3

Правило 4

5

О неосуществлённом блудном помысле.

Если кто-либо вознамерится, пожелав женщины, совокупиться с ней, однако его желание (ἡ ἐπιθύμησις) не исполнится на деле, очевидно, что он избавлен благодатью.

Ἐὰν πρόθηταί τις, ἐπιθυμήσας γυναικός, συγκαθευδῆσαι μετ᾽ αὐτῆς, μὴ ἔλθῃ δὴ εἰς ἔργον αὐτοῦ ἡ ἐνθύμησις, φαίνεται ὅτι ὑπὸ τῆς χάριτος ἐῤῥύσθη.

Толкования

Зонара. Святые отцы говорят, что по отношению к грехам существуют 4 степени: прилог, борьба, соизволение и действие; из них 2 первые оставляются без епитимии, а 2 следующие за ними подвергаются епитимии; ибо не осуждается ни прилог, ни борьба, если помысл, приняв прилог и поборов его, отверг пожелание; а соизволение подвергается суду и обвинению, и действие наказывается. Итак, если появилось у кого пожелание жены, и, быв побежден, он принял соизволение смешаться с нею, но не дошел до дела, то есть не исполнил действия, то явно, что его избавила благодать Божия. Впрочем, он не должен остаться без епитимии, ибо и соизволение подвергается епитимии; и это ясно из 70-го правила святого Василия, в котором говорится: диакону, осквернившемуся устами, то есть дошедшему до целования женщины, и исповедавшемуся, что грех его далее не простерся, да будет запрещено священнослужение, то есть должно быть возбранено до времени, но причащатися святых Таин с диаконами да сподобится. Так точно и пресвитер. Аще же что более сего согрешившим кто-либо усмотрен будет, то в котором бы ни был степени, да будет извержен. Отсюда ясно, что выражение: да будет запрещено (ἐπισχεθήσεται) — означает иное, а не то, что сказано, то есть: на время да будет удален от служения; хотя и не так думается некоторым, кои и выражение: оскверниться устами — понимают иначе, впрочем, неудачно, как я думаю.

Аристен. Вожделевший, но не совершивший, избавлен Богом.
Кто имел вожделение, простершееся только до одного намерения преспать с женою, но не сделал ничего такого, что показывало бы его старание о том, и вожделение его не перешло в дело, явно, что тот избавлен благодатию свыше; ибо если и вожделение имел, и старался, и воспользовался какими-нибудь средствами для достижения своей цели, но его старание не имело успеха по каким-нибудь встретившимся припятствиям извне, в таком случае подлежит епитимиям, — как 70-е правило святого Василия говорит о диаконе, осквернившемся устами.

Вальсамон. Святые отцы говорят, что по отношению к грехам существуют 4 степени: прилог, борьба, соизволение и действие; из них 2 первые оставляются без епитимии, а 2 следующие за ними подвергаются епитимии; ибо не осуждается ни прилог, ни борьба, если помысл, приняв прилог и поборов его, отвергнул пожелание, а соизволение подвергается суду и обвинению, и действие наказывается. Итак, если появилось у кого пожелание жены и будучи побежден, он принял соизволение смешаться с нею, но не дошел до дела, то есть не исполнил действия, то явно, что его избавила благодать Божия. Впрочем, он не должен остаться без епитимии; ибо и соизволение подвергается епитимии; и это ясно из 70-го правила святого Василия, в котором говорится: диакону осквернившемуся устами, то есть дошедшему до целования женщины, и исповедавшему, что грех его далее не простерся, да будет запрещено священнослужение, то есть должно быть возбранено до времени, но причащатися святых Таин с диаконами да сподобится. Так точно и пресвитер. Аще же что более сего согрешившим кто-либо усмотрен будет; то в котором бы ни был степени, да будет извержен. Впрочем, выражение: оскверниться устами — некоторые толкуют иначе: и об этом будет сказано в 70-м правиле святого Василия.

Славянская кормчая. Похотев жены, и несотворь ничтоже, да весть, яко Богом избавлен бысть.

Толкование. Аще некто от своего сердца восхотев лежати с женою, и потщание все имый на то, и готов сый, и не сотвори, и не прииде в дело похоть его, яве есть, яко от вышния благодати избавлен бысть. Аще бо и похоте и потщася, и близ скверного дела быв, совершения же потщание его не прият некия ради вышния благодати, таковый убо запрещение да приимет, якоже 70-е правило святого Василия повелевает, оскверншемуся устама диакону.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать