Женский монастырь Добричево: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 20: Строка 20:
В 1918 г. на Добричево несколько раз нападали бандиты. После создания Королевства сербов, хорватов и словенцев власти отняли у монастыря часть земель и увеличили налоги. Обитель пострадала во время второй мировой войны.
В 1918 г. на Добричево несколько раз нападали бандиты. После создания Королевства сербов, хорватов и словенцев власти отняли у монастыря часть земель и увеличили налоги. Обитель пострадала во время второй мировой войны.


Церковь монастыря сооружена из крупных, грубо отесанных каменных блоков. Первоначальный храм, иногда датируемый XIV в., был крестообразным, с 2 певницами (пространством для хоров) и 3 полуциркульными апсидами. В начале XVI в. он был перестроен, получив сходство с трехнефной базиликой. Храм перекрыт двускатной кровлей, его центральная часть - крестовым сводом. С западной стороны, вероятно ок. 1745 г., был пристроен прямоугольный притвор под 2-скатной кровлей, на западном фасаде в 1863 г. была поставлена 2-ярусная звонница. Архитектура церкви сочетает черты сербских храмов рашской школы и элементы позднесредневековой архитектуры Дубровника. Фрагменты фресок нач. XVI в. отражают западное влияние, предположительно они были выполнены мастером с Адриатического побережья.
Церковь монастыря сооружена из крупных, грубо отесанных каменных блоков. Первоначальный храм, иногда датируемый XIV в., был крестообразным, с 2 певницами (пространством для хоров) и 3 полуциркульными апсидами. В начале XVI в. он был перестроен, получив сходство с трехнефной базиликой. Храм перекрыт двускатной кровлей, его центральная часть - крестовым сводом. С западной стороны, вероятно ок. 1745 г., был пристроен прямоугольный притвор под 2-скатной кровлей, на западном фасаде в 1863 г. была поставлена 2-ярусная звонница. Архитектура церкви сочетает черты сербских храмов рашской школы и элементы позднесредневековой архитектуры Дубровника.


Особую ценность монастырской церкви представляют фрески, созданные в разных техниках, разными художниками и в разное время. В записи Теодора (Феодора) Зографа от 1672 г., которая также является самым ранним датированным документом о создании фресок, говорится, что церковь была восстановлена ​​священником Байовичем (иеромонахом Моисеем).
Особую ценность монастырской церкви представляют фрески, созданные в разных техниках, разными художниками и в разное время.
 
Фрагменты фресок нач. XVI в. отражают западное влияние, предположительно они были выполнены мастером с Адриатического побережья.
 
В записи Теодора (Феодора) Зографа от 1672 г., которая также является самым ранним датированным документом о создании фресок, говорится, что церковь была восстановлена ​​священником Байовичем (иеромонахом Моисеем).
 
В более старых слоях фресок, выполненных в технике альсекко в конце XVI или начале XVII века, обнаружены фрески монаха Георгия (Митрофановича), который считался самым выдающимся живописцем того времени (им были выполнены фрески в монастырях [[Мужской монастырь Завала|Завала]], [[Печский патриарший женский монастырь|Печской Патриархии]] и [[Монастырь Хиландар|Хиландарской]] трапезной). В наосе монастырской церкви в нижней зоне им написаны сербские святые: свт. [https://azbyka.org/days/sv-savva-i-serbskij Савва Сербский], прп. [https://azbyka.org/days/sv-simeon-mirotochivyj-v-miru-stefan-nemanja Симеон Мироточивый], архиеп. [https://azbyka.org/days/sv-arsenij-i-serbskij Арсений] и король [https://azbyka.org/days/sv-stefan-urosh-iii Стефан Дечанский]. Росписи выделяются из известных образцов того периода редкой цветовой гаммой (светло-зеленые, оранжевые и светло-фиолетовые тона).


Стены припраты ок. 1745 г. расписал худож. Феодор («Страшный Суд» на восточной стене), он же обновлял роспись XVII в. монаха Георгия, неудачно подражая поздневизантийским традициям в сербской живописи XVIII в.
Стены припраты ок. 1745 г. расписал худож. Феодор («Страшный Суд» на восточной стене), он же обновлял роспись XVII в. монаха Георгия, неудачно подражая поздневизантийским традициям в сербской живописи XVIII в.
В более старых слоях фресок, выполненных в технике альсекко, в конце XVI или начале XVII века, обнаружены фрески монаха Георгия (Митрофановича), который считался самым значительным живописцем того времени (им были выполнены фрески в монастырях [[Мужской монастырь Завала|Завала]], [[Печский патриарший женский монастырь|Печской Патриархии]] и [[Монастырь Хиландар|Хиландарской]] трапезной).  В наосе монастырской церкви в нижней зоне им написаны сербские святые: свт. [https://azbyka.org/days/sv-savva-i-serbskij Савва Сербский], прп. [https://azbyka.org/days/sv-simeon-mirotochivyj-v-miru-stefan-nemanja Симеон Мироточивый], архиеп. [https://azbyka.org/days/sv-arsenij-i-serbskij Арсений] и король [https://azbyka.org/days/sv-stefan-urosh-iii Стефан Дечанский]. Роспись выделяется из известных образцов того периода редкой цветовой гаммой (светло-зеленые, оранжевые и светло-фиолетовые тона).


Иконы для иконостаса выполнены Рафаилом Димитриевичем из Рисана.
Иконы для иконостаса выполнены Рафаилом Димитриевичем из Рисана.

Версия от 14:32, 11 марта 2022

Идёт загрузка карты…
Монастырь Добричево

Монастырь Добричево (серб. Добрићево) — монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы Захумско-Герцеговинской и Приморской епархии Сербской православной церкви в селе Орах общине Билеча Республики Сербской Боснии и Герцеговины в 12 км от города Билеча.

История[править | править код]

Монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы Захумско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви. Изначально находился в селе Добричеве близ Требине в Боснии и Герцеговине. В 1964-1965 гг. при строительстве гидроэлектростанции на реке Требишница был перенесен на место близ села Орах, около г. Билеча.

Монастырская церковь была возведена на месте раннехристианской базилики, фундамент которой был открыт при перенесении храма в ХХ в. Согласно легенде, в IV в. император Константин I Великий, возвращаясь из Далмации в Константинополь, восхитился красотой края, воскликнув: «Доброе оно!» - и повелел построить базилику.

Время возведения Введенской церкви неизвестно. В Добричево хранится печать 1232 г., поэтому некоторые исследователи основание церкви относят к XIII в. (Леонтиjе (Нинковић). 1908. С. 4).

В 1644 г. монастырь опустел, в 1649 г. разграблен турками и в 1672 г. сожжен. В 1730 г. его обновили монахи из окрестностей г. Никшич (Черногория). До конца XVIII в. обитель приобрела или получила в дар большое количество церковных облачений, священных сосудов и богослужебных книг.

Во время Герцеговинского восстания 1875-1878 гг. насельники Добричево выступили на стороне восставших, поэтому турки разграбили обитель.

В период первой мировой войны австрийские военные конфисковали монастырскую библиотеку (около 20 тыс. книг), лучшие иконы и главную святыню мононастыря «Добричевское коло» (или «Коло Богородицы») - деревянное паникадило (полиелей) с вышитыми тканевыми вставками со сценами из жизни Иисуса Христа. Игумем Евстафий (Гачинович) пытался защитить реликвию, но его избили и связали, монастырь подожгли - сгорел иконостас храма, фрески были сильно повреждены.

В 1918 г. на Добричево несколько раз нападали бандиты. После создания Королевства сербов, хорватов и словенцев власти отняли у монастыря часть земель и увеличили налоги. Обитель пострадала во время второй мировой войны.

Церковь монастыря сооружена из крупных, грубо отесанных каменных блоков. Первоначальный храм, иногда датируемый XIV в., был крестообразным, с 2 певницами (пространством для хоров) и 3 полуциркульными апсидами. В начале XVI в. он был перестроен, получив сходство с трехнефной базиликой. Храм перекрыт двускатной кровлей, его центральная часть - крестовым сводом. С западной стороны, вероятно ок. 1745 г., был пристроен прямоугольный притвор под 2-скатной кровлей, на западном фасаде в 1863 г. была поставлена 2-ярусная звонница. Архитектура церкви сочетает черты сербских храмов рашской школы и элементы позднесредневековой архитектуры Дубровника.

Особую ценность монастырской церкви представляют фрески, созданные в разных техниках, разными художниками и в разное время.

Фрагменты фресок нач. XVI в. отражают западное влияние, предположительно они были выполнены мастером с Адриатического побережья.

В записи Теодора (Феодора) Зографа от 1672 г., которая также является самым ранним датированным документом о создании фресок, говорится, что церковь была восстановлена ​​священником Байовичем (иеромонахом Моисеем).

В более старых слоях фресок, выполненных в технике альсекко в конце XVI или начале XVII века, обнаружены фрески монаха Георгия (Митрофановича), который считался самым выдающимся живописцем того времени (им были выполнены фрески в монастырях Завала, Печской Патриархии и Хиландарской трапезной). В наосе монастырской церкви в нижней зоне им написаны сербские святые: свт. Савва Сербский, прп. Симеон Мироточивый, архиеп. Арсений и король Стефан Дечанский. Росписи выделяются из известных образцов того периода редкой цветовой гаммой (светло-зеленые, оранжевые и светло-фиолетовые тона).

Стены припраты ок. 1745 г. расписал худож. Феодор («Страшный Суд» на восточной стене), он же обновлял роспись XVII в. монаха Георгия, неудачно подражая поздневизантийским традициям в сербской живописи XVIII в.

Иконы для иконостаса выполнены Рафаилом Димитриевичем из Рисана.

Современное состояние[править | править код]

В настоящее время монастырь Добричево является женским монастырем.

Монастырский комплекс продолжает обустраиваться, посетителей становится все больше и больше. Таким образом, монастырь вновь приобретает то великолепие, значение и роль, которые он имел на протяжении веков.

Рядом с монастырем (в монастырской усадьбе) построен скит св. Анны, где проживают монахини.

В комплекс Добричево, окруженный невысокой каменной стеной, также входят перемещенные вместе с церковью 2-этажный монашеский корпус, несколько захоронений и маленькая часовня во имя свт. Николая Чудотворца.

Святыни[править | править код]

Среди особых монастырских святынь, привлекающих внимание многих посетителей, – почитаемые чудотворные мощи (ладонь с кистью) неизвестного святого в серебряном ковчеге, а также фреска Тайной вечери, которая уникальна тем, что Господь Иисус Христос находится сбоку, а в центре композиции, как это принято в фресковой живописи, а также на ней изображены столовые приборы.

Престольные праздники[править | править код]

Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря

В День Троицы ежегодно на территории монастыря проходит культурное мероприятие – Добричевский собор.

Как добраться[править | править код]

Адрес: Орах, Босния и Герцеговина

Проезд: от Требине в сторону Билечи по дороге M20, в селении Орах свернуть направо, через 600 метров от главной дороги — монастырь Добричево.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]