Николо-Перервинский монастырь
Патриаршее подворье Николо-Перервинского монастыря - патриаршее подворье на месте бывшего Николо-Прервинского монастыря, который, по преданию, был основан во времена Куликовской битвы.
История[править | править код]
Николо-Перервинская обитель, по преданию, была основана во времена Куликовской битвы. Расположенная на берегу Москва-реки, на возвышении, откуда открывались широкие дали, в глубине которых виднелись сорок сороков московских церквей, — она была поистине «обителью», — тихим островком среди житейского моря. За эту красоту окружавшей ее природы, столь близкой каждому русскому сердцу, за эту удаленность от мирской суеты ее любили, посещали и благоукрашали такие замечательные иерархи Русской Церкви, как Патриарх Адриан, митрополиты Московские Платон (Левшин) и Филарет (Дроздов), священномученик Владимир (Богоявленский) и многие другие.
История Николо-Перервинского монастыря неразрывно связана с историей нашего Отечества и подчеркивает ее основные вехи. Примечательно само название монастыря, полученное им от близлежащей местности, — «Перерва». Оно объясняется тем, что Москва-река изменила здесь направление своего русла, как бы «прерывая» его, и повернула вправо к селу Коломенскому, расположенному как раз напротив обители на другом берегу. Впрочем, первоначально монастырь именовался «Никола Старый», и неизвестно, когда это название изменилось на нынешнее. Но именно оно послужило основанием для тех пророческих слов, которые в свое время произнес митрополит Московский Платон: « Перерва! Не страшись своего наименования, ибо Бог не допустит тебе прерваться! Воздай хвалу Провидению, которое печется о тебе, и никогда не преставай совершенствоваться, идти вперед по тому пути, на который ты так успешно ступила ».
Первые документальные сведения о монастыре относятся к 1623 году, когда в «Указе Царя Михаила Феодоровича из Приказа Большого дворца» упоминается о деревянной церкви Николая Чудотворца, а также о том, что в обители имеется игумен и два старца. Кстати, здесь монастырь назван уже не Николою Старым, а Перервинским. Можно предполагать, что в Смутное время монастырь был разорен поляками, подобно другим русским монастырям, а при Царе Феодоре Михайловиче отстроен заново. В царствование Алексея Михайловича, положение обители значительно улучшается. Благодаря богатым царским вкладам, а также пожертвованиям м i рских и духовных лиц, в 1649 году тут строятся каменные церкви: Успения Божией Матери (освящена в 1650 г.), и Николая Чудотворца с колокольней, освященная в 1654 году. В 1674 году возводится еще один каменный храм — в честь Преподобного Сергия Радонежского. В это же время во владение монастыря передана часовня в Москве между Неглинскими воротами (с 1680 года переименованными в Воскресенские), известная впоследствии как Иверская. Здесь в 1669 году был поставлен привезенный с Афона второй список Иверской иконы Божией Матери, сделавшийся вскоре одной из самых почитаемых русских святынь.
Новейшая история Николо-Перервинской обители начинается со времени пребывания в ней десятого и последнего перед Синодальным периодом Патриарха Московского и всея Руси Адриана (годы Патриаршества 1690-1700). В трудное время Петровских преобразований он был противником западных обычаев, чтил русскую старину и стоял за чистоту Православной веры. Не желая вступать в борьбу с Помазанником Божиим, он отошел от дел и уединился в любимом им Николо-Перервинском монастыре. В конце 1690-х годов на юго-западной стороне были им устроены Патриаршие келлии, или палаты, — приют для уединенного молитвенного жития.
В 1775 году Митрополит Московский Платон (Левшин) основывает здесь семинарию, которая по праву стала именоваться Платоновской. Митрополит Платон любил устроенный им на Перерве сад духовного просвещения и до конца дней своих о нем заботился. Часто посещая Перервинскую обитель, он лично вникал во все стороны жизни семинарии. Заботясь о семинарском хозяйстве, трапезе, одежде для семинаристов, он обращал свое особое внимание на ход и характер преподавания.
Весьма много Перервинская обитель обязана святителю Филарету (Дроздов, 1821-1867) своим внешним благоустройством. При нем неоднократно возобновлялись внутренно и наружно стенным иконописанием и позолотой храмы Николаевский, Сергиевский, Успенский и Толгский; был надстроен вторым этажом училищный корпус и сделаны многие другие хозяйственные исправления и постройки. Иверская часовня, издавна приписанная к монастырю, ходатайством Царицы Небесной продолжала приумножаться в его правление денежными вкладами, которые по распоряжению святителя Филарета направлялись на нужды духовно-учебных заведений: академий, семинарий и училищ, — и на общественно-отечественные.
В том же любвеобильном отеческом духе действовали по отношению к Николо-Перервинской обители и прочие владыки Московские: архиепископ Камчатский Иннокентий (Вениаминов) (1868-1879 гг.), митрополиты Макарий (1879-1882), Иоанникий (с 1882 г.) и Леонтий (с 1891 г.). Они посещали ее, особенно в храмовой праздник св. Николая, и священнодействовали в ней.
Платоновская семинария просуществовала без малого 40 лет, — с 1775 по 1814 годы. Ее сменила Московская Перервинская семинария (1814-1823 гг.), — и мало кому известен тот факт, что Московская духовная семинария, находящаяся ныне в Троице-Сергиевой Лавре, свои истоки имеет именно в Николо-Перервинской обители. На место ее пришли Николо-Перервинские приходское и уездное училища (1823-1867) и, наконец, — Перервинское духовное училище (с 1867 по 1917 гг.). У этих различных духовных школ на Перерве имеется много общего и прежде всего то, что на протяжении всех лет своего существования они питались и духовно и материально от Николо-Перервинского монастыря, находились под покровительством обители и ее небесных заступников, — Матери Божией, — Иверской и Толгской Ея икон, — святителя Николая и Преподобного Сергия Радонежского, — в честь которых освящены главные престолы перервинских храмов.
Те немногочисленные сведения, которые в настоящее время известны о Николо-Перервинском монастыре после 1917 года, свидетельствуют о том, что судьба обители слилась с трагической судьбой всей России.
В 1924 году в монастыре была закрыта Трапезная (видимо, Толгская) церковь. Помещение ее было передано под клуб и столовую Детскому дому Управления Московской Курской железной дороги, который к этому времени уже использовал его под склад. В 1924 году в монастыре еще проживали монахи, но часть помещений была закреплена за тем же Детским домом. По сведениям на 16 июня 1928 года Николо-Перервинский монастырь имел лишь два здания и трех насельников, — ими были два архимандрита и регент-иеромонах, а братии уже не было, т.е. монастырь был фактически закрыт. Впрочем, по рассказам старых прихожан и окрестных жителей известно, что до конца 20-х годов в монастыре еще были иноки.
13 сентября 1940 года Исполнительным комитетом Московского областного совета депутатов было принято решение закрыть две перервинские церкви, а здания переоборудовать под клуб и дом пионеров. Вероятно, под двумя церквами разумелись Иверский и Никольский соборы или два храма Никольского собора. Решение было принято, но церкви были закрыты не сразу. Из рассказов старожилов известно, что в 1941 году перед Пасхой еще освящали куличи, но, когда верующие пришли на Пасхальную Заутреню, храм был уже опечатан, а настоятель храма протоиерей Александр арестован. Дальнейшая судьба его неизвестна, — скорее всего он мученически погиб в застенках НКВД, пополнив сонм святых Новомучеников и Исповедников Российских.
После закрытия Иверского собора помещение его использовалось под склады и цех мелких предприятий. Примерно в это же время здание его было передано заводу Станкоконструкций. После 1952 года собор утратил главы, кресты, иконостас и все убранство интерьера. 8 января 1991 года Никольский соборный храм бывшего Николо-Перервинского монастыря был передан общине Русской Православной Церкви в бессрочное безвозмездное пользование. Сразу же после этого пришли сюда верующие во главе с протоиереем Владимиром Чувикиным, настоятелем храма. Это были певчие и прихожане церкви Тихвинской иконы Божией Матери, что в селе Алексеевском (ныне близ метро ВДНХ). Молились, читали акафисты, трудились. Первая служба — мефимоны — была совершена во вторник первой седмицы Великого поста 6/19 февраля 1991 года. 29 марта 1991 года, в пятницу, накануне Лазаревой Субботы, настоятель храма протоиерей Владимир совершил освящение малым чином храма святителя Николая. Богослужение было начато вечером того же дня, т.е. в канун Лазаревой Субботы, как бы в знак воскрешения обители, — и с тех пор, не прерываясь, совершается ежедневно и по сей день.
Современное состояние[править | править код]
В настоящее время храм благоустроен. На приходе ведется духовно-просветительская деятельность, действуют Московская Перервинская семинария и Воскресная школа для детей, регулярно проводятся Катехизаторские беседы для взрослых и Огласительные беседы перед Таинством Крещения, организован православный театр «Лампада» и молодежное движение «Держава».
Храмы[править | править код]
- Иверский собор Николо-Перервинского монастыря. Предыстория постройки Иверского собора в Николо-Перевинском монастыре напрямую связана с Иверской часовней у Воскресенских ворот Красной площади, которая с 60-х годов ХVII века стала принадлежать обители. В 1669 году в ней была поставлена икона Иверской Божией Матери. В 1680 году Неглинские ворота, на внутренней стороне которых она находилась, были перестроены и стали называться Воскресенскими, а деревянная часовня с тогда уже чтимой москвичами иконой была поставлена на месте прежде бывшей снаружи ворот лавки Перервинского монастыря. При часовне было и монастырское подворье; совершать требы в ней направлялись перервинские иеромонахи. Часовня и ее святыня - Чудотворная Иверская икона Божией Матери, давала Николо-Перервинской обители духовное покровительство и материальные средства, а кроме того способствовала содержанию на Перерве духовных школ. Часовня на Красной площадии вот в это смутное для России время, накануне трагических событий 1905 года, когда так явно и жестоко ополчились на Россию враги Православия и русского народа, священномученик Владимир (Боявленский; митрополит Московский и Коломенский (1898—1912) благословляет строить в загородном Николо-Перервинском монастыре собор в честь Иверской иконы. Храм задумано строить в русско-византийском стиле.
- Надвратная церковь Толгской иконы Божией Матери. Построена в 1733 году при игумене Варлааме на пожертвования. В 1768 году церковь отошла в приход села Сабурова, т.е. была приходской, а в начале ХIХ века вновь стала монастырской. В 1785–1786 годах храм был оштукатурен и впервые расписан. В 1869 году, по благословению митрополита Московского Иннокентия, церковь была обновлена. Мастера установили новый престол и жертвенник, позолоченный шестиярусный иконостас, отреставрировали иконы. Под церковью находилось сначала двое ворот. Одни из них, построенные в конце XVII века, назывались «Водяными» (отсюда ходили за водой на Москву-реку). Первые сохранились до нашего времени, другие были заложены. Запись 1806 года говорит, что Толгская церковь была выкрашена в красный цвет. Это подтверждают и свидетельства начала XX века.
- Храм Преподобного Сергия Радонежского. На нижнем этаже Никольского собора располагается храм преподобного Сергия Радонежского, — теплый зимний храм, состоящий из трех частей: алтаря, самой церкви и обширного притвора. Как свидетельствует история Николо-Перервинского монастыря, здесь была братская трапеза, в которой с 1775 года кормили и воспитанников Перервинской (Платоновской) духовной семинарии. Рядом размещались «хлебня, кухня и житница» семинарии. Стены Сергиевского храма были в 1737 году покрыты живописью, впоследствии неоднократно обновлявшейся, иконостас был резной, весь вызолоченный. В серебряной ризе, изготовленной в 1865 году, здесь находилась копия с храмовой иконы Николая Чудотворца, стоявшей в Никольском храме в золотой ризе. В 1808 году при митрополите Платоне в Сергиевской церкви были сделаны новые чугунные полы. В 1894 году вместо прежнего деревянного иконостаса был сооружен в византийском стиле прекрасный двухъярусный иконостас из итальянского мрамора.
- Храм Никольский и Успенский. Никольский собор посредством деревянной галереи, идущей от юго-западного угла фасада крытой паперти, соединялся с верхними покоями Патриарших келий, что объяснялось желанием облегчить больному Патриарху проход в храм. Галерея эта была разобрана, по всей видимости, сразу же после его кончины. В юго-западном углу церкви помещалась монастырская ризница, а в северо-западном — монастырская кладовая, служившая, как говорит предание, при Патриархе Адриане его моленною, из которой он через окно, выходящее в соборную церковь, слушал церковное богослужение. Окно это впоследствии было заложено. В верхней Николаевской церкви в 1727 году стены были расписаны живописью — позлащенными клеймами, изображающими евангельские события, а святой алтарь украшен в 1717 году живописными изображениями из Священной истории. В обширном куполе изображено Вознесение Господне и небесные воинства. Живопись неоднократно возобновлялась. Около верхней Николаевской церкви с двух сторон, — с северной и западной, — выдается обширная и светлая паперть.
- Домовый храм во имя святого праведного Никодима (Патриаршие палаты обители). В декабре 1870 года по благословению московского святителя Иннокентия (Вениаминова) в одной из Патриарших келий была сооружена домовая церковь во имя святого праведного Никодима. Поводом к устройству этой церкви послужило следующее событие. В Москву прибыл уволенный на покой по болезни преосвященный Никодим (Казанцев), епископ Енисейский и Красноярский. Он испросил себе пребывание в Перервинском монастыре. Прошение было удовлетворено, ему передали бывшие Патриаршие келии, а ввиду слабого здоровья владыки в одной из них устроили домовую церковь в честь его небесного покровителя. Освящение Никодимовской церкви совершил сам епископ Никодим 17 декабря 1870 года и часто, до самой своей блаженной кончины (†1874), служил в ней иерейским чином с одним только послушником, совершив там более 100 литургий.
- Храм в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова у Николо-Перервинского монастыря. По воспоминаниям жителей Перервинской слободы, недалеко от Николо-Перервинского монастыря стояла приходская церковь, освященная в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Во времена богоборческого лихолетья храм был разрушен. В 2014 году на территории обители, между огородом и берегом Москвы-реки, был воссоздан и освящен малым чином (9 октября) небольшой деревянный храм в честь того же святого. Известно, что «апостол любви» является покровителем христианского брака, поэтому в храме время от времени совершаются венчания и другие таинства и требы. Территория вокруг храма украшается и облагораживается. Посильную помощь обители в этом оказывают Российские Железные Дороги. Один раз в месяц в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершается Божественная литургия.
- Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Печатниках (Москва). В ночь на 9 сентября 1999 года на улице Гурьянова, совсем недалеко от монастыря, был взорван жилой дом и погибли более ста людей. Рядом с местом взрыва было решено построить храм-памятник, призванный увековечить память о погибших. В 2002 году было начато строительство храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», и к четвертой годовщине трагедии, 9 сентября 2003 года во время ночной Божественной литургии было совершено освящение новосозданного храма Высокопреосвященнейшим архиепископом Истринским Арсением в сослужении сонма духовенства. С этого времени в храме совершаются регулярные богослужения духовенством Николо-Перервинской обители.
- Домовый храм в честь равноапостольной Марии Магдалины (ФКУ СИЗО-6 УФСИН России) (Москва). На протяжении многих лет Николо-Перервинская обитель окормляет женский следственный изолятор, расположенный неподалеку от монастыря. Здесь в тюремном храме Святой Равноапостольной Марии Магдалины проходят регулярные богослужения и требы, религиозно-просветительские беседы с заключенными, по праздникам воспитанники, духовенство и хор дарят им подарки и радуют церковными песнопениями. Богослужения в храме следственного изолятора проходят 2-3 раза в месяц, а также в некоторые церковные праздники.
- Домовый храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Гимназии им. митр. Платона (Левшина)(Москва). Домовый храм в гимназии имени митрополита Платона (Левшина) освящен малым чином 4 декабря 2013 года. Богослужения совершаются для учащих и учащихся гимназии клириками Николо-Перервинской обители.
- Патриаршее подворье храм Живоначальной Троицы (Троицкое). Церковь построена вместо прежде существовавшего за р. Москвой храма на Троицком погосте. Каменное одноглавое здание в духе провинциального барокко с трапезной и колокольней сооружено на средства М.А. Ахлестышева. В трапезной, построенной вновь в 1894-1895 гг., приделы святителя Димитрия Ростовского и Михаила Архангела. Закрыта в 1930-х, занята автомастерскими, к 1980-м пришла в аварийное состояние. Открыта в 1992 г., отреставрирована. Освящена великим чином 2 ноября 2016 г.
- Храм в честь Преображения Господня и преподобного Паисия Святогорца (Москва). Строящийся храм. Проектом предусмотрено размещение храмового комплекса с корпусом приходских помещений в центральной части участка, выделенном под строительство. Храм расположится в северо-восточной части территории. Приходская часть — вдоль юго-восточной и юго-западной сторон, образуя вместе с храмом и колокольней комплекс застройки, поддерживающий направления существующей улично-дорожной сети. Храмовая и приходская части комплекса сгруппированы вокруг прямоугольного двора, раскрытого к детской школе искусств, образующего вместе с ней общую ландшафтно-рекреационную зону.
Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма
Деятельность прихода[править | править код]
- Духовно-просветительская деятельность
- Катехизаторская деятельность
- Миссионерская деятельность
- Московская Перервинская семинария и Воскресная школа для детей
- Катехизаторские беседы для взрослых
- Огласительные беседы перед Таинством Крещения
- Православный театр «Лампада» и молодежное движение «Держава».
Святые[править | править код]
- Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
- Священномученик Владимир (Боявленский)
Престольные праздники[править | править код]
- Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря
- Икона Пресвятой Богородицы "Иверская" - 26 октября, 25 февраля, 6 мая
- Храм Рождества Иоанна Крестителя - 7 июля
- Владимир равноапостольный, великий князь - 28 июля
- Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря
- Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа
- Сергий Радонежский, преподобный - Собор Московских святых, 18 июля (Обретение честных мощей), 8 октября (Преставление)
- Икона Пресвятой Богородицы "Толгская" - 21 августа
- Иоанн Богослов, апостол - 21 мая, 9 декабря
Контакты[править | править код]
Адрес: 109383, Россия, г. Москва, ул. Шоссейная, 82.
Телефон: +7 (495) 354-49-65
Электронная почта: nikpererva@mail.ru
Сайт: http://перервинский-монастырь.рф/
Паломнику[править | править код]
Монастырь открыт ежедневно с 9:00 до 18:00 часов.
Богослужения[править | править код]
Богослужения в монастыре совершаются ежедневно.
Актуальное расписание богослужений смотри на сайте храма
Как добраться[править | править код]
Проезд:
- Пройти от станции Новохохловская (МЦК) до станции метро Новохохловская (D2 Курско-Рижский диаметр).
- Проехать до станции Депо.
- Пройти до автобусной остановки Шоссейная д. 51.
- Доехать до остановки «Николо-Перервинский монастырь» на автобусах №30, 161, 292, 438, 703, 736.
Фото[править | править код]
-
-
-
-
-
-
-
Иверский храм
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Страница монастыря ВКонтакте
- Telegram канал монастыря.
- Официальный сайт Юго-Восточного викариатства. Храмы.
- Официальный сайт Юго-Восточного викариатства. Храмы.
- Монастырь на сайте patriarchia.ru
- Монастырь на сайте temples.ru
- Николо-Перервинская обитель.
- Интернет-страница храма.
- Николо-Перервинский монастырь.
- Москва малоизвестная: Николо-Перервинский монастырь - духовная твердыня в спальном районе столицы. Тишина, снежок, красота и история.
- Николо-Перервинский монастырь.