<p style="text-align:justify">Распространение христианского вероучения среди алан, согласно церковной традиции, начинается в 40 г. н. э. с проповеднической деятельности апостола Андрея, охватившей прилегающие к Черному морю районы. Различной полноты сведения о ней появляются с III в. в трудах Оригена, Евсевия Памфила, епископа Тирского св. Дорофея, [https://azbyka.org/otechnik/Epifanij_Kiprskij/ епископа Епифания Кипрского], епископа Ипполита, Сафрония, Праксейса, Никиты Давида Пафлагонского, Арсения Керкирского, патриарха Никифора Каллиста, иерусалимского иеромонаха Епифания и др.</p>
Исторически территория епархии входила в состав Астраханской епархии (Астраханская и Ставропольская епархия (1723–1799 гг.); Астраханская и Моздокская епархия (1799–1803 гг.); Астраханская и Кавказская епархия (1803–1829 гг.)).
<p style="text-align:justify">В дореволюционной России просветительской деятельностью занимались в основном религиозные организации, такие как Общество восстановления православного христианства на Кавказе. Несмотря на патриархальный уклад и консервативные порядки осетинского общества, просветительские сообщества и частные лица немало усилий вкладывали в дело женского образования.</p>
С 1829 по 1842 гг. она входила в состав Новочеркасской и Георгиевской епархии, а с 1842 по 1885 гг. – Кавказской епархии (Кавказская и Черноморская (1842–1867 гг.); Кавказская и Екатеринодарская (1867–1885 гг.)).
<p style="text-align:justify">В 50-х гг. XIX в. в Осетии впервые появляются школы для девочек. В 1859 г. жена поручика Зурабова-Кубатиева открыла у себя на дому небольшой пансион для подготовки из осетинских девочек «религиозных, набожных матерей».Подобное же заведение открыла и жена жителя села Салугардан Т. Ревазова, «русская дворянка, достаточно образованная и понимающая осетинский язык». Но эти попытки не имели успеха.</p>
С 23 апреля 1885 г. происходит отделение Терской области от Ставропольской епархии и присоединение ее к Владикавказской епархии. В этот самый момент Владикавказская кафедра становится самостоятельной в составе Грузинского Экзархата. А с 10 сентября 1894 г. епархия была выделена из подчинения Грузинскому Экзархату. В 1922 г. епархия прекратила существование.
<p style="text-align:justify">Учительницы, преодолевая предубеждения относительно обучения девушек, добивались открытия женских школ. По уровню организации учебного процесса они не уступали мужским. К началу 1880 г. в семи женских школах занимались 196 девочек. Газета «Дроэба» в 1883 г. отмечала, что во Владикавказе недостаточно женских школ, в то время как мужских имеется много – реальное училище, классическая прогимназия, военная прогимназия, частное реальное училище, ремесленное училище, городское и мещанское училище и др. Три женские школы: Ольгинская женская гимназия, первоначальная женская школа и осетинская женская школа – даже наполовину не удовлетворяли стремления девочек к просвещению. Относительно уровня организации учебного процесса в женских училищах у известного осетинского просветителя Харитона Уруймагова было мнение, расходящееся с оценкой авторов «Истории СОАССР»: «Если мы проследим отчеты совета общества (имеется в виду Общество восстановления православного христианства на Кавказе – З.С.) с 1860 г., то увидим, что в целой сети школ, только в четырех плоскостных осетинских селениях были женские школы, да и те по постановке в них учебной части стояли много ниже мужских школ».</p>
В 1945 г. территория епархии вошла в состав Ставропольской епархии (Ставропольская и Бакинская (1945–1994 гг.); Ставропольская и Владикавказская (1994–1998 гг. (до 2011 г. – территории Чеченской Республики и Республики Ингушетия))).
<p style="text-align:justify">Что касается женского образования в Южной Осетии, то грузинская пресса уделяла этому вопросу больше внимания, чем той же проблеме на севере Осетии. Газета «Иверия» в 1888 г. писала об открытии в селении Ахалгори женской школы, где преподавание ведется на русском и армянском языках, а грузинский язык вовсе вытеснен. Учительница этой школы предлагает местным крестьянам говорить по-армянски. Ревностное отношение грузин к образованию на их родном языке в данном случае понятно, поскольку речь идет о местности, где проживали много грузин, но, учитывая наличие в Ксанском ущелье и в самом Ахалгори осетинского населения, наверное, осетинский язык имел право присутствовать в учебных заведениях наравне с другими. Следует еще раз отметить активность армянских общин (выше об этом говорилось – З.С.) в сфере образования, в том числе и женского.</p>
28 декабря 1998 г. территория Дагестана вошла в состав Бакинской и Прикаспийской епархии.
22 марта 2011 г. Дагестан, Чечня и Ингушетия вошли в состав восстановленной Владикавказской и Махачкалинской епархии.
26 декабря 2012 года решением Священного Синода была образована самостоятельная Махачкалинская епархия, выделенная из состава Владикавказской епархии, с центром в Махачкале и с включением в её состав приходов и монастырей в республиках: Дагестане, Ингушетии и Чечне. При этом епископом Махачкалинским и Грозненским избрали игумена Варлаама (Пономарёва), настоятеля Спасо-Преображенского монастыря г. Мурома Владимирской епархии. 27 января 2013 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве была совершена хиротония архимандрита Варлаама во епископа Махачкалинского и Грозненского. 9 февраля епископ Варлаам, управляющий новообразованной Махачкалинской епархией, прибыл в столицу Дагестана. 4 декабря 2017 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам возведен Святейшим Патриархом Кириллом в сан архиепископа.
Гро́зный (чеч. Соьлжа-ГӀала — назв. по реке Сунжа (чеч. Соьлжа) + гӀала «город») — город на Северном Кавказе, на юге России, столица Чеченской Республики, центр Грозненского района. Город расположен на обоих берегах реки Сунжи, притока Терека. Город воинской славы России (с 6 апреля 2015 года).
Один из крупных городов Северного Кавказа: 2-е место по площади и 3-е — по населению (283 659[2] чел. на 2015 год, что составляет 20,7 % населения республики).
Исторически территория епархии входила в состав Астраханской епархии (Астраханская и Ставропольская епархия (1723–1799 гг.); Астраханская и Моздокская епархия (1799–1803 гг.); Астраханская и Кавказская епархия (1803–1829 гг.)).
С 1829 по 1842 гг. она входила в состав Новочеркасской и Георгиевской епархии, а с 1842 по 1885 гг. – Кавказской епархии (Кавказская и Черноморская (1842–1867 гг.); Кавказская и Екатеринодарская (1867–1885 гг.)).
С 23 апреля 1885 г. происходит отделение Терской области от Ставропольской епархии и присоединение ее к Владикавказской епархии. В этот самый момент Владикавказская кафедра становится самостоятельной в составе Грузинского Экзархата. А с 10 сентября 1894 г. епархия была выделена из подчинения Грузинскому Экзархату. В 1922 г. епархия прекратила существование.
В 1945 г. территория епархии вошла в состав Ставропольской епархии (Ставропольская и Бакинская (1945–1994 гг.); Ставропольская и Владикавказская (1994–1998 гг. (до 2011 г. – территории Чеченской Республики и Республики Ингушетия))).
28 декабря 1998 г. территория Дагестана вошла в состав Бакинской и Прикаспийской епархии.
22 марта 2011 г. Дагестан, Чечня и Ингушетия вошли в состав восстановленной Владикавказской и Махачкалинской епархии.
26 декабря 2012 года решением Священного Синода была образована самостоятельная Махачкалинская епархия, выделенная из состава Владикавказской епархии, с центром в Махачкале и с включением в её состав приходов и монастырей в республиках: Дагестане, Ингушетии и Чечне. При этом епископом Махачкалинским и Грозненским избрали игумена Варлаама (Пономарёва), настоятеля Спасо-Преображенского монастыря г. Мурома Владимирской епархии. 27 января 2013 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве была совершена хиротония архимандрита Варлаама во епископа Махачкалинского и Грозненского. 9 февраля епископ Варлаам, управляющий новообразованной Махачкалинской епархией, прибыл в столицу Дагестана. 4 декабря 2017 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам возведен Святейшим Патриархом Кириллом в сан архиепископа.