане, так и Свидетели Иеговы считают Сына Божия творением, пусть совершеннейшим, нежели другие творения, но именно творением.
-
18. Является ли учение о том, что все веры равноспасительны, истинным?
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Чем отличаются религииКомментарий:Все религии – это попытки человека познать истину Бога. А Православная вера основана на Откровении, преподанном Самой Истиной (Ин.14:6), Господом Иисусом Христом. Эта вера хранится и оберегается Церковью, Главою которой является Сам Господь Бог.
-
19. Какие из перечисленных богословских терминов были утверждены Церковью в эпоху Вселенских соборов в борьбе с ересями:
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №2,4Верно!Материалы для изучения: Троичная терминология - игумен Иларион (Алфеев)Комментарий:Святым отцам пришлось ввести в богословский оборот два очень важных понятия. Это понятие сущности (природы, естества) и понятие личности (ипостаси).
-
20. На каком Вселенском соборе была преодолена ересь, отвергавшая наименование Пресвятой Девы Марии Богородицею?
Правильный ответ: №3Верно!Материалы для изучения: Богородичные ереси -
21. Адепты этих ересей утверждали, что земная Церковь должна состоять исключительно из праведников и святых.
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,3,4Верно!Материалы для изучения: Ереси и расколы, протоиерей Петр СмирновКомментарий:Монтанисты, донатисты и новациане полагали, что Церковь должна самым серьезным и буквальным образом воспринять свою характеристику как «общины святых». Те, кто не могут понести всей высоты евангельских требований, должны быть раз и навсегда выведены из Церкви. В их замысле Церковь становится по сути монашеской общиной.
Как имеющая основание своей святости в главе церкви в Духе Святом, а не в самих членах церкви, и еще имеющая целью совершение святых, церковь признает своими членами не одних праведников, но и грешников (Посл. вост. патр. 11 чл.). Мнение (новациан, донатистов, кафаров), будто церковь состоит из одних праведников и святых, должно быть отвергнуто, как противное прямому учению Христа Спасителя и Его апостолов. Так, Спаситель сравнивал церковь Свою с полем, на котором пшеница растет вместе с плевелами (Мф.13:24) и сл., с неводом, извлекающим всякого рода рыбы (ст. 47), с вечерию, в которой принимают участие и недостойные (22, 3, 13). В церкви, учил Он, есть рабы добрые и худые (18, 23 и сл. 25, 14 и сл.), есть девы мудрые и юродивые (25, 1 и сл.), овцы и козлища (33 ст.). -
22. Сопоставьте основателя ереси и название ее последователей.
- Савеллий
- Авдий
- Евтихий
- модалисты
- антропоморфиты
- монофизиты
Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем.Правильный ответ: nullВерно!Материалы для изучения: Справочник по ересям, сектам и расколам -
23. Сопоставьте автора и его видение того, кто является решающей силой для спасения человека:
- Пелагий
- Августин
- Бог
- человек
Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем.Правильный ответ: nullВерно!Комментарий:Британский монах Пелагий исповедовал ересь самоспасения человека добрыми делами. Говоря об условиях возрастания человека в праведности, святости, Пелагий извратил учение Церкви о том, что праведность, святость, достигается в соработничестве человека и Бога, при содействии Божественной благодати: роль благодати он минимизировал, а роль самого человека возвеличил. Такое представление вытекало из ложного понимания Пелагием учения о первородном грехе: он не считал, что в результате грехопадения прародителей человеческое естество подверглось значительной порче; главная тяжесть прародительского преступления, по его разумению, отразилась на их потомках в том отношении, что это преступление явило им негативный пример.
Возражая Пелагианам, Августин впал в противоположную крайность и минимизировал роль самого человека в деле достижения спасения. Впоследствии с опорой на его учение в протестантских кругах было сформировано учение о фатальном предопределении Божьем, согласно которому, кого Бог предопределил ко спасению, тот и спасётся.
Пелагианство было осуждено церковью как на Западе, так и на Востоке. Учение Августина о греховности человека и невозможности спасения без содействия божественной благодати (в той его части, которое было свободно от крайностей), признано правильным.
Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты тестов в личном кабинете и участвовать в рейтинге.
Комментировать