Курск

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску

Общее описание[править | править код]

Объективно

Центр области в 536 км к югу от Москвы. Граничит с Сумской областью Украины. На реках Сейм, Тускарь. Население – 428 тыс. человек

Субъективно

В городе есть столичного размаха улица (Ленина), с современными высокими зданиями, магазинами и фонтанами. Следом, параллельно ей, идёт улица со старинными каменными домами. Следующая – со старинными деревянными домиками и садами. Потом – полоска реки, а за ней парк. С верхних этажей гостиницы «Курск» можно всё это увидеть одновременно.

Над синевой леса, над горизонтом, над всем временным возвышается стройная громада собора в стиле барокко. Неужели это тот самый храм, с вершины которого упал мальчик, но не разбился и стал Серафимом Саровским?! Самое интересное в Курске связано с прп. Серафимом и монастырём Коренная пустынь.

С посещением Коренной пустыни город потребует двух дней.

История города[править | править код]

Вехи истории

Впервые Курск упоминается в 1032 г., в житии прп. Феодосия Печерского. Феодосий переехал сюда в детстве и жил здесь до 20-летнего возраста, потом вернулся в Киев и принял монашество. Курск был большим по тем временам городом с каменными строениями. Процветанию города благоприятствовало его расположение на пересечении речных торговых путей: р. Сейм связана с Десной, Днепром, Окой, Волгой и Доном.

Как и другие города южной Руси, Курск был уничтожен монголами в 1237 г. С 1360 г. по конец XV в. Курск входил в состав Литовского княжества.

Курское удельное княжество существовало с конца XI в. В состав Московского государства Курск вошёл в 1508 г. До настоящего времени сохраняются названия старинных слобод, которые говорят о роли города в защите российских границ: Стрелецкая, Солдатская, Казацкая, Пушкарная. В 1596 г. была построена новая крепость. В городе стоял самый сильный гарнизон на юго-западе России, который выдержал тяжелейшие осады польско-литовских захватчиков в 1612 и 1634 гг.

Фашистская оккупация

Больше месяца красноармейцы и ополченцы сдерживали врага на дальних подступах к Курску. Город был оставлен 3 ноября 1941 г. За время оккупации почти 3 тыс. курян было расстреляно, 10 тыс. угнано в плен. После освобождения 8 февраля 1943 г. город недосчитался 2000 зданий.

Враг ещё не был сломлен. Отработав свою смену на заводах и учреждениях, куряне брали в руки лопаты и кирки; на линиях Центрального и Воронежского фронтов они построили сотни километров траншей, минных полей, проволочных заграждений. Перед жителями Курской области была поставлена трудная задача: за 61 день соорудить почти 100-километровую линию железной дороги до Старого Оскола. 25 тыс. курян построили эту дорогу за 32 дня.

В Курске действовали 13 госпиталей, которые вернули в строй более 200 тыс. бойцов.

Битва на Курской дуге

Стремясь взять реванш после поражений под Москвой и Сталинградом, Гитлер запланировал операцию «Цитадель». «Этому наступлению придаётся решающее значение, – заявил диктатор 15 апреля 1943 г. – Победа под Курском должна явиться факелом для всего мира». Он собрал под Курском 900-тысячную группировку, около 10 тыс. орудий и миномётов, до 2700 танков и самоходных орудий, более 2000 самолётов. Особые надежды немцы возлагали на новейшие танки «тигр» и «пантера», самоходные орудия «фердинанд».

Курская дуга – это выступ, который образовывала линия Центрального и Воронежского фронтов. Задачей «Цитадели» было отсечь этот выступ, окружив расположенные на нём советские армии. Зная о намерениях противника, советские военачальники сосредоточили основные силы у оснований дуги, куда были направлены основные удары немцев. И всё-таки мощь немецкой лавины, которая пошла в наступление 5 июля 1943 г., была такова, что к 11 июля на Центральном фронте враг вклинился в нашу оборону на 12 км, на Воронежском, в районе Прохоровки – на 35 км. На небе стало тысячами святых больше. 6 июля лейтенант А. К. Горовец в одном бою сбил 9 самолётов врага и погиб.

К этому времени немцы ввели в бой из резерва танковую дивизию СС «Райх», а наше командование перебросило на Курскую дугу танковые корпуса со Степного и Юго-Западного фронтов. После того как 3 истребительно-противотанковых полка, 4 миномётных дивизиона, танковый корпус и стрелковая дивизия отразили удар 500 немецких танков на Обояньском направлении, уничтожив 295 из них, немцы решили направить удар 4-й танковой армии (700 танков) на Прохоровку. С юга на Прохоровку должна была ударить армейская группа «Кемпф» (350 танков). В то же время командующий Воронежским фронтом П. Ф. Ватутин принял решение силами 5-й гвардейской танковой армии (841 танк и самоходная артиллерийская установка) при поддержке 1-й и 6-й гвардейских танковых армий и стрелковых соединений нанести удар от Прохоровки в направлении Яковлево.

Утром 12 июля две армады столкнулись в районе Прохоровки в ожесточённом встречном наступлении. Встретились сталь со сталью, воля с волей. За один день населённые пункты и господствующие высоты несколько раз переходили из рук в руки. Немцы имели преимущество в броне танков, наши – в маневренности.

Одновременно наши 2-я и 17-я воздушная армии бились с 4-м воздушным флотом противника. Битва длилась весь день. Это было самое крупное танковое сражение Второй мировой. Обе стороны потеряли примерно по 400 танков, сотни лучших, закалённых в боях экипажей. Последнее крупное наступление немцев на Восточном фронте было остановлено.

12 июля началась операция «Кутузов» – контрнаступление Западного, Центрального и Брянского фронтов с целью с двух сторон охватить группировку противника в районе Орла. Именно здесь начался подвиг лётчика А. П. Маресьева, здесь он был тяжело ранен. Большую помощь фронту оказали партизаны. Только с 21 июля по 8 августа партизаны Орловщины подорвали более 10 тыс. рельсов.

5 августа наши войска освободили Орёл и Белгород. Курская битва завершилась 23 августа взятием Харькова.

В ходе битвы 30 немецких дивизий потеряли от 50 до 75% личного состава – около 500 000 человек. В технике – до 1500 танков, более 3500 самолетов, 3000 орудий. Как и надеялся Гитлер, победа под Курском стала факелом для всего мира, но это была наша победа. В июле-сентябре 1943 г. немцам пришлось перебросить с Западного фронта в район операции 14 дивизий, что облегчило высадку англо-американских войск в Италии.

Около 100 000 советских солдат и офицеров за участие в Курской битве были награждены орденами и медалями. Это были полновесные, очень дорогие награды. Наши потери составили около 250 000 человек. Танков – около 6000.

В Курской области – десятки мемориалов, музеев, памятников, посвящённых Курской битве и её героям. Вот немногие из них.

• Мемориальный комплекс «Памяти павших в Великой Отечественной Войне в 1941-1945 гг.»

• Музей Курской битвы

• Мемориальный комплекс «Героям северного фаса Курской Дуги»

• Мемориальный комплекс «Великое танковое сражение на Курской дуге»

Святые[править | править код]

Преподобный Серафим Саровский

Родился будущий преподобный в 1754 г. в Ильинской слободе. В Воскресенско-Ильинском храме венчались его родители – купец и промышленник Исидор Иванович Мошнин и Агафья Фотиевна. Крестили его с именем Прохор в этом же храме, в нём Прохор научился грамоте и участию в богослужении.

На месте того храма в 1768 г. был построен новый. Самое замечательное в его внутреннем облике – роспись, выполненная по эскизам Виктора Васнецова для киевского Владимирского собора. Сейчас храм действующий, росписи восстановлены.

Сергиево-Казанский собор Курска – место чудесного падения

Когда на бывшей улице Сергиевской (теперь – Максима Горького) сгорел деревянный храм прп. Сергия, на пепелище нашли невредимой Казанскую икону Божией Матери. В 1752 г. на месте Сергиевского храма началось строительство Сергиево-Казанского собора. Исидор Мошнин был подрядчиком этого строительства. Неподалёку находился склад Мошнина. Такого величественного храма в Курске ещё не было; предположительно, автором проекта являлся один из учеников Растрелли.

В 1762 г. Исидор Мошнин умер, его дело продолжила жена. Когда Прохору было около семи лет, произошло известное чудо. Он упал с верхнего яруса многометровой колокольни строящегося собора и даже не ушибся.

Храм в 1778 г. освятил свт. Иоасаф Белгородский. Юный Прохор молился в нём. До наших дней этот высокий собор в стиле барокко дошёл без больших потерь.

Особенно впечатляет пышный деревянный иконостас верхнего, Сергиева, храма. В нижнем, Казанском храме, у клироса, находится Казанская икона из старого Сергиева храма. Здесь также хранится мощевик со множеством частичек мощей самых почитаемых святых, начиная с Иоанна Предтечи, и икона прп. Серафима с частичкой его мощей.

На месте падения мальчика Прохора (у южной стены собора) установлен монумент.

Никитский храм – предполагаемое место упокоения родителей святого

По одним сведениям, Исидор Мошнин был похоронен у Воскресенско-Ильинской церкви. По свидетельству покойной схимонахини Иоасафы, переданному её сестрой Н. Т. Зикеевой, оба родителя преподобного похоронены возле Никитской церкви – у южной стены. Место предполагаемого упокоения благочестивых родителей самого любимого народом русского святого покрыто асфальтом.

До 1632 г. здесь стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы, потом – Никитская церковь. Нынешний храм построен в 1846 г. Храм был закрыт только с 1939 по 1941 г. Вокруг – Никитское кладбище.

Адрес: ул. К. Маркса, 48 (поблизости от Северной автостанции)

Монастыри[править | править код]

Богородице-Рождественская Коренная пустынь[править | править код]

Богородице-Рождественская Коренная пустынь

В 1295 г. благочестивый житель г. Рыльска, охотясь в глухом лесу на берегу Тускари, нашёл у корней большого вяза икону Божией Матери, лежащую ликом вниз. Как только он поднял икону, там, где она лежала, «искипе источник и потече». На этом месте поставили часовню.

Обретённую икону Божией Матери типа «Знамение» называют Курской Коренной.

Однажды крымские татары пытались поджечь часовню, в которой находилась икона, но часовня не загоралась. Узнав от священника причину своих неудач, татары вынесли икону, разрубили её, и после этого часовня запылала. Спустя несколько лет священник вернулся из татарского плена, чудесным образом нашёл половинки иконы. Когда он составил их вместе, икона срослась так крепко, что место соединения на ней едва различимо.

На всю Русь прославили Курскую Коренную икону и источник удивительные исцеления и иная помощь верующим. В 1597 г. богобоязненный царь Феодор Иоаннович повелел принести икону в Москву, сам встретил её, а его супруга серебром и золотом вышила для иконы пелену, украсив её жемчугом и драгоценными камнями. С подобающей честью царь проводил икону в обратный путь, повелев построить на месте обретения мужской монастырь.

Монастырь Курска получил название Богородице-Рождественской Коренной пустыни. Коренная пустынь пережила множество нападений крымских татар, разорительные реформы Петра I и Екатерины II, строилась, умножала братию. Над источником и пнём знаменитого вяза стояла церковь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Возвращаясь в Москву после Полтавской победы над шведами, фельдмаршал Б. П. Шереметев нашёл на этом месте обветшалую деревянную церковь и построил каменную.

В XIX в. это был один из самых больших и известных монастырей России. Число братии доходило до 300 человек. В праздничных службах в соборе Рождества Пресвятой Богородицы (построенном в 1860 г. по проекту архитектора Тона) участвовало более 2000 человек. В 1861 г. обитель посетило более 60 тыс. паломников. Благосостоянию монастыря способствовало и учреждение при нём всероссийской ярмарки, которая устраивалась ежегодно до 1877 г. и по обороту была второй в России после Нижегородской.

Перед революцией один старец пустыни, указывая на собор Рождества Пресвятой Богородицы, говорил: «А здесь медведи будут». Его слова всем казались безумными. Но в 1925 г. коммунисты взорвали собор, позднее на месте прекрасного храма разбили клумбу с двумя гипсовыми медведями.

Несмотря на то, что монастырь Курска был закрыт, паломничество к святому источнику никогда не прекращалось. В 1953 г. Хрущёв рассматривал вопрос о «ликвидации и локализации» святых источников. Источник в Коренной пустыни неоднократно пытались забетонировать, но он всегда пробивался. Тогда вокруг была выставлена милицейская охрана со служебными собаками. Но люди просачивались к источнику так же, как источник – к ним. С 8 тыс. человек в 1951 г. паломничество к источнику выросло до 20 тыс. в 1956. Власти планировали даже изменить русло Тускари, чтобы скрыть родник под её водами.

Современное состояние

Со времени возвращения монастыря в 1989 г. монахи многое успели. Они восстановили колокольню, два храма, заново отстроили церковь Живоносного Источника. Кроме главного источника, давно прославился так называемый «глазной» источник, над которым устроена купальня. Уже в наше время освящены ещё несколько источников, также расположенных вдоль Тускари. Заново из кирпича построены «сходы» – широкая, крытая лестница-галерея.

Монастырь Курска находится в удивительной красоты месте. Здесь равнина словно обрывается ступенькой к реке и переходит в другую равнину, метров на 30 ниже. Основная часть монастыря находится наверху. Внизу, у реки, стоит храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Наверху, у самого спуска, – скульптура коленопреклонённого, поднявшего руки в горячей молитве Серафима Саровского. Перед ним – бескрайние русские просторы, позади – храмы и история монастыря. И так это понятно и близко всем, что люди целуют камень, хотя это не икона, а памятник скульптора из Курска Вячеслава Клыкова. (В. Клыков – автор памятников Сергию Радонежскому в Радонеже, Серафиму Саровскому в Сарове, Кириллу и Мефодию в Москве, преподобным героям Куликовской битвы Пересвету и Ослябе и др. Он же подарил Коренной пустыни скульптурное распятие, которое стоит в монастырском саду.)

Вне стен монастыря Курска, но в сотрудничестве с ним живёт историко-культурный центр «Коренная пустынь» (кирпичное здание у входа в монастырь).

Это музей, небогатый по экспозиции, но экскурсоводы интересно рассказывают об истории пустыни. Открыт с 10 до 18 ч, кроме Пн., обед с 13 до 14 ч.

Проезд. Автобусы от Северной автостанции до п. Местечко Свобода – каждый час. В пути около 40 минут (30 км).

Адрес: 306050, Курская обл., Золотухинский р-н, п. Местечко Свобода, ул. Советская, 17.

Шамординская Казанская Свято-Амвросиевская пустынь[править | править код]

Женский монастырь Оптиной пустыни находится в 15 км от Козельска по дороге на Калугу. Он стоит на высоком берегу над полями и холмами, среди которых вьётся р. Серена.

По благословению Амвросия Оптинского было основано не менее пяти женских монастырей. Шамординской пустыни он уделил особенно много внимания. На этом месте находилось имение бедного помещика, которое в 1871 г. по просьбе старца Амвросия купила монахиня Амвросия Ключарёва, бывшая помещица. После смерти наследниц Амвросии Ключарёвой, её внучек Веры и Любы, по завещанию Амвросии, здесь должна была возникнуть обитель.

Старец Амвросий предсказал смерть девочек, своих воспитанниц, ещё за семь лет до этого события, поэтому, когда это случилось в 1883 г., в новой обители сразу закипела работа. Жилые корпуса строились один за другим. Первыми монахинями стали бывшие крепостные Ключарёвой. В 1884 г. был освящён первый – домовый – храм.

Едва успевали построить очередной корпус, как уже вдвое больше желающих ждали поселения. Потому что старец принимал в обитель тех, кого не брали в другие монастыри из-за бедности и слабости – вдов, сирот, инвалидов и больных. При этом он скрывал сострадание за шутками: «Ну, этот хлам-то у нас сойдёт». (А в Козельске прп. Амвросий содержал на пожертвования приют для душевнобольных женщин.)

Раз в год старец Амвросий летом ездил на 2-3 дня в Шамординский монастырь. Монахини любили своего благодетеля больше, чем дети любят родителей.

Когда старец скончался здесь 10 октября 1891 г., раздирающие душу крики шамординских насельниц «слились в один общий ужасающий стон беспомощности и безнадежия». В последний раз отец Амвросий прожил в Шамордино больше года, приехав сюда летом 1890 для распоряжения строительством нового храма – кирпичного собора в честь Казанской иконы Божией Матери.

Прп. Амвросий предсказывал, что здесь всё будет больше, чем в Оптиной. В начале XX в. Шамордино стало крупнейшим женским монастырём Европы с более чем 700 насельницами. В обители действовали приют, богадельня, больница, типография, кирпичный завод. 15-главый Казанский собор, достроенный усилиями благотворителя обители купца С. В. Перлова, и сейчас потрясает кирпичным узором.

В 1912 г. умерла инокиня Мария – родная сестра Л. Н. Толстого. Писатель приезжал к ней 29 октября 1910 г., во время последнего побега своей жизни, здесь он плакал, изливая душу. Дорожка, ведущая из монастыря Оптиной пустыни к Серене, проходит рядом с её могилой.

В 1917 г. шамординские монахини организовали на своих землях совхоз, но в 1923 г. и совхоз закрыли: часть монахинь была расстреляна, остальные сосланы. Долгое время в монастыре размещался сельскохозяйственный техникум, в алтаре Казанского собора работал двигатель, который частично разрушил фундамент.

Современное состояние

Возможно, говоря о будущем величии монастыря Оптина пустынь, св. Амвросий предвидел не только то кратковременное процветание, но и современное. Обитель возобновлена в 1990 г. В Шамордан и жён и детей велия в том времени кровь пролияся». Закрепившись в маленьком остроге, куряне дали обет, что если Бог не предаст их в руки врагов, «в малом острожку возле города на конец торгу против городового моста воздвигнут церковь Пречистые Богородицы Курские» и в ней поставят чудотворный образ. У курян оставалось мало пороха и воды, но они отвечали осаждающим, что скорее погибнут, чем сдадутся. Враги «зело освирепишася и частым крепким приступлением начаше град сей озлоблять... ко взятию града всякие хитрости устрояюще». Через четыре недели враг ушёл ни с чем.

В том же году куряне воздвигли в обетованном месте деревянный храм. А в 1613 г. царь Михаил Федорович Романов разрешил рядом с новой церковью устроить Рождественский монастырь. В 1615 г. по прошению курян икона была возвращена в Курск и пребывала в Рождественском монастыре, который полвека спустя был переименован в Рождество-Богородицкий Знаменский, до 1919 г. Монастырь стал главной обителью епархии. Его посещали, на него жертвовали многие государи, от Алексея Михайловича до Николая II.

Каждое лето, в 9 неделю по Пасхе крестным ходом икону приносили в Коренную Пустынь, где она находилась до 25 сентября (н. ст.). В конце XIX в. в крестных ходах участвовало до 100 тыс. человек, при населении Курска около 50 тыс. Картина Репина «Крестный ход в Курской губернии» изображает встречу народом именно этой иконы.

Примерно в 1768 г., во время несения Курской Коренной иконы в Коренную пустынь, произошло одно из множества исцелений. Мальчик, умиравший от болезни, приложившись к иконе Божией Матери, выздоровел. Это был будущий Серафим Саровский.

В 1812 г. куряне послали точный список Курской чудотворной иконы М. И. Кутузову, и этот образ вместе со Смоленским помогал русским войскам во время Бородинского сражения.

В ночь на 8 марта 1898 г. социалисты-революционеры (эсеры) произвели взрыв в соборе монастыря с целью уничтожить Курскую Коренную икону Богоматери.

Часовая мина большой силы под видом приношения была положена во время всенощной перед иконой в куске холста. Многие украшения внутри храма разлетелись на кусочки, стена дала трещину, разбилось на мелкие осколки толстое стекло в киоте Курской Коренной иконы, но сам образ не пострадал. Писатель Леонид Андреев использовал историю этого преступления в сюжете кощунственной пьесы «Савва».

11 апреля 1918 г. чекисты украли из храма Курскую Коренную икону, содрали с неё золотую ризу, а братию монастыря арестовали за похищение иконы. 3 мая икону нашли в колодце, образ встретили крестным ходом в несколько тысяч человек, под звон всех колоколов. Понятно поэтому, что, заняв в сентябре 1919 г. Курск, а потом, покидая его в октябре, части Белой армии увезли святыню с собой. Икона отступала с войсками генерала Кутепова до Новороссийска, откуда на пароходе «Святой Николай» отправилась в Салоники.

По просьбе генерала Врангеля 14 сентября 1920 г. на пароходе «Святой Георгий» она прибыла в Крым – последний клочок свободной русской земли – для ободрения воинов. Весь Севастополь, около 700 000 человек, вышел встречать святыню. Икону при массовом стечении народа возили по городам Крыма и фронтовым частям. Но ход истории уже нельзя было повернуть… Теперь икона находится в Синодальном храме г. Нью-Йорка, принадлежащем Зарубежной Русской Православной церкви.

Современное состояние

При советской власти Знаменский собор (1826) был переделан под кинотеатр, для чего снесли четыре купола и две колокольни. Сейчас он действующий, возобновлён и монастырь Курска. Для воссоздания первоначального вида монументального собора в наше время с него пришлось удалить фальш-купол и установить купол церковный – с помощью высокого крана, специального доставленного с Лебединского горно-обогатительного комбината. Художники из Санкт-Петербургской Академии художеств написали иконы для иконостаса собора.

В соборе находится старинный список с Курской Коренной иконы. В 1990 г. власти запретили крестный ход с образом, но в 1991 г. традиция всё-таки возобновилась. Несколько тысяч человек около 20 км несли икону пешком, устилая путь святыни колокольчиками, ромашками и васильками.

Один из престолов Знаменского собора освящён в честь священномученика Онуфрия. Будущий святой, Максим Гагалюк родился в семье лесничего; ему было пять лет, когда порубщики убили отца и сожгли их дом. Не в силах содержать сына, мать определила его в сиротский приют, а сама устроилась туда поварихой. На последнем курсе духовной семинарии Максим заболел воспалением лёгких и был близок к смерти. Ему явился старец, который взял с него обещание «послужить Церкви Христовой и Господу Богу» и исцелил его.

Икона открыла Максиму, что то был прп. Онуфрий Великий. Закончив с отличием семинарию, отец Максим поступил в Петербургскую духовную академию. Здесь он снова тяжело заболел, ему вновь явился св. Онуфрий и сказал: «Ты не выполнил своего обещания, сделай это теперь, Господь благословляет».

Выздоровев, Максим принял иноческий постриг с именем Онуфрия. В 1923 г. Онуфрий был хиротонисан в епископа Елисаветградского (Херсонской епархии). Его арестовывали четырежды, томили в тюрьмах, отправляли в ссылки. В 1933 г. Онуфрий возглавил Курскую епархию, и в том же году был возведён в сан архиепископа. В 1935 г. владыку в пятый раз схватили и 1 июня 1938 г. расстреляли. Память святого празднуется 22 июня.

Монастырь Курска занимает скромную площадь, братьев не много.

Адрес: 305000, г. Курск, ул. Луначарского, 4. (От монастыря начинается главная улица Курска – улица Ленина.)

Храмы[править | править код]

Воскресенско-Ильинская церковь[править | править код]

Воскресенско-Ильинская церковь – место крещения преподобного Серафима Саровского.

Родился будущий преподобный в 1754 г. в Ильинской слободе. В Воскресенско-Ильинском храме венчались его родители – купец и промышленник Исидор Иванович Мошнин и Агафья Фотиевна. Крестили его с именем Прохор в этом же храме, в нём Прохор научился грамоте и участию в богослужении.

На месте того храма в 1768 г. был построен новый. Самое замечательное в его внутреннем облике – роспись, выполненная по эскизам Виктора Васнецова для киевского Владимирского собора. Сейчас храм действующий, росписи восстановлены.

Адрес: Курск, ул. Ленина, 11 (в глубине квартала).

Сергиево-Казанский собор[править | править код]

Сергиево-Казанский собор – место чудесного падения преподобного Серафима Саровского.

Когда на бывшей улице Сергиевской (теперь – Максима Горького) сгорел деревянный храм прп. Сергия, на пепелище нашли невредимой Казанскую икону Божией Матери. В 1752 г. на месте Сергиевского храма началось строительство Сергиево-Казанского собора. Исидор Мошнин был подрядчиком этого строительства. Неподалёку находился склад Мошнина. Такого величественного храма в Курске ещё не было; предположительно, автором проекта являлся один из учеников Растрелли. В 1762 г. Исидор Мошнин умер, его дело продолжила жена.

Когда Прохору было около семи лет, произошло известное чудо. Он упал с верхнего яруса многометровой колокольни строящегося собора и даже не ушибся.

Храм в 1778 г. освятил свт. Иоасаф Белгородский. Прохор помолился в нём и ушёл в Саровский монастырь.

До наших дней этот высокий собор в стиле барокко дошёл без больших потерь. Особенно впечатляет пышный деревянный иконостас верхнего, Сергиева храма. В нижнем, Казанском храме, у клироса, находится Казанская икона из старого Сергиева храма. Здесь также хранится мощевик со множеством частичек мощей самых почитаемых святых, начиная с Иоанна Предтечи, и икона прп. Серафима с частичкой его мощей.

На месте падения мальчика Прохора (у южной стены собора) установлен монумент. Адрес: Курск, ул. Горького, 27.

Никитский храм[править | править код]

Никитский храм

Никитский храм – предполагаемое место упокоения родителей преподобного Серафима Саровского.

По одним сведениям, Исидор Мошнин был похоронен у Воскресенско-Ильинской церкви. По свидетельству покойной схимонахини Иоасафы, переданному её сестрой Н. Т. Зикеевой, оба родителя преподобного похоронены возле Никитской церкви – у южной стены. Место предполагаемого упокоения благочестивых родителей самого любимого народом русского святого покрыто асфальтом.

До 1632 г. здесь стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы, потом – Никитская церковь. Нынешний храм построен в 1846 г. Храм был закрыт только с 1939 по 1941 г. Вокруг – Никитское кладбище.

Адрес: Курск, ул. К. Маркса, 48 (поблизости от Северной автостанции).

Проезд из Москвы[править | править код]

Из Москвы в Курск с Курского вокзала ежедневно – более 15 поездов.

На машине по М2 через Тулу и Орёл. 530 км, 8 ч пути.

Прочая информация[править | править код]

Куда дальше из Курска[править | править код]

Вокзалы Курска

Ж/д вокзал: (0712) 1-24-65.

Центральный автовокзал: (0712) 3-22-78.

Аэропорт: (0712) 6-11-05.

Помимо автовокзала, в городе есть Северная автостанция – в 5 минутах езды от центра города Курска , на ул. К. Маркса.

Воронеж

2 поезда дальнего следования, в пути – около 9 ч.

Тула

Более 9 поездов дальнего следования. В пути в среднем 4,5 ч.

Карта Курска[править | править код]

{{#yandexmap:Курск|400|300|cdzMP}}