Последовательность событий Страстной седмицы

День Событие Ссылка Дополнительные сведения
Великий Понедельник / Μεγάλη Δευτέρα Возвращение Христа из Вифании в Иерусалим, проклятие смоковницы и беседа с учениками о вере. Мф.21:18-22,
Мк.11:12-14
У Мф. смоковница тотчас засохла, у Мк. – во вторник (Мк.11:20-26).
Иисус входит в Иерусалимский храм. Мф.21:18-23
Изгнание торгующих из храма. Мк.11:15-17 У Мф. и Лк. изгнание происходит в предыдущий день (Мф.21:12-13 и Лк.19:45-46). Следует учесть, что Христос мог изгнать торгующих несколько раз, в пользу этого мнения говорит и то, что у Ин. это событие происходит вообще на четыре года раньше.
Иисус спрашивает первосвященников и старейшин об Иоанновом крещении. Мф.21:24-27,
Лк.20:1-8
Эти события (до Мф.23:39) рядом толкователей относятся к Великому вторнику (См.: свящ. А. Емельянов. Евангельский синопсис; см. также: прот. Н. Попов. Священная история Нового Завета).
Притча о двух сыновьях. Мф.21:28-32
Притча о злых виноградарях. Мф.21:33-44,
Лк.20:9-18
Первосвященники, старейшины, фарисеи хотят схватить Иисуса, но боятся народа. Мф.21:45-46,
Мк.11:18,
Лк.19:47-48,
Лк.20:19
У Мф. и Лк. Христа хотят схватить вследствие притчи о злых виноградарях, у Мк. – вследствие изгнания из храма. При этом у Лк. Христа хотят схватить дважды.
Христос выходит из города. Мк.11:19
Великий Вторник / Μεγάλη Τρίτη Притча о брачном пире. Мф.22:1-14 Эти события принято относить ко вторнику Страстной Седмицы, хотя в тексте нет на то прямых указаний.
«Кесарево кесарю». Мф.22:15-22,
Мк.12:13-17,
Лк.20:20-26
Христос отвечает саддукеям о воскресении. Мф.22:23-33,
Мк.12:18-27,
Лк.20:27-39
Христос отвечает фарисеям о наибольших заповедях. Мф.22:34-40,
Мк.12:28-34
Спаситель спрашивает фарисеев, чей Сын Христос. Мф.22:41-46,
Мк.12:35-37,
Лк.20:40-44
Христос обличает книжников и фарисеев, Плач об Иерусалиме. Мф.23:1-39,
Мк.12:38-40,
Лк.20:45-47
Жертва (лепта) бедной вдовицы. Мк.12:41-44,
Лк.21:1-4
Речь Спасителя перед эллинами и иудеями. Слова Спасителя о Своем прославлении. Ин.12:20-50
Пророчества Спасителя о разрушении Иерусалима, последних временах, Втором Пришествии; притчи Иисуса Христа на горе Елеонской (о десяти девах, талантах и др.) об Иерусалиме и о втором пришествии. Мф.24:1-51,
Мф.25:1-46,
Мк.13:1-37,
Лк.21:5-36
Великая Среда / Μεγάλη Τετάρτη Заговор первосвященников, книжников и старейшин. Мф.26:1-5,
Мк.14:1-2,
Лк.22:1-2
Помазание Спасителя в доме Симона прокаженного. Мф.26:6-13,
Мк.14:3-9
Предательство Иуды. Мф.26:14-16,
Мк.14:10-11,
Лк.22:3-6
Великий Четверг / Μεγάλη Πέμπτη Уготовление Тайной Вечери. Мф.26:17-19,
Мк.14:12-16,
Лк.22:7-13
Тайная Вечеря. Христос объявляет о Своем предателе. Мф.26:20-25,
Мк.14:17-21,
Лк.22:14-20,
Ин.13:2,
Ин.13:18-30
Установление Таинства Евхаристии. Мф.26:26-29,
Мк.14:22-25,
Лк.22:19-20
Спор о старшинстве. Лк.22:24-30
Умовение ног. Ин.13:3-17 Некоторые толкователи определяют спор о старшинстве и умовение ног как события, произошедшие прежде утверждения Таинства Евхаристии (см. Емельянов А. Евангельский синопсис).
Прощальная беседа Христа с учениками в горнице и по пути на гору Елеонскую. Лк.22:35-38,
Ин.13:1,
Ин.13:31-35,
Ин. 14:1-31;
Ин.15:1-27,
Ин.16:1-33
Предсказание об отречении Петра и других учеников. Мф.26:31-35,
Мк.14:26-31,
Лк.22:31-34,
Ин.13:36-38
У Лк. и Ин. Христос возвещает об отречении, находясь в горнице, у Мф. и Мк. – по пути на гору Елеонскую. Некоторые толкователи указывают на то, что предсказание Христа об отречении Петра было произнесено дважды (См. Емельянов А. Евангельский синопсис)
Великая Пятница / Μεγάλη Παρασκευή Первосвященническая молитва Спасителя. Ин.17:1-26
Моление о Чаше. Мф.26:36-46,
Мк.14:32-42,
Лк.22:39-46
В святоотеческой литературе события, происходившие в ночь с четверга на пятницу, относят как к четвергу, так и к пятнице. На наш взгляд, события Великой Пятницы уместнее указывать с момента выхода Христа из сионской горницы.
Взятие Христа под стражу и бегство Его учеников. Мф.26:47-56,
Мк.14:43-52,
Лк.22:47-53,
Ин.18:1-12
Допрос Христа у Анны. Ин.18:13-14,
Ин.18:19-23
Суд Синедриона над Христом у Каиафы. Мф.26:57-68,
Мк.14:53-65,
Лк.22:54,
Лк.22:63-65,
Ин.18:24
Отречение Петра. Мф.26:69-75,
Мк.14:66-72,
Лк.22:55-62,
Ин.18:15-18,
Ин.18:25-27
Согласно Ин., первое отречение Петра имело место у Анны.
Приговор Синедриона. Мф.27:1-2,
Мк.15:1,
Лк.22:66-71
Раскаяние и самоубийство Иуды. Мф.27:3-10
Иисус Христос на суде у Пилата. Мф.27:2,11-30,
Мк.15:1-19,
Лк.23:1-5,
Лк.23:13-25,
Ин.18:28-40,
Ин.19:1-15
Согласно Лк., Христа дважды приводили к Пилату, т.к. после первого допроса Он был отправлен к Ироду; при этом только Мф. сообщает о сне жены Пилата (Мф.27-19).
Иисус Христос на суде у Ирода. Лк.23:6-12
Шествие на Голгофу. Мф.27:31-32,
Мк.15:20-21,
Лк.23:26-32,
Ин.19:16-17
Только у Лк. Христос при шествии Своем возвещает об испытаниях, с которыми предстоит столкнуться израильскому народу.
Распятие Спасителя. Мф.27:33-50,
Мк.15:22-37,
Лк.23:33-46,
Ин.19:18-37
Лк. отмечает раскаяние и уверование благоразумного разбойника во Христа. Ин. называет двух распятых просто: «два других». Также Ин. сообщает, что первосвященники просят Пилата изменить надпись на титле; Христос поручает Иоанну заботу о Своей Матери; Христу пронзают ребра.
Завеса в Храме раздралась, гробы отверзлись, многие тела усопших святых воскресли. Мф.27:51-53,
Мк.15:38
Следует обратить внимание: воскресшие вышли из гробов и явились многим только по воскресении Спасителя (Мф.27:53)
Исповедание сотника. Мф.27:54,
Мк.15:39,
Лк.23:47-48
Здесь Лк. пишет о возвращающемся народе.
Женщины у Креста Мф.27:55-56,
Мк.15:40-41,
Лк.23:49
Погребение Иисуса Христа. Мф.27:57-61,
Мк.15:42-47,
Лк.23:50-56,
Ин.19:38-42
Только у Ин. сообщается также о Никодиме.
Великая Суббота / Μεγάλη Σάββατον Исполнение субботнего дня по заповеди. Лк.23:56 Следует обратить внимание: женщины в субботу оставались в покое по заповеди, а первосвященники и фарисеи, обвинявшие Христа в нарушении субботы, – сами нарушили заповедь.
Стража у гроба. Мф.27:62-66

Комментировать