Храм Космы и Дамиана (Калуга): различия между версиями
Natalia (обсуждение | вклад) |
Natalia (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение святыни|локация=54.51479, 36.274193|вид=Приходской храм}} | {{Местоположение святыни|локация=54.51479, 36.274193|вид=Приходской храм}} | ||
[[Файл:Храм Космы и Дамиана Калуга.jpg|350px|мини|справа]] | |||
[[Аннотация::'''Храм Космы и Дамиана''' был построен в 1794 году. Его внешняя архитектура сильно отличается от других храмов своей выдержанностью, пропорциональностью и изяществом.]] | [[Аннотация::'''Храм Космы и Дамиана''' был построен в 1794 году. Его внешняя архитектура сильно отличается от других храмов своей выдержанностью, пропорциональностью и изяществом.]] | ||
Строка 11: | Строка 11: | ||
Уникальная красота не спасла храм от советского вандализма. Служившие здесь священники иеромонах Антоний (Кобелев)и иерей Николай Вылежинский "за антисоветскую агитацию" были арестованы в 1926 году. О. Антоний был сослан в Белгородскую область, где жил до своего расстрела в 1931 г, второйбыл сослан в Нижегородскую область, после чего судьба его не известна. | Уникальная красота не спасла храм от советского вандализма. Служившие здесь священники иеромонах Антоний (Кобелев)и иерей Николай Вылежинский "за антисоветскую агитацию" были арестованы в 1926 году. О. Антоний был сослан в Белгородскую область, где жил до своего расстрела в 1931 г, второйбыл сослан в Нижегородскую область, после чего судьба его не известна. | ||
[[Файл:Храм Космы и Дамиана Калуга1.jpg|мини|слева]] | |||
В 1937 г. храм был окончательно закрыт и оборудован для временного содержания заключённых. | В 1937 г. храм был окончательно закрыт и оборудован для временного содержания заключённых. | ||
Строка 36: | Строка 36: | ||
== Описание == | == Описание == | ||
[[Файл:Храм Космы и Дамиана Калуга3.jpg|мини|справа|Внутреннее убранство храма]] | |||
Архитектурный памятник в стиле «позднего барокко» - церковь Космы и Дамиана, строительство которой закончено в 1794 году. Церковь возведена в духе петербургского зодчества эпохи Растрелли. По «сходству почерка» предполагается, что и строил её один из учеников Растрелли. | Архитектурный памятник в стиле «позднего барокко» - церковь Космы и Дамиана, строительство которой закончено в 1794 году. Церковь возведена в духе петербургского зодчества эпохи Растрелли. По «сходству почерка» предполагается, что и строил её один из учеников Растрелли. | ||
Версия от 17:41, 27 ноября 2017
Храм Космы и Дамиана был построен в 1794 году. Его внешняя архитектура сильно отличается от других храмов своей выдержанностью, пропорциональностью и изяществом.
История[править | править код]
Церковь этих святых, видимо, стояла в здешней слободе издавна. А в 1794 г. была возведена ныне стоящая великолепная церковь – в духе петербургского зодчества эпохи Растрелли. По «сходству почерка» предполагается, что и строил её один из учеников Растрелли.
Главный престол нового храма освятили во имя Спаса Нерукотворного (праздник 16/29 августа), но в народном восприятии церковь осталась под именем Козьмодемьянской, хотя этим святым в ней был посвящён лишь придел (другой придел – свт. Николая).
Из церковных предметов, имевшихся в храме до революции, следует указать Евангелие, напечатанное на синей бумаге (1755 г.), и требник 1658 г. Церковь славилась иконой Божией Матери "Страстная". Это была особая, местночтимая икона, очень древняя. Украшена она была дорогой серебро-вызолоченной ризой, жемчугом и драгоценными камнями. В церкви также находилась Почаевская икона Божией Матери, привезенная из Почаевской лавры. Она висела вверху арки, и раз в неделю, под воскресенье, после всенощной, ее спускали на шнурах вниз. И тогда прихожане получали возможность к ней приложиться.
Уникальная красота не спасла храм от советского вандализма. Служившие здесь священники иеромонах Антоний (Кобелев)и иерей Николай Вылежинский "за антисоветскую агитацию" были арестованы в 1926 году. О. Антоний был сослан в Белгородскую область, где жил до своего расстрела в 1931 г, второйбыл сослан в Нижегородскую область, после чего судьба его не известна.
В 1937 г. храм был окончательно закрыт и оборудован для временного содержания заключённых.
Закрытие храма воинствующими безбожниками сопровождалось кощунствами, святотатством и глумлением над святыней. Пытаясь превратить храм в хлев, комсомольцы решили замазать известью церковные фрески. Когда комсомольцы пришли на следующий день в храм, то увидели, что лики святых сияют ярче прежнего. Тогда они решили замазать иконы масляной краской, но лики святых проступили и через краску. Комсомольцы, увидев, что все их труды остались тщетными, пришли в неописуемую ярость. Один комсомолец схватил молоток и долото и хотел было сбить святые изображения, но не успев нанести ни одного удара упал бездыханным.
Подобное чудо произошло и при снятии колоколов. Когда комсомольцы стали с колокольни сбрасывать колокола, то первый из сбрасывающих упал с колокольни и был раздавлен упавшим на него колоколом.
После закрытия храма, здание стало использоваться как изолятор временного содержания заключенных. Заключенные находились внутри храма, а снаружи стояли вооруженные охранники. При реставрационных работах, проходивших уже в наше время на восточной стене северного придела, на уровне головы человека в стене были обнаружены пулевые отверстия, которые были произведены выстрелами из револьверов. Зная, что в тридцатых годах в храме содержались заключенные, можно предположить, что в храме производились их расстрелы.
В послевоенные годы храм использовался в качестве гаража и хозяйственных складов. В хрущевские времена, когда началась новая волна гонений на Русскую Православную Церковь, храм не тронули из-за его очень красивой, оригинальной архитектуры.
В послевоенные годы в нем был гараж и хозяйственные склады. В 1960 г. храм был объявлен памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения. И все это время он использовался в качестве складских помещений вплоть до передачи Церкви. К сожалению, варварское отношение к храму способствовало ее медленному разрушению. Ценности, хранимые в нем ранее, давно бесследно исчезли.
17 июля 1992 г.храм был возвращен Калужской епархии на основании распоряжения администрации Калужской области № 279-р от 3 апреля 1992 г. и является Архиерейским Подворьем.27 августа 1998 г.архиепископом Калужским и Боровским Климентом (Капалиным) в сослужении с епископом Людиновским Георгием (Грязновым) и многочисленным калужским духовенством было совершено освящение престола центрального алтаря, и в храме начались регулярные богослужения.
С 1992 по 1996 гг. настоятелем был протоиерей Николай Суходолов, с 1997 по 2016 гг. – протоиерей Георгий Гафаров, 23 мая 2016 г. настоятелем назначен протоиерей Сергий Третьяков, проректор Калужской духовной семинарии по учебной работе, председатель Отдела по культуре Калужской епархии, кандидат богословия.
Современное состояние[править | править код]
В храме совершаются богослужения, хотя реставрационные работы продолжаются и по сей день.
В скверике перед южным фасадом церкви – памятник всем павшим в Афганистане, Чечне и других «горячих точках». Из-за близости к нему (и к мемориалу на площади Победы) церковь, по сложившейся современной традиции, можно назвать ещё и поминальной воинской.
При храме действуют две воскресные школы – для детей и для взрослых. По субботам в 16.00 проводятся духовно-просветительские беседы настоятеля с прихожанами, организуются паломнические поездки.
Описание[править | править код]
Архитектурный памятник в стиле «позднего барокко» - церковь Космы и Дамиана, строительство которой закончено в 1794 году. Церковь возведена в духе петербургского зодчества эпохи Растрелли. По «сходству почерка» предполагается, что и строил её один из учеников Растрелли.
Почему церковь решили возвести в совершенно нехарактерном для Калуги стиле – неизвестно. Это не просто пятикупольный, а пятибашенный храм. Пять фигурных подкупольных «свеч» как бы с «восковыми натёками» так же купно устремлены ввысь, как у Смольного собора в Петербурге. Церковь похожа именно на собор и даже удивительно, что стоит она на такой небольшой, тихой улочке (ул. Суворова) – и что район этот в XVIII веке был дальней городской окраиной. Необычайная устремлённость ввысь – стремительный взлёт всех спрессованных вертикалей! – делает этот храм одним из лучших образцов «европейского» барокко в России. Он стал высочайшим шедевром позднего барокко – подобно тому как построенный за век до него храм Георгия за верхом был и остаётся шедевром периода зарождения барочного стиля на Руси, самого перехода от посадского стиля к барокко. Эти две церкви символически отметили собой начало и конец огромной эпохи. Основной объём храма имеет в плане лепестковое основание – единственный пример такого построения из всех калужских церквей. Высоту собора как бы подчёркивают шесть ярусов окон разной формы (а иногда – ниш, заменяющих окна). Здесь почти нет пышных узоров, характерных для барокко – весь орнамент составляют воздушно-ажурные очертания самого церковного силуэта. Стены храма белы, но от красных кровель и чёрных куполов он кажется многоцветным – особенно издали. Целый каскад из ярких кровель, горизонтально разлиновавших стены и башни, смотрится великолепно. Как ни высок сам храм, многоярусная колокольня над его западным крыльцом ещё выше. По вполне «калужской» традиции, она увенчана шпилем. Все калужские шпили – поменьше санкт-петербургских, но являются знамением той же эпохи. Когда-то колокольня стояла отдельно, но встроенная позже большая трапезная соединила её с храмом.
Даже по тем временам это была очень дорогая церковь. Она обошлась городу и прихожанам в 70 тысяч рублей серебром и была одной из самых богатых в Калуге.
Престольные праздники[править | править код]
Косма и Дамиан Римские, мученики - 14 июля
Как добраться[править | править код]
Адрес: Россия, г. Калуга ул. Суворов 177/16
Телефон: 8(4842)576736
Электронная почта: kosmadamian1794@mail.ru
Паломнику[править | править код]
Актуальное расписание богослужений смотрите на сайте храма.
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]