Центр большой области в 497 км к северо-востоку от Москвы. На р. Вологде, притоке Сухоны. Население – около 280 тыс. человек.
Субъективно
Мало кто думает о Вологде как о чём-то прекрасном. Здесь нас подстерегает приятная неожиданность.
Река Вологда бережно принимает заблудившегося путника и плавно ведёт высоким берегом к кремлю, показывая по сторонам величественные храмы и совсем не величественные, но такие подходящие человеку деревянные дома, украшенные старинной резьбой и живыми котами.
Издалека позовёт к себе Вологодский кремль. Если будет зима, то с кремлёвского холма на лёд реки будут с криком катиться на санках дети. Возле лунок будут сидеть рыбаки, в проруби купаться «моржи». Жизнь русского города откроется разом во многих её проявлениях... А так же у гостей города будет прекрасная возможность увидеть и приобрести вологодское кружево оригинальное вологодское масло.
На машине объехать Вологду можно за день. Но за два дня пеших прогулок увидите в пять раз больше.
Поселение на р. Вологде основали хозяева русского севера, новгородцы, на пути волока, соединявшего реки Шексну и Сухону, отвоевав эту землю у финно-угорских племён. Возможно, от слова «волок» (перетаскивание судов по суше) и произошло название реки и города.
Первая дата в истории города считается датой его рождения, – 19 августа 1147 г. В этот день к Вологде из Киева пришёл монах Гнилецкой пустыни (в пещерах которой уединялся прп. Феодосий Печерский) Герасим. Поселился он в стороне от города, в лесу. Бывая в Вологде на литургии в Воскресенской церкви, Герасим понял, как слабо просвещены верой и знанием здешние христиане и, тем более, язычники.
Герасим принялся расчищать лес у Кайсарова ручья, чтобы построить храм и монастырь. Но некий Пятышев, богатый владелец земли, на которой трудился Герасим, пытался отспорить у него свою землю. Над Пятышевым и его потомками в течение семи веков, пока род не пресекся, исполнялось предсказание прп. Герасима: род станет жить ни богато, ни бедно. «Ни бедно» – возможно, потому, что на клочке обширных земель Пятышева всё-таки устроилась иноческая обитель.
Троицкий Кайсаровский монастырь существовал до 1612 г., когда при разграблении и пожаре города он был до того опустошён, что не смогли найти и могилу Герасима, преставившегося здесь в 1178 г.
Прп. Герасим сам указал местонахождение своих мощей – через слепую женщину, которая при этом прозрела. Сие чудо было только началом многих исцелений (с 1649 по 1666 г. их записано 37). В память бывшего монастыря на этом месте была воздвигнута Троицкая церковь, в 1717 г. отстроенная в камне. В ней до революции покоились мощи святого.
Под властью Новгорода
Пока Новгород был в силе, он сохранял власть над Вологодской волостью. В XIII в. ему приходилось воевать за неё с тверскими князьями. Так, в 1273 г. тверской князь Святослав Ярославич совместно с монголами совершил разорительный набег на Вологду. Около 1308 г. тверской князь Михаил Ярославич пытался держать в Вологде своего наместника, но не осилил. В 1335 г. вологодские летописи свидетельствовали о новом нападении тверичей.
От Твери Новгород Вологду отстоял, от Москвы отстоять не смог. В 1397 г. московский воевода Андрей Альбердов занял Вологду. Новгородцы снарядили войско, но вернуть себе город не сумели. Лишь разоряли окрестности Вологды – до тех пор, пока сами не сняли свой вечевой колокол в угоду Москве.
Город, который приобрела Москва, к тому времени уже давно был центром торговли и ремёсел, его украшали многие храмы.
Под властью Москвы
В период борьбы братьев Василия Косого и Димитрия Шемяки за великое княжение с законным властителем Василием II Вологде пришлось нелегко. Сначала, в 1434 и 1435 гг., Вологду занимал Василий Косой. В 1446 г. Димитрий Шемяка, ослепивший Василия (за что того и прозвали Тёмным), водворился в Москве, а Василий отправился в Вологду. В следующем году Василий изгнал Шемяку из Москвы. Шемяка бежал в Устюг, откуда в 1450 г. напал на Вологду. В истории этой осады имеется неясное предание о «белоризцах».
При Иоанне III Вологда была укреплена и, как один из самых надежных городов государства, стала местом хранения части государевой казны и заключения политических противников. В 1503 г. в Вологде учредили епископскую кафедру.
«Город» Иоанна Грозного
При Иоанне IV Вологда стала центром русской торговли с Англией, Германией и Голландией – через северные реки и Белое море. В городе были немецкая слобода, много иностранных контор, причем английская, по свидетельству современников, была «обширна, как замок».
Иоанн IV подумывал даже перенести в Вологду столицу, был здесь трижды, прожил в Вологде 3,5 года. Посетив Вологду в 1565 г., велел копать рвы и закладывать сваи для каменного «города».
Каменный «город» был заложен в границах современных улиц Мира, Сергея Орлова, Октябрьской и Ленинградской. Крепостные стены имели 4 км в длину. Полностью – на высоту до 8 м – стену с башнями удалось сложить лишь на участке вдоль речки Золотухи.
После Смутного времени от «города» осталось не много. В 1631 г., при первом Романове, каменную стену надстроили брёвнами – на высоту до 9 м. В стене стояло 11 каменных башен и 21 деревянная. В кремле было 423 дома, 14 деревянных храмов и Софийский собор . Постепенно разрушаемые временем, с одной стороны подмываемые рекой Золотухой, стены и башни кремля окончательно исчезли в начале XIX в.
Но память народная так сильна, что до сих пор, направляясь в центр Вологды, вологжане говорят друг другу: «Еду в город».
Смутное время
До 1608 г. беды Смутного времени мало затрагивали город. Но когда отряды второго Лжедимитрия стали доходить до Вологды, воевода Никита Пушкин привёл всё население к присяге Лжедимитрию. Полякам досталась богатая пожива – государева казна, деньги и товары иностранных купцов. Однако вологодцы не вытерпели поборов, схватили поляков и их приспешников, поотрубали им головы и бросили тела в реку Золотуху, где их «пожирали свиньи и собаки».
Вологодцы снеслись с городами севера – Устюгом, Сольвычегодском, Тотьмой, – предложили бить врага совместно. В Вологде собралось ополчение северных городов, двинулось освобождать Галич, Кострому, Ярославль.
В 1612 г. польские отряды дважды врывались в Вологду, убивали людей, разрушали церкви, жгли дома.
Затишье
После того как Пётр «прорубил» путь в Европу через Балтийское море, «заколотив» указом путь через Белое, значение Вологды резко упало. Предприимчивые торговцы и промышленники стали переселяться в более оживлённые края. За весь XVIII век население города почти не увеличилось и составляло порядка 7000 человек.
Тем не менее, продолжалась торговля с Европой, работали до 70 фабрик и заводов. В 1780 г. город стал центром наместничества, объединившего Вологодскую, Архангельскую и Велико-Устюжскую губернии. А в 1796 г. Вологда стала центром новой губернии, поглотившей Велико-Устюжскую.
Перепланировка
Избежавший перепланировки при Екатерине II, город являл природную гармонию: дома росли в нём как цветы на лугу. Среди улиц едва ли была хоть одна прямая. Привольно квакали лягушки на болотах. Одно болото сохранялось даже в детинце – в самом центре; в честь соседней Казанской церкви это болото называли Казанским.
В первую четверть XIX в., при губернаторе Брусилове, Вологду начали застраивать по новому плану. Засадили деревьями соборную гору, проложили широкие березовые бульвары. Сегодняшний центр в основном соответствует этому плану.
Святой блаженный Андрей родился в крестьянской семье в 50 верстах от Вологды. Хотя родители его были безграмотны, они учили его христианской жизни своим примером. А церковь, которую он посещал, закончила его воспитание.
Подвижническую жизнь его началась с того, что он ушел на безмолвие. За время его отсутствия его родителей не стало. Юноша поступил в Галичский монастырь Костромской епархии, где старец Стефан, настоятель обители, и направил Андрея на путь юродства Христа ради.
Андрей оставил монастырь и отправился в город Тотьму, где его никто не знал. Там он поселился около Воскресенской церкви.
Ночи он проводил в молитве. Днем собирал милостыню и раздавал ее бедным. И зимой и летом он ходил босой, в лохмотьях, питался лишь хлебом и водой. Каждый год он обходил святыни и при жизни был чудотворцем...
Раз он встретил главаря дикарей Аждакая, который был болен глазами. Тот стал его просить об исцелении. Юродивый убежал, а Аждакай умылся снегом, на котором стоял блаженный, и исцелился!
От подвигов подвижничества и лишений, которым Андрей подвергал себя, он вскоре захворал. Он предвидел день своей кончины, и этот день провел в молитве, потом призвал священника, исповедался и причастился святых Христовых Тайн. Другу своему, пономарю Воскресенской церкви Иоанну он сказал: « Брат Иоанн, душа моя разлучается от тела, приготовь, что надо для погребения» . Иоанн поцеловал ему руку и вышел в слезах. Вернувшись, он нашел блаженного скончавшимся со скрещенными на груди руками. Вся комната была полна благоухания.
Погребение его собрало множество народу. Все вспоминали святую жизнь почившего. Похоронили его около церкви, и на могиле его стали твориться чудеса. Рассказывали, что он явился во сне женщине, больной лихорадкой и дал ей приложиться к Евангелию, которое держал в руке. Затем он велел ей идти молиться на его могиле. Женщина проснулась здоровой. Церковь празднует память блаженного Андрея Тотемского, Христа ради юродивого 10 октября.
В 1368 г. в Вологодскую землю, убегая от людской славы и княжеских почестей, напутствованный Сергием Радонежским, пришёл преподобный Димитрий Прилуцкий. Он пришёл из Переславля-Залесского, где родился и где в течение 20 лет был игуменом основанного им Никольского монастыря. Димитрий и его ученик Пахомий принесли с собой большой восьмиконечный крест с 84 образами, вырезанными на кости, изготовленный в Киликии (сейчас хранится в Вологодском музее-заповеднике). Отшельники поселились в 30 км от Вологды, в лесу, на р. Леже, намереваясь вести уединённую жизнь. Но Богу было не угодно, чтобы свет свечи был скрыт под сосудом, и жители соседней Авнеги изгнали подвижников.
В 1371 г. преподобный пришёл в Вологду. Избранное им место оказалось засеянным рожью, но владелец земли Илья с радостью отдал её под Вологодский монастырь и даже сам вытоптал колосящуюся ниву. 1 августа того же года был освящён деревянный храм Происхождения древ животворящего Креста Господня, вскоре были построены келейные и другие здания монастыря.
Монастырь Вологды быстро умножился братьями и укрепился на пожертвования князя и других вологодцев. Но Димитрий принимал не всякое подаяние. Однажды, когда упомянутый землевладелец Илья принёс подаяние на монастырь, преподобный не принял его, кротко попросив того прежде накормить голодных домочадцев и слуг.
Игумен нового монастыря зимой и летом ходил в заскорузлом тулупе, под которым скрывал вериги. Димитрий по многу дней ничего не ел, кормил бедных, исцелял больных, защищал обижаемых. Его родной брат, обедневший купец, по благословению преподобного дважды ходил с товаром к языческим племенам Югры и Печоры и возвращался с большой прибылью; пойдя в третий раз вопреки запрещению брата, пропал без вести. Трапезничая с братией, Димитрий чудесно узнал о смерти в Москве князя Димитрия Донского.
Проведя в Прилуцком монастыре 20 лет, преподобный известил монахов о приближении смерти. Когда огорчённые братья спросили, как поступить с его телом, святой, ощущавший себя тяжким грешником, ответил: «Оттащите грешное моё тело на болото и затопчите его там ногами». Преставился Димитрий 11 февраля 1392 г., о чём братья узнали по благоуханию, разлившемуся по обители. Память святого празднуется в день кончины – 11 (24) февраля.
Прилуцкий монастырь в Вологде является хранителем святых мощей Дмитрия Прилуцкого.
Монастырь основан прп. Димитрием Прилуцким, сподвижником прп. Сергия Радонежского, выходцем из Переславля, в 1380-х при помощи Дмитрия Донского, был одним из первых северных монастырей с общежительным уставом. Уже в XV в., после канонизации прп. Димитрия, стал одним из известнейших и почитаемых, а также богатейших монастырей Вологодчины, в XVI в. основные постройки выстроены в камне. Крепостная стена с башнями построена в 1640-х - 1656, келейные корпуса XVII-XIX вв. Закрыт в 1924, занят домом инвалидов, в 1930 служил пересыльным пунктом, позже использовался под военные склады. В 1950-х отдан музею, проведена реставрация. Вновь открыт в 1991.
Статус: действующий
Адрес: г. Вологда, ул.Монастырска д.2 ( мкр. Прилуки)
Троице-Герасимовская церковь на месте Кайсаровского монастыря[править | править код]
Монах Гнилецкой пустыни Герасим пришёл из Киева и поселился в стороне от города, в лесу. Он основал Троицкий Кайсаровский монастырь, просуществовавший до разграбления и пожара в 1612 году. В память бывшего монастыря на этом месте была воздвигнута Троицкая церковь, в 1717 г. отстроенная в камне. В ней до революции покоились мощи прп. Герасима.
Кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы (церковь Рождества Богородицы на Богородицком кладбище, Рождество-Богородицкий собор, кладбищенская церковь Рождества Богородицы, Рождества-Богородицкая церковь, церковь за Горбатым мостом). Вологодская и Великоустюжская епархия / Вологодское благочиние. Действующий собор. Даты постройки: деревянная церковь — конец XVI — начало XVII в. Каменный храм между 1836 и 1838 гг.
Храм Свято́го Никола́я Чудотво́рца во Влады́чной слободе́ — один из старейших сохранившихся храмов города Вологды. Каменный храм был построен в 1669 году. Владычная слобода — район в Заречье, получила название по принадлежности до 1649 года вологодскому Архиерейскому дому (владыке).
Первоначально храм Святителя Николая во Владычной слободе был деревянный. О нем известно уже со второй половины XVI века.
В ряде документов XVII века указывается, что приход принадлежал Вологодскому архиерейскому дому.
Владычная слобода перестала существовать с середины XVII века, когда правительство под давлением дворянства и посадского населения запретило духовенству приобретать новые земли. Владычная слобода стала принадлежать посаду.
Эта церковь принадлежит к старейшим по времени построения церквям города Вологды. В окладной книге преосвященнейшего Гавриила, Архиепископа Вологодского и Белоезерского, относящейся к 1691 году упоминается храм Николая Чудотворца в Мироносицкой трети. По некоторым замечаниям автора книги можно судить, что возведение его относится в 1669 году.
Архиерейский двор, одна из достопримечательностей Волгды, находится возле Софийского собора. В XVII в. был выстроен каменный ансамбль архиерейского двора, здания которого вместе с Софийским собором составляют так называемый «Вологодский кремль». Это экономский корпус (ок. 1650), Симоновский корпус с Христорождественской церковью (1670), надвратная церковь (1680), Иосифовский корпус (ок. 1770), Гаврииловский корпус (все корпуса названы по именам архиереев, строивших их), Воскресенский собор (1776) и др. Воскресенский собор раньше был кафедральным, в нем в 1831 году был пострижен в монашество святитель Игнатий Брянчанинов.
Соединённые между собой здания архиерейского двора образуют два прямоугольных уютных дворика со скамейками.
Сейчас почти все здания двора используются музеем. В числе наиболее уникальных собраний музея – коллекция образов, писаных и резных, рукописной книги, лицевого шитья, вологодского кружева, северной черни, резьбы по бересте.
Коллекция икон музея – одна из сильнейших в стране. В их числе – чудотворная икона Димитрия Прилуцкого и знаменитый Киликийский крест из Прилуцкого монастыря.
Адрес: ул. С. Орлова, 15. Тел.: (8172) 72-25-11, 72-22-83.
Время работы: Открыт с 10 до 17 ч, кроме Пн., Вт.
Сайт: www.vologdamuseum.ru
С Ярославского вокзала до Вологды отправляется около 8 поездов в сутки. В том числе ночные. Среднее время в пути – 8 ч. Поезд «Москва-Лабытнанги» (№120) не рекомендуется.
На машине по М8 400 км – примерно 6,5 ч.
Проезд из Санкт-Петербурга
Более 10 поездов в сутки. В пути – около 13 ч.
На машине по М18, после Иссада – А114. 658 км, 9,5 ч пути.