Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 111: Строка 111:
<gallery>
<gallery>
Файл:Алексиево-Сергиевская_пустынь_Наземный_храм.JPG|Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь, Наземный храм
Файл:Алексиево-Сергиевская_пустынь_Наземный_храм.JPG|Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь, Наземный храм
Файл:Казанская_Алексиево-Сергиевская_пустынь_Вход_в_пещеры.jpg|Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь, Вход в пещеры
Файл:Алексиево-Сергиевская_пустынь_Вход_в_пещеры.JPG|Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь, Вход в пещеры
Файл:Алексиево-Сергиевская_пустынь_Пещерный_храм.jpg|Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь, Пещерный храм
Файл:Алексиево-Сергиевская_пустынь_Пещерный_храм.jpg|Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь, Пещерный храм
Файл:Казанская_Алексиево-Сергиевская_пустынь_Источник.jpg|Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь, Источник
Файл:Казанская_Алексиево-Сергиевская_пустынь_Источник.jpg|Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь, Источник

Версия от 10:29, 28 февраля 2016

Идёт загрузка карты…
Алексиево-Сергиевская_пустынь_Наземный_храм
Алексиево-Сергиевская пустынь, Наземный храм

Дата основания: 1901 год

Статус: действующий

Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь находится на юго-востоке Пензенской области, в Сазанье — небольшом посёлке, расположенном в 2,5 км от города Сердобска. Там она находилась и более ста лет назад.

История этой пустыни похожа на жизнь человека, который был юным, набирался опыта, а его изрубили. Долгое время потребовалось на восстановление. И вот стал он молодым человеком, который развивался, креп, рос и мог вполне думать о хорошем безпечальном будущем, но был поруган, уничтожен, заброшен и забыт... Однако забыт не всеми и не навсегда. Жизнь неизменно берёт верх. Взяла она верх и на этот раз.

История[править | править код]

Зарождение монастыря[править | править код]

По одной из легенд ещё в XVIII веке монахи-отшельники вырыли в глухом лесу пещеру, где молились о спасении мира. Во время пугачёвского восстания (1773–1775 г.г.) они приняли в убежище, по заповедям Христовым, скрывавшихся от властей пугачёвцев, наткнувшихся на пещеру случайно. Об этом вскоре узнали жители Сердобинской слободы и донесли властям. Присланный карательный отряд изрубил всех, живших в пещере, без разбора…

Новая история Сазанских пещер[править | править код]

Новая история Сазанских пещер началась в XX веке. Сердобчане помнят о том, как перед октябрьской революцией 1917 г. на Сазань-горе находился мужской пещерный монастырь. Известно также, что в монастыре был старец Андрей, который исцелял людей, в том числе и от беснования…

В силу разных обстоятельств новая история монастыря, как и история его основания, была практически утеряна и восстанавливалась по крупицам. Вот что удалось выяснить исследователям.

В 1901 году в 6-ти верстах от Сердобска у речной излучины возник мужской монастырь. Его началом послужила келья в пещере, вырытая 70-летним старцем Силой Жулиным. Он был местным крестьянином. В видении отцу Силе Жулину явилась Матерь Божия, которая благословила его пойти в Сазанские леса, найти пещеры, поселиться в них, а также она сказала: «Спасёшься сам и спасутся рядом с тобою». Так он и сделал. В 1913 году Сила стал монахом (Серафимом) и, по благословению Саратовского епископа Гермогена, всю жизнь рыл под землёй пещеры, где были устроены храм, кельи для затворников и ниши для погребения умерших монахов…

Основателем же монастыря считается сердобский мещанин Андрей Николаевич Грузинцев (1839 – 1935). Он основал пустынь, попросив Сердобскую Думу «уступить ему, для молитвы и подвигов в лесном овраге на грани городских урочищ со владениями князя Куракина, место». С тех пор Грузинцева называли старцем Андреем, хотя монашеского пострига он не принимал. (Однако существует и иная версия: владыка Гермоген рукоположил старца в сан священника и постриг его.)

Активное развитие монастыря

В 1905 году старец Андрей и его сподвижники получили поддержку епархиального начальства, преосвященного Гермогена, приехавшего в Сердобск для освящения собора Архангела Михаила и пожелавшего увидеть строящуюся за городом часовню (в память рождения наследника цесаревича Алексея Николаевича. Разрешение на её строительство в 1904 г. получил некий землемер Гавриил Григорьевич Крапивин). Владыка осмотрел часовню внутри и снаружи, а после посетил хижину, где испил со старцами чаю, подробно расспросил подвижников об их жизни, занятиях, благословил и тогда же высказал пожелание организовать на том месте полноценный монастырь, где и у него самого была бы келья для отдыха.

С той поры пустынь активно благоустраивалась. Горячее участие в этом деле принял протоиерей о. Александр Капитонович Образцов (старейший клирик Саратовской епархии, в течение 11 лет был благочинным церквей Сердобского уезда). Совсем скоро в обители стало уже три храма.

4 декабря 1905 года был освящён деревянный не отапливаемый храм-часовня в честь Казанской иконы Божьей Матери, а сама пустынь была приписана к Саратовскому Спасо-Преображенскому монастырю под названием Казанско-Алексиевской.

Вслед возведён каменный тёплый храм (с домом архиерея и несколькими флигелями). В храме было два престола: главный престол — во имя Успения Божией матери, северный придел — во имя св. Алексия, митрополита Московского и преп. Сергия — игумена Радонежского чудотворца. Южный придел освящён не был. Осенью 1908 г. епископ совершил освящение монастырского храма. (Первым настоятелем был иеромонах Пантелеимон.)

Третий храм – пещерная церковь во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского чудотворца – создавался на деньги самого отца Андрея, который был состоятельным человеком и вкладывал собственные средства в строительство монастыря.

Чуть позже возвели колокольню. Известно, что звон монастырских колоколов доносился до Сердобска, и жители города, услышав благовест, шли в обитель, которая располагалась в невероятно живописном месте: гора, сходящая в овраг и со всех сторон окружённая лесом, внизу река Сердоба…

Послереволюционная жизнь

Но длиться мирной жизни было не долго, и после революции 1917 г. начались репрессии. Среди прочих людей и священников был арестован епископ Гермоген. Несколько месяцев он провёл в разных тюрьмах Сибири, где подвергался допросам и унижениям. После чего был переведён на пароход «Ока» и утоплен. До последней минуты он творил молитву, и кротко благословил своих палачей, когда те привязывали верёвками камень к его шее… Жители Сердобского района гордятся духовной связью с их краем человека, причисленного к лику святых.

Известно, что на 1918 год всего в обители проживало 29 человек. С приходом советской власти деятельность монастыря прекратилась не сразу. Сначала туда (во флигели) заселили рабочих. Потом, весной 1922 г. изъяли церковные ценности. И в довершение, в августе 1922, издали «Указ о закрытии Сазанского монастыря»: «…монастырь закрыть и всю дрянь разогнать, материал одновременно посылаем с просьбой экстренного утверждения…» (Причиной такого поспешного закрытия монастыря стала борьба между т.н. «живой церковью», поддерживающей большевиков, и сторонниками истинной Православной Церкви, которых тогда называли «тихоновцами» – по имени патриарха Тихона.)

После закрытия монастыря, оставшиеся в живых насельники, разошлись по сёлам или подверглись репрессиям – доподлинно судьба каждого из них пока не установлена. Зато известно, что монастырские постройки были целы ещё и в 1932 году.

Забвение

После 1932-го было уничтожено и то малое из оставшегося. Лишь в овраге одиноко упрямо бил источник, водой которого местные жители пользовались до 1983 г. Известно о нескольких попытках благоустройства его. Однако все они оказались неудачными - постепенно овраг вместе с источником, захламили и превратили в поселковую свалку.

И казалось уничтожено уже всё, но только не память! В народе ходила молва, и все, даже подростки, знали о том, что когда-то в этих местах был монастырь. Возможно благодаря именно этой людской памяти в августе 1985 г. заброшенные пещеры по заданию областного Совета по туризму и экскурсиям обследовала группа спелеотуристов. В заключении говорилось: «…Пещера, несомненно, искусственного происхождения… Система невысоких (1,8 – 2 м) ходов шириной от 0,6 до 0,8 м соединяет несколько подземных комнат – келий. В центре – относительно большой зал размерами 9 на 4,5 м, имеющий несколько входо-выходов…»

Однако та мимолётная заинтересованность продолжения не получила. И в начале 1990-х вход в пещеры всё же завалили окончательно. Произошло это из-за несчастного случая с солдатами недалеко располагавшейся воинской части, которые попытались найти в пещерах «ценности» и попали под обвал…

Новейшая история[править | править код]

Алексиево-Сергиевская_пустынь_Пещерный_храм.jpg
Алексиево-Сергиевская пустынь, Пещерный храм

В 2005 году, по инициативе иеромонаха Андрея (Афанасьева) и благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета было начато строительство церкви во имя Казанской иконы Божией Матери на том месте, где когда-то находился монастырь.

В июне 2005 г. с помощью местных жителей и военных началась расчистка оврага, был найден источник, найден и расчищен вход в пещеры. Здание нового храма было построено всего за 4 месяца. И 23 апреля, в Светлое Христово Воскресенье, там прошла первая служба и малое освящение храма. С этого дня службы в обители не прекращаются.

Летом 2006 г. пещеры были почти полностью расчищены, в братскую усыпальницу перезахоронены найденные останки. На Рождество Христово 2007 года в пещерном храме в честь Николая Чудотворца была проведена первая служба.


Р.б. Ирина

Февраль 2016, по материалам сайта http://sazanskayapustin.cerkov.ru

Современное состояние. Храмы[править | править код]

За совсем небольшой период времени возрождения (с 2005 г.) в обители проделана колоссальная работа. По этому поводу к десятилетию возрождения "Мосфильм" снял картину о монастыре "Крестный ход длиною в 10 лет".

В настоящее время в пустыни построены:

  • Наземный храм — храм в честь Казанской иконы Божией Матери.
  • Вход в пещеры — часовня в честь святителя Николая Чудотворца над входом в пещерный монастырь.
  • Расчищены пещеры, в которых освящён Никольский храм.
  • Оборудован источник с купальней и часовней в честь Казанской иконы Божией Матери.
  • Построена колокольня с 11-ю колоколами и электро-механическим звонарём.

В тёплое время, начиная с весны и до самой осени, обитель утопает в цветах, несмотря на то, что монастырь мужской. За монастырём дубовая роща, где летом трелями заливаются соловьи. А внизу, если спуститься с горы (минут 10-15), можно поплавать в реке Сердоба.


Святыни[править | править код]

На территории монастыря находятся:

  • Казанская икона Божьей Матери (местночтимая) в Казанском храме.
  • Более 50-ти частиц мощей святых угодников Божиих помещены там же.
  • Братская усыпальница, где покоятся останки местночтимого старца Андрея, который как при жизни, так и после кончины, отличается даром исцелений. Находится усыпальница в пещерном комплексе храма в честь Николая Мирликийского Чудотворца.
  • Источник, освящённый в честь иконы Казанской Божией Матери, с купальней.

Престольные праздники[править | править код]

  • 21 июля и 4 ноября - Казанской иконы Божьей Матери
  • 8 октября - прп. Сергия Радонежского
  • 18 октября - свт. Алексия митрополита Московского
  • 19 декабря и 22 мая - свт. Николая Чудотворца

Примечание: все даты указаны по новому стилю (современному календарю).

Фото[править | править код]


Как добраться[править | править код]

Контакты и адрес: Русская Православная Церковь, Пензенская митрополия, Сердобская епархия

электронный адрес: pustyn2005saz@yandex.ru

телефоны: 8-841-679-7885, 8-906-399-7034

почтовый адрес: 442882 Пензенская область, Сердобский район, пос. Сазанье, монастырь.

Как проехать

Для тех, кто поедет на автомобиле, нужно прокладывать маршрут в навигаторе на Сердобск либо посёлок Сазанье. С основной магистрали два съезда - поворот на Каменку или на Тамбов.

Общественным транспортом: поездом до Ртищева или Пензы. Далее пересадка на автобус до Сердобска (если в Пензе, то от ж/д до автовокзала нужно будет перейти только по подземному переходу, автобусы отправляются каждый час, стоимость билета 240 руб.). Из Сердобска с интервалом 30 мин. идут автобусы до посёлка Сазанье либо такси (стоимость такси 100 руб.).

Как разместиться[править | править код]

В любое время года паломники имеют возможность переночевать и потрапезничать, на территории монастыря есть гостиница.

По вопросам размещения и экскурсионного обслуживания внутри пустыни можно обращаться по телефону 8-903-324-5087 (Роман - очень гостеприимный, радушный, всё подскажет, не оставит без внимания). Если группа у вас больше двух-трёх человек, лучше позвонить заранее, чтобы Вам забронировали места.

Платы за размещение в гостинице нет. Если кто-то захочет отблагодарить монастырь за гостеприимство, есть специальные кружки для пожертвований. Можно ещё привезти с собой какие-нибудь продукты.


Паломнику[править | править код]

Расписание богослужений[править | править код]

Богослужение в обители совершается ежедневно:

  • полунощница и братское правило в 6:00,
  • литургия в 8:00 в Казанском храме (а по четвергам в пещерном Никольском храме),
  • после литургии панихида по почившим,
  • вечерня с утреней в 16:00,
  • вечернее правило в 19:00.

Кроме того:

  • каждое воскресенье совершается водосвятный молебен,
  • в Великий пост совершается таинство елеосвящения.

В обитель могут обращаться мужчины, страдающие разными видами зависимости (алкоголизм, наркомания, игромания…). Для помощи нужно позвонить по телефону 8-960-327-7544.

Экскурсии[править | править код]

Экскурсии по монастырю проводятся ежедневно с 10.00-16.00 ежечасно (начало последней в 15 ч.). В любое время года паломники имеют возможность бесплатно переночевать и потрапезничать.

Библиотека[править | править код]

Для прихожан и паломников в обители работает библиотека, где собрано более 3 000 книг, около 400 видео и аудио материалов, периодика (подшивки журналов и газет). В фондах библиотеки богатый подбор святоотеческой литературы, литературы об истории православия и истории семьи царственных страстотерпцев. Библиотечный фонд систематически пополняется.

Режим работы библиотеки: вторник, четверг, суббота, воскресенье с 8.00 до 18.00 ч.

Иконная лавка[править | править код]

Здесь можно заказать следующие требы: обедни о здравии, за упокой, обедни с прошением; сорокоусты, полугодоусты, годоусты; водосвятные молебны; панихиды.

Можно приобрести: свечи, иконы, духовную литературу, церковную утварь и сувениры. Кроме того монастырь изготавливает по старинным рецептам: пряники, квас, мази. Можно здесь купить и мыло ручной работы, различные сборы трав, мёд с монастырской пасеки.

Время работы иконной лавки: ежедневно с 8.00 до 18.00 ч.