Казнь | Священное Писание | «Боги» египетского пантеона | Объяснение | |
---|---|---|---|---|
I. Превращение воды в кровь | И сделали Моисей и Аарон, как повелел [им] Господь. И поднял [Аарон] жезл [свой] и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской. (Исх. 7:20-21) | Апис – бог Нила; Изида – богиня Нила; Кнум – страж Нила; Себек – бог рек и озер |
Первая казнь была направлена на то, чтобы посрамить веру в божества, олицетворявшие собой Нил и оказавшиеся бессильными защитить страну от бедствия. Вода оказалась негодной к употреблению, рыбы умирали в ней и египтяне вынуждены были копать себе новые колодцы, чтобы не погибнуть от жажды. | |
II. Нашествие жаб
Фараон просит о снятии кары, обещает свободу (Исх. 8:8), но снова ожесточается (Исх. 8:15). |
Аарон простер руку свою на воды Египетские [и вывел жаб]; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую. (Исх. 8:6) | Хех – бог с головой жабы, его женская ипостась – Хакет. Однако в Египте были и другие боги, изображавшиеся с головой лягушки | Когда Нил разливался, плодились жабы. Египтяне обращались к жабоподобным божествам, чтобы остановить нашествие этих земноводных. В данном случае молитвы не помог, и авторитет божеств пал. | |
III. Нашествие мошек
Фараон ожесточается (Исх. 8:19). |
Так они и сделали: Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. (Исх. 8:17) | Птах – бог-творец, создатель первых восьми богов | По мемфисской космогонии, бог-творец Птах усилием воли создал из земли (персти) свое тело. Земля послужила ему строительным материалом для создания всего остального; т.е. для фараона должно было быть очевидным, что бог Пта послушно «выполняет» волю Моисея и Аарона, поскольку мошки также возникли из земли. Также казнь направлена против колдунов. Они не смогли помочь фараону и сказали, что не знают такого колдовства, и что, должно быть, это все и впрямь наказание Господне, и следует отпустить евреев. | |
IV. Наказание песьими мухами
Фараон ставит условия (Исх. 8:28) и снова ожесточается (Исх. 8:32). |
Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух. (Исх. 8:24) | Анубис – бог изображаемый в виде мужчины с головой собаки (шакала) | Песьи мухи могут иметь отношение к египетскому богу Анубису, которого изображали с головой пса. Также песьи мухи напоминают венки в виде золотых мух, которыми «богоподобные» фараоны, награждали самых отважных воинов, но и они не смогли спасти фараона от этой язвы. | |
V. Мор скота
Фараон ожесточается (Исх. 9:7). |
И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израилевых не умерло ничего. (Исх. 9:6) | Хатор – богиня с головой коровы; Апис – бог-бык; Хнум – бог с головой барана |
Эта казнь была направлена на то, чтобы посрамить веру в божества, считавшиеся в Египте покровителями скота. Они оказались бессильными предотвратить такое бедствие, как мор скота. | |
VI. Язвы и нарывы
Фараон ожесточается (Исх. 9:12). |
Они взяли пепла из печи и предстали пред лице фараона. Моисей бросил его к небу, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте. (Исх. 9:10) | Секмет – богиня врачевания; Изида – богиня, исцеляющая болезни |
Эта казнь не была возвещена фараону. Это была первая казнь, непосредственно угрожавшая жизни людей. Волхвы Египта были поражены болезнью, как и все простолюдины. Это вновь показало несостоятельность волхвов. Они осознали бессилие своих богов: в том числе богинь Изиды и Секмет. | |
VII. Гром, молнии и огненный град
Фараон признает свою вину (Исх. 9:27), обещает свободу (Исх. 9:28), но снова ожесточается (Исх. 9:35). |
И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на [всю] землю Египетскую; и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. (Исх. 9:23-24) | Нут – богиня неба; Оcирис – бог урожая |
Седьмая казнь – страшный град, который выпал на землю и опустошил египетские поля. Огонь, признаваемый египтянами, по свидетельству Диодора Сицилийского, за великого бога, и вода, почитаемая выше всех других стихий, производили теперь опустошения. Божества неба и плодородия посрамились. | |
VIII. Нашествие саранчи
Фараон ставит условия (Исх. 10:11), просит прощения (Исх. 10:17), но снова ожесточается (Исх. 10:20). |
И простер Моисей жезл свой на землю Египетскую, и Господь навел на сию землю восточный ветер, продолжавшийся весь тот день и всю ночь. Настало утро, и восточный ветер нанес саранчу. И напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве: прежде не бывало такой саранчи, и после сего не будет такой; она покрыла лице всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву земную и все плоды древесные, уцелевшие от града, и не осталось никакой зелени ни на деревах, ни на траве полевой во всей земле Египетской. (Исх. 10:13-15) | Осирис – бог урожая; Апис – бог плодородия; Сокар – бог растительности |
Восьмая казнь – саранча, тоже уничтожение всего зеленого, посевов. Саранча – явление привычное для этих мест. Божества урожая, растительности и плодородия вновь посрамились. | |
IX. Тьма
Фараон ставит условия (Исх. 10:24) и снова ожесточается (Исх. 10:27). |
Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня. (Исх. 10:22) | Ра – верховный бог солнца; Атон – один из богов солнца; Гор – один из богов солнца; Нут – богиня неба; Хатхор – богиня неба. |
Тьма, наступившая по всей земле, направлена против бога солнца Ра и других «солнечных» и «небесных» божеств. Бог солнца покровительствовал Египту, был верховным божеством Египта, и теперь он показывал свое бессилие перед лицом Истинного Бога. Страну поглотила непроницаемая тьма, которая продолжалась три дня, что люди не могли видеть друг друга. Всякая деятельность была остановлена. | |
X. Смерть первенцев
Фараон просит народ Израиля покинуть Египет (Исх. 12:31-33). |
В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. (Исх. 12:29) | Мин – бог продолжения рода; Хекет – богиня, посещающая при родах; Изида – богиня, покровительствующая детям; Бэс – покровитель семьи у простолюдинов; Месхенет – богиня деторождения и детей; Нехбет – покровительница детей фараона. |
Последняя, десятая казнь – это смерть первенцев в Египте, которой предшествовало заклание пасхального агнца. В тех домах, где был заклан пасхальный агнец и где кровью были помазаны косяки дверей, Ангел смерти не коснулся никого. Казнь показала бессилие египетских божеств продолжения рода, деторождения и семьи. |
[*] Бог многократно являл Свои чудеса и знамения в земле египетской, дабы фараон и египтяне смогли познать, что Он есть Господь.
См. также статьи по теме «Казни египетские«.
Комментировать