Собор Софии Премудрости Божией (Великий Новгород): различия между версиями
Нет описания правки |
|||
Строка 4: | Строка 4: | ||
== История == | == История == | ||
[[Файл:София Новгородская до реставрации.jpg|alt=София Новгородская до реставрации|thumb|300x300px|Так выглядел Софийский собор с контрфорсами и четырехскатной кровлей (до реставрации 1890-х годов). | [[Файл:София Новгородская до реставрации.jpg|alt=София Новгородская до реставрации|thumb|300x300px|Так выглядел Софийский собор с контрфорсами и четырехскатной кровлей (до реставрации 1890-х годов).]] | ||
]] | |||
1045 году в Великом Новгороде случился пожар. Огонь, частый и неуправляемый гость в древнерусских городах, уничтожил деревянную Софийскую церковь, выстроенную в конце X века, вскоре после крещения новгородцев. Известно, что церковь та была дубовая, «о тринадцати верхах». Стояла она вне стен тогдашнего кремля. | 1045 году в Великом Новгороде случился пожар. Огонь, частый и неуправляемый гость в древнерусских городах, уничтожил деревянную Софийскую церковь, выстроенную в конце X века, вскоре после крещения новгородцев. Известно, что церковь та была дубовая, «о тринадцати верхах». Стояла она вне стен тогдашнего кремля. | ||
Строка 24: | Строка 24: | ||
С присоединением в XV веке Новгорода к Москве святая София утеряла свое былое влияние. На протяжении сотен последующих лет собор оставался просто главным храмом города, а затем и Новгородской губернии. | С присоединением в XV веке Новгорода к Москве святая София утеряла свое былое влияние. На протяжении сотен последующих лет собор оставался просто главным храмом города, а затем и Новгородской губернии. | ||
К концу XIX века собор имел иные очертания, чем те, что были прида¬ны ему строителями. Контрфорсы, пристроенные к стенам для пущей прочности, и четырехскатная кров¬ля столь резко изменили его облик, что родились толки о фактическом «несуществовании» древней Софии. Однако реставрационные работы, проведенные в 1890-е годы под ру-ководством академика архитекту¬ры В. В. Суслова, «расчистили», на¬сколько это было возможно, собор от позднейших наслоений. Впослед¬ствии в адрес Суслова не раз звуча¬ли упреки в том, что реставрацию он провел небрежно, что «переделал Софию в духе своего времени». Но следует все же признать: начало ис¬следованию древнего собора поло¬жил именно Суслов. А неумение опе¬редить свою эпоху в том, что касает¬ся мастерства реставрации, нельзя ставить ему в упрек. | |||
В | В 1929 году Софийский собор закрыли как «культовый объект» и преобразовали в музей, открыв для посетителей все помещения и пер¬вого, и второго ярусов. До серьезных научных изысканий тогда дело не дошло, они были осуществлены в послевоенный период, когда пришлось восстанавливать полуразрушенную оккупан¬тами Софию. Причем первые работы, включавшие в себя схематические обмеры и оценку нанесенного ущерба, исследователям удалось про¬вести осенью 1944 года, когда раны собора еще «дымились». | ||
Передача Святой Софии Церкви состоялась в 1991 году и подготавли¬валась очень тщательно. Была проведена рестав¬рация, по инициативе архиепископа Новгородского Льва (Церпицкого) создан Консультаци¬онный совет, выработавший подход к обеспечению сохранности уникаль¬ного памятника в его новом положе¬нии. И вот, 16 августа собор освятил Святейший Патриарх Алексий II, со¬вершилась первая литургия, а ко¬гда крестный ход вышел на улицу, то люди увидели: в небе над храмом па¬рит радужный венец. | |||
Праздничное ликование кончи¬лось. Начались будни. Святая София открыта ежедневно, в течение двена-дцати часов. Службы проводятся ут-ром и вечером за исключением понедельника, а в остальное время любой желающий может бесплатно зайти в собор. По большим праздникам он часто бывает переполнен. В таких условиях поддержание памятника в должном состоянии требует непре-станного и напряженного труда. | |||
Однако, несмотря на все сложно¬сти, Святая София живет и здрав¬ствует. За двадцать лет, истекшие с момента ее передачи Церкви, ее со¬стояние не ухудшилось, что подтверждают профессионалы. Более того, были отреставрированы некоторые иконы, заменена система кондиционирования (старая функционировала начиная с 1960-х годов). | |||
== Премудрость созда себе дом... == | == Премудрость созда себе дом... == |
Версия от 21:35, 8 февраля 2017
Собор Софии Премудрости Божьей в Великом Новгороде — самая древняя сохранившаяся каменная постройка в России. Храм был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром. Свидетельница многих исторических событий, новгородская Святая София менее чем на сто лет моложе крещения Руси и на несколько лет старше трагического раскола Христианской Церкви.
История[править | править код]
1045 году в Великом Новгороде случился пожар. Огонь, частый и неуправляемый гость в древнерусских городах, уничтожил деревянную Софийскую церковь, выстроенную в конце X века, вскоре после крещения новгородцев. Известно, что церковь та была дубовая, «о тринадцати верхах». Стояла она вне стен тогдашнего кремля.
Еще не успело остыть пепелище, как новгородский князь Владимир Ярославич заложил — уже каменный и уже в детинце — новый собор. При закладке присутствовали, согласно летописным сведениям, и родители Владимира, великий князь
Ярослав Мудрый и великая княгиня Ирина (впоследствии она приняла постриг с именем Анна и, погребенная в Софийском соборе, была прославлена Церковью как св. Анна Новгородская).
Каменный собор во имя Софии, Премудрости Божией, возводился под непосредственным наблюдением князя и новгородского епископа — небезызвестного Луки Жидяты (+1059).
Один из первых русских архиереев (в то время существовал обычай поставлять на епископские кафедры греков), он по праву должен быть назван среди первых просветителей Руси. Увы, из всех его письменных трудов сохранилось только «Поучение к братии». А главным памятником его деятельности стал каменный Софийский собор, при нем основанный и при нем же освященный.
Строительство завершили в пять (по другим источникам — в семь) лет. Над собором, который следует при-знать одним из самых прекрасных храмов домонгольской Руси, трудилось множество мастеров. Среди них были и русские, и греки. В 1050 или 1052 году храм освятили. Если предположить, что произошло это именно в 1052 году, то освящение Софийского собора приобретает драматический оттенок: оно состоялось за месяц до кончины князя Владимира Ярославича.
С самой своей постройки Святая София была центром христианского просвещения в Новгороде. Положение первых новгородских христиан — и в первую очередь духовенства — видится довольно сложным. Как пишет историк Церкви А. В. Карташев, Новгород, а равно и другие окраинные города Киевской Руси, был населен «ревностными язычниками, так что, по некоторым археологическим при-знакам, первые епископы в них жили, так сказать, на военном положении: их дома и церкви представляли особую окруженную стеной крепость».
Христианизация Руси являлась продолженным действием, а не одномоментным актом. То тут, то там по местам — летописи сообщают нам об этом — новой «государственной инициативе» приходилось сталкиваться с сопротивлением язычников, и столкновения эти иногда бывали кровавы: толпа убивала или изгоняла епископов и миссионеров.
С присоединением в XV веке Новгорода к Москве святая София утеряла свое былое влияние. На протяжении сотен последующих лет собор оставался просто главным храмом города, а затем и Новгородской губернии.
К концу XIX века собор имел иные очертания, чем те, что были прида¬ны ему строителями. Контрфорсы, пристроенные к стенам для пущей прочности, и четырехскатная кров¬ля столь резко изменили его облик, что родились толки о фактическом «несуществовании» древней Софии. Однако реставрационные работы, проведенные в 1890-е годы под ру-ководством академика архитекту¬ры В. В. Суслова, «расчистили», на¬сколько это было возможно, собор от позднейших наслоений. Впослед¬ствии в адрес Суслова не раз звуча¬ли упреки в том, что реставрацию он провел небрежно, что «переделал Софию в духе своего времени». Но следует все же признать: начало ис¬следованию древнего собора поло¬жил именно Суслов. А неумение опе¬редить свою эпоху в том, что касает¬ся мастерства реставрации, нельзя ставить ему в упрек.
В 1929 году Софийский собор закрыли как «культовый объект» и преобразовали в музей, открыв для посетителей все помещения и пер¬вого, и второго ярусов. До серьезных научных изысканий тогда дело не дошло, они были осуществлены в послевоенный период, когда пришлось восстанавливать полуразрушенную оккупан¬тами Софию. Причем первые работы, включавшие в себя схематические обмеры и оценку нанесенного ущерба, исследователям удалось про¬вести осенью 1944 года, когда раны собора еще «дымились».
Передача Святой Софии Церкви состоялась в 1991 году и подготавли¬валась очень тщательно. Была проведена рестав¬рация, по инициативе архиепископа Новгородского Льва (Церпицкого) создан Консультаци¬онный совет, выработавший подход к обеспечению сохранности уникаль¬ного памятника в его новом положе¬нии. И вот, 16 августа собор освятил Святейший Патриарх Алексий II, со¬вершилась первая литургия, а ко¬гда крестный ход вышел на улицу, то люди увидели: в небе над храмом па¬рит радужный венец.
Праздничное ликование кончи¬лось. Начались будни. Святая София открыта ежедневно, в течение двена-дцати часов. Службы проводятся ут-ром и вечером за исключением понедельника, а в остальное время любой желающий может бесплатно зайти в собор. По большим праздникам он часто бывает переполнен. В таких условиях поддержание памятника в должном состоянии требует непре-станного и напряженного труда.
Однако, несмотря на все сложно¬сти, Святая София живет и здрав¬ствует. За двадцать лет, истекшие с момента ее передачи Церкви, ее со¬стояние не ухудшилось, что подтверждают профессионалы. Более того, были отреставрированы некоторые иконы, заменена система кондиционирования (старая функционировала начиная с 1960-х годов).
Премудрость созда себе дом...[править | править код]
Главный храм Новгорода посвящен Софии, Премудрости Божией, а между тем его престольный праздник —Успение Пресвятой Богородицы. Как же так получилось? Начнем издалека. В Византии (а русские «Святые Софии» — прямые наследницы константинопольской) долгое время вообще не существовало престольных праздников, да и праздники Господские и Богородичные не были столь четко разделены, как теперь. Однако к моменту освящения Софийского собора в Константинополе (360 год) христиане ясно понимали, что под Софией, Премудростью Божией, следует понимать Христа, воплощенное Слово Божие. Это нашло отражение во многих письменных памятниках того времени. На Руси, однако, как справедливо отмечал Георгий Флоровский, «в... Софийских храмах издавна престольный праздник совершается в Богородичные дни». Так, в первой русской Софии — киевской — престольным праздником является Рождество Пресвятой Богородицы. Видимо, здесь произошло некоторое смещение смыслового акцента —с самой Премудрости Божией на Ее вместилище, то есть с Христа на Божию Матерь. «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь», — говорится в Книге притчей Соломоновых. Под «Домом», согласно общепринятому толкованию, понимается Божия Матерь, из Которой воплотилось Слово Божие. Но дом Божий — это также и храм, и это двойственное значение, судя по всему, нашло свое отражение в установлении престольных праздников русских Софийских соборов. Для новгородской Софии такое установление произошло довольно поздно, при архиепископе Геннадии (+1505). Именно он «повеле» праздновать Успение Пресвятой Богородицы как престольный праздник Святой Софии, ориентируясь при этом, по-видимому, на Москву с ее главным Успенским собором, ибо и сам он был московским ставленником — из архимандритов Чудова монастыря.
Святыни[править | править код]
- икона Софии Премудрости Божией
- икона Пресвятой Богородицы «Знамение»
- икона Пресвятой Богородицы «Тихвинская»
- икона Успения Пресвятой Богородицы (с частицей мощей свт. Нифонта Новгородского)
- мощи свт. Никиты Новгородского
- мощи свт. Иоанна Новгородского
- мощи свт. Григория Новгородского
- мощи свт. Иоакима Новгородского
- мощи свт. Луки Новгородского
- мощи свт. Аркадия Новгородского
- мощи свт. Иоанна Новгородского
- мощи свт. Мартирия Новгородского
- мощи свт. Антония Новгородского
- мощи свт. Василия Новгородского
- мощи свт. Симеона Новгородского
- мощи свт. Аффония Новгородского
- мощи блгв. кн. Владимира Ярославича
- мощи блгв. кн. Анны Новгородской
- мощи блгв. кн. Феодора, брата святого блгв. кн. Александра Невского
- мощи блгв. кн. Мстислава Храброго
Путеводитель по Софийскому собору[править | править код]
1. Придел в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова
2. Алексеевский крест (воздвигнутый архиепископом Алексием в память павших в Куликовской битве)
3. Паникадило (главного купола, немецкой работы, подарено Борисом Годуновым)
4. Мощи благоверного князя Феодора, брата св. благоверного князя Александра Невского
5. Придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи
6. Фрески XI века, в главном куполе собора
7. Мощи святителя Григория в «темничке»
8. Мощи святителя Иоанна Новгородского
9. Магдебургские (Сигтунские) врата (бронзовые двери первоначально придела Рождества Богоматери Софийского собора в Великом Новгороде; затем эти двери, отреставрированные мастером Аврамом, были перенесены в западный портал собора; в настоящее время они открываются только во время праздников, когда службу возглавляет митрополит Новгородский и Старорусский)
10. Лестница на хоры
11. Граффити (открыты в конце XIX века; сратиграфический и палеографический анализ свидетельствуют, что более половины граффити Софии Новгородской датируется второй половиной XI — началом XII века)
12. Мощи благоверной княгини Анны Новгородской
13. Место погребения Новгородских святителей. Древний уровень пола
14. Фрески XII -XIII веков. Равноапостольные Константин и Елена, а также малый Деисус
15. Мощи благоверного князя Владимира Новгородского
16. Царское место (установленное по приказу Ивана Грозного, делалось новгородскими мастерами в течение двух лет)
17. Корсунские врата
18. Мощи благоверного князя Мстислава Храброго
19. Рождественский придел и его иконостас
20. Чудотворная икона Богоматери «Тихвинская»
21. Мощи святителя Никиты
22. Придел святых Богоотец Иоакима и Анны
23. Чудотворная икона Богоматери «Знамение»
24. Икона «Софии Премудрости Божией»
25. Центральный Успенский иконостас
26. Крест с купола Святой Софии и голубь (на кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа: по легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь; видав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса; после Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним)
27. Мозаика в Алтаре Софийского собора (вход только церковно-священнослужителям)
28. Икона Успения Богоматери с мощами святителя Нифонта Новгородского
29. Фреска свт. Поликарпа Смирнского 1109 (видна только с хоров)
Престольные праздники[править | править код]
Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Как добраться[править | править код]
Адрес: Великий Новгород, Софийский собор, Кремль, д. 11
Тел.: (88162)77-35-56
Расписание богослужений[править | править код]
Божественная Литургия совершается ежедневно в 10:00.
Вечернее богослужение — в 18:00 (кроме понедельника и вторника).
Если в понедельник и пятницу нет великих праздников или памятей великих святых, то в четверг вечером — великая вечерня с акафистом святителю Никите Новгородскому.
В воскресенье вечером великая вечерня с акафистом в честь иконы Богоматери «Знамение».
Софийский собор открыт ежедневно С 7:00 до 20:00. Храм действующий, вход бесплатный. Вход в Софийский собор через северные двери.
Ссылки[править | править код]
- Сайт Церковной истории Великого Новгорода - Софийский кафедральный собор Великого Новгорода
- Панорама Софийского собора
- О деревянной Софии Новгородской
- Софийский собор. Справочная информация
- СОФИЙСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. Группа ВКонтакте