Кострома: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 167: Строка 167:
Ж/д вокзал и автовокзал в Костроме находятся недалеко друг от друга - 1 автобусная остановка (через мост развязки, идти не очень приятно, поэтому лучше подъехать, если чего). Городской транспорт ходит хорошо, стоимость проезда 17 руб. Люди дружелюбные, к просьбам и вопросам относятся с большим участием, поэтому если вы чего-то не знаете, вам не только подскажут, но и покажут. Есть 14-й автобус, который идёт через оба вокзала и довезёт до обоих монастырей.  
Ж/д вокзал и автовокзал в Костроме находятся недалеко друг от друга - 1 автобусная остановка (через мост развязки, идти не очень приятно, поэтому лучше подъехать, если чего). Городской транспорт ходит хорошо, стоимость проезда 17 руб. Люди дружелюбные, к просьбам и вопросам относятся с большим участием, поэтому если вы чего-то не знаете, вам не только подскажут, но и покажут. Есть 14-й автобус, который идёт через оба вокзала и довезёт до обоих монастырей.  


Мы ехали из Москвы поездом, приехали рано, но городские автобусы уже ходили. Доехали до центра (до Каланчи), вроде на №2, туда много чего идёт, а там пешочком до Богоявленского Настасииного монастыря (5-7 мин.). Вообще Кострома город маленький. Мы пешком обошли его центральную часть и зашли через мост в Ипатьевский монастырь за один день. (При Ипатьевском монастыре, как и при Богоявленском, нет гостиницы для паломников). Хотели покататься на речном трамвайчике, я вычитала расписание в интернете... Как выяснилось, речные трамвайчики ходят только по сб. и вс. Гостиницы дорогие, примерно 3 000 руб. сутки, есть хоспис на Советской улице (пересечение с Чайковского, во дворах, через рынок), номера нормальные 400 руб. сутки, но мы не стали останавливаться там, поскольку нет камер хранения, чтобы оставить вещи. Можно найти гостиницы дешевле 1300-1800 руб. за ночь, но мы решили не ночевать в Костроме вовсе. ...Потом местные жители подсказали, что гостиница для паломников есть, рядом со Знаменским женским монастырём, на Нижней Дебре возле церки Воскресения.  
Мы ехали из Москвы поездом, приехали рано, но городские автобусы уже ходили. Доехали до центра (до Каланчи), вроде на №2, туда много чего идёт, а там пешочком до Богоявленского Настасииного монастыря (5-7 мин.). Вообще Кострома город маленький. Мы пешком обошли его центральную часть и зашли через мост в Ипатьевский монастырь за один день. (При Ипатьевском монастыре, как и при Богоявленском, нет гостиницы для паломников). Хотели покататься на речном трамвайчике, я вычитала расписание в интернете... Как выяснилось на деле, речные трамвайчики ходят только по сб. и вс. Гостиницы дорогие, примерно 3 000 руб. сутки, есть хоспис на Советской улице (пересечение с Чайковского, во дворах, через рынок), номера нормальные 400 руб. сутки, но мы не стали останавливаться там, поскольку нет камер хранения, чтобы оставить вещи. Можно найти гостиницы дешевле 1300-1800 руб. за ночь, но мы решили не ночевать в Костроме вовсе. ...Потом местные жители подсказали, что гостиница для паломников всё же есть, рядом со Знаменским женским монастырём, на Нижней Дебре возле церки Воскресения.  


В центре много сувенирных лавочек с товарами местного производства (льняные изделия, травные чаи, чёрная соль - на любителя :) и пр.). Нам понравилась особо одна, если идти от набережной к памятнику Сусанину, то по левую руку в салатовом домике не доходя памятника первый вход с угла дома, в названии вроде присутствует слово "Снегурочка", может "Сувениры от Снегурочки"... По пути то и дело встречаются музейчики, колоритные магазинчики, галереечки - миленькие, маленькие. Очень много столовых, кафе, где можно совсем недорого покушать (например, порция рыбы с гарниром - 100 руб.)
В центре много сувенирных лавочек с товарами местного производства (льняные изделия, травные чаи, чёрная соль - на любителя :) и пр.). Нам понравилась особо одна, если идти от набережной к памятнику Сусанину, то по левую руку в салатовом домике не доходя памятника, первый вход с угла дома, в названии вроде присутствует слово "Снегурочка", может "Сувениры от Снегурочки"... По пути то и дело встречаются музейчики, колоритные магазинчики, галереечки - миленькие, маленькие. Очень много столовых, кафе, где можно совсем недорого покушать (например, порция рыбы с гарниром - 100 руб.)
=== Куда дальше из Костромы ===
=== Куда дальше из Костромы ===



Версия от 16:53, 27 июня 2017

Идёт загрузка карты…
57.767966; 40.926858
Россия, Кострома
Кострома,Костромская область
Россия


Вознесенский храм на Дебре (Кострома)

Кострома́ — город (с 1152) в России на реке Волге, административный центр Костромской области, крупный речной порт. Население — 276 691 чел. (2016). Расположен в 344 км от Москвы.

Общее описание[править | править код]

Объективно

Областной центр. Расстояние от Москвы до Костромы 370 км к северо-востоку. На реках Волга, Кострома. Население – около 300 тыс. человек.

Субъективно

Уютный, тёплый город. Если вечером с площади Сусанина, окружённой дореволюционными зданиями, проехаться в конном экипаже мимо такой достопримечательности Костромы, как Богоявленско-Анастасиин монастырь, о XXI веке почти ничто не напомнит.

Для знакомства с Костромой достаточно двух дней.

Особенности городского быта

Когда тепло, на наклонном бетонном обрамлении Волги множество костромичей, не имеющих пылесосов, моют ковры. Хозяйки из домов, не имеющих водопровода, стирают белье в специальных купальнях.

История города[править | править код]

По данным историка В. Н. Татищева, Кострому основал около 1152 г. суздальский князь Юрий Долгорукий. До нас же дошло упоминание о Костроме, относящееся лишь к 1213 г., когда её сожгли в княжеских междоусобицах.

В 1238 г. город разорили монголы. В наибольшей силе Костромское княжество пребывало с 1272 по 1276 г., когда её князь Василий Ярославич, брат св. Александра Невского, владел великим княжением Владимирским, оставаясь в Костроме. При этом князе были построены храм Воскресения на Дебре и Успенский собор.

Убежище московских князей

Окончательно в состав Московского княжества Кострома вошла в 1364 г. В этот северный город московские князья убегали, когда грозила опасность с юга: в 1382 г. Димитрий Донской с семьей ушел сюда от Тохтамыша, а в 1408 г. его сын Василий прятался здесь от Едигея.

Город был важным портом, используемым восточными и русскими купцами. Поэтому его два или три раза разоряли ушкуйники – речные разбойники из Великого Новгорода, – не щадя ни русских, ни заграничных купцов. В 1386 г. Димитрий Донской ходил на Новгород с большой ратью, чтобы наказать вольный город за очередное разграбление Костромы; новгородцы сожгли посады с 24 монастырями, готовясь к осаде, но потом откупились деньгами и обещанием поймать виновных.

О развитии Костромы говорит то, что во время пожара 1413 г. сгорело 30 церквей. После пожара 1416 г. городскую крепость вновь отстроили из дуба ниже по течению Волги – там, где сейчас расположен парк культуры и отдыха.

Смутное время. Первый Романов

В 1608 г. поляки заняли Кострому. В результате народного восстания, которое поднялось в Галиче, осенью того же года галичане и костромичи освободили Кострому. Не прошло и месяца, как отряд Лисовского с помощью изменников-бояр подавил восстание в Костроме и пошёл дальше – на Галич.

В феврале 1609 г. народное ополчение снова подступило к Костроме. 4 марта выбитые из Костромы поляки засели за крепкими стенами Ипатьевского монастыря, который тогда был загородным. Несколько тысяч крестьян и ремесленников из Галича, Вологды, Кологрива, Парфеньева, Устюга, Костромы и Ярославля под руководством воеводы Давыда Жеребцова осадили монастырь. Двойное кольцо рвов прервало связь осаждённых с основными силами. Отряд Лисовского пришёл на помощь полякам, стал напротив «Ипатия» на правом берегу Волги, но не смог переправиться: тогда на Волге не было электростанций, и её течение было значительно быстрее. И Лисовский пошёл на Троице-Сергиев монастырь.

После 6,5 месяцев осады костромские «служилые человеки» Константин Мезенцев и Николай Косыгин сумели заложить бочку с порохом под стену и ценой собственных жизней взорвали стену монастыря. Полякам удалось прорвать кольцо осаждающих и бежать к Святому озеру, где в 1272 г. князь Василий Ярославич разбил монголов. Там их догнали и рассеяли, причём много поляков потонуло. В честь победы на озере поставили часовню Происхождения честных древ Животворящего Креста, существующую поныне (постройка ок. 1700 г.)

В 1613 г., когда ополчение Минина и Пожарского изгнало поляков из столицы, представители русских городов собрались в Москве и выбрали нового царя – Михаила Феодоровича Романова, который находился в то время в своём имении Домнино под Костромой. О том, что Романовым подобает место на царском столе, думал ещё Борис Годунов, поэтому дядю будущего царя, Михаила Никитича, уморили в земляной яме, а отца и мать постригли в монастырях. С восходом новой династии должна была прекратиться смута на Русской земле, народ должен был сплотиться вокруг нового самодержца.

Великое посольство из Москвы, во главе которого находился архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит, отправилось в Кострому, куда, в Ипатьевский монастырь, на время Великого поста переселился Михаил Романов с матерью. 13 марта к воротам Ипатьевского монастыря под колокольный звон всех уцелевших церквей Костромы одновременно подошли Великое посольство из Москвы и костромичи с духовенством и Феодоровской иконой Божией Матери.

Перед литургией в Троицком соборе Михаилу объявили волю земского собора. Шестнадцатилетний Михаил не хотел быть царем, и мать, инокиня Марфа, не желала ему тяжкого царского креста. Плача, мать просила: «Мнози прежде бывшие цари обругаемы бяху, а инии и чуждую землю познаша… Молю вас: не лишите мене единородного чада». Уговоры длились шесть часов. «Московские люди измалодушествовались, а государство от польских и литовских людей и от непостоянства русских разорено до конца. Царская казна расхищена. Дворцовые села и черные волости розданы в поместья. Служилые люди бедны, чем их жаловать? Как стоять против недругов?» – говорили Марфа и Михаил.

Послы убеждали, что прежние властители пострадали, так как получили власть незаконно. Михаила же выбрала вся Русская земля. Архиепископ Феодорит взял в руки Феодоровскую икону, а келарь Троице-Сергиевой лавры Авраамий – образ московских святителей Петра, Алексея и Ионы – и обратились к инокине Марфе и её сыну уже не от человеческого имени: «Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери и ради великих святителей не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога». Инокиня Марфа стала на колени пред иконой, долго молилась, потом подвела сына к иконе, благословила его и сказала: «Тебе, Владычице, поручаю сына моего! Да будет Твоя святая воля над ним».

В следующий день – 14 (27) марта – установлен второй праздник Феодоровской иконы.

Подвиг Ивана Сусанина

В то время, когда новый царь ещё находился в своём имении Домнино под Костромой, поляки узнали об избрании самодержца и послали отряд, чтобы захватить Михаила Романова. Отряд поляков (возможно – казаков), пробираясь лесной тропой, заблудился и пришёл в д. Деревнище. Там они встретили крестьянина из д. Домнино Ивана Осиповича Сусанина, который отказался сказать врагам, где находится Михаил Романов, и был замучен ими до смерти.

Некоторые исследователи полагают, что герой похоронен в Домнине близ Успенской церкви. Эта церковь является центром подворья Богоявленско-Анастасииного женского монастыря.

Устроенный в 1851 г. в Костроме памятник, изображавший героя, склонившегося перед бюстом царя Михаила, не соответствовал коммунистической идеологии. Новый памятник Сусанину был в 1967 г. поставлен в сквере на Молочной горе.

Не понравилось коммунистам и название оперы М. И. Глинки – «Жизнь за царя». Без разрешения автора, скончавшегося в 1857 г., они переименовали её в «Ивана Сусанина».

Монастыри[править | править код]

Все монастыри Костромы

Богоявленский-Анастасиин женский монастырь[править | править код]

Дата основания: 1426

Статус: действ.

Богоявленский мужской, ныне женский, монастырь Костромы основал преподобный Никита Костромской. Он был учеником и, возможно, родственником прп. Сергия Радонежского. А среди учеников самого Никиты был прп. Пафнутий Боровский, духовной жизнью которого Никита руководил в Высоко-Покровском монастыре (рядом с Боровском). Из Высоко-Покровского монастыря Никита ушёл в Кострому. Годом основания Богоявленского монастыря считают 1426 г., когда был освящён первый храм – в честь Богоявления Господня. В нём под спудом покоятся мощи прп. Никиты.

Храмы монастыря Костромы стали одними из первых каменных храмов Костромы: новый Богоявленский собор был освящён в 1565 г.

Адрес: 156000, г. Кострома, ул. Богоявленская, 26.

Подробнее...

Знаменский женский монастырь[править | править код]

Дата основания: 1993

Статус: действ.

Адрес: г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, 37

Web: http://www.znamenskii.ru/

Женский монастырь образован в 1993. Новой обители была передана полуразрушенная Знаменская церковь. На время её восстановления монахини приписаны к Воскресенской церкви, что на Дебре. Сёстры монастыря несут послушание в двух храмах Костромы: иконы Богоматери Всецарица и Скорбященском.

Подробнее...

Троицкий Ипатьевский мужской монастырь[править | править код]

Дата основания: 2-я четв. XIV в.

Адрес: г. Кострома, ул. Просвещения, 1

Монастырь Костромы был заложен при впадении р. Костромы в Волгу, где в 1330 г., согласно преданию, по пути из Золотой Орды в Москву, остановился влиятельный монгольский чиновник Чет. В дубовой роще ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, после которого монгол исцелился от мучившей его болезни. Чет крестился с именем Захарии и основал на месте видения монастырь в честь священномученика Ипатия Гангрского. Захария и его потомки – Сабуровы, Вельяминовы и особенно Годуновы – заботились о монастыре, делая вклады землей, деньгами и ценными вещами. Благодаря им ризница Ипатьевского монастыря заняла достойное место среди богатейших монастырских ризниц Руси. С возвышением Годуновых «Ипатий» начал обустраиваться в камень. В 1560 г. вместо деревянной церкви Животворящей Троицы был возведён каменный пятиглавый Троицкий собор. В последующие годы, до начала Смутного времени, монастырь обнесли мощной каменной стеной с привратными церквями во имя Феодора Стратилата и великомученицы Ирины.

С 1613 г. под опекой Романовых монастырь продолжал благоукрашаться. В 1652 г. на месте Троицкого собора, разрушенного взрывом пороха, хранившегося в подклете, был возведён новый, который мы видим сейчас.

В Троицком соборе, где был благословлён на царство Михаил Романов, сохранились росписи 1684 г., выполненные первоклассным царским изографом Гурием Никитиным, и иконостас сер. XVIII в. В храме хранится вклад Димитрия Годунова, дяди царя Бориса, изготовленные в Москве медные двери, на которых в редчайшей технике золотой наводки изображены античные поэты, философы – Гомер, Еврипид, Платон и даже языческий бог Аполлон. (Историки полагают, что Платон и Аполлон считались в древней Руси пророками, предсказавшими приход Христа.)

Подробнее...

Храмы[править | править код]

Основные храмы Костромы

В 1628-30 гг. в Костроме было 2 собора, 4 монастыря, 84 приходских храма, но почти всё это было построено из дерева. С ростом достатка, во второй половине XVII в., костромичи начали строить каменные храмы. Костромская епархия была учреждена лишь в 1744 г. Перед 1917 г. в городе было 36 храмов. Сейчас действует 33 храма (Кострома вместе с Волгореченском).

Воскресенский собор на Дебре (Кострома)[править | править код]

Храм Воскресения на Дебре — единственный сохранившийся в Костроме посадский храм XVII века. Он был построен в середине XVII века, не позднее 1652 года. По преданию, первая церковь «на нижней дебре»,то есть в густых зарослях у реки, была поставлена младшим сыном великого князя Ярослава Всеволодовича — Василием Ярославичем Квашней. Предание также гласит, что здешние места были излюбленными охотничьими угодьями молодого костромского князя.

В XV веке здесь стали селиться люди, разросся в эту сторону посад, и к XVII веку здешняя часть города славилась своим искусными кожевниками. Разумеется, район был богатым. В начале XVII века здесь, на Нижней Дебре, значится шатровая деревянная церковь Воскресения с приделом Екатерины и с теплой церковью Козьмы и Дамиана. С возведением нынешнего храма ,одного из лучших украшений Костромы, также предшествовало интересное событие. В середине XVII века костромской купец из Гостиной сотни, Кирилл Григорьев, сын Исаков, ведший крупную торговлю кожами, среди бочонков краски поставленных ему из Англии, обнаружил один не с краской, а с золотом. Богобоязненный купец решил, что такой подарок можно использовать только на постройку церкви.

Адрес: Россия, Костромская область, г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, 37

Подробнее...

Вознесенский храм на Дебре (Кострома)[править | править код]

Церковь Вознесения Господня на Дебре — храм 17 века в городе Кострома. Деревянная постройка впервые упоминалась в летописи в 1628 году. В 1654 году было построено каменное здание храма. В 1932 году в здании располагалась столовая местного завода. Здание пытались отреставрировать с 1986 до 1991 года. В рамках программы по сохранению и использованию памятников истории и культуры «Федеральная целевая программа „Культура России“» будет проведена реставрация храма.

Адрес: 156005, г. Кострома, пер. Мельничный, 5-а

Телефон: +7 (4942) 31-64-73 (Костромское епархиальное управление)

Электронная почта: info@kostromaeparhia.ru

Подробнее...

Храм святых мучеников Александра и Антонины Римских (Кострома)[править | править код]

Находится на правом берегу Волги. Раньше здесь была слобода Новоселки (ныне – с. Селище), в котором останавливалось на ночлег посольство Земского собора, прибывшее из Москвы для призвания Михаила Романова на царство.

Храм в честь мучеников Александра и Антонины Римских отстроен в камне в 1786 г. С 1917 г. настоятелем храма служил протоиерей Павел Острогский, который был верным помощником священномученика Никодима, архиепископа Костромского и Галичского. По благословению владыки Никодима отец Павел создал нелегальную кассу помощи ссыльным священникам и их семьям. Несколько раз отец Павел подвергался арестам. Последний раз он был арестован в 1934 г. почти одновременно со священномучеником Макарием, епископом Уманским, проживавшим тогда в Селище. Отец Павел держался на допросах мужественно, прямо сказал, что считает советскую власть «властью антихристовой – безбожной, посланной нам за грехи наши, как испытание». Он был расстрелян в 1937 г. в Алма-Ате.

В храме сохраняется образ святителя Николая Мирликийского, местно почитаемый как чудотворный.

Адрес: ул. Верхне-Селищенская, 35а. Тел.: (4942) 53-43-91.

Подробнее...

Святыни[править | править код]

Феодоровская икона Божией Матери

Феодоровская икона Божией Матери

В 1239 г., охотясь, князь Василий Квашня увидел на сосне икону Богоматери. Призванные князем священники отслужили молебен, взяли икону и поставили в храме великомученика Феодора Стратилата. Обнаружилось, что на обратной стороне иконы изображена мученица Параскева Пятница. Купцы из Городца Волжского, увидев икону, узнали в ней образ, который находился в их городе до того, как его разорили монголы.

В 1262 г. во многих русских городах прошли восстания против ханских сборщиков дани. Костромичи под предводительством князя Василия Ярославича одержали победу над монголами, разбив отряд, направлявшийся к городу для сбора дани. Во время боя чудотворную икону вынесли вперед, и, по свидетельству сказания, исшедшие от неё лучи ослепительного света обратили врага в бегство. С тех пор озеро, возле которого находилась икона, называется Святым. На озере была поставлена часовня в честь Феодоровской иконы, разрушенная в 1930 г. Из-за междоусобиц в самой Орде и благодаря заступничеству св. Александра Невского эти восстания остались безнаказанными для русских городов.

Множество людей исцелилось после молитв возле иконы. Собор Феодора Стратилата несколько раз горел. Но икону Богоматери, названную в честь храма Феодоровской, каждый раз обнаруживали на пепелище неповреждённой. Сказание рассказывает, что после второго пожара был построен собор во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери с приделом Феодора Стратилата; икона была помещена в этот храм. Ежегодно в день её обретения совершался крестный ход от собора до церкви Спаса Нерукотворного на Запрудне, построенном в месте обретения.

Успенский собор коммунисты разрушили в 1934 г. Теперь икона, одна из главных достопримечательностей Костромы, находится в Богоявленско-Анастасиином монастыре. Не иссякает поток желающих с верой и надеждой припасть к ней. Возобновлена традиция крестных ходов с главной святыней костромской земли в день её обретения – 16 (29) августа. В 2000 г. перед крестным ходом самолёт с иконой облетел вокруг города.

Проезд из Москвы[править | править код]

По железной дороге. С Ярославского вокзала – 2 ночных поезда. Время в пути около 7 часов.

На машине. По M8 до Ярославля, далее по А113. 340 км, 4,5 часа пути.

Прочая информация[править | править код]

Ж/д вокзал и автовокзал в Костроме находятся недалеко друг от друга - 1 автобусная остановка (через мост развязки, идти не очень приятно, поэтому лучше подъехать, если чего). Городской транспорт ходит хорошо, стоимость проезда 17 руб. Люди дружелюбные, к просьбам и вопросам относятся с большим участием, поэтому если вы чего-то не знаете, вам не только подскажут, но и покажут. Есть 14-й автобус, который идёт через оба вокзала и довезёт до обоих монастырей.

Мы ехали из Москвы поездом, приехали рано, но городские автобусы уже ходили. Доехали до центра (до Каланчи), вроде на №2, туда много чего идёт, а там пешочком до Богоявленского Настасииного монастыря (5-7 мин.). Вообще Кострома город маленький. Мы пешком обошли его центральную часть и зашли через мост в Ипатьевский монастырь за один день. (При Ипатьевском монастыре, как и при Богоявленском, нет гостиницы для паломников). Хотели покататься на речном трамвайчике, я вычитала расписание в интернете... Как выяснилось на деле, речные трамвайчики ходят только по сб. и вс. Гостиницы дорогие, примерно 3 000 руб. сутки, есть хоспис на Советской улице (пересечение с Чайковского, во дворах, через рынок), номера нормальные 400 руб. сутки, но мы не стали останавливаться там, поскольку нет камер хранения, чтобы оставить вещи. Можно найти гостиницы дешевле 1300-1800 руб. за ночь, но мы решили не ночевать в Костроме вовсе. ...Потом местные жители подсказали, что гостиница для паломников всё же есть, рядом со Знаменским женским монастырём, на Нижней Дебре возле церки Воскресения.

В центре много сувенирных лавочек с товарами местного производства (льняные изделия, травные чаи, чёрная соль - на любителя :) и пр.). Нам понравилась особо одна, если идти от набережной к памятнику Сусанину, то по левую руку в салатовом домике не доходя памятника, первый вход с угла дома, в названии вроде присутствует слово "Снегурочка", может "Сувениры от Снегурочки"... По пути то и дело встречаются музейчики, колоритные магазинчики, галереечки - миленькие, маленькие. Очень много столовых, кафе, где можно совсем недорого покушать (например, порция рыбы с гарниром - 100 руб.)

Куда дальше из Костромы[править | править код]

Вокзалы Костромы

Автовокзал. Адрес: Кинешемское ш., 23. Тел.: (0942) 22-02-33, 22-02-42.

Ж/д вокзал «Кострома новая». Адрес: пл. В. Широкова. Тел.: (0942) 54-22-64. (До автовокзала – 1-2 остановки на автобусе.)

Речной вокзал. Адрес: ул. Нижняя Дебря, 24. Тел.: (0942) 57-20-00.

Ярославль

Кроме поездов, следующих на Москву через Ярославль, есть 2 поезда Кострома-Ярославль (в пути – 2 часа 40 мин), а также 3 электропоезда в день. По А113 76 км, 1 час пути. Автобус до Ярославля идёт 2 ч, более 10 рейсов в день. «Метеор» от причала идёт 1,5 часа, 2 рейса в день.

Суздаль

По А113 через Иваново. 178 км, 2,5 часа пути.

Нижний Новгород

Летом можно доехать по Волге. Полпути ярославским «Метеором», полпути нижегородским, весь путь – около 8 часов.

Ссылки[править | править код]

Кострома. Фоторассказ о. Константина Пархоменко