Иудейские секты, партии и группы в эпоху Нового Завета
Название и избранные ссылки | Описание | Соглашались с Иисусом | Не соглашались с Иисусом |
---|---|---|---|
ЕССЕИ | Группа иудейских отшельников, сторонников ритуальной чистоты и личной святости. | Уделяли большое внимание справедливости, честности и верности. | Верили, что исполнение обрядов сделает их праведными. |
ЗИЛОТЫ Лк. 6:15; Деян. 1:13 |
Ревностная группа иудейских патриотов, решивших покончить с властью Рима над Израилем. | Заботились о будущем Израиля. Верили в Мессию, но не признали Иисуса как Божьего Посланника. | Верили, что Мессия должен быть политическим вождем, который избавит Израиль от римской оккупации. |
ИМЕРОБАПТИСТЫ (товлей шахарит — «окунающиеся на заре») | Держались одного образа мыслей с фарисеями и книжниками, но имели одну отличительную особенность в вероучении: считали, что слова утренней молитвы к Богу необходимо совершать, очистив тело при помощи воды, омовения. | См. – фарисеи и книжники | |
ИРОДИАНЕ Мф. 22:16; Мк. 3:6; 12:13 |
Иудейская политическая партия сторонников царя Ирода. | Неизвестно. В евангелиях они пытались поймать Иисуса в ловушку, задавая Ему вопросы, и замышляли убить Его. | Боялись, что Иисус вызовет политические беспорядки. Видели в Иисусе угрозу для своего будущего в то время, когда они пытались хотя бы отчасти восстановить утраченную политическую власть, отобранную Римом. |
КНИЖНИКИ (также: законники, учителя закона) Мф. 7:29; Мк. 2:6; 2:16 |
Профессиональные толкователи закона, в особенности ставившие акцент на предании. Многие из книжников были фарисеями. | Уважали закон. Стремились повиноваться Богу. | Отрицали власть Иисуса истолковывать закон не так, как они. Не принимали Иисуса как Мессию, потому что Он не повиновался преданию. |
ПРОЗЕЛИТЫ («пришедшие») Деян. 13:43; Деян. 13:50 |
Язычники принявшие и соблюдавшие все иудейские правила и ритуалы. | Стремились к познанию истинного Бога. | Были легковерны, и по наущению иудеев совершали гонения на учеников Христа. |
САДДУКЕИ Мф. 3:7; 16:11-12; Мк. 12:18 |
Богатые представители высшего общества, партия иудейских священников. Отвергали авторитетность Библии, кроме Пятикнижия Моисея. Получали выгоду от торговли в храме. Вместе с фарисеями они составляли одну из двух основных партий иудейского синедриона. | Очень уважали Пятикнижие Моисея, а также святость храма. | Отрицали воскресение из мертвых. Считали, что храм может использоваться как место для ведения торговли. |
САМАРЯНЕ Мф. 10:5; Лк. 9:53-56; Лк. 10:25-37; Лк. 17:12-19; Ин. 4:4-42 |
Этно-религиозная группа сектантского толка, сформировавшегося в результате смешения языческих племен с евреями. | Богобоязненность, стремление повиноваться Богу, любовь к ближнему. | Многие самаряне не желали принять Христа, так как «Он имел вид путешествующего в Иерусалим», то есть правоверного иудея. |
СИКАРИИ | Радикальное, впоследствии отколовшееся, крыло движения зилотов. Цель сикариев — еврейское государство, независимое от Рима. | См. – зилоты | |
ТЕРАПЕВТЫ | Иудейская секта, отличавшаяся особо строгим соблюдением аскетической дисциплины. Их образ жизни был близок к образу жизни ессеев, от которого они и отпочковались. | См. – ессеи | |
ФАРИСЕИ Мф. 5:20; 23:1-36; Лк. 6:2; 7:36-47 |
Группа иудеев со строгим отношением к благочестию, требовали наиболее тщательного соблюдения иудейского закона и предания. Пользовались большим влиянием в синагогах. | Уважали закон, верили в воскресение мертвых, повиновались воле. | Не верили, что Иисус — Мессия, потому что Он не исполнял их предания и общался с грешниками. |
ХАСИДЫ РАННИЕ (также: «набожные», «святые», «благочестивые») | Консервативное иудейское течение, боровшееся с влиянием эллинизма. Многие из них впоследствии влились в ряды фарисеев и ессеев. Распались на три группы — фарисеев, саддукеев и ессеев. | См. – фарисеи, саддукеи и есси |
Комментировать