Указания на цвета облачений излагаются с учетом установившейся богослужебной практики (ср.: Настольная книга священнослужителя. М., 1983, 2001. Т.4. С. 148-149).
Рождество Пресвятой Богородицы (до отдания включительно) |
голубой |
Крестовоздвижение (до отдания включительно) И другие праздники в честь Креста Господня. |
бордовый[1] или фиолетовый |
Св. ап. и ев. Иоанна Богослова |
золотистый (желтый) или белый |
Покров Пресвятой Богородицы Введение во храм Пресвятой Богородицы. (до отдания включительно) |
голубой |
Навечерие Рождества Христова |
белый |
Рождество Христово (до отдания включительно) |
золотистый или белый |
Собор Пресвятой Богородицы |
белый или голубой |
Обрезание Господне |
белый или золотистый |
Навечерие Богоявления Богоявление (Крещение Господне) (до отдания включительно) |
белый |
Сретение Господне (до отдания включительно) |
голубой или белый |
Благовещение Пресвятой Богородицы |
голубой |
Подготовительные Недели к Великому посту |
золотистый (желтый) или фиолетовый |
Великий пост (седмичные дни) |
Черный[2], темно-фиолетовый или багряный |
Субботы, Недели Великого поста и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста |
фиолетовый |
Литургия Преждеосвященных Даров |
черный, темно-фиолетовый или багряный |
Неделя Крестопоклонная |
фиолетовый или бордовый |
Суббота Акафиста |
голубой или фиолетовый |
Лазарева суббота |
белый |
Вход Господень в Иерусалим |
зеленый или белый |
Страстная седмица |
черный или темно-фиолетовый |
Великий Четверг |
фиолетовый или багряный (темно-бордовый) |
Великая Суббота (на Литургии после чтения Апостола) и начало богослужения на Святую Пасху (до утрени 1-го дня Пасхи включительно) |
белый |
ПАСХА (до отдания включительно) |
красный |
Вознесение Господне (до отдания включительно) |
белый |
Пятидесятница (День Святой Троицы) (до отдания включительно) |
зеленый |
Понедельник Святого Духа |
зеленый или белый |
Рождество св. Иоанна Предтечи |
золотистый (желтый) или белый |
Первоверховных апостолов Петра и Павла |
золотистый (желтый) или белый |
Преображение Господне (до отдания включительно) |
белый |
Успение Пресвятой Богородицы (до отдания включительно)[3] |
голубой |
Усекновение главы св. Иоанна Предтечи |
красный или бордовый |
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных |
белый или красный |
Господские средние праздники, седмичный и воскресные дни вне Великого поста |
золотистый (желтый) |
Богородичные праздники |
голубой |
Памяти[4] Бесплотных Сил, святых дев и девственников |
белый |
Памяти пророков |
золотистый (желтый) или красный |
Памяти апостолов |
золотистый (желтый) |
Памяти святителей |
золотистый (желтый) |
Памяти мучеников |
красный |
Памяти преподобных и Христа ради юродивых |
зеленый |
Памяти благоверных князей |
золотистый (желтый), зеленый или красный[5] |
Заупокойные богослужения (вне Великого поста) |
белый |
Таинство Крещения |
белый |
Таинство Венчания |
Белый, золотистый или красный (от Недели Фоминой до отдания Пасхи) |
[1] Существует практика совершения богослужений в честь Креста Господня в бордовых облачениях или в ризах красного цвета, но более темного оттенка, чем пасхальные.
[2] В древности в Православной Церкви вовсе не было черных облачений, а в Великий пост служили в багряных ризах, т.е. в темно-бордовых. Таким образом, в седмичные дни Великого поста службы могут совершаться и в фиолетовых облачениях, но более темного оттенка, чем в воскресные дни св. Четыредесятницы.
[3] Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.
[4] Облачения в седмичные дни заменяются ризами, соответствующими лику святого, в случае совершения святому полиелея или службы с великим славословием. В периоды попразднств цвет облачений ради празднования полиелейных святых во многих храмах не изменяется. При совпадении памяти святого с воскресеньем цвет облачения не меняется и остается золотистым.
[5] В дни памяти благоверных князей, принявших иноческий постриг (например, св. блгв. кн. Даниил Московский), богослужение совершается в зеленых облачениях. Служба в честь благоверных князей-мучеников или страстотерпцев совершается в красных ризах.
Примечание 1. В Русской Церкви существовала также традиция совершения богослужения в воскресные дни и в Господские праздники в красных ризах; в дни выноса Креста могли употребляться облачения синего цвета, а на Богородичные праздники, в Великий Четверг (на литургии) и в период от Пасхи до отдания Вознесения – белые. (Ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения… в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе… М., 1901. С. 244-245.)
Примечание 2. Для предпразднств двунадесятых праздников цвета не меняются, т.е. остаётся цвет по умолчанию – золотой (кроме предпразднства Богоявления и навечерия Рождества Христова).
Комментировать