Воскресенский (Варваринский) храм (Нерехта): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Elena переименовал страницу Воскресенский (Варваринский) храм (Нерехты) в Воскресенский (Варваринский) храм (Нерехта) без оставления перенаправления)
Нет описания правки
 
Строка 7: Строка 7:
Церковь Воскресения (Варвары Великомученицы) - один из самых ярких и гармоничных барочных храмов Костромской области, отличающийся благородством пропорций, изяществом фасадного декора и своеобразием композиции внутреннего пространства. Каменная двухэтажная церковь с престолом во имя Воскресения в верхнем и Варвары Великомученицы в нижнем этаже была возведена в 1770-1787 гг. взамен обветшавшей деревянной. Её проект был выполнен знаменитым местным зодчим Степаном Андреевичем Воротиловым, выходцем из посада Большие Соли.
Церковь Воскресения (Варвары Великомученицы) - один из самых ярких и гармоничных барочных храмов Костромской области, отличающийся благородством пропорций, изяществом фасадного декора и своеобразием композиции внутреннего пространства. Каменная двухэтажная церковь с престолом во имя Воскресения в верхнем и Варвары Великомученицы в нижнем этаже была возведена в 1770-1787 гг. взамен обветшавшей деревянной. Её проект был выполнен знаменитым местным зодчим Степаном Андреевичем Воротиловым, выходцем из посада Большие Соли.


В конце 18 в. к северному фасаду церкви было пристроено крыльцо с трёхмаршевой лестницей, ведущей на второй этаж. В 1795 г. верхний храм был расписан. В сер. 19 в. во время ремонта церкви на месте частично разобранного северного крыльца была сделана двухэтажная пристройка, интерьер украшен живописью по новой штукатурке, а в верхнем храме установили резной золочёный иконостас, выполненный Костромскими мастерами: Андреем Денисовым и Петром Михайловым, дьяконом Костромской церкви Иоанна Богослова. В конце 19 в. церковная территория была обнесена металлической оградой с воротами.
В конце 18 в. к северному фасаду церкви было пристроено крыльцо с трёхмаршевой лестницей, ведущей на второй этаж. В 1795 г. верхний храм был расписан. В середине 19 в. во время ремонта церкви на месте частично разобранного северного крыльца была сделана двухэтажная пристройка, интерьер украшен живописью по новой штукатурке, а в верхнем храме установили резной золочёный иконостас, выполненный Костромскими мастерами: Андреем Денисовым и Петром Михайловым, дьяконом Костромской церкви Иоанна Богослова. В конце 19 в. церковная территория была обнесена металлической оградой с воротами.


В советские годы были уничтожены глава храма и два верхних яруса колокольни, разобрана ограда, а саму церковь приспособили под жильё с устройством деревянных перекрытий и многочисленных перегородок; часть оконных проёмов при этом была растёсана, другие заложены. В 1987-1995 гг. была отреставрирована церковь и воссоздана церковная ограда по проекту архитектора ЦНРПМ С.В. Демидова. В 1990-1995 гг. бригадами Московской областной реставрационной мастерской (рук. Л.П. Русина) и Костромской реставрационной мастерской (рук. Г.Б. Губочкин) реставрированы росписи в верхнем храме, где был установлен иконостас, перевезённый сюда из Троицкой церкви села Красного Сумароковых Нерехтского района. Для нужд музея, расположенного в церкви, севернее храма поставлен одноэтажный кирпичный флигель с несложным фасадным декором, стилизованным в формах конце 18 в. Стены церкви сложены из кирпича, по фасадам оштукатурены и окрашены с выделением декора побелкой. Стройная объёмная композиция церкви построена кораблём. Единственный вход в храм находится на южном фасаде притвора. Настенная клеевая живопись, сохранившаяся в верхнем этаже, относится к сер. 19 в. и исполнена в академической манере. В конце 19 столетия она была поновлена маслом с радикальным изменением орнаментики и частичной заменой сюжетных композиций.
В советские годы были уничтожены глава храма и два верхних яруса колокольни, разобрана ограда, а саму церковь приспособили под жильё с устройством деревянных перекрытий и многочисленных перегородок; часть оконных проёмов при этом была растёсана, другие заложены.


В результате реставрационных работ 1990-1996 гг. раскрыт образ Варвары в своде верхней трапезной, а также фрагменты живописи сер. 19 в. в основном объёме Воскресенского храма. На западной стене восьмерика написан титульный для храма образ "Воскресения Христова". В простенках между окнами восьмерика развёрнут цикл явлений Христа Марии Магдалине и ученикам после Воскресения. На тромпах представлены образа четырёх Евангелистов, на боковых стенах четверика - "Несение креста" и "Положение во гроб". Образ великомученицы Варвары, помещённый на своде трапезной, - единственный не подвергшийся поновлениям крупный фрагмент клеевой росписи, по которому можно судить о качестве живописи сер. 19 века. Её небесный образ показан на облачном фоне в окружении многочисленных ангелов и херувимов. Белый с позолоченными деталями иконостас, перенесённый из Троицкой церкви с. Красного Сумароковых, выполнен в стиле позднего классицизма с элементами эклектики в резном декоре. В середине 1990-х годов также проведена его реставрация бригадой резчиков Костромской СНРПМ под руководством В.М. Патрунина.
В 1987-1995 гг. была отреставрирована церковь и воссоздана церковная ограда по проекту архитектора ЦНРПМ С.В. Демидова.
 
В 1990-1995 гг. бригадами Московской областной реставрационной мастерской (рук. Л.П. Русина) и Костромской реставрационной мастерской (рук. Г.Б. Губочкин) реставрированы росписи в верхнем храме, где был установлен иконостас, перевезённый сюда из Троицкой церкви села Красного Сумароковых Нерехтского района. Для нужд музея, расположенного в церкви, севернее храма поставлен одноэтажный кирпичный флигель с несложным фасадным декором, стилизованным в формах конце 18 в. Стены церкви сложены из кирпича, по фасадам оштукатурены и окрашены с выделением декора побелкой. Стройная объёмная композиция церкви построена кораблём. Единственный вход в храм находится на южном фасаде притвора. Настенная клеевая живопись, сохранившаяся в верхнем этаже, относится к середине 19 в. и исполнена в академической манере. В конце 19 столетия она была поновлена маслом с радикальным изменением орнаментики и частичной заменой сюжетных композиций.
 
В результате реставрационных работ 1990-1996 гг. раскрыт образ святой Варвары в своде верхней трапезной, а также фрагменты живописи середине 19 в. в основном объёме Воскресенского храма. На западной стене восьмерика написан титульный для храма образ "Воскресения Христова". В простенках между окнами восьмерика развёрнут цикл явлений Христа Марии Магдалине и ученикам после Воскресения. На тромпах представлены образа четырёх Евангелистов, на боковых стенах четверика - "Несение креста" и "Положение во гроб". Образ великомученицы Варвары, помещённый на своде трапезной, - единственный не подвергшийся поновлениям крупный фрагмент клеевой росписи, по которому можно судить о качестве живописи середине 19 века. Её небесный образ показан на облачном фоне в окружении многочисленных ангелов и херувимов. Белый с позолоченными деталями иконостас, перенесённый из Троицкой церкви с. Красного Сумароковых, выполнен в стиле позднего классицизма с элементами эклектики в резном декоре. В середине 1990-х годов также проведена его реставрация бригадой резчиков Костромской СНРПМ под руководством В.М. Патрунина.


== [[Престольные праздники]] ==
== [[Престольные праздники]] ==

Текущая версия от 23:43, 12 января 2023

Идёт загрузка карты…
Воскресенский (Варваринский) храм (Нерехта)

Церковь Воскресения (Варвары Великомученицы) - один из самых ярких и гармоничных барочных храмов Костромской области, отличающийся благородством пропорций, изяществом фасадного декора и своеобразием композиции внутреннего пространства. Каменная двухэтажная церковь с престолом во имя Воскресения в верхнем и Варвары Великомученицы в нижнем этаже была возведена в 1770-1787 гг. взамен обветшавшей деревянной. Её проект был выполнен знаменитым местным зодчим Степаном Андреевичем Воротиловым, выходцем из посада Большие Соли.

История[править | править код]

Церковь Воскресения (Варвары Великомученицы) - один из самых ярких и гармоничных барочных храмов Костромской области, отличающийся благородством пропорций, изяществом фасадного декора и своеобразием композиции внутреннего пространства. Каменная двухэтажная церковь с престолом во имя Воскресения в верхнем и Варвары Великомученицы в нижнем этаже была возведена в 1770-1787 гг. взамен обветшавшей деревянной. Её проект был выполнен знаменитым местным зодчим Степаном Андреевичем Воротиловым, выходцем из посада Большие Соли.

В конце 18 в. к северному фасаду церкви было пристроено крыльцо с трёхмаршевой лестницей, ведущей на второй этаж. В 1795 г. верхний храм был расписан. В середине 19 в. во время ремонта церкви на месте частично разобранного северного крыльца была сделана двухэтажная пристройка, интерьер украшен живописью по новой штукатурке, а в верхнем храме установили резной золочёный иконостас, выполненный Костромскими мастерами: Андреем Денисовым и Петром Михайловым, дьяконом Костромской церкви Иоанна Богослова. В конце 19 в. церковная территория была обнесена металлической оградой с воротами.

В советские годы были уничтожены глава храма и два верхних яруса колокольни, разобрана ограда, а саму церковь приспособили под жильё с устройством деревянных перекрытий и многочисленных перегородок; часть оконных проёмов при этом была растёсана, другие заложены.

В 1987-1995 гг. была отреставрирована церковь и воссоздана церковная ограда по проекту архитектора ЦНРПМ С.В. Демидова.

В 1990-1995 гг. бригадами Московской областной реставрационной мастерской (рук. Л.П. Русина) и Костромской реставрационной мастерской (рук. Г.Б. Губочкин) реставрированы росписи в верхнем храме, где был установлен иконостас, перевезённый сюда из Троицкой церкви села Красного Сумароковых Нерехтского района. Для нужд музея, расположенного в церкви, севернее храма поставлен одноэтажный кирпичный флигель с несложным фасадным декором, стилизованным в формах конце 18 в. Стены церкви сложены из кирпича, по фасадам оштукатурены и окрашены с выделением декора побелкой. Стройная объёмная композиция церкви построена кораблём. Единственный вход в храм находится на южном фасаде притвора. Настенная клеевая живопись, сохранившаяся в верхнем этаже, относится к середине 19 в. и исполнена в академической манере. В конце 19 столетия она была поновлена маслом с радикальным изменением орнаментики и частичной заменой сюжетных композиций.

В результате реставрационных работ 1990-1996 гг. раскрыт образ святой Варвары в своде верхней трапезной, а также фрагменты живописи середине 19 в. в основном объёме Воскресенского храма. На западной стене восьмерика написан титульный для храма образ "Воскресения Христова". В простенках между окнами восьмерика развёрнут цикл явлений Христа Марии Магдалине и ученикам после Воскресения. На тромпах представлены образа четырёх Евангелистов, на боковых стенах четверика - "Несение креста" и "Положение во гроб". Образ великомученицы Варвары, помещённый на своде трапезной, - единственный не подвергшийся поновлениям крупный фрагмент клеевой росписи, по которому можно судить о качестве живописи середине 19 века. Её небесный образ показан на облачном фоне в окружении многочисленных ангелов и херувимов. Белый с позолоченными деталями иконостас, перенесённый из Троицкой церкви с. Красного Сумароковых, выполнен в стиле позднего классицизма с элементами эклектики в резном декоре. В середине 1990-х годов также проведена его реставрация бригадой резчиков Костромской СНРПМ под руководством В.М. Патрунина.

Престольные праздники[править | править код]

Как добраться[править | править код]

Адрес: Россия, Костромская область, г. Нерехта, ул. Володарского, 34

Телефон: +7 (49431) 7-65-35

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]