Тест: Богослужебный Апостол

  • 1. Сколько книг содержит в себе богослужебный Апостол?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Богослужебный Апостол содержит в себе 22 канонические книги Нового Завета: книгу Деяний святых апостолов, 7 соборных посланий и 14 посланий святого апостола Павла.

  • 2. Какое деление имеет в богослужебном Апостоле первостепенное значение?



    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Обычное деление текста Священного Писания на главы и стихи отражается и в богослужебном Апостоле. Счет глав и стихов указан цифрами черного цвета. Однако деление на главы и стихи в богослужебном Апостоле имеет второстепенное значение. Как и в Евангелии, основным является деление на богослужебные отрывки – зачала. Номера зачал обозначены красными цифрами на внешнем поле текста.

  • 3. Почему в богослужебный Апостол не вошла книга Откровения Иоанна Богослова?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №2,4
    Верно!
    Комментарий:

    Главным образом, это связано с долгими спорами и относительно поздним признанием ее каноничности: на Востоке Апокалипсис вошел в канон уже после того, как сформировался круг богослужебных чтений. Другую причину видят в том, что чтение каждого отрывка Священного Писания в Древней Церкви сопровождалось его объяснением, тогда как Апокалипсис по своему содержанию труден для истолкования. Кроме того, эта книга слишком трудна для истолкования, поэтому на практике чтение ее не совершается за богослужением, хотя в Типиконе и сказано: «[Зри] Ведомо же буди: Яко от недели Святыя Пасхи, даже до недели всех святых, по благословении хлебов, чтутся Деяния святых апостол. В прочия же недели всего лета чтутся седмь соборная послания апостольская, и четыренадесять посланий святаго апостола Павла, и откровение святаго апостола Иоанна Богослова.

  • 4. Всегда ли за богослужением после чтения Апостола совершается чтение Евангелия?



    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Апостол всегда читается перед чтением Евангелия, так что никогда не бывает чтения Апостола без последующего чтения Евангелия. Однако обратные случаи, то есть случаи чтения одного Евангелия без Апостола, бывают нередко.

  • 5. Когда на великой вечерне Устав полагает чтение Апостола?





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №3,4
    Верно!
    Комментарий:

    На великой вечерне, если она не соединяется с Литургией, Апостол читается в двух случаях: на вечерне Великой Пятницы; накануне Рождества Христова или Богоявления, если праздник случится в воскресенье или понедельник (в этих случаях утром в навечерие праздника положено служить литургию святителя Иоанна Златоуста, а великая вечерня совершается отдельно после полудня, «при часе же седьмом дне», см. Типикон, 25 декабря).

  • 6. Апостол никогда не читается...



    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,2
    Верно!
    Комментарий:

    На повечерии и полунощнице Апостол никогда не читается. На утрене Апостол читается один раз в году – в Великую Субботу в конце утрени после крестного хода с Плащаницей.

  • 7. Когда совершается чтение Апостола на часах?





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №2,3,4
    Верно!
    Комментарий:

    На часах Апостол положен только в те дни, когда совершаются Великие часы (три раза в году: в навечерие Рождества Христова, навечерие Богоявления и Великую Пятницу).

  • 8. Чтение Апостола возможно на Литургии...



    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,2,3
    Верно!
    Комментарий:

    На полной Литургии чтение Апостола является неотъемлемой частью чинопоследования и полагается всегда, когда совершается полная Литургия (святителя Иоанна Златоуста или святителя Василия Великого). Также только на полной литургии возможно чтение двух или трех апостольских зачал. На Литургии Преждеосвященных Даров Апостол читается только в случае полиелейного (24 февраля, 9 марта) или храмового праздника.

  • 9. Сколько приложений богослужебного Апостола можно выделить?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Для определения и нахождения апостольского зачала на заданный день надлежит использовать приложения Апостола, где содержатся все необходимые указания. В Апостоле можно выделить 8 следующих приложений: 1. «Сказание о антифонах, и о прокименах, и еже како на всяк день должно есть чести Апостол в седмицах всего лета» – рядовые чтения подвижного круга богослужения; 2. «Последование Святыя Четыредесятницы, субботам и неделям святаго Великаго поста»; 3. «Соборник двунадесяти месяцей» – чтения неподвижного круга богослужения (месяцеслов); 4. «Прокимени и аллилуиаре воскреснии, литургийнии, осми гласов»; 5. «Прокимени, аллилуиаре и причастни дневнии»; 6. «Прокимени, Апостоли, аллилуиаре, и причастни общи святым, имже егда творим службу» – прокимены, апостольские чтения, аллилуарии и причастны общие для каждого лика святых; 7. «Прокимени, Апостоли и аллилуиаре, на всяку потребу различнии» – прокимены, апостольские чтения и аллилуарии, используемые при совершении Таинств, молебнов и других частных богослужений; 8. «Антифоны по вся дни» – тексты вседневных антифонов, которые поются в седмичные дни (кроме субботы) в тех случаях, когда совершается служба святому без знака, которому не указано петь «Блаженны».

  • 10. Зачастую количество прокименов соответствует количеству Апостолов, аллилуариев и причастных. Например, если поется один прокимен, то читается один Апостол, один аллилуарий и поется один причастен. Однако есть и исключения, укажите их:





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,2,3,4,5
    Верно!
    Комментарий:

    Один прокимен и два Апостола возможны в некоторые субботы периода Триоди (мясопустную, сырную, 1-ю и 5-ю субботы Великого поста, Троицкую), а также в отдания Богородичных праздников (когда поется прокимен праздника, а читаются Апостолы дня и праздника).
    Два прокимена и один Апостол случаются очень редко, в качестве примера можно указать на Неделю Всех святых (поются прокимены воскресный 8-го гласа и святых, а читается одно зачало: 330-е к Евреям). Также в Неделю по Богоявлении, если случится память святого, не имеющего апостольского чтения (например, 8 или 9 января), поются прокимены Недели по Богоявлении и праздника, а читается только Апостол Недели по Богоявлении.
    Два прокимена и один аллилуарий случаются также очень редко, в качестве примера можно указать на Неделю 2-ю Великого поста и Неделю Всех святых.
    Один прокимен и два причастных имеют место, в частности, в Недели 3-ю, 4-ю, 5-ю и 6-ю по Пасхе, когда поются прокимен Триоди и два причастных: Пасхи («Тело Христово…») и воскресный («Хвалите Господа…»). Также в Недели святых праотец и святых отец поется прокимен отцов «Благословен еси…» и причастны воскресный («Хвалите Господа…») и «Радуйтеся, праведнии…». Наконец, в Неделю по Воздвижении, если случится малый святой, не имеющий чтения, поются прокимен праздника и два причастных: воскресный и праздника.
    Два прокимена и один причастен в Уставе не встречаются, разве только в тех случаях, когда дневной причастен совпадает с причастным святого; например, если память преподобного Харитона исповедника (28 сентября) случится во вторник, то поется только причастен «В память вечную…».

  • 11. Количество апостольских чтений совпадает с количеством евангельских за исключением...




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Единственное исключение, когда читается один Апостол и два Евангелия, практически встречается весьма редко, но в теории присутствует. Так бывает только тогда, когда Благовещение Пресвятой Богородицы случится в один из трех первых дней Страстной седмицы (в Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду). В этих случаях читается один Апостол праздника, тогда как полагается два Евангелия: дня и праздника.

  • 12. Кто из перечисленных лиц может читать Апостол на богослужении?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,2,3,4
    Верно!
    Комментарий:

    На официальном уровне в данном случае ограничений нет. На практике же чаще всего чтение Апостола совершается церковнослужителем мужского пола: псаломщиком или алтарником, однако это правило не является строгим. Священник вправе благословить на чтение Апостола и любого мирянина. В некоторых храмах Апостол читает второй диакон. Если же в храме один диакон и несколько священников, читать Апостол может и младший священник. В приходах, где не хватает мужчин-церковнослужителей или в женских монастырях, Апостол может читать и женщина.

  • 13. Весь ли Апостол прочитывается за богослужением в течение года?



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Встречается утверждение, что в течение года за богослужением прочитывается весь Апостол, то есть 22 книги Нового Завета (при этом всего в Новом Завете 27 книг, в их числе также четыре Евангелия и Апокалипсис), но это не так. Большая часть не читаемых фрагментов Апостола содержится в книге Деяний – их 360 из 1006 стихов. Фрагменты, которые не читаются, могут быть как большими (например, 22 глава книги Деяний), так и малыми (например, фрагменты посланий).

  • 14. Укажите верный ответ. Некоторые зачала не имеют...




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Некоторые зачала не имеют отдельного номера, но располагаются посреди других зачал.

  • 15. В какой из перечисленных частей храма может читаться Апостол на богослужении?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,3,4
    Верно!
    Комментарий:

    Существует три места чтения апостола, назовем их в порядке убывания популярности: 1. Между центральным аналоем и амвоном (в уставе не оговаривается); 2. В центре храма (на что в архиерейском чиновнике имеется указание: «И посем приидет учиненный чтец посреди церкве...»), но на практике такой вариант встречается не часто (в основном, в маленьких храмах, где пространства между амвоном и аналоем не очень много); 3. На амвоне – это древняя практика, и на это указывают древние уставы, но в современных условиях это наиболее редкий случай.

  • 16. Сколько по нумерации зачал содержится в Апостоле?




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    По нумерации в Апостоле содержится 335 зачал, однако на самом деле их больше. Есть зачала, которые не имеют отдельного номера и начинаются примерно с середины после нумерованного зачала; таких зачал много, например, в Послании к Евреям. Некоторые зачала вышли из употребления, стали анахронизмами: Титу, зачало 302-е от полу - на память V Вселенского Собора; Деян., зачало 40-е от полу («На обновление Царя града и на основание града», т. е. на основание Константинополя, 11 мая). Также в Апостоле можно встретить дублирующие номера зачал: 50, 51, 68, 302; если мы встретим одно из таких зачал, нужно обратить внимание, из какого послания оно берется.

  • 17. Укажите верный ответ. Прокимны, чтение которых предшествует чтению Апостола, имеют...


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Бывают прокимны как длинные (например, «Велий Господь наш, и велия крепость Его...»), так и короткие (например, «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев»). Поэтому у чтецов иногда возникают затруднения с тем, как делить прокимен. Например: «Честна пред Господом смерть / преподобных Его» или «Честна пред Господом / смерть преподобных Его». Если чтец не знает, как это сделать, лучше договориться с хором заранее о том, как будет совершаться чтение.

  • 18. Начинающему псаломщику нужно прочесть Апостол на предстоящем богослужении, а именно зачало из 2-го Послания Апостола Павла к Коринфянам. Как правильно ему следует произнести надписание послания?




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Номер послания называть не принято. Например, вместо первого или второго говорят одинаково: «К Коринфяном послания святаго апостола Павла чтение».

  • 19. Если перед чтением псаломщиком прокимена диакон, увлекшись каждением, забыл сказать «Премудрость», что делает чтец?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Если перед чтением псаломщиком прокимна диакон, увлекшись каждением, забыл сказать «Премудрость», чтец, подождав несколько секунд, произносит: «Прокимен, глас …».

  • 20. Как называется зачало, не имеющее отдельного номера, но располагающееся посреди других зачал?




    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Некоторые зачала, как и в Евангелии, не имеют отдельного номера, но располагаются посреди других зачал. Устав называет такие чтения «зачало от полу́»; в тексте такое зачало отмечено знаком зачала без цифры. В частности, на литургии в Неделю 1-ю Великого поста читается послание к Евреям, зачало 329-е «от полу́», которое начинается с Евр.11:24, тогда как само зачало 329-е начинается с Евр.11:17.

  • 21. Богослужебный Апостол известен тем, что...




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Апостол — первая печатная книга, изданная в России диаконом Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в 1564 году. О том, что Апостол напечатан в государственной типографии, свидетельствует упоминание в книге двух первых лиц государства: Ивана Грозного, повелевшего издать, и митрополита Макария, благословившего на издание.

  • 22. Найдите грубую ошибку:





    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    В книге Апостол содержится семь Соборных посланий: Иоанна (3), Иакова (1), Петра (2), Иуды (1). Послания апостола Павла не артикулируются как соборные.

  • 23. В начале каждого зачала помещается звездочка. Что она означает?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    В начале каждого зачала помещается звездочка (если на одной странице два зачала, то в начале второго стоят две звездочки), которая играет роль ссылки и соотносится с подстрочником. Внизу страницы в подстрочном аппарате указывается день чтения данного зачала, и здесь же приводится вводная фраза, которой следует начинать чтение зачала. Чаще всего используются следующие вводные фразы: в книге Деяний – «Во дни оны», в соборных посланиях – «Возлюбленнии», в посланиях апостола Павла – «Братие» (в пастырских – «Чадо Тимофее» и «Чадо Тите»).

  • 24. Преступка в чтении Апостолов и Евангелий — это пропуск при чтениях, когда указывается переходить к другим зачалам. Сколько может быть таких преступок за одно чтение?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Преступки - сложная часть чтения Апостола (и Евангелия), при этом встречаются они редко. Их может быть от 1 до 3. Если в тексте появляется красная надпись, например, «Преступи понедельнику», то следует пропускать дальнейший текст до «Чти понедельнику».  

  • 25. Что означает, если в тексте Апостола появляется надпись «Конец всем святым и Православию»?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,2
    Верно!
    Комментарий:

    Надпись в Апостоле, отмечающая окончание зачала, посвященного Неделе всех святых (и Неделе Торжества Православия) гласит: «Конец всем святым и Православию».

     

    screenshot 1 - Тест: Богослужебный Апостол

Правильных ответов:
0
0%
Ошибочных ответов:
0
0%
Вы неправильно ответили на следующие вопросы:

Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты тестов в личном кабинете и участвовать в рейтинге.

Комментировать

3 комментария

  • Анатолий, 17.12.2021

    Спасибо за все

    Ответить »
  • Татиана Шишкина, 23.12.2021

    Слава Богу, время познавать, учиться.

    Ответить »
  • Кирилл, 19.10.2022

    На почту пришёл комментарий к вопросу 4: «А если это Новозаветные паремии на вечерне? Фактически читается «Апостол», Евангелие непосредственно после него не читается».

    Отвечаем:
    Факт наличия в нашем богослужении новозаветных паремий не отвергает справедливость вышеприведенного высказывания: когда мы говорим, что чтение Апостола предваряет чтение Евангелия, мы имеем в виду во-первых, Апостол как богослужебную КНИГУ, во-вторых, фрагменты, которые имеют так называемый средний статус между чтениями из Ветхого Завета и Евангелием: они по авторитету выше, чем ветхозаветные паремии, но ниже, чем чтения из Евангелия. Новозаветные чтения на вечерне, хотя по факту и являются фрагментами из апостольских посланий, не отвергают правомерность высказывания, так как, во-первых, мы их не называем «Апостолом», но паремиями («новозаветными паремиями»), во-вторых, мы их берем из Минеи, а не из Апостола (хотя в Богослужебном Апостоле они тоже обозначены наряду, не в приложении).

    Ответить »