Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Винница): различия между версиями
Natalia (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Natalia (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение|локация= | {{Местоположение|локация=49.249758292519125, 28.465026237095145|вид=Приходской храм}} | ||
[[Файл:Собор Рождества Богородицы Винница2.jpg|мини|справа|alt=Cобор Рождества Пресвятой Богородицы (Винница), Собор Рождества Богородицы Винница2]] | [[Файл:Собор Рождества Богородицы Винница2.jpg|мини|справа|alt=Cобор Рождества Пресвятой Богородицы (Винница), Собор Рождества Богородицы Винница2]] | ||
'''Cобор Рождества Пресвятой Богородицы''' — православный храм, один из наибольших в городе. | '''Cобор Рождества Пресвятой Богородицы''' — [[Аннотация::православный храм в Виннице, один из наибольших в городе.]] | ||
== История == | == История == |
Версия от 02:18, 10 декабря 2021
Cобор Рождества Пресвятой Богородицы — православный храм в Виннице, один из наибольших в городе.
История[править | править код]
400 лет назад рядом с Винницей появилось новое селение, названное Пятничаны по имени его первого владельца пана Мыська Пятничанского. Как упоминает опись 1552 года, в это время здесь проживало всего 42 крестьянина, которые посещали богослужения в Покровской церкви Винницкого замка. В начале XVIII века приход на свои средства начал строительство деревянного храма в честь Рождества Божией Матери.
1 апреля 1732 года, как свидетельствовала вырезанная на крыльце храма надпись, церковь была освящена винницким священником Красовским в честь Рождества Богородицы. Церковь была построена в древней традиции подольского храмового зодчества.
В скором времени по завершении строительства церковь захватили униаты. Но 29 августа 1794 года православные миряне Пятничан во главе с настоятелем, священником Иоанном Дерманским вернулись в лоно Православной Церкви.
После присоединения Подолии к России Пятничаны стали крупным поселением, поэтому возникла необходимость расширить деревянный храм. В 1814 году выстроена ризница, а внутри устроены хоры для певчих. В 1826 году в церкви был установлен новый 4-х-ярусный иконостас. В 1861 году построен притвор с 18-метровой колокольней, а также дома для причта. Деревянный пятничанский храм являлся историко-архитектурным памятником и украшением города.
В 1865 году, при поддержке графов Грохольских, при храме была построена деревянная церковно-приходская школа. В это время приход насчитывал 1610 прихожан, имел свою усадебную, пахотную и сенокосную земли.
По устному народному преданию, на одной из стен храма было явление Божией Матери. Тогда, узнав об этом событии, православные верующие из окрестных селений приходили помолиться в храм Рождества Богородицы, и некоторые из них утверждали, что тоже видят образ Пречистой Девы.
С годами старый храм ветшал и не мог уже вместить всех верующих. В начале XX века было принято решение о строительстве нового каменного собора, для которого выбрали живописное место недалеко от берега реки. Храм был расположен возле основной дороги, ведущей в город. Рядом находилась паромная переправа через Южный Буг, благодаря чему люди с другого берега (ныне р-н Киевской) тоже могли посещать богослужения.
О том, как строился храм, сохранилось мало сведений. Возможно, проект был сделан городским архитектором Артыновым в 1900-х годах. Строительные работы выполняла артель старообрядцев, которой руководил немецкий инженер. Точно не известна дата освящения нового каменного храма. О его строительстве кратко упомянуто в газете «Православное Подолье» за 1 июня 1912 года. В ней описывается объезд храмов епархии епископом Каменец-Подольским Серафимом: «В предместье Винницы Пятничанах старый деревянный храм очень ветхий и построен вчёрне новый каменный».
Предположительно храм был освящен в 1913-1914 году. Первые службы в нем начались в период Первой мировой войны. Сюда из старой деревянной церкви были перенесены иконостас и иконы. Одна из них находится и поныне в храме — это список XVIII века древней Барской чудотворной иконы Божией Матери .
Деревянный храм просуществовал до 1920 года, и как памятник архитектуры, был изучен Киевским отделом охраны памятников старины. Киевские исследователи произвели обмеры и сделали фотоснимки. Чтобы сохранить храм, верующим предложили передать его приходу Слободы-Шереметской. Старинная церковь была подготовлена к переносу, но что произошло дальше — неизвестно. В Слободе-Шереметевской она так и не появилась. По некоторым сведениям храм сгорел, но вероятнее всего, был разобран на стройматериалы.
После революции большевистская власть начала проводить активную политику по ликвидации церквей.
В 30-х годах настоятель церкви был арестован, а сельсовет колхоза Пятничан принял тайное решение о закрытии храма. Все было устроено так, чтобы верующие не могли оказать сопротивление безбожным властям. Вечером Богородичный храм был окружен цепью солдат, а активисты-комсомольцы во главе с председателем сельсовета ворвались внутрь и принялись уничтожать святыни: срывали иконы, ломали иконостас. Четыре человека пытались скинуть крест с центрального купола, но смогли только согнуть его. С колокольни были сброшены все колокола. Когда упал самый большой колокол, в земле образовалась большая воронка, в окрестных домах были выбиты стекла.
После разорения в церкви организовали зернохранилище. В алтаре пытались открыть хлебный магазин, но люди не посещали его. В 40-х годах купол разобрали и устроили в храме сельский клуб.
В период Великой Отечественно войны, в 1942 году, оккупационные немецкие власти использовали церковь для сбора молодёжи, отправляемой в Германию. Старожилы рассказывали, что некоторые спаслись, убегая через подземный ход, находящийся под храмом.
После освобождения города советские власти по просьбе верующих разрешили эксплуатацию храма, потребовав за это налог в 5000 рублей. Прихожане собирали деньги за аренду по всем улицам Пятничан и среди верующих Винницы. Начались службы, но люди мало посещали богослужения: кто-то боялся репрессий, а кто-то никак не мог забыть о том времени, когда от стен церкви увозили молодежь в далекую Германию. Но, несмотря на это, и благодаря стараниям настоятеля Рождества-Богородичной церкви протоиерея Мелетия, с каждым днем прихожан становилось все больше. До конца своей жизни о. Мелетий служил в пятничанском храме. Здесь же он был погребен. Его могилу можно увидеть недалеко от стен церкви. Большую помощь отцу настоятелю оказывал пожилой прихожанин Андрей Мысак, взявший на себя труд приходского старосты.
Cохранилось мало сведений о жизни прихода в 50-е годы. Сегодня нам известны только имена клириков, служивших здесь: о. Константин, о. Петр, диакон Михаил.
В 1962 году в Виннице был закрыт Преображенский кафедральный собор, в стенах которого устроили Дом физкультуры. Иконостас, иконы и церковную утварь верующие перевезли в Пятничанский храм, и с этого времени храм Рождества Богородицы стал кафедральным собором города. Здесь совершали богослужения епископы Алипий (70-е годы) и митрополит Агафангел (Саввин)(1975-1991; ныне митрополит Одесский и Измаильский). Службы в соборе совершались ежедневно. В 70-80 годах здесь было два престола — в честь Рождества Богородицы и св. ап. Иоанна Богослова.
В связи с закрытием Свято-Преображенского собора пятничанский приход значительно увеличился. Из отчета отдела по делам религий известно, что на Пасхальном богослужении в 1979 году здесь было 3000 человек.
В 70-х годах настоятелем храма был ныне покойный архимандрит Власий (в схиме — Макарий), а в 80-х — о. Стефан (Синюк).
При митрополите Агафангеле в соборе провели капитальный ремонт. В 80-х годах храм был расписан. Первоначально центральная часть храма была расписана по образцу Владимирского собора в Киеве. После возникших повреждений, в канун празднования тысячелетия крещения Руси, сделали новые росписи в древней канонической традиции, по образцам фресок Великого Новгорода, Рождественского собора Ферапонтова монастыря знаменитого иконописца Дионисия. Центром росписи стал образ Божией Матери «Одигитрия», окруженный изображениями ангелов и святых.
В эти годы собор стал центром духовной жизни города. Здесь начинали свое воцерковление в то время молодые прихожане, а ныне архиереи — архиепископ Нововолынский Симеон, епископ и наместник Глинской пустыни Пантелеимон, архиепископ Митрофан — управляющий делами Киевской митрополии.
В память о своем служении в пятничанском соборе митрополит Агафангел подарил мощевик, в котором находятся частицы мощей вмч. Пантелеимона, вмч. Георгия Победоносца и других святых. Над Царскими вратами находится почитаемая святыня храма — список чудотворной Почаевской иконы Божией Матери.
Святыни[править | править код]
- Мощевик, в котором находятся частицы мощей вмч. Пантелеимона, вмч. Георгия Победоносца и других святых
- Почитаемая святыня храма — список чудотворной Почаевской иконы Божией Матери
Престольные праздники[править | править код]
Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября
Как добраться[править | править код]
Адрес: Украина, г. Винница, ул. И. Богуна, 123
Фото[править | править код]