Цетинский мужской монастырь
Цетинский монастырь — главный символ всей православной Черногории, монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в исторической столице Черногории, городе Цетине. Сербское название — Цетињски Манастир.
История[править | править код]
Цетиньский монастырь расположен в центре старой столицы Черногории г. Цетинье, у подножия горы Орлиный Крест. От самого своего основания, вот уже более 500 лет, монастырь является резиденцией черногорских митрополитов. Без всякого преувеличения его можно назвать сердцем православной Черногории, её символом и колыбелью её знаменитого свободолюбивого духа.
Основал монастырь господарь Иван Черноевич — Иван-бег — правивший Зетой, как в старину называлась Черногория, в 1465-1490 годах. В 1479 году турецкий султан Мехмет II захватил Зету, а Иван был вынужден скрываться в Италии. Здесь он посетил Лоретский монастырь Божией Матери в Анконе, где дал обет построить церковь, посвященную Богородице, в случае своего возвращения на родину. В 1481 году, когда Мехмет II умер, Иван Черноевич возвращается в Зету и вновь обретает власть над этими краями. Оставив свою резиденцию на Жабляке на Скадарском озере, Иван-бег в 1484 году строит себе дворец и «задужбину» — Цетиньский монастырь — в неприступном для турок ловченском подгорье. По согласию с тогдашним зетским митрополитом Виссарионом, викарным епископом Вавилой и всей братией Иван устанавливает общежительный устав монастыря. Сюда, из монастыря Враньина переносится резиденция Зетской епархии, основанной Свт. Саввой I в 1219 году. В своей грамоте Иван Черногевич щедро наделил свою «задужбину» землями, лесными угодьями и всем необходимым.
Обитель находилась на холме Чипур. По свидетельству современников это был «малый, но прекрасный» монастырь. В середине его стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы, окружённая с трёх сторон колоннадой. Предположительно храм строили мастера из Приморья. По краям участка стояли монастырские постройки: малая церковь св. ап. Петра, кельи, митрополичьи покои и хозяйственный постройки. В наружных стенах этих зданий были бойницы, а весь монастырь был опоясан рвом и оградой из кольев.
Иван Черноевич умер в 1490 году и был похоронен в церкви монастыря, у южной стены. Его останки были найдены при археологических раскопках 1980-х годах. Сын Ивана — Георгий, правивший Зетой в 1490-1496 годах, основал в 1494 году первую на славянском юге типографию на Ободе, но вскоре перенёс её в Цетиньский монастырь. Здесь были отпечатаны Октоих первогласник 1494 году, Октоих пятогласник с прекрасными иллюстрациями-видами Иван-бегова монастыря, Псалтирь с последованием, Молитвослов, Четвероевангелие. Первым печатником был схииеромонах Макарий.
Под натиском турок Георгий Черноевич вынужден был бежать в Венецию, а Черногорией некоторое время (1496-1499 годах) правил, в качестве турецкого вассала, его младший брат Стефан. После этого страна попадает под прямое турецкое правление, а черногорские владыки становятся не только духовными, но и светскими вождями своего народа, неустанно трудясь над его освобождением.
Иван-бегов монастырь был разрушен 28 сентября 1692 году в ходе Морейской войны (1684-1699) Христианского союза, в который входили Австрия, Польша, Венеция, Ватикан, и на стороне которого сражались сербы и черногорцы, против Турции. С 1688 в Цетиньском монастыре находился венецианский гарнизон. При отступлении из Цетинья венецианцы заминировали монастырь и взорвали его, когда туда вступили турки. Погибло около 300 турок, а их предводитель — скадарский паша Сулейман Бушатли был ранен. Разъяренный паша, дальний потомок строителя обители Ивана Черноевича, приказал снести уцелевшие после взрыва церковь и монашеские келии. Митрополичья резиденция была временно перенесена в находящийся неподалёку монастырь Добрская Челия (Келия).
Переломным моментом в истории Черногории стало избрание митрополитом и господарем 27-летнего цетиньского монаха Даниила (Петровича) из села Негуши. Владыка Даниил стал первым черногорским правителем из династии Петровичей-Негошей, которая владела Черногорией до 1916г. (официально до 1918) Митрополичий, а затем княжеский престол стал наследственным в этой семье, переходя от дяди к племяннику. В 1701-1704 митрополит Даниил возродил Цетиньский монастырь на новом месте, на склоне горы Орлиный Крест. При строительстве нового монастыря использовались строительные материалы из разрушенного. В алтарную стену новой церкви был вделан каменный рельеф с двуглавым орлом — гербом Ивана Черноевича, над входом установлена старая плита с текстом об основании обители, а колонны аркады 2-го этажа украсили старые резные капители.
В конце 1702 году Цетиньский монастырь стал центром важных событий, определивших дальнейшую историю Черногории. В ночь накануне Рождества Христова с 24 на 25 декабря 1702 года, православные черногорцы по приказу владыки Даниила напали на «потурченцев» — черногорцев, принявших ислам и проводивших турецкую политику. Все потурченцы, кроме принявших крещение, были изгнаны из страны. Это событие, укрепившее внутреннюю сплоченность черногорцев в борьбе с турками, нашло свое отражение в знаменитой поэме Петра II Петровича-Негоша «Горный венец». Именно в Цетиньском монастыре прозвучал призыв митрополита Даниила:
Мир, вставай за Крест, за честь юнатства, все, кто носит светлое оружье, все, кто слышит собственное сердце! Мы поганцев имени Христова окрестим водою или кровью! В Божьем стаде истребим заразу! Да взнесётся песня роковая, алтарь правый на камень кровавый!
(Петр II Петрович-Негош «Горный венец» перевод Ю. Кузнецова, 1988)
Другим важным шагом владыки Даниила стала его внешнеполитическая переориентация с католической Венеции на православную Россию. В 1711 в Цетинье прибывают послы из России полковник Михаил Милорадович (родом из Герцеговины) и капитан Иван Лукашевич (уроженец Подгорицы) с посланием от русского царя Петра I с предложением о совместной борьбе против Турции. В 1712 году 60 тысяч турок под началом боснийского визиря Ахмета-паши Шапчайлии вторглись в Черногорию. 17 июля (по ст. ст.) 1712 года черногорцы одержали победу при Царевом Лазе (было захвачено 86 турецких знамен). В битве был ранен сам владыка Даниил. Но другой части турецкого войска удалось пробиться в Цетинье и разрушить монастырь. В 1714 году новый боснийский визирь Нуман-паша Чуприлич с 120 тыс. турок прошёл через всю Черногорию, сжигая всё на своём пути. Владыка Даниил был вынужден отправиться за помощью в Россию. Побывав в 1715 году в Петербурге митрополит Даниил получил от русского царя Петра I деньги на восстановление разрушенных турками монастырей и церквей. Цетиньский монастырь был восстановлен в 1724 году.
После смерти владыки Даниила цетиньскую кафедру в 1735-1781 занимал его племянник митрополит Савва (Петрович-Негош), которому помогал другой племянник владыки Даниила — Василий (Петрович-Негош), митрополит Скендерийский и Приморский (1750-1766). В 1781-1784 черногорским владыкой был племянник митрополита Саввы — Арсений (Пламенац).
В 1784–1830 годах черногорским митрополитом был Петр I (Петрович-Негош) — свт. Пётр Цетиньский. В его отсутствие (владыка был в то время в России) в 1785 году произошло последнее разрушение монастыря при нападении скадарского паши Махмуда Бушатли. Через 11 лет во время нового нападения на Черногорию Махмуд-паша погиб в сражении при с. Крусы. Череп его, как военный трофей, и сейчас хранится в Цетиньском монастыре.
Св. Пётр построил в этой обители себе новую келию, которая сохраняется и поныне. Спустя 4 года после его упокоения 18 октября 1834 года состоялось торжество прославления этого Святителя, на которое в Цетинье прибыли православные христиане со всех сербских земель. Только из Приморья, находящегося под властью Австро-Венгрии, прибыло около 15 тысяч православных сербов, несмотря на запрет австрийских властей.
Во времена его преемника, — знаменитого черногорского поэта и митрополита (1830-1851) Петра II (Петровича-Негоша), монастырь значительно расширяется. Благодаря полученной из России помощи надстраивается дворовый корпус и строится кухня с трапезной. Но монастырских зданий для всесторонней деятельности черногорского владыки всё равно было недостаточно. В это время в монастыре работали школа (основанная в 1834 году), типография (привезённая Петром II в 1833 году из России, останавливались иностранные гости и даже титулованные особы. В 1838 году рядом с монастырём была построена новая резиденция для Петра II.
В 1890-х годы к монастырской стене снаружи пристраивается открытая усыпальница правящей династии. В 1896 году на верхнем ярусе башни-колокольни устраиваются часы, а над ними — маленькая звонница.
В Цетиньском монастыре неоднократно бывали высокопоставленные гости из России, в том числе русские великие князья. В июле 1889 года здесь побывал великий князь Пётр Николаевич (в то время жених черногорской княжны Милицы Николаевны), а в июле 1899 году — великий князь Константин Константинович, написавший здесь стихотворение «Черногория».
Во время Первой мировой войны в 1916-1918 годах Цетинье было оккупировано австрийскими войсками. После окончания военных действий, 26 ноября 1918 года происходит объединение Черногории с Сербией, а 1 декабря 1918 года Сербия объединяется со Словенией и Хорватией в единое югославское королевство. Цетинье утрачивает свой столичный статус, хотя и часто посещается югославским королём Александром I Карагеоргиевичем, родившимся здесь 17 декабря 1888 году. В это время в Цетинье жило много русских людей, бежавших от большевистской революции и нашедших в Югославии второй дом.
В 1920-1938 годах черногорским митрополитом был Гавриил (Дожич), будущий сербский патриарх (1938-1950). При нём, в 1925-1927 годах в монастыре происходит радикальная перестройка. Воздвигнута новая митрополичья резиденция, башня-колокольня получила свой нынешний облик. В 1940-1945 годах цетиньскую кафедру занимает будущий священномученик Иоанникий (Липовац), переживший здесь итальянскую оккупацию и бежавший из Цетинья в 1944 году с 70 священниками от наступавших титовских отрядов.
В 1947 году черногорским митрополитом становится Арсений (Брадаревич).В 1954 году митрополит Арсений с ещё 7-мью черногорскими священниками был осуждён Цетиньским судом на 11 с половиной лет «за организацию заговора против народного режима в Черногории и антигосударственную деятельность». «Вина» владыки состояла в том, что он в 1945 году, будучи администратором Загребской митрополии, сказал, что католическая церковь во время Второй мировой войны сделала много зла православному населению Хорватии. Другой виной черногорского митрополита было то, что он во время встречи с секретарём Всемирного Совета Церквей Робертом Тобиасом, дал ему данные о том «как народные власти гонят Сербскую Церковь». После освобождения владыки Арсения, коммунистические власти не позволили ему вернуться в Цетинье, и тогда в 1961 году на черногорскую кафедру был избран Даниил (Дайкович). При нём в 1984 году был построено новое здание митрополичьей резиденции, а старое использовано для расширения музейной экспозиции цетиньской ризницы.
С 1990 году черногорским митрополитом является Амфилохий (Радович). В мае 1994 года Цетиньский монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Монастырская церковь посвящена Рождеству Пресвятой Богородицы. В этом храме находятся главные святыни монастыря: ковчег с мощами свт. Петра Цетиньского, а на нём — ковчежец с десницей св. Иоанна Предтечи и Частица Честного и Животворящего Креста Господня.
Иконостас в церкви деревянный, резной. Иконы написаны Николаем Аспиоти с острова Корфу (по другим данным — братьями Джиновски из Македонии). Интересно, что на месте престольного образа — икона свт. Петра Цетиньского (из-за чего в некоторых источниках часто пишут по ошибке, что церковь посвящена этому Святителю). В церкви находятся две гробницы: у южной стены — черногорского князя (1852-1860) Даниила I Петровича-Негоша, а у северной стены - его брата воеводы Мирко, за свои победы над турками прозванного «мечём Черногории».
В монастырском дворе, у церкви похоронена вдова князя Даниила Даринка, а слева от входа в монастырь находится надгробие с крестом черногорского митрополита (1885-1920) Митрофана (Бана), рукоположенного во епископа в Исаакиевском соборе Петербурга 6 апреля 1885 года (в день 1000-летия памяти славянского первоучителя св. Мефодия). В монастыре сохраняется келия св. Петра Цетиньского, в которой хранится частица мощей св. Феодора Стратилата.
В богатой ризнице-музее монастыря выставлены корона cв. Стефана Дечанского, епитрахиль cв. Саввы I, облачения черногорских митрополитов и дары русских императоров, а также ценное собрание рукописных и печатных книг XIII-XIX веков, например рукописное Евангелие Дивоша Тихорадича (около 1350 года).
Между монастырём и дворцом–музеем черногорского короля Николая, на развалинах старого Иван-бегова монастыря, стоит придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, приписанная к Цетиньскому монастырю и являющаяся храмом Цетиньской семинарии. В церкви почивают останки последнего черногорского правителя короля Николая (умер в 1921 году) и его супруги Милены, перенесённые сюда из русской церкви в Сан-Ремо (Италия) в 1989 году.
Цетиньская семинария, где преподают многие цетиньские монахи, расположена неподалёку от монастыря, в бывшем здание церковного суда. Поблизости от семинарии, на Негошевой улице, располагаются журнал «Светигора» и православное радио «Светигора», в редакциях которых также работают цетиньские монахи.
Над монастырём, на вершине горы Орлиный Крест, расположен мавзолей владыки Даниила, в виде открытой часовни. Отсюда открывается вид на горный массив Ловчен, на одной из вершин которого, — на Езерском врху (Озёрном верху), похоронен выдающийся черногорский митрополит и поэт Петр II. Построенная им в качестве своей усыпальницы церковь св. Петра Цетиньского была снесена безбожными титовскими властями в 1972 году, а на её месте воздвигнут уродливый мавзолей.
К Цетиньскому монастырю приписан монастырь св. Илии на Комовима. Его построил черногорский король Николай I в память своего дяди князя Даниила. Он был разрушен, а в 1997 году восстановлен трудами Михаила Прелевича и жителей окрестной местности Кучи. Возле храма построен келейный корпус. Цетиньскому монастырю принадлежит Зимовник св. Петра Цетиньского в с. Каруч на Скадарском озере. В настоящее время ведётся подготовка к реставрации этого дома, от которого остались одни каменные стены. Над монастырём находится скит св. Иоанна Предтечи, в котором строится храм.
Настоятель монастыря — игумен Лука (Анич), магистр истории искусств. Братство монастыря сейчас насчитывает более десяти монахов и послушников.
Святые[править | править код]
Святыни[править | править код]
- десница Иоанна Крестителя
- мощи святого Петра Цетинского (Петр I Петрович Негош)
- частицы Святого Креста
- епитрахиль святого Саввы
- корона короля Стефана Дечанского
- различные старые знамена церкви
Видео[править | править код]
Как добраться[править | править код]
Проезд: Самостоятельно добраться до города Цетинье можно на междугороднем автобусе либо из Будвы, либо из Котора. Обе дороги горные и опасные, но в пути появляется возможность насладиться живописными черногорскими видами. По прибытии в историческую столицу в распоряжении любого туриста окажутся сотни такси, но некоторые пользуются и городским автобусом, следующим от вокзала до центра.
Адрес: 81250 Цетиње
Тел.: 086/31-021
Расписание богослужений[править | править код]
Утреня — 5:00.
Литургия — 6:30 (в праздники — в 9:00).
Всенощное бдение (накануне воскресения и праздника) — 17:00.
Акафист св. Иоанну Предтече и Честному и Животворящему Кресту Господню — вторник и четверг.
Ссылки[править | править код]
- Montenegro. Manastira Ostrog, Reževići, Cetinje. (Черногория. Монастыри Острог, Режевичи, Цетинье)
- Цетиньский монастырь, О. Кузеванов
- Цетиньский монастырь
- Цетиньский монастырь, по материалам сербского издания "Цетински манастир"